За что отвечает бухгалтер при согласовании договора
Проверка договора с точки зрения бухгалтера
Несмотря на то, что составление и проверка договора относится к работе юриста, все больше компаний не утверждают серьезные договоры до тех пор, пока на нем не будет проставлена резолюция бухгалтера. И для этого есть свои объективные причины.
Прежде всего, главный бухгалтер является едва ли не вторым человеком после директора. И это действительно так, ведь именно от работы бухгалтерии зависит то, насколько предприятие будет финансово защищено.
Начать проверку договора следует с проверки контрагента. Если он относится к числу новых клиентов организации, необходимо уделить некоторое внимание его финансовому и юридическому «прошлому». В частности, при наличии арестов имущества, судебных процессов, а также частых реорганизации, наличия задолженности по налогам и кредитам, будет являться серьезным поводом отложить на некоторое время заключение такого договора до момента полного выяснения ситуации.
Если вы уверены в компетентности и профессионализме вашей юридической службы, то можно проверить только реквизиты. Однако если такой уверенности у вас нет, необходимо провести более тщательную проверку. Предлагаем рассмотреть разделы договора по общепринятой структуре, с подробным рассмотрением наиболее важных разделов с точки зрения присутствия финансовых рисков.
Юридическая практика знает случаи, когда договор был подписан работником, уволенным из организации, или же подпись ставил работник из несуществующего в действительности дочернего предприятия.
В данном случае необходимо сверить сведения, которые указаны в копии учредительных документов фирмы-контрагента, с той информацией, которая внесена в договор.
Особое внимание следует обратить на то, чтобы полномочия должностных лиц, которые подписывают документ, и их ФИО были указаны полностью.
Если сотрудник фирмы-контрагента подписывает договор по выданной доверенности, прежде всего, необходимо проверить его полномочия в вопросах права на заключение и подписания договоров, а также дату выдачи доверенности и срок ее действия.
Расчеты сторон
Если в договоре отсутствуют четкие указания на то, каким образом и в какие сроки производится оплата по договору, это вполне может привести к проблемам с платежами, а также к судебным разбирательствам.
Чтобы предупредить подобный сценарий развития событий, необходимо проанализировать указанную схему взаимных расчетов. Она должна иметь четкие формулировки, изложенные понятия не должны иметь двойной смысл.
В данном случае необходимо проверить:
Ответственность сторон
Случаи того, когда необходимо привлечь недобросовестного контрагента к ответственности, довольно нередки. Чтобы застраховать компанию от возможных убытков из-за задержки поставки товара, либо поставки некачественного товара, в данном разделе договора необходимо прописать штрафные санкции, которые будут применены к контрагенту в случае нарушения условий договора.
Изменение и расторжение договора
Наличие финансовых либо других трудностей у одной из сторон могут послужить причиной того, что в договор необходимо внести некоторые изменения, либо вовсе его расторгнуть.
Такие условия лучше всего уточнить отдельно. Особенно те, которые касаются момента одностороннего отказа от исполнения обязательств. Какие должны быть сроки для уведомления второй стороны, а также форма, в которой это уведомление должно быть сделано. Помимо этого не стоит забывать о санкциях.
Форс-мажорные обстоятельства
Очень многие считают, что это формальный пункт договора, однако участившиеся стихийные бедствия показывают, что лучше, все же, не пренебрегать им.
В этот пункт можно включить все те обстоятельства, которые могут стать причиной невыполнения обязательств по договору в конкретной местности.
Разрешение споров: арбитражная оговорка
Зачастую возникают ситуации, когда решение возникших споров не может пройти без вмешательства суда. Если ваш контрагент из другого города, то лучше заранее оговорить этот момент в договоре: в каком городе будет проходить суд, кто обязан уплачивать командировочные расходы юриста и так далее.
Лучше конечно обойтись без суда, но на всякий случай не помешает указать в договоре свой город, а также проверить, имеется ли в договоре возможность урегулирования споров до арбитража.
Список приложений
Основной договор может иметь в качестве приложений большое количество документов. Каждый из них имеет важное значение, так как отсутствие хотя бы одного вполне может стать причиной признания договора недействительным. Именно поэтому необходимо тщательно проверить пакет прилагаемых документов (спецификаций, доверенностей, техзаданий, актов и т.д.).
Реквизиты сторон
Ошибочное указание одной цифры в номере счета вполне способно отправить ваши денежные средства совершенно другому получателю. Поэтому чтобы впоследствии не тратить время и силы на возврат таких денег, лучше провести проверку правильности указанных данных до момента подписания договора.
Подписи сторон
Ставить подпись на договоре может и сотрудник, который не указан в преамбуле. В данном случае необходимо, чтобы к договору была приложена Доверенность с указанием его инициалов и фамилии, а также полномочий. Если данное условие не соблюдено, договор признается недействительным.
После проверки указанных пунктов вы можете визировать договор и отдавать его на подпись руководителю.
Кто в ответе за договор — бухгалтер или юрист?
Главный редактор журнала «Юрист компании» Дмитрий Алексин рассказал, как, на взгляд юристов, должны взаимодействовать бухгалтерия и юридический отдел компании.
— Бухгалтеры часто сетуют на то, что юристы, составляя или проверяя договоры, принимают во внимание лишь требования Гражданского кодекса, а о налоговых последствиях не думают. При этом из-за условий сделок возникает колоссальное количество именно налоговых споров. И крайним оказывается главбух!
— Не буду отрицать, иногда подобные упреки не лишены оснований. Думаю, по-настоящему грамотный юрист не должен ограничиваться знанием лишь гражданского права. Но хочу обратить внимание: налоговая оплошность чревата лишь суммой налога, пенями и штрафом. Ценой же гражданско-правового промаха может стать вся выручка, а то и потеря целого бизнеса. Хотелось бы, чтобы бухгалтеры это тоже понимали.
— Вы считаете, бухгалтер недостаточно понимает, что есть благо для организации?!
— Нет, просто финансовая и юридическая службы иногда тянут воз в разные стороны. А настоящее благо для компании — слаженная работа ее подразделений… Надо, чтобы все адекватно воспринимали новую информацию.
— В каких же случаях вы предлагаете бухгалтеру обращаться к опыту юриста, чтобы договор не стал предметом судебных разбирательств?
— Взаимодействие с юристами в особенности важно, когда одна и та же экономическая цель может быть достигнута разными средствами. Скажем, получить деньги от учредителя можно разными способами: как вклад в уставный капитал, в качестве займа и т. д. Бухгалтеры в таких случаях часто не задумываются об общехозяйственных рисках, и цена ошибки может быть слишком велика. Кроме того, стоит советоваться по операциям, связанным с внутрикорпоративными отношениями.
— Что конкретно вы имеете в виду? В чем состоит «тайное знание» юристов?
— Это могут быть, в частности, расчеты с участниками, изменение уставного капитала, распределение прибыли. Практика показывает, что иногда бухгалтеры в недостаточной степени владеют вопросами корпоративного права. Поэтому бухгалтер, сам того не заметив, может существенно нарушить права участников, да и просто сделать ошибки в бухучете.
— Насчет ошибок в учете — мне кажется, это все-таки слишком. А есть ли такие случаи, когда юрист, составляя договор, просто обязан посоветоваться с главбухом?
— Взаимодействовать бухгалтерия и юристы должны по каждой сделке. А вообще, юристам нужно особенно прислушиваться к бухгалтеру, когда те или иные условия договора могут повлиять на налогообложение. Нужно постоянно отдавать себе отчет в том, что договор может содержать условия расчетов, выполнив которые компании придется значительно переплатить налоги.
— Может быть, назовете конкретные сделки, условия которых могут отразиться на сумме налогов?
— Например, бывает, что некоторые положения контракта определяют момент перехода права собственности на товар. Не лишним будет посоветоваться с бухгалтерами и при обращении в суд — это влияет на учет безнадежных долгов. Или возьмем условие о предоплате. Если не согласовать его с главбухом, компания может существенно переплатить НДС. А бывает и обратная ситуация: организация предъявляет к возмещению излишнюю сумму и автоматически становится кандидатом на проверку. Также важно посоветоваться с бухгалтерией насчет сроков поставки. Ведь иногда достаточно перенести этот срок лишь на один день вперед или назад — на другой налоговый период — и это поможет компании существенно сэкономить на налогах.
— Все же неверно, когда налоговый спор, выросший из несовершенного контракта, становится исключительно виной бухгалтеров. За что в тексте договора, на ваш взгляд, отвечает юридическая служба, а за что — бухгалтерия?
— Все-таки текст договора главным образом епархия юристов. Большая часть ответственности за соответствие документа закону и интересам компании лежит на них. Но бухгалтер не может устраниться от участия в разработке разделов, затрагивающих учет и налоги. Я имею в виду приемку товаров, работ или услуг, порядок расчетов, документооборот, анализ налоговых последствий и рисков.
— Какова оптимальная последовательность и система согласований текстов договоров между юридической службой, бухгалтерией и другими подразделениями компании?
— Однозначного ответа на все случаи жизни здесь нет. Все зависит от особенностей бизнеса, характера заключаемых сделок. В одной компании юристу достаточно разработать стандартную болванку, а дальше бухгалтерия будет сама оформлять бумаги, подставляя лишь реквизиты. Юристу же останется проверить лишь корректность их заполнения, полномочия контрагента и так далее. В другой организации каждый договор — эксклюзивный, требует тщательной работы юристов над каждой буквой контракта. Оценить реалии и правильно выстроить работу в каждом конкретном случае — творческая задача.
— Стараясь обнаружить полученную компанией налоговую выгоду, инспекторы особо пристальное внимание уделяют посредническим договорам. Кому оптимально поручать проверку партнеров — бухгалтерам или юристам?
— Думаю, что юристам. Как правило, они лучше разбираются в тонкостях законодательства, связанного с регистрацией юридических лиц. Поэтому они потратят меньше времени и сил на проверку партнеров, чем сотрудники бухгалтерии. А такая проверка, сами понимаете, необходима, чтобы вовремя выявлять фирмы-однодневки.
— Из-за чего чаще всего возникает непонимание между бухгалтерами и юристами?
— Основная причина — дезорганизация коммуникаций. А это происходит от нежелания слушать коллегу. Иным сотрудникам бывает попросту лень.
Беседовала Инна Сторожевая
Хозяйственный договор: роль и обязанности бухгалтера при его заключении
Отсутствие учета норм налогового права при заключении договора, даже безупречного с юридической точки зрения, может привести к серьезным санкциям со стороны налоговых органов.
Зачем нужен главбух на этапе заключения договора
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.11.96 г. №129-ФЗ главный бухгалтер организации несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а в соответствии с п. 3 ст. 1 этого закона — за рациональное, экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их сохранность.
В соответствии же с должностными обязанностями, утвержденными постановлением Минтруда и социального развития РФ 12.11.03 г. № 75, одной из обязанностей главного бухгалтера является осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности для выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.
На основании этих обязанностей можно сделать вывод о том, что современный бухгалтер организации обязан анализировать налоговые последствия заключаемых договоров — для минимизации налогового бремени и предупреждения переплаты налогов в бюджет. Совместно с финансово-экономической и юридической службами организации бухгалтер обязан участвовать в налоговом планировании.
Роль бухгалтера при заключении договоров состоит в анализе их налоговых последствий, минимизации налоговых платежей и выполнении требований, предусмотренных законодательством.
Вывод: При работе с хоздоговором главному бухгалтеру нужно не только особое «чутье», которое приобретается с опытом, но и знания в области гражданского и налогового права, а также знакомство с арбитражной практикой.
Налоговые последствия по НДС
Если организация применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, при заключении договоров необходимо учитывать, какую систему налогообложения применяет партнер.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ при условии, что товары, работы, услуги приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения по НДС, либо для перепродажи.
Таким образом, чем больше у предприятия организаций-поставщиков, которые являются плательщиками НДС, тем больше сумма вычетов по НДС, и тем меньше общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
Если поставщик применяет специальную систему налогообложения, например, упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде ЕНВД, он не является плательщиком налога на добавленную стоимость. В этом случае покупатель не платит поставщику НДС и не отражает в учете суммы этого налога, которые можно предъявить к вычету, уменьшив сумму НДС, подлежащую к уплате в бюджет.
Вывод: Если организация-покупатель является плательщиком НДС, при выборе поставщика следует заключать договоры (при возможности) с теми из них, кто также является плательщиками НДС.
Налоговые последствия по налогу на прибыль
Для минимизации налоговых платежей по налогу на прибыль бухгалтеру следует проанализировать: могут ли быть признаны расходы, произведенные по таким договорам, в целях налогообложения прибыли. О расходах, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, указано в ст. 253, 254, 255, 260, 261, 262, 263, 264 НК РФ.
ПАМЯТКА: Перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, не является закрытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
По общему правилу, налогоплательщик вправе в целях налогообложения прибыли уменьшить доходы на сумму произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если расходы, которые предполагается произвести по договору, поименованы в НК РФ как расходы, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, бухгалтеру следует (во избежание разногласий с налоговыми органами) проследить за тем, чтобы формулировки заключаемого договора соответствовали требованиям НК РФ.
Обратите внимание! Если планируемые по договору расходы прямо не поименованы в НК РФ, их можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии соблюдения критериев, указанных в ст. 252 НК РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Бухгалтеру рекомендуется проследить за тем, чтобы формулировки в тексте договора позволяли сделать однозначный вывод об экономической оправданности расходов и о том, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
ПАМЯТКА: Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Налоговые последствия по единому налогупри упрощенной системе налогообложения
Возможно, организация применяет «упрощенку», и выбран объект налогообложения — «доходы минус расходы». В этом случае при заключении договора необходимо проанализировать, можно ли учесть расходы, произведенные по договору в целях налогообложения.
О расходах, уменьшающих доходы для целей налогообложения при «упрощенке», говорится в ст. 346.16 НК РФ. Но в отличие от перечня расходов, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, перечень расходов, уменьшающих доходы при УСН, является закрытым. Таким образом, если расходы, производимые по договору, не поименованы в ст. 346.16 НК РФ, их нельзя учесть в целях налогообложения при упрощенной системе налогообложения.
Соблюдение в договоре требований налогового законодательства
При заключении договора следует анализировать его на предмет соблюдения требований налогового законодательства. Например, при формировании цены по договору следует помнить о ст. 40 НК РФ.
В соответствии с этой статьей налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:
— между взаимозависимыми лицами;
— по товарообменным (бартерным) операциям;
— при совершении внешнеторговых сделок;
— при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В указанных случаях, если цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются более чем на 20% от рыночной цены идентичных товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени. Рассчитывается доначисление из расчета результатов сделки на основе рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Наличие в договоре гражданско-правовых условий
В некоторых случаях при заключении договора следует проверять наличие в нем гражданско-правовых условий, необходимых для правильной организации в последующем бухгалтерского и налогового учета производимой операции.
Например, по договору аренды предприятие-арендатор намерено учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на текущий ремонт и капитальный ремонт помещения. Бухгалтеру следует проверить, относится ли согласно договору к обязанностям арендатора проведение текущего и капитального ремонта.
При заключении внешнеторгового договора на импорт товаров бухгалтеру следует обратить внимание: оговорен ли в договоре момент перехода права собственности. Если из договора не ясно, в какой момент переходит право собственности на товар (а определять это в отношении импортируемого товара необходимо будет по законодательству страны отправления (страны продавца), у бухгалтера могут возникнуть проблемы с определением момента принятия приобретенного товара к учету.
Дата исполнения обязательств по договору
При осуществлении налогового планирования следует обратить внимание на дату исполнения обязательств по договору. Именно она определяет дату признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
Вывод: При согласии контрагента можно влиять на формирование налоговой базы путем установления удобной для организации даты исполнения обязательств по договору.
Договоры, не предусмотренные законом
Особое внимание требуется при заключении договоров, не предусмотренных законом. Возможность заключения таких договоров (не поименованных в части второй ГК РФ и иных правовых актах) оговорена ст. 421 ГК РФ.
Стороны могут заключить смешанный договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом. Однако бухгалтерский и налоговый учет операций по смешанному договору и договору, не предусмотренному законом, может быть затруднен. Причиной этого может стать как различный режим бухгалтерского учета и налогообложения нескольких операций, совершаемых в рамках одного договора, так и отсутствие четкого законодательного регулирования подобных операций. Кроме того, существует риск претензий со стороны налоговых органов ввиду возможности неоднозначного толкования таких договоров.
Вывод: Бухгалтеру рекомендуется добиваться четкого определения предмета договора и выбора разновидности договора, предусмотренной законодательством (т.е. дробления смешанного договора на несколько договоров). Это будет способствовать правильной организации бухгалтерского и налогового учета продаваемых либо приобретаемых товаров, работ, услуг.
Отслеживание выполнения договоров
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ. При отслеживании и выполнении договоров роль главбуха заключается в организации контроля за представлением документов в установленные сроки, а также за тем, насколько эти документы соответствуют установленным законом требованиям. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.
Обратите внимание! Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Заключение
Каждый руководитель должен взять за правило: без участия главного бухгалтера не подписывать ни один хозяйственный договор. Не забывайте, что «без подписи главного бухгалтера финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению».
ПАМЯТКА: В соответствии с п.14 Положения по ведению бухгалтерского учета под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
Очень важно! Через изменение юридического оформления хозяйственных операций можно повлиять на порядок их отражения в бухгалтерском учете, создавая картину финансового положения организации, отражаемую в ее бухгалтерской отчетности. А содержание бухгалтерской отчетности, в свою очередь, влияет на мнение ее пользователей о финансовом благополучии компании и на их конкретные управленческие решения. В случае с налогами — на возможность организации повлиять на режимы налогообложения своих хозяйственных операций через выбор вида договора и его конкретных условий, которые основываются на существующих связях между нормами Гражданского и Налогового кодексов.
Следовательно, договорная политика организации может стать фактором получения организацией экономических выгод как в области бухгалтерского учета, так и в области налогообложения.
Роль бухгалтера при подготовке и подписании договора
«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2011, N 33
Договоры юридических лиц между собой и договоры юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ).
Простая письменная форма обязательна для внешнеэкономического договора, несоблюдение которой влечет недействительность сделки (п. 3 ст. 162 ГК РФ).
Наличие правильно составленного договора важно не только в целях выполнения требований ГК РФ, но и в целях бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, договор является не только средством урегулирования взаимоотношений с контрагентами, но и инструментом налогового планирования.
При составлении бюджета доходов и расходов руководству организации необходима информация, представленная бухгалтером, о прогнозируемых суммах налоговых платежей и платежей по договорам в планируемом периоде.
Бюджет налоговых платежей составляется исходя из учетной политики организации в целях налогообложения, а также из условий заключенных договоров.
Визирование договоров главным бухгалтером организации не является обязательным условием, но весьма желательно с точки зрения повышения эффективности бизнеса и снижения риска налоговых последствий.
Согласно арбитражной практике количество претензий и исков можно значительно сократить, если бы руководители организаций на этапе разработки проекта договора привлекали не только юриста, но и главного бухгалтера.
Правильно организованное согласование договоров помогает исключить возможность негативных последствий, связанных с недействительностью договора или с дополнительными экономическими, налоговыми, валютными, таможенными и другими рисками.
Каждая организация может самостоятельно определить перечень лиц, осуществляющих согласование проекта договора, что должно быть закреплено в графике документооборота организации.
Как правило, это юрист, главный бухгалтер (финансовый директор), руководитель подразделения, инициирующего заключение договора, и др.
Наличие дополнительных виз зависит от специфики договора, направляемого на согласование.
В графике документооборота возможно закрепить следующую последовательность проведения согласования проектов договоров:
Юрист анализирует договор на предмет соответствия законодательству Российской Федерации и выявления правовых рисков, бухгалтер (в сотрудничестве с юристом) выявляет возможные налоговые и бухгалтерские риски, а на подпись генеральному директору договор представляется уже после согласования перечисленными специалистами.
В современных экономических отношениях бухгалтер организации должен заботиться о рациональном и экономном использовании финансовых ресурсов, обязан анализировать налоговые последствия заключаемых договоров в целях минимизации налогового бремени и предупреждения переплаты налогов в бюджет. Кроме того, бухгалтер совместно с финансово-экономической и юридической службами организации обязан участвовать в налоговом планировании.
Чтобы соответствовать всем указанным требованиям, бухгалтер должен обладать знаниями в следующих областях.
В зависимости от вида договора его условия могут регулироваться различными действующими законами Российской Федерации или нормативными документами, действующими на территории страны («Договор купли-продажи», «Договор о встречных поставках» (бартерный договор), «Договор перевозки», «Договор о совместной деятельности», «Кредитный договор», «Договор залога» и т.д.).
Статус контрагента влияет на правильную организацию налогового и бухгалтерского учета предприятия.
Из текста договора должно ясно следовать, кто является сторонами в договоре (юридическое лицо, обособленное подразделение юридического лица, предприниматель, гражданин, иностранное юридическое лицо и т.д.).
К проекту каждого договора должны прилагаться копия устава, учредительного договора и свидетельства о регистрации. Сторона, заключающая договор, вправе потребовать у контрагента предоставления возможности ознакомиться с этими документами в подлинниках, а также представления их копий.
Особое внимание главный бухгалтер должен обратить на договоры, заключаемые с новыми поставщиками, желающими получить от организации в порядке предоплаты крупную сумму.
Необходимо проанализировать вид деятельности контрагентов, осуществление которых возможно только на основании лицензии, наличия свидетельства СРО или других аналогичных разрешений. Данный анализ сводится к проверке наличия разрешающего документа у контрагента по осуществлению определенной деятельности.
При анализе проекта договора необходимо уделять внимание наличию в нем указаний на лицензии, свидетельства (разрешения) на совершение соответствующих видов деятельности и при отсутствии таковых запросить у контрагента копию лицензии или иного разрешительного документа. Лицензия, свидетельства должны быть представлены вместе с приложениями, где подробно расшифрованы виды деятельности, которые могут осуществляться налогоплательщиком на основании данной лицензии или свидетельства.
Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ освобождение от НДС льготируемых операций осуществляется при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности.
Отсутствие лицензии помимо гражданско-правовых последствий (когда договор может быть признан недействительным) может повлечь также неблагоприятные налоговые последствия.
Бухгалтеру необходимо изучить и проанализировать следующие разделы договора: «Цена договора», «Система расчетов» («Порядок оплаты»).
При анализе цены по договору следует обратить внимание на определенные моменты:
установление цены на каждый вид товаров, работ, услуг;
цена товара в валюте;
установление цены в условных единицах;
соответствие применяемых цен требованиям ст. 40 НК РФ.
Порядок формирования цены регулируется не только нормами гражданского права, но и налоговым законодательством.
При формировании цены по договору следует помнить о ст. 40 НК РФ и учитывать, что налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:
между взаимозависимыми лицами;
по товарообменным (бартерным) операциям;
при совершении внешнеторговых сделок;
при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В указанных случаях, если цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
При заключении внешнеторговых договоров особое внимание следует обратить на точное указание валюты и сроков платежей.
В договоре должно быть прописано, какими документами будет оформлено исполнение обязательства. Для бухгалтера в этом случае будет существенна дата подписания договора, так как некоторые доходы и расходы можно признать только после этого.
Особенно важен анализ договоров по сделкам между взаимозависимыми или дружественными компаниями, поскольку заключаемые между ними договоры зачастую не ставят целью урегулировать отношения между сторонами, а обосновать соответствующие действия перед третьими лицами.
При анализе раздела системы расчетов (порядка оплаты) главному бухгалтеру следует прежде всего ориентироваться на выгодность или невыгодность той или иной формы расчетов.
Необходимо также особое внимание уделить транспортным расходам, если это актуально.
Главный бухгалтер должен знать, что в любом договоре должны быть всегда указаны существенные условия: предмет договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Для договора купли-продажи существенными являются такие условия, как наименование товара и его количество (ст. ст. 455 и 465 ГК РФ).
Если стороны не достигли согласия по этим условиям, равно как в случаях, когда в договоре купли-продажи отсутствуют эти условия, нельзя считать договор купли-продажи заключенным.
В договоре аренды существенными являются условия о передаче в аренду конкретного имущества (ст. 607 ГК РФ), если по этим условиям не достигнуто соглашение, то нельзя считать договор аренды заключенным.
Если организация применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, при заключении договоров необходимо учитывать, какую систему налогообложения применяет контрагент.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
При определении статуса контрагента для целей налогообложения необходимо руководствоваться ст. 143 НК РФ.
Это очень важно, поскольку обложение НДС и по налогу на прибыль тесно взаимосвязаны, а указанные налоги взаимно влияют друг на друга.
Не являются плательщиками НДС:
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход;
организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Также не платят НДС организации и индивидуальные предприниматели, которые воспользовались правом на освобождение в соответствии со ст. 145, или применяющие налоговые льготы, предусмотренные ст. 149 НК РФ.
При этом необходимо иметь в виду, что предоставление освобождения от уплаты НДС является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому в случае, если контрагент получает такое освобождение, во избежание неблагоприятных налоговых последствий от него необходима копия данного освобождения.
Если поставщик, применяющий специальную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, следовательно, он не предъявляет НДС, то покупатель не платит поставщику НДС и не отражает в учете суммы НДС, которые можно предъявить к вычету и уменьшить таким образом сумму НДС, подлежащую к уплате в бюджет.
Как правило, при заключении договора информация об освобождении от НДС контрагента позволяет скорректировать цену договора в сторону ее уменьшения на основании отсутствия косвенного налогообложения у одной из сторон заключаемого договора.
При определении статуса контрагента также не стоит забывать и общественные организации инвалидов, которые в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ (при соблюдении определенных условий, предусмотренных данным подпунктом) не являются плательщиками НДС. Данный момент необходимо учитывать при заключении сделки.
В целях минимизации налоговых платежей по налогу на прибыль при заключении договоров, по которым организация производит расходы, бухгалтеру следует проанализировать, могут ли быть признаны расходы, произведенные по таким договорам в целях налогообложения прибыли.
Налогоплательщик вправе в целях налогообложения прибыли уменьшить доходы на сумму произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, если расходы, которые организация планирует совершить по договору, прямо не поименованы в НК РФ, то их можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии соблюдения критериев, указанных в ст. 252 НК РФ.
В ситуации, когда затраты, которые предполагается произвести по договору, поименованы в НК РФ как расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, бухгалтеру рекомендуется во избежание разногласий с налоговыми органами проследить за тем, чтобы формулировки заключаемого договора соответствовали требованиям НК РФ.
Если затраты, которые предполагается произвести по договору, прямо не поименованы в НК РФ как расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, но соответствующие критериям ст. 252 НК РФ, бухгалтеру рекомендуется проследить за тем, чтобы формулировки в тексте договора позволяли сделать однозначный вывод об экономической оправданности расходов и о том, что данные расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Бухгалтер должен знать разные способы обеспечения исполнения обязательств (гл. 23 ГК РФ).
ГК РФ предусматривает определенную ответственность за нарушение договорных обязательств в виде неустойки (штрафа, пени), убытков.
Понятие неустойки описано в ст. 330 параграфа 2 гл. 23 ГК РФ.
Бухгалтеру следует помнить, что новый ГК РФ в ст. 332 «Законная неустойка» четко определил, что «кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон». Но лучше, если ссылка на законную неустойку будет выражена в отдельной статье договора «Ответственность сторон». При этом следует помнить, что п. 2 ст. 332 ГК РФ установил: «Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает».
В данном разделе договора обязательно должны быть указаны почтовый адрес (с индексом), телефон, факс, банковские реквизиты, ИНН/КПП, желательно ЕГРЮЛ.
Если согласно гражданско-правовому договору организация выплачивает физическому лицу доход, в договоре следует указать паспортные данные, ИНН и данные о регистрации физического лица по месту жительства (согласно паспорту).
В статье был рассмотрен минимальный перечень обязательных аспектов, на которые бухгалтер обязан обращать внимание при согласовании проекта договора. Каждый договор должен быть индивидуально изучен и отвечать требованиям законодательства, что поможет исключить организации возможности негативных последствий, связанных с недействительностью договора или дополнительными экономическими, налоговыми, валютными, таможенными и другими рисками.