За что травят джоан роулинг
Джоан Роулинг обвиняют (опять) в трансфобии и расизме после ее высказывания в твиттере. За писательницу заступились феминистки
Джоан Роулинг раскритиковали после ее недавнего твита. Создательницу Гарри Поттера обвиняют в трансфобии (нетерпимость к трансгендерам) и расизме.
Все началось с того, что писательницу возмутило выражение в статье Devex под названием «Мнение: после пандемии Covid-19 нужно создать более справедливый мир для людей, которые менструируют».
«Люди, которые менструируют. Я уверена, что для обозначения этих людей уже есть какое-то слово. Кто-нибудь, помогите мне. Жинщины? Жайнщины? Жунщщ?», — написала Роулинг.
Термин «люди, которые менструируют» относится к женщинам и некоторым небинарным людям. Кроме того, это выражение используется, чтобы не оскорбить трансгендеров, поскольку у транс-мужчин бывают менструации, а у транс-женщин их нет.
В итоге твит писательницы возмутил многих людей и теперь ее обвиняют в трансфобии. И это не первый случай. В декабре прошлого года общественность возмутило то, что Роулинг поддержала женщину, уволенную с работы за заявление о том, что трансженщина не является женщиной.
Чуть позже Роулинг уточнила свою точку зрения. «Если биологического пола не существует, то однополой любви тоже нет. Если пола не существует, то вся реальность, в которой живут женщины, стирается. Я знаю многих транс-людей и люблю их, но размытие концепции биологического пола отбирает у многих людей возможность осмысленно обсуждать свою жизнь. Я говорю правду, а не пытаюсь кого-то оскорбить», — подчеркнула Роулинг.
«Джоан Роулинг создала персонажа азиатского происхождения по имени Чжоу Чанг и поместила ее на факультет для ботанов, единственный ирландский персонаж постоянно что-то взрывает (отсылка к Ирландской республиканской армии), гоблины — это воплощение антисемитских стереотипов», — говорит @dianelyssa.
При этом за писательницу заступились фанаты, среди которых также есть феминистки и представители сексуальных меньшинств, много поддерживающих комментариев от русскоязычных пользователей.
«Роулинг — смелая женщина, которая написала, что она относится к радфем и написала очевидные вещи, о которых мы все говорим и за которые мы все боремся. Ни одна тварь не имеет права говорить, что «вот она богатая, превилегии, терф, бла-бла». Черт, вы понимаете, что Ро писала свое», — пишет @slytherinsshine.
«У меня наверное очень непопулярное и не вписывающееся в «современность» мнение, но я ненавижу, когда женщин называют «people with periods», people who menstruate». Идите в задницу. Я не хочу, чтобы у меня отбирали мою индивидуальность. Я ассоциирую себя как женщину», — говорит @aimei_sin.
На ровном месте: Джоан Роулинг снова затравили из-за трансгендеров
Спецвыпуск о 20-летии первого фильма о Гарри Поттере пройдет без создательницы магической вселенной Джоан К. Роулинг. Писательница решила отстоять право женщин зваться женщинами, и оказалась исключенной из собственного детища. Активисты продолжают угрожать ей: в преддверии юбилейной даты для поттероманов они слили в Сеть ее адрес. Как самая популярная писательница XXI века и борец с дискриминацией стала жертвой культуры отмены из-за пары постов в Twitter, читайте в материале «Известий».
Отмена создателя
«Твой мир — мой мир», — писала шестилетняя девочка Вероника из Санкт-Петербурга создательнице поттерианы Джоан К. Роулинг. Книги о «мальчике, который выжил» были выпущены полумиллиардным тиражом по всему миру. С Вероникой, поблагодарившей британскую писательницу за вселенную со Школой чародейства и волшебства Хогвартс, согласились бы миллионы детей и взрослых — так называемое «поколение Гарри Поттера», которое росло вместе с героем бестселлера, уже преодолело порог в 30 лет.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»
При этом в январе по СМИ разошлась новость, что студия HBO Max собирается снимать сериал по вселенной Гарри Поттера.
В 2020 году писательница рискнула публично возмутиться, что женщин называют «людьми с менструацией» в году трансперсонам. Активисты до сих пор заваливают ее угрозами. «Адрес моей семьи запостили трое активистов-актеров. Они сфотографировались у входа в мой дом так, чтобы всем точно был виден наш адрес», — написала Джоан Роулинг в Twitter в понедельник, 22 ноября.
Не первый раз женщины подвергаются преследованиям в соцсетях, испытывают проблемы на работе и даже получают угрозы об изнасиловании за высказанное мнение, подчеркнула она: «Ни одна из них не защищена так, как я. Эти женщины и их семьи поставлены в положение, когда они вынуждены бояться и испытывать отчаяние только потому, что они отказываются признать, что социально-политическая концепция гендерной идентичности должна заменить концепцию пола».
Джоан Роулинг добавила, что поступившими угрозами могла бы обклеить целый дом. Но это не заставит ее замолчать и отказаться от своей позиции, пока полиция Шотландии продолжает расследование. Отказ HBO пригласить ее на воссоединение съемочной команды в «лучших» традициях культуры отмены писательница так и не прокомментировала.
Культура отмены, она же cancel culture — явление, когда людей, в основном медийных личностей, и даже целые компании подвергают осуждению и лишают поддержки как в общественном поле, так и в профессиональном сообществе за действия и высказывания, которые воспринимаются как возмутительные или оскорбительные.
Фандом раскололся. Те, кто отказываются подвергать автора забвению за нетрендовое мнение, запустили в ее поддержку хештег #IStandWithJKRowling.
«Когда мне было девять и я была немного «странным ребенком», книги Роулинг подарили мне эскапизм, радость и утешение, которые были необходимы для выживания в школе, — пишет, например, швея-миллениал из Шотландии. — Теперь я взрослая, и Джоан Роулинг подает пример честности, силы и достоинства».
Акцию в поддержку писательницы подхватили поттероманы и сочувствующие и в других соцсетях. На момент написания материала хештег вышел в тренды Twitter, в Instagram по нему опубликовано более 10 тыс. постов, в TikTok по нему порядка 380 тыс. просмотров.
Могущественное магическое ЛГБТ
Едва ли 20 и даже 10 лет назад кто-то мог представить, что Джоан Роулинг, икону феминизма, демонстративно не пригласят на съемки ностальгического шоу о франшизе.
В 1997 году, когда свет увидела первая книга о Гарри Поттере, публика не знала, кто скрывается за сокращением J.K. Издательство предпочло скрыть пол автора, чтобы не потерять часть аудитории: в те годы по статистике мальчики предпочитали читать написанные мужчинами книги.
Книга и ее автор обрели мировую славу. Из матери-одиночки, которая еле сводила концы с концами, Роулинг превратилась в самого продаваемого и самого высокооплачиваемого автора нового тысячелетия. Писательница и сама была примером для феминисток, и в книгах поддерживала их взгляды: в пересчете на реальное время в 2017 году министром магии Великобритании, например, назначили Гермиону Грейнджер, а не ее знаменитого лучшего друга.
Писательница Джоан К. Роулинг раздает автографы фанатам во время премьеры фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2», 2011 год
Хотя Джоан Роулинг без восторга высказалась о фанфиках по мотивам своих произведений, она не сковывала свободу самовыражения авторов, притом что фандом активно фантазировал о любви однополых персонажей, создавал на замену Гарри избранных-девушек и вообще мало в чем себе отказывал.
Радикальное Рождество
Джоан Роулинг легко встраивалась в либеральную повестку, пока разговор не зашел о гендерной идентичности. Репутация автора пошатнулась в декабре 2019 года, когда она выступила в защиту налогового консультанта Майи Форстейтер. Юристку уволили за посты в Twitter, в частности, о негативном отношении к законодательным поправкам, которые разрешили заявлять о гендерной принадлежности без привязки к биологическому полу и медицинских показаний. Проще говоря, она отказалась соглашаться с тем, что мужчина, который по паспорту и физически во всем остается мужчиной, может из-за самоощущения неожиданно назваться женщиной.
Суд признал увольнение Форстейтер законным (в 2021 ей всё же удалось обжаловать это решение. — Ред.), что возмутило Роулинг. «Одевайся как хочешь. Называй себя как хочешь. Спи со взрослыми, которые выразили согласие. Живи и радуйся в мире и безопасности. Но увольнять женщин за то, что они заявляют, что пол — это реальность?» — написала она 19 декабря 2019 года.
Актеры Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и писательница Дж. К. Роулинг на премьере фильма «Гарри Поттер и Дары смерти», 2010 год
С тех пор активисты отмечают 19 декабря #GenderCriticalComingOutDay, день открытой критики в адрес политики гендерной идентичности, и запускают хештег #IStandWithReality («Я за реальность»). Из-за того, что дата оказалась в календаре рядом с Рождеством, защитники трансгендеров прозвали этот день TERFmas по аналогии с Christmas (TERF — сокращенное от trans-exclusionary radical feminist, исключающая транс-людей радикальная феминистка).
Но тогда Роулинг еще не попала под опалу «прогрессивной общественности». Культура отмены добралась до нее в июне прошлого года: она саркастически прокомментировала публикацию, в которой слово «женщина» заменили на «людей с менструацией». «Кажется, у нас было для этого отдельное слово», — заметила писательница.
На нее ополчились и фанаты, и звезды, в том числе исполнители главных ролей в поттериане: Эмма Уотсон (Гермиона Грейнджер), Дэниел Рэдклифф (Гарри Поттер), а также Эдди Редмэйн (играет главного персонажа серии «Фантастические твари и где они обитают»). Рэдклифф впоследствии и вовсе поставил ультиматум: он сыграет Гарри Поттера в продолжении франшизы только в том случае, если Роулинг уволят.
«У меня есть знакомые трансгендеры, и я люблю их. Говорить правду — не значит ненавидеть», — подчеркивала Роулинг, настаивая, что понятие пола уничтожать нельзя. Она опубликовала эссе, в котором развернуто объяснила, почему считает такую гендерную политику ущемляющей женщин. Однако травлю было не остановить.
Следующий «раунд» ждал писательницу в сентябре 2020 года в преддверии выхода детектива «Дурная кровь»: в книге маньяк одевается в женскую одежду, чтобы найти жертв. Всего двумя годами ранее писательницу славили как борца с дискриминацией после выхода романа «Смертельная белизна», в котором главный злодей — антисемит, а теперь крупный благотворительный фонд Oxfam снимает с продажи детскую игру про вдохновляющих женщин, потому что на одной из карточек — Роулинг.
Докажи рублем
По словам автора поттерианы, 90% фанатов, которые присылают письма, согласны с ее позицией. Однако публично озвучить мнение побаиваются, опасаясь и за рабочее место, и даже за безопасность.
Однако тогда не шло речи о трансфобных высказываниях писательницы. Некоторые фанаты просили любимого автора остановиться и отказаться от новых книг по вселенной Гарри Поттера, чтобы не «оживлять дохлого коня», но едва ли это значительно отразилось на капитале Роулинг.
По подсчетам Variety, после скандала в Twitter в июне 2020 года она якобы упустила доход в 2 млн долларов за счет одной лишь американской аудитории, которой не по нраву ее трансфобные настроения. Такой вывод издание сделало на основе статистики: за июнь продажа печатных книг в США выросла на 31,4%, продажи книг Роулинг — 10,9%, а конкретно серии о Гарри Поттере — на 7,7%. При этом годом ранее в тот же месяц они продавались активнее всех.
По данным Amazon, в 2021 году книги о Гарри Поттере вернулись в списки самых читаемых и продаваемых.
Если отдельные активисты и наказывают писательницу рублем за мнение, пытаясь затравить ее в рамках культуры отмены, выходит не слишком убедительно. Ее новая детская книга «Рождественский поросенок» пятую неделю возглавляет список бестселлеров The New York Times.
Выкинули за борт
Это свидетельствует о том, что та группа активистов, которая задает тон в западном обществе и выдает свои узкогрупповые интересы, нормы и принципы за общецивилизационные, опирается пока еще на незначительную часть общества, говорит кандидат исторических наук, замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
— Для большинства людей на Западе эти нормы, принципы и требования пока еще не стали обязательными. Они по-прежнему покупают книги Роулинг, да и вообще многие из них солидарны с ее позицией. Однако, к сожалению, это молчащее большинство, — сетует он в беседе с «Известиями». Кричащее меньшинство же «монополизировало право говорить от имени прогрессивной части общества», добавляет Владимир Шаповалов: «Этот ценностный разрыв углубляется и становится очень серьезной проблемой».
С одной стороны, можно сказать, что Джоан Роулинг «отделалась легким испугом», говорит социальный психолог Алексей Рощин. «А с другой показательно, что на ней культура отмены вообще хоть как-то отразилась. Ведь по идее это человек максимально защищенный — миллиардер, популярная во всем мире писательница. Эта ситуация — урок, что нет неприкасаемых», — рассуждает собеседник «Известий».
Алексей Рощин, социолог, социальный психолог
Раньше казалось немыслимым, чтобы всеобщая любимица получала десятки тысяч пожеланий смерти, причем не будучи в чем-либо виноватой.
С ним солидарен Владимир Шаповалов. История с Роулинг — яркий пример, потому что она ко всему прочему всегда выступала сторонником прогрессивных идей, активно занималась благотворительностью и защищала права женщин. «Сейчас мы видим, что ее собираются сбросить с парохода современности в западном обществе», — замечает замдиректора Института истории и политики МПГУ.
И хотя продажи книг и популярность творчества писательницы пока вне угрозы, культура отмены отчасти сработала — как символический акт, считает Алексей Рощин. Те, кто угрожают Роулинг, мстят за «вольнодумие», а не за трансгендеров: «Их возмущает, что какая-то там сказочница — пусть и самая известная — посмела что-то сказать вне мейнстрима. Это напоминает классические партийные чистки, которые не имеют отношения к конкретным людям — это стремление к единообразию».
Подобную параллель проводит и политолог Владимир Шаповалов: по его мнению, риторика заступников трансгендеров схожа с «действиями хунвейбинов в период культурной революции в Китае и некоторыми подобного рода проявлениями в раннем советской России».
Показательно, что прошлым летом критиков возмутила даже не суть поста о «людях с менструациях», а его шутливая интонация: юмор восприняли как страшное покушение на идеологию, что является одним из первых признаков ее закостенения, резюмирует Алексей Рощин.
«Покойся с миром»: за что затравили Джоан Роулинг
Британская писательница Джоан Роулинг вновь подверглась травле в сети. В понедельник, 14 сентября, пользователи Twitter начали публиковать записи с информацией о якобы произошедшей смерти автора «Гарри Поттера» с хештегом #RIPJKRowling («Покойся с миром, Дж. К. Роулинг»).
Некоторые блогеры в своих сообщениях поясняют, что писательница жива, а мрачный хештег скорее адресован её карьере, ведь, по мнению многих, именно своей карьере Роулинг навредила во время недавнего скандала.
Многие пользователи соцсетей не стали ничего объяснять и ограничились публикацией оскорбительных иллюстраций с язвительными подписями. Так, например, один блогер выложил фотографию нездоровой на вид крысы и пояснил, что это последний снимок, сделанный перед смертью писательницы.
#RIPJKRowling can’t believe she died. this was the last picture that was taken of her before she passed😢 pic.twitter.com/YSEkG53DKJ
Другой пользователь Twitter совместил фотографию Джоан Роулиг с изображением Волан-де-Морта и пожелал писательнице «лететь высоко».
Впрочем, в социальной сети можно увидеть и записи с более резкими высказываниями. «RIPJKRowling. Гнить тебе в помойной яме, уродливый трансфобный кусок дерьма! Никто не будет по тебе скучать», — говорится в одном из сообщений.
Другой пользователь Twitter сравнил Гарри Поттера с существом из романа «Франкенштейн», подчеркнув, что «по человечности он превзошёл своего создателя».
Ещё один автор прикрепил к своему посту изображение танцующего Элмо из «Улицы Сезам» и предложил отметить «смерть» Джоан Роулинг.
Пользователи Twitter из России в основном поддерживают Джоан Роулинг и подчёркивают, что о толерантности не может быть и речи, когда выражение альтернативного мнения приводит к травле.
«Если я услышу, что на Западе царит свобода слова, толерантность, я кину им этот хештег — #RIPJKRowling. Эти уроды травят женщину ни за что. А ведь таким образом человека и до суицида можно довести», — говорится в одном из сообщений.
«Мы против кибербуллинга, мы за свободу мысли», — сказали многие люди, которые похоронили Роулинг за её мнение и её фантазию. Это настолько клоунизм, что даже иронией называть оскорбительно», — пишет другой микроблогер.
Некоторые просто испугались, увидев мрачный и красноречивый хештег.
вижу тег #RIPJKRowling в актуальном.
вы че, охренели там? у меня чуть сердце не выскочило. чо случилось. pic.twitter.com/gsUExb0BtZ
Авторы нескольких комментариев задались вопросом, почему люди в принципе публично желают смерти писателю.
К слову, новая волна травли Джоан Роулинг началась накануне публикации её новой книги Troubled Blood — пятой части серии криминальных романов о частном детективе Корморане Страйке. Книги этого цикла Роулинг выпускает под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Согласно обзорам зарубежных критиков, в новом романе рассказывается об исчезновении женщины, которая считается жертвой серийного убийцы-трансвестита.
Некоторые пользователи Twitter предположили, что Роулинг специально инициирует скандалы, чтобы привлечь внимание к новой книге.
«Вообще, это рил смешно. Если бы не начавшийся #RIPJKRowling в тви, я бы даже не узнал о новой книге. И самое смешное, что если бы не тема, то я не стал бы даже задумываться о прочтении, потому что не считаю, что книги Роулинг — такие уж хорошие представители британского детектива», — пишет один из пользователей.
Джоан Роулинг оказалась в центре скандала в начале июня, когда прокомментировала в Twitter заголовок статьи, в которой шла речь о создании более равноправного общества для «людей с менструацией». Писательница иронично намекнула, что таких людей обычно называют женщинами.
Пост Роулинг возмутил многих пользователей сети. Её обвинили в ненависти к трансгендерам. Позднее писательница опубликовала ещё несколько сообщений, в которых попыталась объяснить свою позицию, а также написала целое эссе на эту тему. Автор неоднократно подчёркивала свою солидарность с трансгендерами и объясняла, что её беспокоит безопасность женщин, являющихся таковыми с рождения, однако травля не прекратилась. К ней присоединились медийные персоны, в числе которых исполнители главных ролей в фильмах серий «Гарри Поттер» и «Фантастические твари».
Также Роулинг обвинила в трансофобии правозащитница Кэрри Кеннеди. После этого писательница решила вернуть награду Ripple of Hope, присуждаемую Центром по защите прав человека имени Роберта Ф. Кеннеди, которую она получила в 2019 году. Роулинг объяснила, что делает это «из-за весьма серьёзных расхождений во взглядах» между ней и центром, а также отметила, что возможность следовать указаниям собственной совести для неё важнее любых наград.
Как мир разлюбил Джоан Роулинг и почему дело не только в ее твитах о менструации
Кто не мечтал получить сову из Хогвартса, тот не жил. С момента выхода «Гарри Поттера и Философского камня» в 1997-м волшебный мир стал общим наваждением. С каждой книгой росла серьезность происходящего. Из сказки «Гарри Поттер» превратился в роман воспитания, превозносящий силу любви и показывающий ужас дискриминации. Чтение серии в самом деле помогает стать толерантнее — это доказано. Джоан Роулинг любили так же, как и созданный ею мир: ее называли мамой Ро, и для многих она и правда стала материнской фигурой, доброй и принимающей. Сегодня те же поклонники сравнивают Роулинг с Амбридж и Волдемортом, а Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Эдди Рэдмейн публично ее критикуют. Сотрудники издательства Hachette UK, где должна была выйти новая книга Роулинг, отказываются с ней работать (но книга, кажется, все равно выйдет).
Поводом для всего этого стал один твит. В месяц прайда в своем аккаунте Роулинг репостнула статью с фразой «люди, которые менструируют» в заголовке и сопроводила это саркастичной подписью: «Уверена, у нас было какое-то слово для таких людей. Кто-нибудь, помогите мне». Далее она добавила несколько искаженных вариантов слова «женщина», будто пытаясь вспомнить, как это слово звучит на самом деле. За этим последовал взрыв: комментарий посчитали трансфобным. Не исправили ситуацию и следующие твиты, в которых Роулинг обозначила, что в отказе от концепции пола видит стирание самой женской идентичности, хотя транслюдей уважает и любит.
Феминизм с оговорками
Для многих из них книги Роулинг в детском и подростковом возрасте были спасением. В них воспевались любовь и принятие, равенство для всех и возможность быть другим, не чувствуя себя чужим. И мисгендеринг Роулинг оказался предательством: «Когда я росла, осознавая себя трансперсоной, ваши книги были для меня возможностью сбежать от реальности… Это решение поддержать людей, которые меня ненавидят, ранит. Это доводит до слез. Почему. Почему?» — таких комментариев было немало.
Позже свои взгляды Роулинг еще раз обозначила в объемном эссе. В нем же она поделилась историей семейного насилия из своего прошлого, которая во многом повлияла на ее становление, это произошло, по словам писательницы, в том месте и в то время, когда она была уязвима, и мужчина этим воспользовался. «Я верю в то, что большинство транслюдей не просто не представляют ни для кого никакой угрозы, но и находятся под угрозой в большей степени, — писала она. — Я хочу, чтобы трансженщины были в безопасности. Но в то же время я не хочу, чтобы биологические женщины оказывались в меньшей безопасности. Когда вы открываете двери туалетов или раздевалок для каждого мужчины, который считает или чувствует себя женщиной, — а подтверждающие гендер сертификаты выдаются без хирургического или гормонального вмешательства, — вы открываете дверь для любого мужчины, который пожелает зайти внутрь. Это простая правда». Ярлык TERF, — трансэксклюзивной феминистки, который прикрепился к ее имени и ассоциируется со схожими с этим взглядами, Роулинг назвала мизогинным клеймом, которое используют, чтобы заставить женщину замолчать.
Это не первый раз, когда Роулинг обвиняют в трансфобии. Это часть системы ее взглядов, которую она демонстрировала не раз, поддерживая в соцсетях радикальных феминисток. Более того, взгляды писательницы нашли отражение и в ее работах, рассказывает журналистка и трансженщина Кейтлин Бернс. Не в «Гарри Поттере» — в «Шелкопряде» из серии про сыщика Корморана Страйка. Одна из героинь, Пиппа, пытается напасть на Страйка, но он ее обезоруживает. Проверив ее ID и заметив кадык, он понимает, что она трансженщина, и, когда она пытается сбежать, обещает отправить ее за решетку: «Это совсем не будет для тебя весело, Пиппа. Не сейчас, когда ты еще не сделала себе операцию», — намекая на то, что Пиппа отправится в мужскую тюрьму.
Вряд ли этот скандал стихнет скоро, слишком уж вразрез со многим, что заявляла в своих книгах Роулинг, идут для читателей такие взгляды. Но недовольство писательницей началось не с обвинений в трансфобии. В последнее время почти все послания от поклонников «Гарри Поттера» к его создательнице начинаются с призывов «Остановись!». От их политических или социальных взглядов это не зависит — Роулинг, кажется, успела не угодить всем. Для кого-то она стала показательной SJW, «воительницей за социальную справедливость», которая в попытках защитить и спасти всех угнетенных переходит границы здравого смысла. Для кого-то — типичной fake woke, чьи старания добавить вселенной Гарри Поттера разнообразия существуют лишь для того, чтобы прикрыть тылы. Для кого-то — TERF. Ну а для кого-то — алчной предпринимательницей, которая так хочет денег, что не замечает, как рушит собственную историю.
Притянутое разнообразие
В середине 1990-х, когда вышла первая книга о «мальчике, который выжил», вопросы diversity — расового, гендерного и так далее разнообразия — всерьез не обсуждались. Герои и героини были белыми, стройными и гетеросексуальными, а другие если и появлялись, то на вторых ролях и в качестве комических персонажей или антагонистов. «Гарри Поттер» в этом смысле был продуктом своего времени. Сейчас сложно этого не заметить. Скажем, рефреном в описании Дурслей шли упоминания их непривлекательности и полноты: связка «толстый = плохой» и сравнения Дадли со свиньями не смущали читателей. Даже сегодня разговоры о фэтфобии в «Гарри Поттере» так и не вышли за пределы блогов. А вот счета за расизм в книгах Роулинг выставляли. Опустим момент с домовыми эльфами, которым просто нравилось прислуживать, и насмешки над кампанией Гермионы по их освобождению. Займемся математикой: НЕбелых персонажей в книгах можно пересчитать по пальцам. Сестры Патил, Дин Томас, Кингсли Бруствер и Чжоу Чанг, с которой был связан один из первых скандалов. Имя первой азиатской героини Роулинг собрала из корейских фамилий, показав, что даже не утруждала себя ресерчем. Негетеросексуальных персонажей в серии тоже не было. До 2007 года.
Прошло несколько месяцев с выхода «Гарри Поттера и Даров смерти», последней книги серии. Джоан Роулинг неожиданно объявила, что Дамблдор, который еще том назад умер, гей. Кто-то разозлился: зачем портить сказку такими подробностями? Кто-то обрадовался: здорово увидеть в любимой истории репрезентацию ЛГБТ+. Кто-то недоумевал: почему в самой серии книг об этом не было ни слова? Даже в последней части, где Дамблдор наконец поделился с Гарри какой-то историей своей жизни? Так что, когда начались съемки «Фантастических тварей», многие надеялись увидеть историю любви, изменившую жизнь будущего директора. А получили в итоге одну строчку из уст Дамблдора: «Мы были больше чем братья». И новые подробности от самой Роулинг в интервью после выхода «Преступлений Гриндевальда»: «Их отношения были очень глубокими, страстными. Это были любовные отношения». Кому-то и это показалось чересчур, а кто-то пришел в ярость из-за квирбейтинга — попытки привлечь ЛГБТ+ обещанием репрезентации, которая оказывается просто маркетинговым приемом.
Другой скандал произошел в 2015-м, когда начали готовить постановку пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Роль Гермионы досталась темнокожей актрисе Номе Думезвени. Части поклонников изменения показались попыткой угодить социальным настроениям. Часть обрадовалась: почему бы не исправить ошибки и не сделать каст более разнообразным? А потом Джоан Роулинг написала в Twitter: «Карие глаза, вьющиеся волосы, очень умная. Белая кожа никогда не упоминалась», сделав вид, что и не задумывала Гермиону белой. Фанаты быстро нашли цитаты из книг писательницы, опровергающие эти слова, — а заодно напомнили, что в кастинге фильмов она сама принимала участие и называла Эмму Уотсон идеальным воплощением героини.
Переписать историю и не угодить всем
Поклонников разозлило то, как Джоан Роулинг задним числом переписывала свой мир, чтобы сделать его более инклюзивным, хотя все помнили — он таким не был. Шутки не заставили себя ждать: «У нас был очень приятный ланч с моей давней подругой Джоан Роулинг. А потом она вдруг объявила, что я все это время был геем! Все посетители ресторана поднялись и начали аплодировать. Какая отважная писательница!» «Никто, абсолютно никто: … Джоан Роулинг: Волдеморт был чернокожим геем в депрессии». Тем более что эти попытки двигаться в сторону разнообразия, переписывая историю, были совершенно нечуткими. Как, например, когда Роулинг объявила, что 20 лет скрывала, что Нагайна, змея Волдеморта, была человеком. По словам писательницы, эта идея пришла к ней из индонезийского мифа (правда, на поверку он оказался индийским). А сыграла Нагайну-человека актриса из Южной Кореи, что многие зрители посчитали оскорблением — подтверждением того, что все азиаты «на одно лицо».
Иногда новые подробности рушили прежнюю, уже сложившуюся историю. Так вышло с «Проклятым дитя», написанным не Роулинг, но признанным ей каноном. Все целиком оно было посвящено путешествиям во времени, от манипуляций с которым Роулинг раз и навсегда отказалась, разрушив маховики времени. А сама история с дочерью Волдеморта превратила «Дитя» в не самый складный фанфик. Противоречат канону и многие детали «Фантастических тварей». Недовольство стратегией Роулинг добавлять новые бессмысленные детали достигло пика, когда на официальном сайте волшебной вселенной Pottermore появился рассказ об отношениях магов с сантехникой. «В Хогвартсе не всегда были ванные комнаты. Прежде чем позаимствовать у маглов сантехнические системы в XVIII веке, волшебники испражнялись прямо там, где стояли, а потом удаляли улики», — зачем.
Пример Роулинг, пожалуй, уникален. Сложно представить историю, которую любили бы так же массово, как «Гарри Поттера». Любили настолько сильно, что даже на проблематичные в 2020 году вещи были готовы закрыть глаза. На этой книге многие не просто выросли: фантастический мир волшебников был для многих безопасным пространством. Но из-за действий самой Роулинг, которая, опережая обвинения в устаревании взглядов, принялась переписывать уже созданное, вместо того, чтобы добавлять новых героев и истории, у многих возникло чувство обмана. Чувство, что «Гарри Поттер» — инструмент для зарабатывания денег. Что писательница пытается усидеть на двух стульях. Сложно убедить всех в том, что поддерживаешь сообщество, исключая из него букву Т. Сложно говорить о diversity, не прописывая полноценных, самостоятельных персонажей из меньшинств. Сложно убеждать в силе любви, если свои сообщения строишь на страхе. Даже с точки зрения маркетинга.