За что погибли содом и гоморра
Содом и Гоморра. Грех Содома и Гоморры.
Согласно Ветхому завету, города Содома и Гоморры были в союзе с городами Адмы, Шевоим и Бела (Сигор). Эти пять городов, также известные как «города на равнине», были расположены на Иорданской равнине в южном регионе земли Ханаанской. Некоторые исследователи полагают, что это место находилось к северу от современного Мертвого моря, другие считают, что к югу.
Божественным судом были уничтожены Содом и Гоморра, равно как и соседние Адма и Шевоим. Сигор (Бела) был единственным городом, избежавшим гнева Божьего, так как в нем спрятался Лот. В Авраамических религиях, выражение Содом и Гоморра – синоним нераскаявшихся грехов, падения и божественного возмездия за грехи.
Этимология названий Содом и Гоморра – неясна. Вероятно, название Содом пришло из ранних семитских языков, и связано с корнем sadama со значением «ускорить», «усилить», «укрепить». Название Гоморра, возможно основано на корне ghmr, что означает «глубоко».
Библейская история о Содоме и Гоморре
Библейское описание падения Содома и Гоморры записано в 18 и 19 главах Бытия. Господь и два ангела пришли поговорить с Авраамом. Господь сообщил Аврааму, что
…вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.
Авраам умолял Господа пощадить Содом и Гоморру, потому что племянник Авраама, Лоти его семья жили в Содоме. Господь обещал пощадить Содом и Гоморру, если там найдется хотя бы десять праведников. Однако, как оказалось, единственным праведником в Содоме и Гоморре оказался Лот.
Глава 19 книги Бытия повествует о двух ангелах, маскируются под людей, посещающих Содом и Гоморру. Племянник Авраама Лот сидел у ворот Содома. Он поклонился путникам до земли и пригласил их в дом. Вскоре жители Содома окружили дом Лота и требовали отдать им путников. Лот просил их не делать зла и готов был отдать толпе на растерзание своих дочерей. Ангелы поразили толпу слепотой и приказали Лоту взять семью и уходить из города. Ангелы вывели Лота из города и велели спасаться на горе.
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.
В чем был грех Содома и Гоморры?
Господь наказал Содом и Гоморру, но за какие грехи? Существует несколько версий.
Гомосексуализм. Сегодня термин «содомия» часто используется для обозначения сексуальных отношений между двумя мужчинами, будь то добровольных или принудительных. Очевидно, что гомосексуализм был одним из грехов, за которые Бог уничтожил города. В Послании Иуды говорится:
Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного…
Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.
И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.
Согласно этим строкам Библии, гомосексуализм был не единственным грехом, из-за которого были разрушены города Содома и Гоморры, но, вероятно, одной из причин, среди других указываются жадность и негостеприимность.
Содом и Гоморра – научное прочтение.
Величайший разлом на суше называется Великий рифт или Великий африканский разлом. Это разрыв земной коры, идущий от Сирии в Азии до мыса на оконечности Африки, простираясь на чем в 5000 километров. Туристы едут в Великую рифтовую долину, чтобы насладиться удивительными пейзажами — вертикальными скалами среди огромных долин. Ученые считают, что обычные землетрясения не могли спровоцировать появление столь огромного раскола в земной коре. Вероятно, причиной стало падение метеорита.
Образование Великого рифта — вероятная причина гибели Содома и Гоморры
Возможно, именно это событие нашло отражение в библейской истории о Содоме и Гоморре, когда пролил Господь дождем серу и огонь с небес. На следующее утро Авраам посмотрел в сторону города на равнине и увидел дым, поднимающийся от того места, где были города, словно дым из печи. Однако, именно этот дым навел исследователей на другую точку зрения, для объяснения которой нам нужно уточнить местоположение Содома и Гоморры.
Где находились Содом и Гоморра?
Единственное указание на местоположение Содома и Гоморры дается в Библии:
пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.
Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое. (Книга Бытия, глава 14)
Ранние исследования, касающиеся расположении этих двух городов, остались без результата. Ученый Ф. Олбрайт сделал вывод, города Содом и Гоморра поглотило Мертвое море, которое поднялось много выше своего естественного уровня. Эта теория была поддержана Ральфом Э. Барни, который исследовал окаменелости в южном бассейне Мертвого моря.
Однако, вскоре исследователи обнаружили близ Мертвого Моря руины великой крепости Babe dh-Dhra, построенной из камня и возвышавшейся над оврагами Вади Карак. Еще семь построек были вскоре найдены восточнее первой крепости. По остаткам зданий было понятно, что место это было разрушено в результате пожара. Исследователи утверждают, что крепость Babe dh-Dhra была расположена в Содоме. Здесь проводились ежегодные праздники, на которых присутствовали жителями пяти городов равнины Сидим.
Место неподалеку под названием Нумейра считается Гоморрой. Оба места были одновременно разрушены в результате пожара, причем, как свидетельствуют исследователи, пожар начался сверху – с крыш зданий. Единственным возможным объяснением этого уникального открытия в библейской археологии является предположение, что горящие обломки упали на здания сверху. Но как такое могло случиться? Существует достаточно доказательств о подземных месторождениях природных битумов, похожих на асфальт, в регионе к югу от Мертвого моря. Такой материал обычно содержит высокий процент серы. Геолог Фредерик Клэпп утверждает, что землетрясение могло стать причиной выхода битумных месторождений из земли через линии разлома. Битум мог падать на землю, как горящая пламенеющая масса. Найденные же города к югу от Мертвого моря находятся как раз на линии разлома. Густой дым, который увидел Авраам, подтверждает эту версию, ведь густой дым характерен для горения нефтяных продуктов, к которым относится битум.
Гибель городов Содома и Гоморры, возмездие Бога.
Содом и Гоморра: страшное небесное наказание как результат грехопадения человечества. Многие размышляя над книгой Бытия, находят в ней отражение состояния не только прошлого, но и современного общества. Текст Библии раскрывает важную причину духовного упадка человечества в допотопный период жизни патриарха Авраама и его племянника Лота.
Содом и Гоморра, уничтоженные рукой Господа
Для одних древняя легенда погибших городов всего лишь мифическая история нравоучительного характера. Для других вмешательство таинственных сил внеземного, или даже божественного происхождения.
А между тем Священное Писание помнит о двух городах древности: Содом и Гоморра, стоявших когда-то на Мертвом море. Библия рассказывает, насколько сильно пал человек в грехе, что Бог послал на горожан огонь и серу, приняв решение уничтожить созданных по образу своему и подобию.
Большинство ученых считает, что огненное уничтожение городов скорее литературная метафора. Однако археолог Роберт Каргилл считает, что огонь с неба является ярким символом полного уничтожения от руки Господней.
Открытие современных астрономов и археологов свидетельствуют о том, что уничтожение Содома и Гоморры огнем не является моральной притчей, но возможно являются реальным историческим событием с падением крупного астероида.
Шумерский артефакт, обнаруженный в 2008 году, подтверждает историческую катастрофу, связанную с уничтожением библейских городов. На глиняной табличке шумерским астрономом было зафиксировано живописное зрелище в ночном небе — некий объект на огромной скорости пронесся между звездами.
В Бытии не поясняется в точности через какие грехи погибли Содом и Гоморра, хотя упоминается насколько жители были аморальными. Люди переживали время духовного обнищания: пьянства, разврата, с отсутствием достоинства и благородства, приветливости к путешественникам. Горожане не проявляли уважения к ангелам, пришедших в виде двух путников, предупредивших о приближении большой беды.
Библия также сообщает о спасении семьи Лота в пещере городка Сигор и непослушание воле Божией его женщины, нарушившей запрет ангелов. Обернувшись назад она от небесного огня мгновенно превратилась в соляной столб. Для науки важны материальные факты, путем глубокого исследования, анализа, доказывающих существование того или иного явления, тогда как христианин воспринимает это верой.
Библия является уникальной книгой, описывающей историю человечества и природные явления. Но в тоже время, в какой-то мере, древние тексты являются первой книгой волшебного мира, где живут боги, ангелы и демоны. Это все тот же осовремененный мир фэнтези, где успешно обитают такие персонажи как гномы и хоббиты, живут слуги дьявольского порождения, и это не требует доказательств. Итак, завершив вступление рассмотрим мир мифологии под прицелом науки.
И БЫЛИ ГОРОДА СОДОМ ГОМОРРА.
«И наслал Яхве на Содом и Гоморру серу и огонь со стороны Яхве. И сверг он те города и все вокруг, со всеми жителями городов и растительностью земли».
Имя Содома связано с арабским корнем «садма», смысл которого понимается как «печаль», «мучение», «покаяние», «истощение». Содом и Гоморра были расположены один над другим на равнине. Очень близко к двум городам была Долина Сидима, поблизости лежали города Адма, Соар и Зебой.
В то время Содом, так и Гоморра воевали с царствами Елама, Шинара, Елазара и Гойма. Лот и его люди были взяты в плен в царство Гоим в Содоме и переданы Дану, откуда они были спасены Авраамом, дядей Лота, вместе с его товарами и людьми. Лот вернулся в Содом, но в то время Содом уже имел репутацию города злых людей.
Согласно рассказу книги Бытия, Бог открыл Аврааму, что он уничтожит Содом и Гоморру огнем и серой, потому что грех людей ужасен и необратимым, и только Лот и его семья могут быть спасены. Авраам заступился за праведника из города Содома, и Бог сказал ему, что он не уничтожит его, если, по крайней мере, он найдет там пятьдесят праведников. Бог позволил Аврааму вмешаться, пока не убедился, что там не было и десяти праведников.
А между тем два ангела Бога вошли в Содом, чтобы спасти Лота. Ангелы были красивы и привлекали внимание горожан. Увидев их, Лот пригласил ангелов и настоял, чтобы они ночевали в его доме, но прежде чем они легли спать, люди Содома окружили дом Лота и потребовали, чтобы тот отдал своих гостей. Но Лот отказался. Там были еще предложение в адрес двух девственных дочерей Лота в качестве удовлетворения. Обезумевшая в грехе толпа попыталась сломать дверь дома Лота, но гости от Бога ослепили нападавших.
Ангелы, прежде чем уйти объяснили Лоту, что главное не оборачиваться, так как тот, кто сделал это, станет статуей соли. Лот бежал со своей семьей в небольшой городок под названием Соар, что означает «малость» или «ничто», к юго-западу от Мертвого моря.
Бог вызвал разрушение Содома и Гоморры огнем и серой. По дороге в Соар жена Лота повернулась, чтобы оглянуться назад и превратилась в статую. Вместе с Содом и Гоморрой были разрушены города Адма и Зебой. Лот собирался укрыться в Соаре, но предпочел укрыться в пещере со всеми его потомками.
ПРИЧИНА УНИЧТОЖЕНИЯ СОДОМА И ГОМОРРЫ.
Ссылка на гомосексуальные практики кажется понятной в библейском тексте. Однако не может быть окончательно утверждена идея, что Бог уничтожил города именно по этой причине, поскольку ивритские слова того времени не имеют точной трактовки под призмой нашего современного понимания.
Правда сообщается, что и жители Содома, и Гоморры, и соседние города, «прелюбодействовали и пошли за другой плотью», неся «развратное поведение развращенных людей».
Св. Павел также осуждал отношения между людьми, свидетельствующими о том, что грех идет против здравого учения. Это увещевание в письмах Павла пытаются сохранить христианские люди, свободные от таких «традиций» как: «прелюбодеи, гомосексуалисты, работорговцы, лжецы, и все, кто выступает против здравого учения».
У Иезекииля мотив божественного гнева четко излагается, когда он приводит следующее: «Это было преступление: гордость, прожорливость, ленивость сладкой жизни. Они не помогали бедным и обездоленным, они гордились, и совершали мерзость предо мною, поэтому я заставил их исчезнуть, как вы видели».
Определенно, причиной разрушения был не только гомосексуализм, как сообщается в популярной истории. В послании Иуды на это проливается немного больше света: «И тот же Содом и Гоморра, и соседние города которые подобно им, презрели и пошли за другой плотью, пострадали от боли вечного огня, служа примером».
УНИЧТОЖЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С АРХЕОЛОГИЕЙ.
В 1989 году археолог Рон Уайат обнаружил останки двух городов, превращенные в пепел на западном краю Мертвого моря. Один у подножия Масады, а другой у подножия горы Содом. Согласно выводам, исследователь нашел в этих руинах фундаменты сооружений, а также керамические останки, все погребенные пеплом катастрофы.
Согласно исследованиям, города были разрушены примерно 3900 лет назад катастрофическим огнем. Причины события могут быть вызваны сильными землетрясениями, возможными оползнями к Мертвому морю и выбросом легковоспламеняющихся газов, которые уничтожили города огнем.
Канадские геологи Грэм Харрис и Энтони Берардоу обнаружили, что полуостров Лизан, расположенный к восточной части моря, был эпицентром крупного землетрясения более 6 баллов по шкале Рихтера. Катастрофа произошла примерно 4000 лет назад, что прекрасно согласуется с разрушением Содома, Гоморры, Адмы и Зебой. Очевидно, что библейский миф находит уверенное подтверждение.
ТЕОРИЯ НАСА.
В исторической книге Бытия говорится, что Бог уничтожил Содом и Гоморру, пролив огонь и серу над обоими городами, — и это рассматривалось как мифическая история в назидание потомкам. Но недавно НАСА задало вопрос о том, упала ли с неба «сера и огонь», где история жены Лота, ставшей статуей соли, обрели научную основу. Несколько астрономов считают, что разрушение Содома и Гоморры связано с деятельностью крупного небесного тела.
Доктор Джон С. Льюис, почетный профессор планетных наук Университета Аризоны, и содиректор Космического центра инженерных исследований НАСА, считает, что разрушение Содома и Гоморры было вызвано космической бомбардировкой. Согласно его книге, Дождь огня и льда, была реальная угроза космической бомбардировки астероидом.
Профессор Льюис пишет, что дождь огня с неба может быть описанием разрыва и распада кометы в атмосфере Земли над этими древними городами. Большие фрагменты скалистого материала и льда падали с неба, что наблюдалось как «дождь огня». Кроме того, материал кометы богат серой.
Даже падение небольших частей может вызвать сильный запах серы, настолько мощный, что он может удушить человека. В тоже время, это не отвечает на вопрос: Кто наслал на города уничтожение? Трактовка катастрофы может быть самой обширной, и в том числе соответствовать библейскому утверждению – Бог уничтожил города.
Профессор Льюис предположил: некоторые библейские комментаторы поняли истинный смысл того, что обнаружено в этой фразе о пожаре и сере, падающем с неба. Для тех, кто знаком с астрономией и древней литературой, выражение «огонь, падающий с неба» не является загадочным выражением или литературным оборотом-метафорой.
Другие признаки того, что астероидная бомбардировка во время разрушения Содома и Гоморры реальное событие: «Он повернулся к Содому и Гоморре и всему региону, и, заметив, Он видел, как дым поднимается с земли, как костер. Дым костра, по словам доктора Льюиса, относится к облаку, которое выгорает и появляется после удара и взрыва космического объекта.
Относительно случившегося с женой Лота, ставшей статуей соли, следует отметить, что еврейское слово, переведенное как «соль», является термином «малах», что означает «пыль». Это поясняет, что жена Лота, оглядывающаяся назад, была измельчена, как соль или пыль; то есть она стала столбом пыли, наблюдая за происходящим с небезопасного расстояния.
Если воздействие кометы происходит в атмосфере, комета разваливается, но в результате возникают свирепые ветры, содержащие перегретые пылевые частицы, которые поднимаются с места удара увеличивая зону опасности. Любой, кто удивляется этому увеличению может быть задушен и покрыт горячей пылью и стать столпом пыли после того, как он остынет и затвердеет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Чем интересны истории и события в мире фэнтези, они не требуют научных доказательств, жизнь там идет своим чередом без участия академических выкладок, это вопрос веры.
Определенно каждый человек может иметь свою собственную теорию о проблеме уничтожения Содома и Гоморры. Многие будут думать, что такое разрушение было вызвано природным влиянием. Но неоспоримо и другое — в любом случае это была воля и Божье решение.
Содом и гоморра
Библейскую историю о Содоме и Гоморре нетрудно принять за фантастику. Действительно, история о двух городах, уничтоженных «огнем и серой» за греховное поведение их обитателей, выглядит надуманной. Однако археологические исследования подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.
Рассказ о Содоме и Гоморре переносит нас в ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля поселился на Земле обетованной. Предки иудеев вели полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, переходя из одной области Ближнего Востока в другую в поисках новых пастбищ для скота. Их предводителем во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец–основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила — всеми арабами. Авраам играет видную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни, по сути дела, излагается одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события имели место около 2100 г. до н. э.
Авраам родился в «Уре халдейском», который обычно считается шумерским городом Ур в южной Месопотамии (нынешний Ирак). Его семья переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно тогда, как сказано в Книге Бытия (12: 1—5), Бог открыл Аврааму его судьбу. Авраам должен был покинуть Месопотамию и поселиться в Ханаане (нынешняя Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Взяв свою жену и родственника Лота вместе с их домочадцами, Авраам направился в Ханаан. После недолгого пребывания в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге Ханаана и занялись скотоводством.
Между пастухами Авраама и Лота возник конфликт из?за права пользования пастбищами, поэтому Авраам предложил разделиться. Лот и члены его семьи откочевали дальше на восток, на равнину по другую сторону Мертвого моря (современный Иордан), и раскинули свои шатры возле города Содом. Равнина «орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская». В наше время этот район представляет собой бесплодную пустошь с угнетающе жарким климатом и крайне скудными водными ресурсами. Однако во времена Лота на равнине находилось пять процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор. Управляемые пятью царями, они были достаточно мощными и богатыми, чтобы напасть на коалицию месопотамских правителей и нанести им поражение.
Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии постоянно упоминается о «порочности» жителей пяти городов, особенно Содома и Гоморры. Природа этой порочности, которую обычно принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне ясной. Но среди грехов содомитов негостеприимность занимала одно из первых мест, и их падение лишь ускорилось из?за грубого обращения с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей. Жители Содома потребовали, чтобы Лот вывел их на улицу, и стали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно собрать свою семью и искать убежища в горах, ни в коем случае не оглядываясь назад.
Лот взял жену и дочерей и покинул город, который вскоре превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась посмотреть и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.
Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили своего отца и поочередно переспали с ним; в результате обе зачали от него сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян — иорданских племен, которые впоследствии превратились в заклятых врагов израильтян.
После этого мы больше не слышим о Лоте. Что касается Авраама, то он наблюдал катастрофу с безопасного расстояния из Южной Палестины. Когда он посмотрел в направлении Содома и Гоморры, то «…увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Все города на равнине были уничтожены разгневанным Богом.
Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую «нравоучительную историю», выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими «нечестивцами» в прямом и переносном смысле были враги израильтян из племени моавитян и аммонитян. Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп. Мертвое море так богато солью, что рыба не может выжить в нем, и его побережье усеяно колоннами кристаллической соли самой разнообразной формы. Случайное сходство между одной из таких колонн и человеческой фигурой вполне могло породить историю о человеке, превратившемся в соляной столп. Эта местность также очень богата самородной серой, которую иногда находят в виде маленьких шариков. Могло ли это обстоятельство породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь?
Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно найти в мифах других народов. Например, в греческом мифе об Орфее ему удалось спасти свою жену Эвридику из Аида лишь при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.
История посещения двух ангелов очень похожа на другую историю из античных мифов в пересказе поэта Овидия. В нем повествуется о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии (ныне центральная Турция) и были неприятно удивлены недружелюбием местных жителей. В отместку за дурное обхождение боги уничтожили целый город, пощадив лишь чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и предложили им еду.
На самом деле сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его обитателей, был очень популярен. За примерами не нужно далеко ходить, поэтому возникает искушение интерпретировать историю Содома и Гоморры в чисто фольклорном смысле.
Наилучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, пересказавшему историю своего народа для греко–римских читателей. По всей видимости, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно».
Сами исследователи Библии мало что могли сказать в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т. К. Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в своей статье, опубликованной в «Библейской энциклопедии» в 1903 г., истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Великим потопом.
В 1924 г. команда археологов, возглавляемая Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом, в местечке под названием Баб–эль–Дахра обнаружила остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных глиняных черепков название «Баб–эль–Дахра» было нанесено на археологические карты Иордана.
Но лишь в 1970–е гг. археологи начали осознавать истинное значение открытия. Под песками и пылью пустыни находилось крупное поселение, датируемое ранним бронзовым веком (примерно 3100—2300 гг. до н. э.).
Баб–эль–Дахра теперь известна как один из древнейших городов Палестины. Археологи раскопали там храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщиной около 7 м, возведенной из камня и глиняных кирпичей. Но самым неожиданным открытием стало расположенное поблизости кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По различным оценкам, там похоронено около полумиллиона людей (также там найдено около трех миллионов горшков с погребальными дарами).
Еще до раскопок стало ясно, что Баб–эль–Дахру погубил огонь — куски губчатого древесного угля были разбросаны повсюду в окрестностях поселения. Впоследствии Баб–эль–Дахра оставалась заброшенной в течение двух тысяч лет, до начала эллинистической эпохи.
Это не единственное палестинское поселение, которое постигла такая участь. Вскоре после начала раскопок в 1975 г. археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб обнаружили Нумерию — другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу, тоже усеянное губчатым древесным углем, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтоженная огнем примерно в то же время, что и Баб–эль–Дахра, Нумерия тоже оставалась заброшенной в течение двух тысяч лет.
Итак, в раскопках возникла некая закономерность. К 1980 г. Рэст и Шауб представили предварительные выводы: обнаруженные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорилось в Книге Бытия (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор).
В научных кругах поднялся ропот. Один академик немедленно пригрозил лишить экспедицию Рэста и Шауба финансовой поддержки, если они действительно собираются отождествить места своих раскопок с библейскими «городами на равнине». К счастью, такая истерия не повлияла на продолжение работ, и примерно через двадцать лет специалисты перестали ломать копья в дискуссии о Содоме и Гоморре.
Что же было причиной разрушения пяти процветающих городов около 2300 г. до н. э.? Есть ли точки соприкосновения между археологией и религией?
В Библии сказано, что Бог обрушил на Содом и соседние города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые античные авторы, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о «громовых стрелах», или просто о «молниях».
Как заметила геолог Дороти Виталиано, «маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого погибли четыре города». (Речь идет о четырех городах, поскольку некоторые утверждали, что город Сигор пережил катастрофу.)
Но давайте учитывать еще один фактор. С древних времен известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия упоминается о «смоляных ямах» в долине Сиддима неподалеку от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из?за плававших в нем кусков битума. Их количество резко увеличивалось после землетрясений; в некоторых сообщениях упоминается о глыбах размером с дом.
Содом и Гоморра фактически сидели на пороховой бочке. Более того, они были построены на крупном разломе земной коры — долина реки Иордан и Мертвого моря является продолжением Большого рифта в Африке, одной из основных зон сейсмической активности на планете. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.
Дороти Виталиано соглашается с предположениями своих предшественников: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима примерно за 2000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовались при строительстве внешних стен или зданий, они послужили дополнительным топливом для пожара».
Интересно заметить, что она написала это в 1973 г., до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.
Два видных специалиста, Д. Негев из геологической службы Израиля и К. Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл в штате Массачусетс, посвятили целую книгу участи Содома и Гоморры. По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века. Негев и Эймери полагают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве. Следует обратить внимание на тот факт, что битумы в этом районе очень богаты серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясения, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.
Так что же, тайну Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но подождем отправлять тему в архив.
Выяснилось, что одновременно с землетрясением в районе, расположенном к юго–востоку от Мертвого моря, произошли резкие климатические изменения. Земли, которые некогда обильно увлажнялись и были достаточно плодородны, внезапно стали более сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселялись. Жестокая засуха продолжалась около трехсот лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.
Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры — это лишь один маленький фрагмент головоломки большего масштаба. Одновременно с резким ухудшением климатических условий практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, причем многие — в результате землетрясения. Во всей Турции было сожжено или заброшено не менее 300 городов; к их числу принадлежала и Троя, которую Шлиман считал гомеровской Троей. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века. В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид: страна скатилась в пучину анархии. Уровень Нила резко упал, а на западе пустыня Сахара отвоевала обширные области, которые некогда были плодородными и хорошо орошаемыми.
Сегодня многие факты указывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тысячелетия до н. э. была частью глобального катаклизма. Более того, некоторые свидетельства заставляют ученых искать объяснение за пределами Земли. Есть одна причина, которая может объяснить резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из?за выброса огромного количества пыли в атмосферу: столкновение Земли с крупными метеоритами и фрагментами комет. Так, сравнительно небольшой обломок кометного вещества, взорвавшийся над Подкаменной Тунгуской в Сибири в 1908 г., вызвал сотрясения, отмеченные сейсмографами по всему земному шару, и опустошил огромные пространства тайги. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясению, и к извержениям вулканов.
Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, уничтоженных «небесным огнем», может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.