Задолженность на начало расчетного периода в квитанции что это значит
Переплаты и долги в платежных документах
26.08.2021 В платежных документах МосОблЕИРЦ отражаются услуги разных поставщиков – управляющей компании, поставщиков ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, газа), оператора по вывозу мусора, взнос на капитальный ремонт. Документ позволяет видеть тарифы и объемы оказанных услуг.
Информация о начислениях представлена в таблице. Итоговая сумма к оплате, помимо текущих начислений (графа 5), учитывает перерасчеты (графа 8), задолженности или переплаты (графа 9).
Переплата может возникнуть при оплате произвольной суммы или оплате авансом. В графе 9 «Задолженность/Переплата (-) на начало периода» излишек обозначен знаком «минус».
Задолженность возникает при несвоевременной или неполной оплате счетов. Она суммируется от периода к периоду, отражается в графе 9 и наряду с начислениями за текущий период учитывается в итоговой сумме к оплате.
Если житель оплатил счет позднее указанного в квитанции срока, платеж будет учтен только в следующем расчетном периоде, а в счете за текущий период отразится долг в сумме неучтенного платежа. В этом случае счет можно оплатить без учета долга или, обратившись в офис, получить скорректированный платежный документ. При полной оплате счета переплата будет учтена как авансовый платеж за следующий расчетный период.
Плюс или минус? Начисления, из которых складывается итоговая сумма к оплате, отражаются в квитанции положительными числами без знака. Сумма переплаты или излишка, образовавшегося в результате перерасчета, отражается со знаком “-” и вычитается из текущих начислений.
Распределение оплаты по услугам. В соответствии с законом плата распределяется пропорционально всем услугам, указанным в счете. При оплате суммы меньше начисленной задолженность распределится пропорционально начислениям по всем услугам.
Переплаты и долги учитываются по услуге одного поставщика. Например, переплата по услуге «холодное водоснабжение» может быть учтена в счет долга по услуге «электроснабжение» только по заявлению жителя при условии действующего статуса договоров с поставщиками.
При переплате по какой-либо услуге ее стоимость будет уменьшаться до того момента, пока излишки не погасятся в полном объеме.
Сроки и способы оплаты. Срок оплаты отражается в верхней части платежного документа, рядом с номером лицевого счета. Как правило, это – десятое число месяца, следующего за расчетным.
Без комиссии оплатить счета можно в личном кабинете на сайте мособлеирц.рф, в мобильном приложении «МосОблЕИРЦ Онлайн» или через кнопку моментальной оплаты на главной странице сайта расчетного центра.
МосОблЕИРЦ пояснил, как учитываются переплаты в едином платежном документе
Московский областной единый информационно-расчетный центр пояснил своим клиентам, как учитываются переплаты в едином платежном документе, сообщает пресс-служба компании.
Как напоминает пресс-служба, с осени 2016 года МосОблЕИРЦ обеспечивает переход абонентов Московской области на новый формат Единого платежного документа, или ЕПД.
В новом ЕПД указаны только коммунальные услуги и их стоимость, без указания компании-поставщика. Как правило, это услуги по поставке электроэнергии, холодной и горячей воды, отопления, газа, услуги по уборке территории, вывозу мусора, текущему и капительному ремонту, поясняется в материале.
«В графе “Задолженность/Переплата (-) на начало периода” видно состояние оплаты каждой услуги. Если есть переплата, то сумма по ней будет обозначена знаком “-”. В следующем месяце стоимость данной услуги будет уменьшена на сумму переплаты, и так до того момента, когда переплата станет равна нулю», – говорится в сообщении.
По данным пресс-службы, на практике имеют место отдельные случаи, когда недобросовестные управляющие компании или расчетные центры выставляли гражданам счета за коммунальные услуги, при этом полученные средства до поставщиков не доводили или доводили в неполном объеме. Как правило, такие организации довольно быстро прекращали свою деятельность, попадая под действие уголовного закона. При этом поставщики ресурсов по факту услуги оказывали, а добросовестные плательщики их оплачивали, только финансовые средства по назначению не доходили.
«Для недопущения таких случаев создан МосОблЕИРЦ, мы гарантированно и добросовестно доводим финансовые средства до организаций и предприятий, оказывающих коммунальные услуги. Что касается непростых ситуаций с последствиями деятельности недобросовестных управляющих компаний или расчетных центров, в каждом подобном случае совместно с правоохранительными органами, администрациями муниципальных районов, с предприятиями – текущими поставщиками услуг мы вырабатываем консолидированное решение, при котором для граждан исключена повторная оплата услуг и засчитывается переплата», – приводятся в сообщении слова управляющего директора компании Ольги Рогановой.
В случае появления сомнений МосОблЕИРЦ рекомендует своим клиентам обращаться к специалистам компании любым удобным способом – по телефонам контактного центра: 8-800-555-07-69 или 8 (495) 374-51-61, через личный кабинет на сайте, через официальные аккаунты МосОблЕИРЦ в социальных сетях либо в клиентские офисы компании, отмечается в пресс-релизе.
Есть ли срок давности у долгов по коммунальным платежам?
Хочу узнать, есть ли срок давности по коммунальной задолженности. После смерти мужа в 2016 году я с детьми вступила в наследство. По нашему лицевому счету числится долг 50 тысяч рублей. Последние 7 лет я ежемесячно вношу все платежи, точно знаю, что за это время долгов не было. Слышала, что срок исковой давности составляет 3 года.
Может ли управляющая компания угрожать судом и отключением коммунальных услуг?
Верно, общий срок исковой давности для долгов по жилищно-коммунальным услугам — 3 года. Расскажу подробнее о том, какие есть нюансы в подсчете сроков и как доказать, что вы ничего не должны.
Что такое срок исковой давности
Исковая давность — это срок, в который тот, чьи права нарушены, может обратиться в суд, чтобы защитить себя. Обычно это 3 года.
Эти 3 года отсчитываются не с момента нарушения права, а с момента, когда тот, чьи права нарушены, узнал о факте нарушения и о том, кто выступает надлежащим ответчиком для восстановления своих прав в суде.
Например, кто-то поцарапал вашу машину 4 года назад. О том, что ваше право нарушено, вы узнали сразу, когда увидели царапину, но кто именно поцарапал — не знали и не могли пойти в суд. Через 4 года вы узнали соседа-хулигана на потерянной видеозаписи. Значит, срок исковой давности о возмещении вреда имуществу будет считаться с того дня, как вы узнали, что поцарапал машину сосед.
Чаще всего про срок исковой давности вспоминают не с целью наказать соседа-хулигана, а сам сосед об этом напоминает, чтобы избежать ответственности. При подаче иска вам не надо заявлять о том, почему срок давности не истек, чтобы заранее не оправдываться перед судом. Но будьте готовы к тому, что ответчик о нем вспомнит. Суд примет иск к рассмотрению независимо от пропуска срока давности.
Как это работает в ЖКХ
В спорах о долгах за ЖКУ срок давности также составляет 3 года. Но есть особенности. В первую очередь они связаны с тем, что услуги ЖКХ — это не единоразовые платежи, а ежемесячные — для каждого платежа срок исковой давности считается отдельно.
Например, у вас есть задолженность 50 тысяч рублей за 3 года и 4 месяца. В каждом месяце ЖКУ стоят по-разному, для удобства просто возьмем среднюю сумму. Тогда получится: 50 000 Р / 40 месяцев = 1250 Р за каждый месяц вы должны.
Ни для вас, ни для управляющей компании не секрет, кто будет должником, а значит, срок исковой давности для каждого платежа наступает сразу, как заканчивается срок добровольной оплаты квитанции. Если период начисления долга превышает 36 месяцев (3 года), долг за 37, 38, 39, 40-й месяцы взыскать в суде не получится. В моем примере потребовать могут только долг в размере 45 тысяч рублей.
Еще один нюанс в том, что сроки исковой давности обрываются, если должник признал долг. Этим управляющие компании и пользуются: раз вы ранее не оспаривали долги и платили, пусть и не всё, значит, срок исковой давности не истек.
Как доказать, что долга нет
Попробуем разобрать ваш случай. Вы не написали, есть ли квитанции на руках и сколько точно месяцев прошло с момента вступления в наследство. Предположим, прошло 39 месяцев с января 2016 по март 2019 года включительно и всех квитанций у вас нет.
В этом случае проверить долги без квитанций и чеков на руках сложно. С точки зрения управляющей компании, вы приняли наследство, а значит, отвечаете по всем обязательствам наследодателя.
Если управляющая компания считает, что у вас есть долг, — ей ничего не мешает обратиться в суд. Не стоит применять сроки исковой давности, не зная, за какие периоды УК насчитала вам долг. Может так получиться, что муж не оплачивал часть счетов, а вы об этом не знали.
Разобраться точнее получится, когда управляющая компания представит в суд исковое заявление со всеми расчетами и долгами. Вот тут законодательство может быть не на вашей стороне: долги за ЖКУ до 500 тысяч рублей с вас взыщут в порядке выдачи судебного приказа. Судебный приказ — это решение суда, которое выносится за 5 дней и не требует вашего присутствия в суде.
После вынесения приказа суд отправит вам копию почтой. Отменить судебный приказ вы можете в течение 10 дней с момента получения копии. Если вас что-то не устраивает, достаточно подать в суд заявление об отмене приказа с формулировкой: «Не согласна с вынесенным судебным приказом». Суд отменяет его действие, и дело повторно рассматривается тем же судьей уже в обычном исковом производстве — с участием сторон и обменом мнениями.
Отменить приказ судьи можно в 10-дневный срок даже через год, если копию вы получите через год.
Конечно, лучше не доводить до судебного приказа. Если считаете, что долг липовый, в первую очередь надо найти все документы об оплате. Если вы или ваш муж делали платежи по безналу, запросите выписку с расчетного счета в банке за весь период. Если платили наличными в кассу, хорошо бы найти чеки за последние 3 года.
Если чеков нет, просите в своей УК выписку с лицевого счета за последние 3 года со всеми начислениями и поступлениями. Пишите заявление с требованием пояснить, откуда долги и за какой период. Написать можете письмом, но проще подать через систему ГИС ЖКХ: как минимум у вас будет доказательство в суде, что вы не игнорировали требования УК, пытались разобраться и у вас были обоснованные возражения.
Если вы смогли собрать все платежи за последние 3 года, требуйте от УК списания долгов, потому что их просто нет. Если они не пойдут навстречу, берите хорошего юриста и обращайтесь в суд.
Отключить вас от потребляемых услуг формально могут: достаточно 2 раза не оплатить любую услугу. Но Верховный суд указал, что отключение коммунальных услуг должно быть соразмерно нарушению: нельзя отключать тепло в квартире за долг в 300 рублей.
Если вам собираются отключить коммунальные услуги, должны обязательно несколько раз об этом предупредить. Внимательно следите за почтовыми отправлениями.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
При внесении платы в УК или РСО погашается текущая задолженность, а не ранее возникшая
Губин Виталий
Нередко потребители жилищно-коммунальных услуг при внесении платы сталкиваются с ситуацией, когда текущая плата управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией (РСО) засчитывается в счет погашения ранее возникшего долга многолетней давности, в том числе сторонним организациям, с которыми исполнитель заключил договоры по взысканию задолженности.
Однако такие действия управляющей компании или РСО неправомерны. Плата за ЖКУ должна засчитываться именно за тот период, который указан в квитанции. Если такого указания в квитанции нет, то плата засчитывается за период, указанный самим потребителем.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счёт обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения. Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счёт какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства, внесённые на основании данного платёжного документа, засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 41 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Следовательно, при обращении УК или РСО в суд с иском о взыскании долга за ЖКУ и при наличии заявления должника о пропуске срока исковой давности исполненное добровольно должником обязательство не может быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности.
Сальдо в коммунальных платежах – что это, для чего вписывают
Сальдо в коммунальных платежах – это задолженность плательщика жилищных и коммунальных услуг на начало или конец периода, за который сформирована квитанция. В предыдущей статье мы ознакомились с понятием сальдо и алгоритмом расчета этого показателя. Сегодня мы разберем подробно, как вычислить текущую задолженность с учетом сальдо в квитанции за ЖКХ и как это сальдо рассчитывается. Также расскажем, какие бывают ошибки в начислениях квартплаты и в каких случаях возможно начисление пени.
Что такое сальдо в квитанции за ЖКХ
Коммунальные платежи относятся к обязательным расходам каждого месяца и учитываются при планировании ежемесячного бюджета. Часто плательщик не понимает, что такое сальдо в квитанции и откуда появилась эта странная сумма. А главный вопрос – сколько нужно оплатить: то, что начислено за расчетный период, или с учетом сальдо?
Входящее сальдо в квитанции ЖКХ – это долг потребителя по состоянию на 1 число расчетного периода, который включается в платежный документ независимо от того, когда был совершен платеж. В управляющей организации для каждого плательщика открыт лицевой счет, которому присваивается уникальный номер. Этот номер обычно указывается в правом верхнем углу платежного документа. Для каждого счета ведется баланс поступлений и расходов. Так вот, входящее сальдо берется именно из этого баланса. Наличие долга на начало месяца не означает, что его нужно оплачивать. Достаточно просто поднять предыдущую платежку и сверить сумму, дату оплаты и реквизиты.
Исходящее сальдо в квитанции – это остаток долга на конец периода с учетом начального сальдо и начислений. Не следует считать, что исходящее сальдо – это сумма к оплате. Обязательно нужно учитывать, сколько вы уже оплатили в текущем месяце.
Платежный документ по ЖКХ содержит перечень жилищных и коммунальных услуг. Поставщиком жилищных услуг может быть управляющая компания, ЖСК, ТСЖ или государственная организация, осуществляющая управление жилыми домами. К жилищным услугам относят:
Как правило, стоимость таких услуг выражается фиксированной суммой, которая периодически индексируется. Индексация может происходить раз в полгода или год.
Коммунальные услуги – это переменные расходы, стоимость которых рассчитывается путем умножения тарифной ставки на расход. Расходы определяются показаниями приборов учета. Такие показания должны быть поданы потребителем в определенный срок. Сделать это можно по телефону, через официальный сайт или бланк управляющей компании.
Поставщики коммунальных услуг – это ресурсоснабжающие организации, выставляющие счета напрямую или через управляющую компанию. К коммунальным услугам относят электроэнергию, водоснабжение, стационарную телефонную связь и газоснабжение (если дом оборудован газовыми плитами или колонками).
Все вышеперечисленные организации ведут учет задолженности на начало и конец текущего периода и включают входящее и исходящее сальдо расчетов в квитанцию, которая формируется обычно в первых числах месяца.
Для чего вписывают сальдо в квитанцию
Сальдо в квитанции указывается в целях информирования потребителя о состоянии его лицевого счета, в том числе задолженности на начало и конец периода по данным поставщика услуг. Чтобы рассчитать, сколько вам необходимо оплатить, нужно вычесть из начального сальдо те суммы, которые вы уже оплатили в текущем месяце.
Если, к примеру, сальдо на 1 августа равно сумме, которую вы оплатили 7 августа – это означает, что на момент получения платежного документа задолженности за прошлые периоды у вас нет. Нужно оплатить только то, что начислено за текущий месяц.
Причины появления
Сальдо в квитанции появляется по нескольким причинам:
В случае обнаружения ошибки в реквизитах можно попытаться вернуть деньги, обратившись с заявлением в ту организацию, куда были ошибочно перечислены средства. Такие случаи могут возникнуть, например, при смене управляющей компании. Если собственник жилья не получил своевременно информацию о смене УК, а в его мобильном устройстве настроен автоплатеж за ЖКХ, то деньги могли уйти на прежние реквизиты. Если же вы просто ошиблись в цифрах – банк не сможет обработать этот платеж и вернет вам деньги.
Также возможна ситуация, что платежка до вас просто не дошла. Возможно, сотрудник, который разносит счета по адресам, по ошибке опустил вашу квитанцию в чужой почтовый ящик. В таких случаях вам нужно самостоятельно получить дубликат платежного документа через управляющую компанию или сайт поставщика услуг.
Срок оплаты
В платежном документе всегда указывается срок его оплаты. Чаще всего, такой срок определен на 10 число месяца, следующего за расчетным. В некоторых случаях это может быть 20 или 25 число. Следует отметить, что срок оплаты – это дата фактического перечисления средств, а не зачисления их на реквизиты поставщика.
Пример. Срок оплаты по платежному документу – не позднее 10 числа. Платеж произведен 10 числа в 23.59, деньги зачислены будут следующим банковским днем, но при этом срок оплаты не будет нарушен.
Как оплачивать сальдо в квитанции за электроэнергию
Исходящее сальдо по услугам электроэнергии складывается следующим образом: к остатку долга на начало месяца нужно прибавить начисления (стоимость потребленной электроэнергии) и вычесть суммы оплат в текущем периоде.
Обычно оплата квитанции происходит в следующем месяце. Если в текущем месяце вы уже оплачивали какие-то суммы, то их нужно вычесть из исходящего сальдо.
Иногда потребитель задается вопросом: сальдо с минусом – это переплата или долг? Возвращаясь к теории, вспомним: для поставщика услуг мы являемся дебитором, т.е. должником. Квитанции на оплату всегда формируются «от лица» поставщика. Отрицательное дебетовое сальдо означает, что вы переплатили. Возможно, какой-то платеж был произведен дважды, к примеру: вы оплатили сумму начислений за месяц и в том же периоде было оплачено сальдо по квитанции за электроэнергию. Или у вас был настроен автоплатеж, банк списал оплату самостоятельно, а вы об этом забыли и оплатили еще раз. Иногда потребитель оплачивает коммуналку авансом, т.е. вносит сумму за несколько месяцев вперед. Такое бывает, например, когда нужно уехать на длительный период. Таким образом, образуется переплата, которую можно зачесть при следующих платежах.
Способы оплаты коммуналки во избежание появления разницы
В идеале, долг на начало периода должен равняться начислениям за предыдущий период, а конечный долг – начислениям за текущий период. Если вы оплачиваете именно столько, сколько было начислено, и не нарушаете срок оплаты, то проблем с сальдо у вас не возникнет.
Если в каком-то периоде вы нарушили срок оплаты, то поставщик услуги может начислить пеню. В квитанции сумма пени обычно выделяется отдельной строкой, и на нее иногда не обращают внимания. Пеня начисляется за каждый день просрочки, включается в исходящее сальдо и должна быть оплачена, как только вам ее выставят.
Многие банки предлагают мобильные приложения для оплаты ЖКХ, где можно настроить автоплатеж. Это будет полезно для тех, кто не привык запоминать сроки оплаты. Однако даже если такая функция у вас настроена и вы ею пользуетесь, не лишним будет каждый раз сверять исходящее сальдо.
Как рассчитать плату с учетом сальдо
Сумма к оплате рассчитывается по формуле:
Исх. сальдо = начисления за период +/- вх. сальдо – оплаты.
Если входящее сальдо в платежном поручении (квитанции) положительное, то его необходимо прибавить к начислениям, если отрицательное – вычесть.
Ошибки в квитанциях по оплате ЖКХ – что делать
Появление ошибок в платежных документах по услугам ЖКХ – явление достаточно распространенное. Практически каждый потребитель сталкивался с ситуацией, когда были начислены суммы за несуществующие услуги или стоимость коммуналки сильно завышена. Такие ошибки возникают по нескольким причинам:
Вот самые распространенные причины завышенных начислений в квитанциях:
Таким образом, полагаться на честность и правильность действий сотрудников управляющей компании не стоит. Каждая строчка в квитанции должна быть проверена тщательным образом. Если вы не согласны с начислениями, обратитесь с заявлением в УК, и вам должны произвести перерасчет. В случае отказа – обращайтесь в суд. Также возможно решение вопросов начисления платы за ЖКХ на общем собрании собственников.
Что делать, чтобы сальдо не появлялось
Чтобы в квитанции за квартиру не было сальдо, производите оплату в текущем месяце, а не в следующем. Например, квитанция за сентябрь поступает обычно в середине месяца. Если вы получили квитанцию 15 сентября и оплатили до 30 сентября, тогда входящее сальдо в квитанции ЖКХ за октябрь будет отсутствовать.
Однако делать это не обязательно – как уже упоминалось, для всех услуг ЖКХ установлены сроки оплаты в следующем месяце.
Какая предусмотрена ответственность за неуплату сальдо
За несвоевременную оплату услуг ЖКХ начисляется пеня. Расчет производится исходя из ставки рефинансирования ЦБ:
Кроме того, организация, производящая начисления, может обратиться в суд. После этого служба судебных приставов направляет постановление о взыскании задолженности по месту работы ответчика, и бухгалтерия производит удержания из заработной платы. Размер удержаний может составлять от 25 до 50% дохода должника. Для определения места работы судебный пристав направляет запрос в Пенсионный фонд и налоговые органы, куда производятся отчисления из заработной платы.
Если доход у должника отсутствует или невозможно определить место работы, то взыскание может быть обращено на иное имущество, являющееся собственностью: автомобиль, недвижимость, доли в бизнесе и др.
Если долг по услугам ЖКХ превышает 500 тыс. руб., взыскание возможно только через процедуру банкротства физического лица. Такая процедура может быть инициирована управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией.
Иногда потребитель оплачивает только начисления по квитанции, а входящее сальдо (долг на начало месяца) остается. В этом случае суммы оплат текущего периода переходят на прошлые периоды, а просрочка считается со дня, следующего за сроком оплаты последней квитанции. Поэтому проверяйте, чтобы входящее сальдо не превышало начисления предыдущего периода.
Пример расчета сальдо в квитанции за ЖКХ
Рассмотрим пример расчета сальдо в квитанции за воду со сроком оплаты 10 июля.
Итак, сколько же потребитель должен уплатить?
Расчет будет выглядеть следующим образом: из начального сальдо вычитаем сумму платежа, сделанного в июле, и прибавляем начисления по квитанции:
Заключение
Сальдо – это задолженность, которая указывается в квитанциях за электроэнергию, газ, воду и жилищные услуги на начало и конец периода. Эта сумма вычисляется путем определения разницы между начислениями и фактической оплатой.
Сальдо бывает трех видов:
Отсутствие сальдо указывает на то, что долга или переплаты в текущем периоде нет. Чаще всего потребитель получает квитанцию с долгом за предшествующий период, т.к. платежные документы формируются в начале месяца. Фактический же срок оплаты наступает в следующем месяце. Рекомендуется хранить чеки по квартплате и коммунальным платежам не только за предыдущий месяц, а за несколько лет. При продаже квартиры эти документы обязательно понадобятся.
Оплатить ЖКХ можно несколькими способами: