За что отвечает технический директор
Как техдир должностные обязанности искал. Спойлер — нашел
В прошлой статье я упоминал о четырёх уровнях осознанности техдира. Приведу эти 4 этапа, пройденные мной лично, ниже:
Ответственность за программирование;
Ответственность за технологическую часть продажи;
Ответственность не только за тех. процессы (аналитика, тестирование, менеджмент – на выбор)
Ответственность за полный цикл производства продукта, удерживая в фокусе внимания все связанные с производством процессы.
Следовательно мы видим перед собой картину, как юный технический директор растет в профессиональном плане. Происходит избавлении от различных проявлений неврастении в виде IT-фашизма или управленческой импотенции. Приходит осознание проф. обязанностей и зоны ответственности за цикл производства. Голова раскалывается и наступает жесткое интеллектуальное похмелье, а состояние лучше все визуализирует мемная картинка ниже.
Это очень сложный период. Количество вопросов растет, а ответы найти становится все сложнее. Подростковая IT-фантастика, вроде некогда популярной когда-то книги “Deadline” Тома ДеМарко может навредить, а Максима Дорофеева читать рановато. Вопросы, мучающие разум нашего техдира, намного проще и конкретнее. Например: “Какие у технического директора должностные инструкции и обязанности в зоне ответственности за полный производственный цикл? У всех они есть, а где же тогда мои? Обидно как-то…” Поэтому именно данную тему, хотелось бы затронуть сегодня.
Должностные обязанности
Главная проблема должностных обязанностей технического директора связана с тем, что как только ты пытаешься их струтурировать и внятно представить в виде текста, в результате обязательно получится непригодная ни к чему туалетная бумажка.
Определение общих стратегий технического развития;
Принятие глобальных технических решений;
Внутренний технический арбитраж;
Выбор технологий, которые будут использоваться в том или ином проекте;
Оценка этих технологий в плане финансовых и временных затрат;
Оценка длительности и трудоемкости проектов;
Планирование и построение процессов разработки;
Формирование команд разработчиков;
Распределение задач между командами;
Отслеживание продвижения проектов;
Обеспечение темпа и качество разработки на максимально высоком уровне;
Выбор и внедрение вспомогательных систем для разработки и администрации;
Экспертные предложения по архитектуре или конкретным техническим решениям;
Написание кода, обзоры кода, рефакторинг;
Технический pre-sale ключевых проектов;
Управление техническими рисками на проектах;
Общение с другими отделами и топ-менеджерами компании (CEO, COO, CIO и др.);
Координация работы департаментов;
Технические собеседования с новыми сотрудниками;
Оценка продуктивности сотрудников и решение об уровне их зарплат;
Формирование рабочей атмосферы в коллективе, мотивация сотрудников;
Разборы полетов с тимлидами
Попытка конечно хорошая, но многовато для одного человека. Или выполнение всего перечня не обязательно? И что же конкретно должен выполнять наш техдир в рамках пунктов, описанных ниже?
Определение общих стратегий технического развития
Принятие глобальных технических решений
Обеспечение темпа и качество разработки на максимально высоком уровне
Общение с другими отделами и топ-менеджерами компании?
Вывод: данный вариант – шляпа. Для отдела кадров сойдёт, конечно, но толку от такой должностной инструкции нет, потому что она ничего конкретно не объясняет. Непонятно какого конечного результата вы должны достигнуть, делая всё это. Так что если вы работаете в крупной корпорации или вам не важен результат по любой другой причине – на этом чтение статьи можете заканчивать и нести в отдел кадров полученный список 🙂
С остальными же продолжаем!
В другую крайность впадать тоже нельзя. Решить, что я теперь “отвечаю за всё” – прямой путь к выгоранию. Никто и никогда не сможет отвечать вообще за все, в том числе и техдир. Надо понимать, что сами по себе должностные инструкции не очень хорошо работают даже для линейных сотрудников. Есть такой термин – Итальянская забастовка. Суть ее в том, что сотрудники начинают эти самые инструкции исполнять до запятой. Эффект получается, как от ядерной бомбы. Однако есть одно НО, линейный сотрудник может себе позволит создавать иллюзию бурной деятельности до момента пока его не уволят, а техдир нет.
Я нашёл для себя следующее решение. Я определяю для себя три вещи:
Конечный продукт – то, за что я получаю зарплату (именно продукт).
Зоны ответственности – те вещи, без которых конечный продукт не получится и за которые я могу отвечать (пример: производственный процесс).
Фокус внимания – те вещи, без которых конечный продукт не получится, но я не могу за них отвечать напрямую (пример: стоимость техники).
При этом чем больше вы сможете из фокуса внимания переместить в зону ответственности – тем больше ваша система будет управляема. Главное не надорвитесь.
Итак, конечный продукт технического директора, который я определил для себя, выглядит следующим образом:
Себестоимость производства конечного продукта компании должна быть ниже, чем у прямых конкурентов производящих продукт того же качества.
И так, сразу отвечу на пару потенциальных вопросов.
1. Почему ниже? Пусть будет равна или даже несколько больше, всё равно ещё есть конечная стоимость, маркетинг, продажники – сбыть наш продукт их проблема.
Я действительно знаю конторы, где тащит хороший маркетинг и продажи при высокой себестоимости производства по вине техдира. Ну что тут скажешь – продажники молодцы, а техдир – нет. Можно ли быть стрёмным техдиром и получать зарплату? Можно, но зачем?
2. Почему только прямые конкуренты?
Если вы онлайн-кинотеатр, то как будете сравнивать производительность со своим косвенным конкурентом – кинотеатром обычным? Впрочем косвенных надо держать в поле зрения и помнить о них, это правда.
3. Почему себестоимость? Я технарь, я не хочу разбираться в деньгах.
Можно не разбираться, но понимать про них должен. Иначе – вон из профессии в тимлиды или даже разработчики. Потому что на уровне директора – вы оперируете деньгами и завязаны на них. Простой пример: тимлид может не задумываться при выборе стека технологий о средней стоимости разработчика на рынке. Техдир же обязан об этом думать.
Зоны ответственности
С конечным продуктом разобрались.
Теперь зоны ответственности:
Техническая часть производственного процесса (архитектура, стэк-технологий, инструменты, информационная безопасность).
Организационная часть производственного процесса (орг. структура, должностные инструкции, техники менеджмента).
Кадры, здесь зоны ответственности технического директора в том:
какие люди работают.
А вот что он делает в рамках реализации своей ответственности – зависит от конкретной ситуации. К примеру, если ваша компания состоит из 15 человек, и вы нанимаете по 2-3 человека в год, вы действительно собеседуете их лично. И этого может быть достаточно. Когда у вас 60 человек, то вы должны работать с HR’ом и тимлидами, передавая им свой опыт, своё виденье, выстраивая процессы и настраивая работу. Если у вас более 100 человек, тогда уже тимлиды и HR будут транслировать своё видение и опыт вам. Главное своевременно задать нужный вектор данного процесса
Тоже самое с производственным процессом. До 30 человек – я спокойно принимал все основные технические решение самостоятельно. Теперь у меня сидит целый отдел “ядерной” (от слова “ядро”) разработки.
Поговорим ещё о фокусе внимания. Что я держал в нём:
Конкурентов (прямых и косвенных);
Всё, что касается технологических/организационных вопросов в моей сфере;
Уровень специалистов на рынке труда и их зарплаты;
Уровень подготовки в учебных учреждениях города.
И еще ряд специфических моментов, про которые вам неинтересно.)
Главный вопрос во всем этом деле – если мы ничего не можем напрямую с этим поделать, зачем нам про это знать? Реально, отдельная компания ведь не способна в одиночку повлиять на уровень подготовки студентов?
Самое главное, что мы можем хотя бы частично переводить вещи из фокуса внимания в зону ответственности. Ярким примером является проект Smart Академия. Еще во время работы техдиром в компании “Умный мир”, я понял, что нам не подходят в достаточном количестве ни люди с рынка, ни выпускники учебных учреждений – нам пришлось взять процесс ввода в специальность в свои руки. Кстати, если кто-то на этом моменте пожелает плюнуть в ВУЗы или СУЗы, остановитесь. Дело в первую очередь не в качестве образования, а в том, что между получением образования и освоением профессии есть определенная разница. Там, где сохранился адекватный подход к стажировкам с вводом в специальность, всё более или менее нормально. А вот в Российском IT он не то что сохраниться, он выработаться не успел)))
Должны ли мы, как малые предприниматели, решать эту глобальную проблему? Нет, не должны. Но без этого, мы не решили бы свои задачи по росту, потому что 53 человека из 100 в компании – это выпускники Академии. А значит не надо ныть о падении образования, как это делают некоторые коллеги, а что-то придумывать. Вот мы и придумали – и сегодня Smart Академия самый мощный проект в Томске по вводу в IT.
Теперь, уже как директор компании Спутник – я иду дальше. Моя команда готова транслировать опыт коллегам. Я уверен, что в ближайшее время, вы увидите много толковых стажировочных программ от самых лучших компаний и проектов Томска.
Таким образом образуется супер крутой кейс. Решая собственную проблему, мы создаем новый сектор бизнеса.
Резюмируем
Определите ваш конечный продукт.
Определите за что вы должны отвечать, чтобы он получился (зоны ответственности).
Определите, какие внешние факторы на него влияют (фокус внимания).
Должностные обязанности – это то, что вам нужно делать, чтобы нести ответственность прямо здесь и прямо сейчас.
Со временем конечный продукт остается неизменным и может быть пересмотрен только в связи с какими-то фундаментальными изменениями. Зоны ответственности и фокус внимания – это рабочий инструмент, с которым вы системно работаете в рамках понимания конечного продукта.
А вот что вы делаете в рамках этих зон, то есть ваши должностные обязанности, зависит от многих факторов, например, таких как рост компании. То есть вы их должны регулярно пересматривать! Чтобы не оказалось случайно, что вы лично собеседуете всех 100 сотрудников компании. Вы тогда HR, а не техдир 🙂
И, конечно же, ищите мощные ходы, чтобы снизить влияние внешних факторов на вашу деятельность.
Кстати, приём с конечным продуктом хорош не только для директоров. Рекомендую проделать его со всеми работниками и внести конечный продукт в должностную инструкцию. В каком бы виде она у вас не существовала 🙂
Подписывайтесь на мой инстаграм, это тоже один из новых вызовов. Как минимум, буду публиковать там анонсы новых статей.
Технический директор: должностные обязанности
У предприятий, занимающихся строительством объектов, работающих в сфере информационных технологий, производящих товары, в штате есть технический директор, должностные обязанности которого не все могут корректно прописать. Всему виной разновидности специальности и, как результат, разные сферы ответственности.
Технический директор: описание должности
Это управленец, отвечающий за технические процессы на производстве, разбирающийся в технологиях и способный подобрать оптимальную под ту или иную задачу. Его ещё называют СТО от английского «Chief technical officer».
Надо сказать, что в целом в круг его обязанностей входит обеспечение бесперебойной работы организации в вопросах технологий, причём это и функционирование, и безопасность, и планирование, и контроль над выполнением плана. Однако на практике всё зависит от задач, которые будут возложены на этого специалиста.
Чаще всего, чем меньше компания, тем сильнее сотрудник вовлечён непосредственно во все технические процессы. Соответственно, в крупной компании он зачастую отвечает только за своё подразделение, причём, вероятнее всего, даже может просто распределять задачи по специалистам и контролировать их выполнение.
Разновидности специальности
В зависимости от сферы, в которой работает организация, у такого специалиста могут быть разные функции.
Директор в строительной компании
Должностные обязанности технического директора предприятия, которое специализируется на строительстве, сводятся к контролю над выполнением строительных работ. При этом специалист принимает участие в обсуждении и согласовании проекта, следит, чтобы объекты сдавались в срок.
Также он контролирует состояние инженерных систем (электроснабжения, водоснабжения и пр.), оснащения. А в случае выявления неполадок продумывает работы по их устранения, мероприятия по усовершенствованию.
Директор на производстве
В обязанностях технического директора на производстве — контроль над функционированием производственных процессов. Зачастую речь идёт о каких-то сложных системах, которые внедрены в организации. Причём специалист их чаще всего и подбирает, а после следит, чтобы они исправно работали, либо планирует и проводит ремонтные работы, модернизацию и т. д.
IT-директор
Область его ответственности — информационные технологии. В большой компании этот специалист стоит во главе соответствующего подразделения и создаёт и развивает компьютерную инфраструктуру с учётом целей и задач бизнеса. Для этого он:
Если это IT-компания, его обязанности зачастую включают ещё и работу с проектами клиентов. Например, если им предлагаются услуги разработки сайтов, то IT-директор согласовывает детали проекта, затем выбирает инструменты для его реализации, распределяет задачи по специалистам и контролирует ход их выполнения. Попутно он ведёт проектную и техническую документацию по IT-продуктам.
Должностные обязанности и области ответственности технического директора предприятия
Чаще всего специалист занимается:
Также в должностные обязанности технического директора на предприятии может входить подбор средств для автоматизации бизнес-процессов и производства и их внедрение и т. д.
Кем руководит технический директор
Технический директор возглавляет техническое подразделение (службу). К слову, он же занимается и подбором кадров в своё подразделение. Количество сотрудников и их компетенции будут зависеть от сферы деятельности компании и её величины.
В область ответственности технического подразделения обычно входят:
С кем взаимодействует техническое подразделение
Поскольку в обязанности технического директора, по сути, входит обеспечение работы технического подразделения, оно будет взаимодействовать с:
Наконец, будет взаимодействовать техническое подразделение и с бухгалтерией, ведь нужно списывать устаревшее оборудование, продавать ненужное, оформлять счёт-фактуры на закупку нового оборудования и др.
Какие требования предъявляются к соискателям на эту должность
Проанализировав должностные обязанности технического директора, несложно понять, какими качествами и компетенциями должен обладать кандидат на этот пост. В первую очередь это:
Надо сказать, что на практике хорошие технические директора — это стратеги, прагматики, аналитики. Чтобы преуспеть в своей сфере, им нужно иметь или развивать в себе такие качества, как стрессоустойчивость, стратегическое видение, любознательность, коммуникабельность, лидерство. Также для них будет плюсом умение грамотно использовать своё время (тайм-менеджмент), делегировать задачи.
К слову, большинство специалистов в сфере — мужчины. Их возраст в среднем — около 40 лет.
Должностная инструкция: зачем нужна, как составляется
Документ, в котором прописываются обязанности каждой должности, в том числе технического директора, называется должностной инструкцией. Разрабатывает его непосредственный руководитель (генеральный директор или его заместитель) совместно с юридическим отделом, реже — кадровая служба.
В инструкции прописываются обязанности сотрудника, уровень оплаты труда, условия премирования, подчинённость, документы, регламентирующие его работу, его права, требования к квалификации, ответственность.
Рекомендации по её составлению:
Основная функция должностной инструкции — налаживание эффективной работы сотрудника.
Надо отметить, что с помощью должностных инструкций можно также ускорить процесс ввода в должность. Хотя лучше для каждой должности и вовсе подготовить должностные папки, где будут храниться не только инструкции, но и документы, касающиеся работы сотрудника. Например, политика скидок для продавца. Более того, в папку нужно вложить документ с целями, ценным конечным продуктом должности, статистики (как будет измеряться результативность труда). Чем точнее будут прописаны все пункты в документах, тем легче и быстрее новые сотрудники смогут адаптироваться и тем меньше на этапе адаптации у них будет вопросов, отвлекающих от работы, к руководителям и коллегам.
Выводы
Технический директор — это востребованный специалист. Он нужен и на предприятиях, занимающихся производством товаров, и в строительных или IT-компаниях, причём в каждом случае у него будут свои должностные обязанности. Их важно прописать в должностных инструкциях, это ускорит процесс ввода сотрудника в должность, а также повысит эффективность его работы.
Найти технического директора не всегда легко, поскольку специфика работы такова, что к нему предъявляются много требований (высшее профильное образование, квалификация, стаж от 3–5 лет, знание английского языка и мобильность). Однако хороший специалист сможет как минимум наладить эффективную работу всего предприятия, решив технические вопросы, а как максимум — поможет бизнесу успешно расти и развиваться.
ИТ-директор: кто это и чем занимается
ИТ-директор — топ-менеджер компании, в зоне ответственности которого находится все, что связано с информационными технологиями: от работоспособности техники до создания сервисов, оптимизирующих труд сотрудников и повышающих эффективность бизнеса.
Он отвечает за политику компании в сфере информационных технологий. Эти задачи стали особенно актуальны в пандемию из-за массового перехода на удаленную работу — теперь нужно учитывать возможность дистанционного контроля компьютеров сотрудников, обеспечивать безопасный доступ к корпоративным сервисам.
ИТ-директор, директор по информационным технологиям, директор ИТ-департамента, начальник отдела информатизации и цифровизации — все это, как правило, название одной и той же должности. В иерархии компании эти специалисты обычно занимают уровень заместителя гендиректора и подчиняются или генеральному, или напрямую учредителям.
В России есть профессиональный стандарт для должности ИТ-директора, он утвержден указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года. В стандарте профессия называется «Менеджер по информационным технологиям». Указано, что этот специалист входит в категорию руководителей и старших должностных лиц государственных органов управления.
Сколько зарабатывает ИТ-директор
По данным профильного ресурса ИТ-специалистов «Хабр.Карьера», медианная зарплата технических директоров составляет порядка 220 000 руб. Верхняя граница находится на уровне 400 000 руб. Это исследование проводилось с помощью опроса работающих специалистов. По данным trud.com, средняя зарплата ИТ-директора в России — 108 290 руб., в Москве — 166 478 руб.
Еще нужно учитывать, что ИТ-директор — профессия уровня топ-менеджера, то есть кроме оклада и премий таким руководителям выплачивают квартальные и ежегодные бонусы, а также предлагают акции компании и расширенный соцпакет. Работодатели предлагают ИТ-директорам качественное ДМС в ведущих клиниках, массаж и психолог в офисе, оплата фитнес-зала, компенсация дополнительного образования. Смотрите также: Как повысить эффективность ИТ-службы в условиях кризиса
Требования к замещающим должность ИТ-директора
Если вы планируете работать в государственных структурах, то от вас потребуют высшее образование со степенью специалиста или магистра. Вам придется постоянно повышать квалификацию по программам управления персоналом и бюджетами.
В частных компаниях круг требований шире. Если проанализировать имеющиеся на рынке вакансии, становится ясно, что от соискателей ждут знания методов защиты информации и современных сетевых технологий. Пригодится опыт разработки ПО или навыки администрирования, причем как Windows, так и *nix-систем. Еще нужно понимать современные методики организации ИТ-деятельности, обладать навыками разработки технической документации.
Успешный претендент на должность ИТ-директора должен обладать развитыми управленческими навыками, иметь руководящий опыт в ИТ от двух лет. Желательно иметь опыт руководства командами, которые внедряют или модернизируют продукты и сервисы.
ИТ-директор должен хорошо знать письменный и разговорный английский язык, уметь бегло читать техническую документацию.
Чем занимается ИТ-директор
Должностная инструкция ИТ-директора обычно содержит работу над созданием, внедрением и модернизацией конкретных проектов, которые необходимы компании. В широком смысле это полный цикл работы — от организации процессов до планирования бюджета ИТ-служб, управления персоналом и анализа эффективности работы подразделений.
ИТ-директор должен уметь разрабатывать ИТ-стратегию компании — формировать цели, прогнозировать результаты и презентовать их совету директоров, гендиректору или учредителям.
Затем организовать работу, прописать инструкции и требования к персоналу, сформулировать KPI и грейды для отделов. В обязанностях ИТ-директора обычно есть функция управления отношениями с поставщиками и потребителями информации — в зависимости от деятельности компании это могут быть внешние заказчики или внутренние, например, другие отделы.
Еще придется заниматься безопасностью — ИТ-директор должен наладить систему бесперебойного обмена информацией между сотрудниками по защищенным каналам.
Наконец, одна из ключевых обязанностей — управление ИТ-бюджетом компании. В современных компаниях ИТ-директор должен готовить и оптимизировать бюджет, оценивать его, стремиться к соблюдению положительного показателя ROI, то есть окупаемости инвестиций в информационные технологии. В обязанностях ИТ-директора есть и организация закупок — нужно проводить тендеры.
Какими навыками должен обладать ИТ-директор
Это должность уровня топ-менеджера, поэтому соискателям нужно иметь развитые навыки:
Развитое системное мышление. Нужно обладать так называемым техническим мышлением, логическими способностями, уметь раскладывать сложную задачу на небольшие подзадачи, превращать хаос в упорядоченную структуру.
Целеполагание и делегирование — задач у ИТ-департаментов, как правило, очень много. Поэтому в первую очередь директору по ИТ нужно избегать микроменеджмента и переходить на стратегическое управление. Нужно научиться ставить задачи так, чтобы подчиненные понимали истинные цели и достигали их.
Расстановка приоритетов. ИТ развивается стремительно — каждый день появляются новые сервисы и возможности. Важно уметь отделять действительно важные обновления от декоративных и не несущих компании пользу, и внедрять только первые.
Харизма и эмоциональное лидерство. Сфера информационных технологий предполагает интенсивные интеллектуальные нагрузки. Это сложно, и работникам порой нужна поддержка. Они должны понимать, что работают не просто ради денег. В такие моменты ИТ-директору пригодятся навыки лидера — умение создать в коллективе позитивную атмосферу, мотивировать людей двигаться, вести их за собой.
Переговоры. ИТ-директору важно обладать развитыми навыками коммуникации — их придется применять во время подбора сотрудников, общения с поставщиками, внутренними и внешними заказчиками.
Всему этому и не только можно научиться на курсе Русской Школы Управления
«ИТ-директор». Узнать подробности и зарегистрироваться → Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления