Задания что такое общество

Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды

Задания что такое общество. Смотреть фото Задания что такое общество. Смотреть картинку Задания что такое общество. Картинка про Задания что такое общество. Фото Задания что такое общество

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.

Что такое общество?

Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:

Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.

Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.

Различные подходы к пониманию общества

В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:

Аристотель

Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.

Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо

Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.

Георг Гегель

Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».

Макс Вебер

Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.

Огюст Конт

Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.

Карл Маркс

Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.

Признаки общества

К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:

Сферы жизни общества

Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.

Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):

Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).

Структура общества

Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:

Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.

Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:

Функции общества

К числу основных функций общества, относятся следующие:

Типы общества

Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

1. Традиционное

Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.

Особенности традиционного общества:

В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.

2. Индустриальное

Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.

Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.

3. Постиндустриальное

Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.

Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.

Науки, изучающие общество

Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:

Источник

Задания что такое общество

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «критерий общественного прогресса»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости общественного прогресса;

− одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

В правильном ответе могут быть указаны:

смысл понятия, например: «критерий общественного прогресса — признак, по которому определяется наличие прогрессивных изменений в общественной жизни»

Могут быть приведены следующие предложения:

1)Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других.

2)Одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «образование»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ;

— одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

1. Смысл понятия, например: это целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2. Одно предложение с информацией об уровнях образования в РФ, опирающейся на знание курса,

например: на данный момент в РФ установлены следующие уровни общего образования — начальное общее, основное общее и среднее общее образование; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ.)

3. Одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций современного образования с опорой на знание курса, например: гуманизация образования характеризует направленность образования на становление личности, её интересы и индивидуальные особенности, на усиление внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом.

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее характерные черты мировой экономики.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.

Искусство, мораль, религиозные доктрины, гуманитарные науки, духовная сфера.

Духовная сфера является обобщающим понятием, так как остальные понятия это ее элементы.

Ответ: духовная сфера.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.

Внутренние взаимосвязи, интегративное качество, целостность, элементы, система.

Система является обобщающим понятием, так как остальные понятия это признаки системы.

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.

Социальная динамика — это общественное изменение, движение, развитие.

Социальная революция — качественный переворот во всей социальной структуре общества.

Экономическая реформа — переустройство, затрагивающее экономическую сферу.

Общественный прогресс — развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.

Ответ: социальная динамика.

Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над личностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества

Модернизация — &nbspусовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Модернизация — &nbspэто процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития.

1) осуществление промышленного переворота — да, верно.

2) господство государства над обществом и общества над личностью — нет, неверно.

3) невысокий уровень социальной мобильности — нет, неверно.

4) формирование рыночного хозяйства — да, верно.

5) формирование гражданского общества — да, верно.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданское общество». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие гражданское общество.

2) Признаки гражданского общества:

а) самодеятельность и инициатива граждан;

б) высокий уровень политической культуры;

в) преобладание горизонтальных связей;

г) негосударственный характер ассоциаций и объединений.

3) Партнерские отношения гражданского общества и правового государства.

4) Направления взаимодействия гражданского общества и правового государства:

а) защита прав и свобод граждан;

б) природоохранная деятельность;

в) защита интересов предпринимателей и работников;

г) развитие демократических институтов и традиций;

д) деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры.

5) Основные институты гражданского общества:

а) политические партии;

б) общественные движения;

в) объединения предпринимателей;

г) профсоюзы работников и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование.

Все представленные понятия — это социальные институты.

Ответ: социальный институт.

Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ

А) познание мира с помощью слова, цвета и звука

Б) значимость художественного вымысла

В) получение объективной картины мира

Г) изучение закономерностей развития природы и общества

Д) стремление к истинному знанию

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Основные признаки научного познания:

1) Системность. Научные знания представляют собой не сумму разрозненных сведений. Взаимосвязь и единство существует не только внутри науки, но и между науками.

2) Возможность логического доказательства, точность и однозначность. Это достигается использованием специального языка, в котором используются специальные понятия, символы и правила их употребления.

3) Рациональность, наука — это детище человеческого разума. И в научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию. Ничего логического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру.

4) Воспроизводимость и проверяемость. Если созданы условия, в которых получен какой-либо результат, то необходимо обязательно убедиться в его истинности. Если он подтверждается в естественных условиях, то принять это доказательство, если нет — опровергнуть.

5) Объективность, общезначимость и безличность. В научных знаниях должна выражаться объективная истина. От всех симпатий, антипатий, предубеждений и веры мы должны отказаться.

А) познание мира с помощью слова, цвета и звука — искусство.

Б) значимость художественного вымысла — искусство.

В) получение объективной картины мира — наука.

Г) изучение закономерностей развития природы и общества — наука.

Д) стремление к истинному знанию — наука.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

Социальный институт; рынок; государство; политическая партия; СМИ.

Все представленные понятия — это социальные институты.

Ответ: социальный институт.

Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.

3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.

4) Политическая власть — это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.

5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии c этой традицией.

Власть — есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т. е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия. Политическая власть — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства. Власть — это необходимое условие устойчивого развития общества во всех его сферах.

1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, — да, верно.

2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт — нет, неверно.

3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов — да, верно.

4) Политическая власть — это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка — да, верно.

5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии c этой традицией — нет, неверно.

Источник

Задания что такое общество

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «общество»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о признаках общества как системы;

− одно предложение, раскрывающее сущность понятия общества в узком смысле.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически».

Может быть дано другое, близкое по значению определение;

2) два предложения с информацией об обществе, опирающейся на знания курса, например:

— «Выделяют такие признаки общества как системы как сложноорганизованность, динамичность, открытость и т.д.»;

—Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, общество любителей книги»).

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об обществе.

Указания по оцениванию:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
25.1Раскрытие смысла понятия2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,

в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу

1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.

Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.

Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
25.2Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла0
Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

Источник

Задания что такое общество

Запишите слово, пропущенное в таблице.

НАУКАОБЪЕКТ НАУКИ
.Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти
ПравоведениеСистема основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права

Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти — наука о политике то есть политология.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Деятельность делится на две части: практическую и духовную.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

СФЕРЫУЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)
ЭкономическаяЗаводы, фирмы, банки, рынки и др.
.Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.

Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др — политические субъекты.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Принято выделять три типа обществ.

1. Традиционное, доиндустриальное, аграрное. В основном население занято в сельском хозяйстве из-за низкой производительности. Преобладает ручной труд. Господствует натуральное хозяйство. Замкнутые социальные структуры: касты, сословия. Характерна низкая социальная мобильность.

2. Индустриальное. Основано на развитии промышленных и сельскохозяйственных технологиях. Основной фактор производства — капитал. Большинство населения занято в промышленном производстве, происходит бурный рост городов. Развито массовое производство. Социальная структура упрощается, мобильность возрастает.

3. Постиндустриальное (информационное). Переход к нему связан с автоматизацией и компьютеризацией. Основная часть населения занята в сфере услуг. Возрастает численность среднего класса.

Источник

Обществознание. Вся теория ДЛЯ ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 1. «Общество».

Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом.
Общество в узком смысле:

· круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).

· исторический этап в развитии человечества (рабовладельческое, феодальное общество)

· общность происхождения (дворянское общество).

· население одной страны (российское, американское общество).

Признаки общества:

· наличие территории, на которой происходят взаимодействия;· наличие индивидов, наделённых разумом, волей, сознанием;· различные взаимодействия между индивидами и группами;

· наличие социальной структуры: общностей, социальных институтов, норм, организующих и регулирующих жизнь общества;

· самодостаточность, способность самостоятельно регулировать происходящие в обществе процессы;

· социокультурное единство: единство языка, истории, традиций, культуры, осознание принадлежности к данному обществу и др.

Функции общества:

· репродуктивная (рождение новых челнов);

· социализирующая (становление личности);

· производственная (создание благ);

· регулирующая (наличие органов власти, норм);

· распределительная (распределение результатов труда);

· идеологическая (наличие идеологии, направляющей деятельность членов общества);

· культурно — транслирующая (создание и передача духовных ценностей).

Общество – система, так как состоит из 4-х взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем – сфер общества.

Сфера общества включает в себя:

· виды человеческой деятельности;

· отношения между людьми.

Сферы общества:

· экономическая – создание материальных благ (производительные силы, производственные отношения);

· политическая – отношения власти и подчинения, регулирование сфер общества (государство, партии, общественно-политические движения);

· социальная – устройство общества, группы, взаимодействия между ними (нации, народности, различные социальные группы);

· духовная – создание, освоение, использование духовных благ (религия, мораль, искусство, образование и др.)

Общество – динамическая система, то есть постоянно изменяющаяся, развивающаяся, находящаяся в движении.
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Примеры социальных институтов по сферам общества.

· Экономическая: производство, рынок, собственность.

· Политическая: государство, органы власти, партии, армия, суд.

· Социальная: семья, здравоохранение.

· Духовная: школа, вуз, церковь, учреждения культуры.

Структура социальных институтов:

· социальные роли и статусы,

· учреждения, выполняющие функции,

Признаки социальных институтов:

· круг субъектов, взаимодействующих в рамках социальных институтов;

· наличие социально значимых функций,

· наличие норм, предписаний, необходимых для выполнения функций,

· наличие определённой организации;

Факторы развития общества – это то, что движет им, влияет на него.Объективные факторы – не зависящие от воли и желания людей:- природные катаклизмы,

— природно — климатические условия,

— противоречия в обществе.

Субъективные факторы – обстоятельства, происходящие по воле и желанию отдельных людей, групп, приводящие к изменениям в обществе:

— деятельных отдельных личностей,

— деятельность отдельных групп (например, партии),

— деятельность народных масс, творящих историю.

Направления развития общества. Прогресс – это движение вперёд от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Виды прогресса:

Современные критерии прогресса (то есть признаки, явления, позволяющие судить об изменениях в обществе как позитивных):

· развитие производства, экономики в целом;

· рост благосостояния, жизненного уровня людей;

· уровень демократизации общества, сформированности основ гражданского общества;

· уровень нравственности, духовности людей;

· уровень развития образования, науки, культуры — духовной сферы общества;

· продолжительность жизни людей;

· уровень свободы человека, закреплённой законодательно, и др.

Противоречивость общественного прогресса:

· достижения прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред человечеству;

· прогрессивные явления в одной сфере могут привести к негативным последствиям в другой;

· прогресс в одной стране может привести к регрессу в другой;

· позитивные явления в настоящем могут привести к негативным последствиям в будущем.

Регресс – это движение от более совершенного к менее совершенному, ухудшение в развитии общества.

Признаки регресса в обществе:

· кризисные явления в экономике, спад производства;

· снижение уровня жизни людей;

· посягательства на демократию, решения силовыми, насильственными методами;

· падение нравственности, культуры, образованности, бездуховность;

· сокращение жизни людей, увеличение детской смертности;

· ухудшение демографической ситуации, сокращение рождаемости;

· рост заболеваемости, в том числе и хроническими болезнями;

· сокращение уровня свободы людей;

· ослабление страны в целом, ухудшение её международного положения.

Пути развития общества. Эволюция – процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

Революция это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций.

По времени протекания:

кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)

По сферам протекания:

технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)

социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

— в отдельной стране

Реформа – это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ.

По влиянию на ход исторического развития:

регрессивные приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

— экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)

— социальные (создание условий для достойной жизни людей)

политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Альтернативный путь развития общества – это один из возможных вариантов его развития.

Модернизация — совершенствование, улучшение чего-либо отдельно, какой-то сферы жизни общества или вообще общества в целом.Существуют следующие стороны модернизации:

экономическая (например, промышленная революция)

социальная (например, вытеснение сословий классами)

политическая (становление многопартийности, возникновение демократических институтов общества)

— духовная (формирование нового духовного облика человека, возрастание и изменение роли науки в обществе)

Есть ещё одно значение данного слова — это переход от традиционного общества к индустриальному. Именно в этом смысле на ЕГЭ часто предлагают вопрос о модернизации. Имейте это в виду.

Инновация — конкретное нововведение, внедряемое в той или иной сфере общества.

Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия.Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности.На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:- классовые

На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.Первая классификация цивилизаций

Локальные цивилизации общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.

Линейно – стадиальные цивилизации, их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то есть общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,

одинакова роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,

включает в себя представителей многих рас, этносов.

Линейно-стадиальные цивилизации.

Вторая классификация цивилизаций.

Западная цивилизация.

· рациональное сознание, разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов — людей, не верящих в Бога.

· Рациональное и в то же время противоречивое восприятие мира.

· Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы. Стремление подчинить себе природу.

· В политической сфере — правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм, принцип разделения властей.

· Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.

· В социальной сфере — развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций.

· Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.

· Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности.

· Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности.

· Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер.

Восточная цивилизация.

· Эмоциональное восприятие мира, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.

· Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой.

· Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.

· Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.

· Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.

· Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость.

· Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.

· Приоритет системы подчинения личности обществу.

· Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

Формация — это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений.Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.

Базис это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Пять типов формаций по К. Марксу:

Типы общества.Традиционное (аграрное) – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

· Натуральное сельское хозяйство

· Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика.

· Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен.

· Ручные орудия труда

· Зависимость от природно-климатических условий

· Медленное внедрение в экономику инноваций.

· Уровень жизни основной массы населения невысокий.

· Господство церкви и армии

· Власть наследственная, источник власти — воля Божья.

· Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государство.

· Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует.

· Зависимость положения от социального статуса.

· Основные ячейки общества — семья, община

· Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии.

· Нормы, обычаи, верования.

· Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии.

· Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным.

· Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное.

· Преобладание устной информации над письменной.

Цель общества: приспособление к природе.

· В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости.

· Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика.

· Стандартизация —это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг.

· Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство

· Независимость от природно-климатических условий Научно-технический прогресс.

· Рост доходов населения.

· Возрастает роль государства.

· Господство права и закона( правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права.

· Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики. Демократические преобразования

· Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата.

· Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.

· Секуляризация сознания. Появление атеистов.

· Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания.

· Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование.

· Господство массовой культуры.

Цель общества: освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе. Появление экологических проблем.

Постиндустриальное – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.

· Основа производства- информация.

· На первый план выступает сфера услуг.

· Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.

· Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.

· Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.

· Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.

· Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.

· Высокий уровень и качества жизни людей.

· Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.

· Закон, право — не на бумаге, а на деле.

· Демократия. Демократия «консенсуса».

· Стирание классовых различий.

· Рост удельного веса среднего класса.

· Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности

· Ликвидация социальной поляризации.

· Стирание классовых различий.

· Свобода совести и вероисповедания.

· Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.

· Велика роль науки, образования, век информации. Высшее образование.

· Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.

· Наличие разных видов культуры

Цель общества: антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы, решение экологических проблем.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1.По степени открытости:

закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией;

открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

По наличию письменности :

дописьменные,

письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

3.По степени социальной дифференциации ( или расслоения):

простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых);

сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Общество и природа.Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.

Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Черты сходства природы и общества:

· являются динамическими системами

Черты различия природы и общества:

1.Природа может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле.

Общество тесно связано с природой, не может без неё существовать.

2.Природа развивается по независящим от воли и желания людей законам.

Общество развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей.

3.Природа не способна творить культуру, общество творит культуру.

Взаимодействие общества и природы.

Влияние природы на общество.

Позитивное:

· является средой, где живёт человек;

· природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.);

· источник средств производства;

· природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается(теория «вызова-ответа» Тойнби).

Негативное:

· способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития;

· способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.);

· разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха).

Влияние общества на природу.

Позитивное:

· охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы;

· обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера;

· создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.;

· охрана животного и растительного мира (« Красная книга»).

Негативное:

· загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

· применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Глобализация — это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.Причины глобализации.

· Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.

· Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов.

· Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.

· Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.

Формы глобализации.

· Экономическая (расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.; создание международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.).

· Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН).

· Духовная (туризм, диалог культур).

Последствия глобализации.

Позитивные.

· Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.

· Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.

· Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.

· Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.

Негативные.

· Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.

· Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт.

· Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.

· Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.

· Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.

Глобальные проблемы – это проблемы, возникшие во второй половине 20 века, которые необходимо решать всему человечеству сообща, так как от их решения зависит его судьба.Причины возникновения глобальных проблем.

· Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.

· Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.

· Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)

· Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.

Признаки глобальных проблем.

· Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.

· Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.

· Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.

· Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.

· Влияние на ход развития человеческой цивилизации.

Типы глобальных проблем

1.Проблемы между государствами.

· Угроза третьей мировой войны (предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов).

· Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.

· Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами (преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка).

· Проблема международного терроризма.

2.Проблемы взаимодействия человечества и природы

· Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе).

· Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.

· Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом).

· Рациональное использование мирового океана и космоса.

· Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.

3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе

· Демографическая проблема, то есть народонаселения (быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость).

· Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа).

· Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах).

· Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий).

Пути решения глобальных проблем.

· Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.

· Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.

· Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.

· Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *