За что ставят оценки по музыке в школе
«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки».
«Критерии оценок на уроках музыки.
Педагогические размышления об оценке на уроках музыки».
Учитель музыки Манькова О.Ю.
Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка».
Он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления.
Это эффективный путь к формированию личности ребенка.
Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка – предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика,
где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству самореализации и совершенствованию.
Музыка, является посредником между творчеством и восприятием.
Урок музыки – урок вхождения в мир искусства, не мыслимый без познавательной активности учащихся.
Ни один из видов искусства не удостаивался определения «метафизическое», кроме музыки.
Метафи́зика с древне-греческого языка означает —
Таинственное, непостижимое воздействие музыки на человека, способность преобразить человеческую душу, вызывали предположение о связи музыки с божественным,
Посредством музыки стремились преобразить мир.
Не случайно в древних философских учениях музыка выступает
выражением онтологических оснований Космоса, гармонии и высшего порядка, установленного Небом.
Подобного статуса не достигала ни одна из форм искусства.
Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух,
творческие способности, навыки восприятия музыки.
Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.
Учитель обязан создать на уроке музыки доброжелательную, спокойную, творческую обстановку.
Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому, слабому, поддержит его похвалой;
сумеет так дифференцировать задание, чтобы и способные дети развивались активно.
Вот одна из реплик педагога в процессе разучивания песни:
Можно ли сказать точнее!
Многие учителя имеют свои критерии в выставлении оценки на уроке музыки.
На своих уроках я провожу различные дидактические музыкальные игры: определение музыкального лада, фактуры, регистра, аккордов, композиторского стиля.
Все задания обязательно оцениваются, причем зачастую дети оценивают себя сами, в зависимости от результатов.
Они сами считают свои ошибки.
Учитель должен вести в этом направлении серьёзную работу, так как это вопрос не только учебной деятельности, а и нравственной культуры.
На протяжении многих лет ведётся дискуссия на тему: «Педагогическая оценка на уроке музыки».
Постоянно, год за годом встаёт один и тот же вопрос, в какой мере духовное развитие учащихся в процессе формирования у них музыкальной культуры может быть оценено учителем?
Как следует подходить к оценке исполнительской деятельности учащихся?
Мало того, применение отрицательных оценок резко противоречит,
предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству.
Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос, какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки?
Это коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив)
и индивидуальная оценка конкретного ответа ученика.
Как же оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а о высказываниях, размышлениях ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя?
Ни у одного учащегося нет причины оставаться на «нулевой отметке» пути к овладению основами музыкальной культуры.
Число и многообразие ступеней на этом пути бесконечно.
Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех. Каждый ребёнок воспринимает и понимает музыку по-своему.
Проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна.
Конечно, необходимо оценивать знания учащихся,
но на уроках музыки для ученика важнее словесное поощрение его ответов учителем.
Нужны совершенно иные критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту ученика.
Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса:
в своеобразии ответов (а не только в их правильности),
в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы),
в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения,
в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке.
Ученик может проявить себя:
в вокальной сфере, как хороший солист,
в хоровом исполнении музыки,
обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации,
в интересе к чтению книг о музыке,
Границ и предела проявления ребятами своих творческих данных, строго говоря, не существует.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности:
слушания музыкальных произведений, хорового пения, музыкального анализа произведений, импровизацию.
Дополнение о каждом виде деятельности и его оценивания:
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-исполнение неуверенное, фальшивое.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы (письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
7.Ведение тетради по музыке.
Тетрадь на уроках музыки.
Требования к ведению тетради для учащихся 5-7 классов.
В тетрадь записываются:
2.Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни.
3.Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.
4.Названия и авторы разучиваемых песен.
5.Сложно запоминающиеся тексты песен.
7.Сообщения, выполняемые учащимися по желанию
(по темам отдельных уроков.)
8.В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.
Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов(в связи с записываемыми темами).
Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.
Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть.
Оценка выставляется за:
1.ведение тетради (эстетическое оформление;)
3.выполненное домашнее задание.
4.самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».
За что ставят оценки по музыке в школе
Автор: Фисенко Наталья Александровна
Организация: МОУООШ с. Робчик
Населенный пункт: Брянская область, Унечский район, с. Робчик
Слайд 1
Если мы будем учить сегодня так, как мы
учили вчера, мы украдем у наших детей завтра…
Джон Дъю (американский психолог, педагог)
Меняется общество, меняются и цели образования, изменился стиль преподавания, появляются новые педагогические технологии. Реализация стандартов второго поколения в начальной и основной школе выдвигает вопрос о формах и методах оценивания достижений учащихся на уроках музыки.
Слайд 2
Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.
Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.
Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.
Слайд 3
Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.
Слайд 4
Что же такое оценка?
«Оценка» в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное, количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.
ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.
В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система
оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.
Слайд 5
Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»
Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень.
Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.
Слайд 6
К ритерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.
Слайд 7
Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.
Слайд 8
Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся, особенностей социокультурного окружения ребенка.
Поэтому существуют специальные методики, которые, дополняя друг друга, в совокупности дают объективную характеристику музыкальной культуры школьников. Такие методики дают возможность судить как о возрастных изменениях, так и об изменениях, связанных с обучением.
Слайд 9
На первый план выступают современные формы оценивания достижений учащихся, к ним относятся:
1. Накопительная система оценки достижений учащихся (викторины, проверочные работы, тесты, анализы классической музыки, исполнение песен наизусть, активное участие в работе малых групп, афиши изученных песен).
2. Приемы самооценки и взаимооценки в образовательном процессе (самоанализ с оценкой).
3. Защита учебных проектов как форма оценки достижений учащихся (рефераты, сообщения, доклады, исследовательские работы, оформленные письменно).
4. Творческие произведения (стихотворения, рисунки, эссе, музыковедческие анализы, музыкальные аранжировки, компьютерные презентации, иллюстрации к музыкальным произведениям).
5. Портфолио учебных достижений.
Новые технологии и формы оценивания направлены на развитие активной личности учащегося, способного осознанно сделать выбор в видах деятельности, оценить результаты собственного творческого роста, определить трудности в освоении темы и пути их преодоления.
Слайд 10
При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.
При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:
Слайд 11
Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.
Слайд 12
Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.
Слайд 13
Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.
Слайд 14
Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.
Слайд 15
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
Параметры
Критерии
Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге
При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.
К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес
Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
Суждения о музыке односложны.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
выполненых самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
Высказанное суждение обосновано.
Узнавание музыкального произведения,
(музыкальная викторина – устная или письменная)
Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения
80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра
100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.
Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра
Слайд 16
Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры
Критерии
Знание музыкальной литературы
Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя
Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами
Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты
Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы
Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки
Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество
Слайд 17
Выполнение домашнего задания
Критерии
В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась
При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе
Слайд 18
Исполнение вокального репертуара
Параметры
Критерии певческого развития
Исполнение вокального номера
Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону
интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера
художественное исполнение вокального номера
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах
художественное исполнение вокального номера на концерте
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
На уроках я использую разные формы контроля:
наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), слушание музыки, исполнение музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.
Слайд 19
МАСТЕР-КЛАСС
Обязательные условия:
Самое главное не давайте себе команды ( что я рисую). Позвольте своей руке насладиться красотой музыки, потанцевать, порисовать, а вы, в это время, впустите музыку в себя и растворитесь в музыке, позвольте себе насладиться ей. Думайте о чем угодно, какие мысли вам навивает эта музыка, и отдохните. НАЧАЛИ!
щелчок (звучит музыка)
СТОП
Прекрасно! Запечатлите эту улыбку у себя на лице. Сколько бы дети не рисовали у них всегда на лице улыбка от своей работы. Это опять таки еще один плюс нашей работы. Я желаю вам, чтобы улыбка не сходила с вашего лица, ведь это улучшает наше настроение.
Вы увидели паутинки, которые нарисовали, ребята ее называют коляки-маляки. А теперь внимательно посмотрите на нее, какая она у Вас бесподобная, что в нутрии нее вы можете найти, увидеть, для того чтобы ваш образ получился более отчетливо, вы можете закончить начатые фракталы определенным образом.
Теперь каждый фрактал закрасьте своим цветом (по выбору). Карандаш выбираем с закрытыми глазами и только выбрав карандаш решайте сами какой фрактал им закрасить. Если вдруг карандаш к вам приходит несколько раз, найдите для него фрактал, если вдруг вам попался карандаш какой вы бы не хотели использовать, примените его хотя бы чуть –чуть, ведь его выбрала ваша рука, она вам подсказывает образ.
Что такое фрактал-это маленькая завершенная фигура.
Звучит музыка (работа самостоятельно)
Слайд 20
А теперь вы можете всмотреться и увидеть образ, который Вас посетил при прослушивании музыкального произведения. Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов. И я прошу Вас, дать оценку нашей с вами работе. (смайлики)
Слайд 21 (физминутка) МП3
Слайд 22
Современный учитель должен обеспечить единство в управлении процессов усвоения УУД и контроля качества усвоения.
Большое значение на уроке приобретает увлеченность ребят, их интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах деятельности учащихся и свидетельствующих о влиянии музыки на внутренний мир ребенка.
При таком понимании учета хорошо видна его не только обучающая, но и воспитывающая функция.
Слайд 23 Спасибо за внимание! Мне было приятно с вами работать!