Забыли подписать контракт на площадке что делать
Забыли подписать контракт на площадке что делать
Что будет, если не подписать контракт по №44-ФЗ в регламентные сроки
Участников Государственных закупок на каждом этапе подстерегает множество опасностей. Любая, даже легко поправимая, на первый взгляд, ошибка может повлечь серьёзные последствия. В сегодняшней публикации мы поговорим о пропуске регламентного срока подписания контракта победителем электронной процедуры по №44-ФЗ.
Сразу обращаем внимание, эта статья не о том, как избежать подписания контракта в принципе. Мы рассказываем о том, как минимизировать негативные последствия для вашей организации в случае, если вы пропустили, забыли или не смогли подписать контракт в силу каких-либо технических причин.
Для тех, кто не имеет желания или времени читать длинный текст, представляем компактный схематичный алгоритм, которого следует придерживаться в такой ситуации:
Итак, ваш срок на подписание истёк. Что теперь будет?
Существует 3 возможных исхода этой ситуации:
1) Хороший: вам всё-таки удастся заключить этот контракт с заказчиком.
2) Средний: заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта.
3) Плохой: заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта, и вы попадёте в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Что делать?
2) В связи с этим, необходимо сразу же связаться с заказчиком и уведомить его о сложившейся ситуации. Вы должны убедить заказчика в своей готовности заключить и добросовестно исполнить контракт и в отсутствии намерений уклоняться. Обращаем внимание, что все ваши действия вы должны будете впоследствии подтвердить в УФАС и, возможно, суде, поэтому дублируйте телефонные переговоры официальной перепиской по электронной почте.
Если заказчик к вам расположен, пойдёт навстречу и со своей стороны просто подпишет контракт, на этом всё и закончится. Реализуется хороший исход, и вы отделаетесь лёгким испугом.
3) Если площадка не позволяет вам или заказчику подписать контракт после истечения регламентного срока, но заказчик не горит желанием наказать вас за халатность, а по-прежнему хочет видеть вас в качестве подрядчика, составьте с ним разговор, чтобы он позвонил на ЭТП и попросил вернуть функционал подписания контракта. Вероятность небольшая, но может сработать. Учитывая, что это последняя надежда на хороший исход, попробовать всегда стоит.
4) Если ничего из вышеописанного не получилось, готовьтесь к тому, что заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта. Даже не имея к вам негативного настроя, при отсутствии технической возможности заключить контракт с вами, он будет вынужден признать вас уклонистом, чтобы заключиться с другим участником. Более того, закон обязывает заказчика передать ваши данные в УФАС для принятия решения о включении вас в РНП.
При таком раскладе, смиритесь с тем, что этот контракт вы теперь заключить никак не сможете. Все ваши усилия с этого момента должны быть направлены на то, чтобы не попасть в РНП, ведь в этом случае вы потеряете средства, внесённые в качестве обеспечения заявки, и не сможете участвовать в Госзакупках в течение 2-х лет.
5) Есть небольшая вероятность, что заказчик после признания вас уклонистом в нарушение закона по какой-либо причине не направит ваши данные в УФАС. В таком случае для вас реализуется средний исход, и всё закончится.
6) Если же заказчик сделал всё в соответствии с требованиями закона, вскоре вы получите уведомление о заседании по рассмотрению вопроса о включении вас в РНП. На заседании придётся доказать, что ваше уклонение произошло по независящим от вас обстоятельствам или объяснить, что вы совершили ошибку, которую потом всеми силами пытались исправить.
Ни в коем случае не рекомендуем признавать, что вы «просто забыли подписать» или употреблять любые формулировки, которые могут свидетельствовать о вашем изначальном нежелании заключать контракт. Такая позиция гарантирует вам плохой исход.
Выводы и советы
Нарушение регламентного срока подписания контракта — одна из ситуаций, которую значительно легче не допустить, чем разрешить без последствий. Усилия и ресурсы, потраченные на урегулирование, всегда будут многократно превышать затраты на контроль и стратегическое планирование действий.
Для предупреждения срыва срока в результате банальной поломки оборудования, можно взять за правило никогда не оставлять подписание контракта на последний день.
Если заказчик уже признал вас уклонившимся, ни в коем случае не портите с ним отношения. Если он настроен к вам негативно, старайтесь всеми силами восстановить доверие. Меньше всего на этом свете вам нужно, чтобы после заседания в УФАС, на котором вас не включат в РНП, заказчик из принципа пошёл в суд, пытаясь отменить это решение, поскольку считает, что на рынке нет места такому недобросовестному поставщику как вы.
Параллельно с обжалованием решения УФАС о включении в РНП в суде, вероятно, стоит открыть новое юридическое лицо для продолжения участия в закупках. Если изначальную компанию освободить из реестра так и не получится, сможете продолжать работать от новой.
Если у вас остались вопросы или требуется юридическая поддержка на любом этапе описанного процесса, пожалуйста, обращайтесь к нам за консультацией! До встречи в ЕИС!
Каковы последствия, если забыли подписать контракт?
Здравствуйте помогите пожалуйста забыла подписать контракт на площадке сбера я поставщик что делать? буду ли я считаться уклонистом
Посмотрите, если площадка еще позволяет направить протокол разногласий (если был аукцион), то направьте его заказчику, пусть даже по формальным обстоятельствам (изменился номер телефона, реквизиты, адрес электронной почты и т.д.). Если не позволяет площадка (прошло 13 дней с даты размещения протокола подведения итогов), то, увы, вы признаетесь уклонившимся от заключения контракта, ст. 70 44-ФЗ:
13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Дальнейшие ваши действия должны предприниматься уже при рассмотрении в УФАСе сведений о внесении вас в РНП. Не попасть в реестр можно, только, если убедите комиссию, что не намеревались уклоняться от заключения контракта. Например, предоставите документ о внесении обеспечения исполнения контракта, предоставите справку от провайдера, что был технический сбой сети на дату, когда вы должны были подписать контракт и т.д.
Но все это, конечно, косвенные подтверждения вашей добросовестности, все будет зависеть от комиссии, примет ли она ваши доводы, а также от заказчика, будет ли он настаивать на включении вас в РНП.
Что делать при пропуске срока подписания контракта ЦП на площадке по 44-ФЗ?
Мы пропустили случайно срок подписания контракта на площадке АСТ Сбербанк. Мы перечислили заранее заказчику обеспечение банковским переводом, а так-же предоставили информацию о банковских реквизитах и спецификацию на товар для контракта. Заказчик сам не хочет, но обязан известить УФАС. Заказчик относится к нам с пониманием и хочет всячески нам помочь, т.к. мы для него уже привезли товар, который они у нас заказали ещё до подписания контракта.
Как нам обосновать нашу позицию в УФАС и что сделать, чтобы не попасть в недобросовестные поставщики?
Если у Вас остались вопросы, можете обратиться в чат
Заказчик уже направил нам протокол об отказе от заключения контракта.
Добрый день, Константин!
Тот факт, что победитель закупки в отведенное время не подписал контракт, НО оплатил обеспечение исполнения контракта, не говорит о том факте, что он уклонился от подписания контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с п. 4 названных Правил ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляет антимонопольный орган. При уклонении участников размещения заказов от заключения контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме антимонопольный орган осуществляет проверку фактов уклонения участников размещения заказов от заключения контракта и в зависимости от действий, совершенных участниками размещения заказов при заключении контрактов, принимает решения о включении или невключении сведений об участниках в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона о закупках и Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными защищаемым Конституцией Российской Федерации целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
С учетом изложенного при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Термин «уклонение от заключения контракта» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
(«Итоговая справка по актуальным вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ (утверждена президиумом Арбитражного суда Уральского округа 24.06.2016)
В целом, Вас никогда не внесут в РНП, если Вы оплатили обеспечение исполнения контракта — так как это свидетельствует, что участник закупки намеревался подписать контракт, но по каким-либо причинам это сделать не смог (только не говорите в ФАСе, что забыли. ). Практики ФАСа аналогичной предостаточно.
Лично участвовал в аналогичной ситуации. В РНП не внесли.
За более детальной консультацией можете обращаться в чат.
С уважением, Горчханов В.Р.
Несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ в 2021 году: основания и последствия, что делать дальше
Если закупка не состоялась, это не означает, что она недействительна. Расскажем, когда торги признают несостоявшимися, и что делать победителю закупки, которую признали несостоявшейся.
Что такое несостоявшиеся торги
Закупку признают несостоявшейся, если в ней не было конкурентных состязаний между поставщиками.
По мониторингу Минфина, в 2019 году 40 % всех проведенных закупок не состоялись — это 1,2 млн тендеров на сумму 5,8 трлн рублей. Из них в 77 % случаев заключили госконтракт.
Три частые причины, по которым торги в 2019 году не состоялись:
По итогам первых трех кварталов 2020 года не состоялось 693 тыс. закупок — это 45% от общего количества извещений с общим объемом 3,8 трлн рублей. Из них по результатам 481 тыс. тендеров (31 %) заключен контракт.
Несостоявшуюся процедуру не следует путать с отмененной и недействительной.
Отменить тендер может госзаказчик на любом этапе по своему желанию или по решению органа контроля. В этом случае договор не заключают.
Недействительной признают процедуру, в которой было нарушение закона со стороны заказчика. Если к этому моменту контракт уже заключили, то его могут расторгнуть по решению ФАС или суда.
Например, по статистике за 2019 год, 55 240 закупок на общую сумму 502 млрд рублей были отменены, что составляет 1,9 % опубликованных тендеров. Из них отменены:
По итогам трех кварталов 2020 года было отменено 39 тыс. закупок (3%) на общую сумму 520,2 млрд рублей, что почти в 2 раза больше аналогичных показателей 2019 года.
ФАС по республике Бурятия предписала аннулировать электронный аукцион на основании поступившей жалобы от компании, чью заявку отклонили из-за недостаточности данных в его лицензии. ФАС признала жалобу необоснованной, но провела проверку действий заказчика и нашла несколько нарушений. В итоге заказчика признали нарушителем 44-ФЗ, а аукцион отменили.
Когда закупки будут признаны несостоявшимися по 44-ФЗ
Случаи признания торгов несостоявшимися различаются в зависимости от способа их проведения. Рассмотрим такие случаи на каждом этапе.
1. Этап подачи заявок
Для всех способов закупок:
Электронный аукцион на поставку реагентов для биохимического анализатора признали несостоявшимся, так как поступило только одно предложение от организации, которая соответствует условиям 44-ФЗ и аукциона. С компанией заключат договор.
А этот запрос котировок не состоялся, потому что на него не поступило ни одного предложения.
2. Этап рассмотрения заявок
Для всех способов закупок:
Три компании подали заявки на открытый конкурс на оказание услуг по аудиту бухгалтерской отчетности. Их предложения не соответствовали условиям конкурсной документации, и заказчик отклонил все заявки. Конкурс не состоялся.
На аукцион по выполнению работ по ремонту помещений поступило пять заявок. После рассмотрения первых частей комиссия допустила к участию одну организацию. Остальных участников отклонила — они указали технические характеристики товара, которые не соответствуют техзаданию. С допущенной компанией заключили договор.
На конкурс с ограниченным участием поступило две заявки. В результате предквалификационного отбора одну организацию отклонили — он не предоставил нужных документов. Вторая компания была допущена к участию. Ее заявку рассмотрели, допустили и подписали с ним договор.
Для электронного аукциона:
В электронном аукционе на монтаж систем охранно-пожарной сигнализации в течение 10 минут после начала торговой сессии на электронной торговой площадке никто не сделал ценовое предложение. Заказчик рассмотрел вторые части и признал победителем компанию, заявка которой поступила раньше остальных. Победитель не подписал договор. Его признали уклонившимся, а контракт заключили со вторым участником — его заявка поступила следующей по времени.
3. Этап заключения договора
Для всех способов закупок:
Компания «Старт-А» победила в аукционе по ремонту дорожного покрытия, но не подписала контракт. Компанию признали уклонившейся и внесли в РНП. Заказчик предложил заключить договор второму участнику «Волгаинерт», но тот отказался от договора — он имеет право без последствий не подписывать контракт. Аукцион признали несостоявшимся.
Важно. Если вам присвоили второй номер и предлагают заключить договор, потому что первый поставщик уклонился от подписания, будьте осторожны: если вы направите госзаказчику протокол разъяснений, то автоматически становитесь победителем и отказаться от госконтракта без последствий уже не сможете. После того, как вам пришлют доработанный госконтракт, вы должны его подписать и предоставить обеспечение. Откажетесь — вас признают уклонившимся и включат в РНП.
Что происходит с несостоявшейся закупкой дальше
Если торги не состоялись, то в зависимости от ситуаций у госзаказчика есть два варианта действий: провести процедуру заново или подписать контракт с единственным подрядчиком. Рассмотрим последствия признания торгов несостоявшимися во всех способах проведения торгов по 44-ФЗ.
Конкурсные процедуры
Госзаказчик проводит повторный конкурс, когда:
Госзаказчик публикует в ЕИС новое извещение, в котором продлевает срок подачи заявок на 10 дней и увеличивает срок исполнения договора на время проведения повторного конкурса. Также он может поднять начальную цену контракта на 10 %.
Предмет закупки, количество товара, объем работы, требования к участникам и условия госконтракта в повторной процедуре менять нельзя. Если госзаказчик меняет эти характеристики, то вносит изменения в план-график и проводит новую закупку.
Если повторный конкурс не состоялся по таким же причинам, что и первоначальный, то проводят запрос предложений.
Если в конкурсе определился единственный поставщик, и он соответствует всем условиям, то с ним заключают договор по цене, которую он предложил. При этом госзаказчик должен получить согласование ФАС (п. 25 ч. 1 ст. 93).
Электронный аукцион
При несостоявшемся электронном аукционе госзаказчик:
Новую процедуру проводят в формате запроса предложений или другим способом на усмотрение заказчика.
Запрос котировок
Заказчик продлевает срок приема заявок на четыре дня при отсутствии предложений или отклонении всех участников. Если предложения все равно не поступят, то проводят повторный запрос котировок.
Если определен единственный участник, то с ним заключат договор.
Запрос предложений
Если предложений не поступило или всех участников отклонили, то заказчик вносит изменения в план-график и проводит процедуру заново или по согласованию с ФАС проводит закупку у единственного поставщика.
Если подана только одна заявка или допущен только один поставщик, с ним могут заключить контракт как с единственным поставщиком.
Что делать победителю, если закупка не состоялась
Если по результатам процедуры вы стали единственным допущенным участником, с вами заключают госконтракт:
Единственный участник обязан подписать договор, иначе его признают уклонившимся и внесут в реестр недобросовестных поставщиков на два года. В этом случае госзаказчик публикует новый тендер.
Поставщик подал заявку на электронный аукцион на приобретение жилого помещения и стал единственным участником, который соответствует условиям аукциона и законодательства. Поставщик не подписал вовремя вовремя госконтракт и не предоставил обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся, а ФАС включила данные о нем в РНП.
Контракт по 44-ФЗ подписан электронной подписью специалиста (не руководителя и не контрактного управляющего), какие действия предпринять учреждению?
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Вопрос
По 44-ФЗ ошибочно был подписан контракт электронной подписью не директора. Мы заказчики. В шапке контракта указан директор организации. Подписал обычный специалист, не являющийся конрактным управляющим.
Какие пути решения есть данной проблемы и какое наказание за это грозит?
Ответ
Если данный специалист, чьей электронной подписью был подписан контракт, имеет право действовать от имени организации, то нарушения законодательства нет даже в случае, если в контракте (преамбуле) указано имя и должность иного лица (директора), соответственно, и наказания никакого не предусмотрено. Если в контракте указано имя и должность иного лица, на практике рекомендуется подтверждать право на подписание контракта доверенностью, действующей на момент подписания.
Если у данного специалиста нет права действовать от имени заказчика, то такой договор может быть признан недействительным в силу его подписания неуполномоченным лицом. Однако гражданское законодательство предусматривает, что контракт, подписанный неуполномоченным лицом, может быть в последующем одобрен лицом, имеющим право выступать от имени организации. Законом не установлено, каким образом может выражаться одобрение в случаях, касающихся контрактов по 44-ФЗ, поэтому рекомендуется обратиться за уточнением к оператору электронной площадки.
Ответственность за ошибочное подписание контракта неверной электронной подписью в законодательстве отсутствует. Однако к таким ситуациям может быть применена часть 3 статьи 7.32 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за уклонение от заключения контракта.
Обоснование
Согласно ч. 7 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Согласно части 2 статьи 5 Закона № 44-ФЗ квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (пункт 1 статьи 160 ГК РФ). Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки. При этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (пункт 1 статьи 53 ГК РФ).
При этом сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (п. 1 ст. 182 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.
Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения (п. 2 ст. 183 ГК РФ).
Таким образом, единственное требование закона к лицу, чьей подписью подписывается контракт от имени заказчика, заключается в том, чтобы такое лицо имело право действовать от имени заказчика. Закон не устанавливает условия о том, что таким лицом может быть лишь лицо, сведения о котором указывались в проекте контракта, в преамбуле контракта.
Согласно части 3 статьи 7.32 КоАП РФ нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам