Заключить завет с богом что значит

7 Заветов Бога и 14 преимуществ Нового Завета над Ветхим

Заключить завет с богом что значит. Смотреть фото Заключить завет с богом что значит. Смотреть картинку Заключить завет с богом что значит. Картинка про Заключить завет с богом что значит. Фото Заключить завет с богом что значит

Бог всегда любил Свой народ и хотел быть к нему очень близко. Он относился к избранным, как жених к своей невесте: «Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иеремия 2:2). Бог очень ценил дружбу и взаимную любовь, и очень сильно переживал, когда Его забывали: «Забывает ли девица украшение свое и невеста — наряд свой? а народ Мой забыл Меня, — нет числа дням» (Иеремия 2:32). Бог хочет, чтобы мы всегда Его помнили и строили с Ним близкие отношения.

Когда мы грешим или отворачиваемся от Бога, Он чувствует сильную боль, подобно тому, как жена изменяет своему мужу. «Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, — и, однако же, возвратись ко Мне, говорит Господь» (Иеремия 3:1). Бог всегда хотел, чтобы люди к Нему возвращались, и возобновлял с ними Завет.

Мы рассмотрим 7 Заветов, которые Бог заключал со Своим народом в Ветхом Завете, какие обещания Он при этом давал, и что являлось знаком этих Заветов.

С кем и где был заключен

Обещание Бога

Знак Завета

Сатана и человечество будут врагами.

Завет Ноя (Бытие 9:8-17).

Бог никогда больше не будет уничтожать землю потопом.

Завет Авраама (Бытие 15:12-21; 17:1-14).

Потомки Авраама станут великим народом, если будут слушаться Бога. Бог будет их Богом навсегда.

На горе Синай (Исход 19:5-6).

Израиль будет избранным народом Бога, святым народом. Но они должны соблюдать одно условие – повиноваться.

Священство (Числа 25: 10-13).

Потомки Аарона навеки будут священниками.

Священство по чину Аарона.

Завет Давида (2 книга Царств 7:13; 23:5).

Спасение придет через Мессию из рода Давида.

Род Давида продолжился, и Мессия родился от потомка Давида.

Новый Завет (Послание Евреям 8: 6-13).

Прощение и спасение могут быть получены через веру во Христа.

Пророк Иеремия пишет: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними. Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иеремия 31:31-34). Бог обещает заключить с нами Новый Завет. Он вложит в наши сердца Святой Дух, который будет нас наставлять, и через Писания показывать нам Бога. Бог простит все наши беззакония и грехи, и сделает нас Своим народом.

В Книге Евреям написано: «Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Послание Евреям 8:6). Бог показывает преимущества служения Христа, Нового Завета и дает нам лучшие обетования.

Ветхий Завет Моисея

Новый Завет Христа

Применение для нас

Дары и жертвоприношения приносились от виновных во грехе.

Безгрешный Христос Сам пожертвовал Собой ради нас.

Иисус умер за нас, и нам только надо принять Его жертву.

Внешне воспитывал верующих, поклоняющихся Богу.

Христос правит и меняет сердце каждого верующего.

Правит ли Христос в моем сердце и в моей жизни?

Являлся тенью будущего.

Является реальностью для нас.

Мы имеем не временный, а вечный Завет с Богом.

Давал ограниченные обещания.

Дает нам безграничные обещания.

Во Христе мы имеем полные благословения и исполнение всех обещаний Бога.

Показал неверность народа.

Показал абсолютную верность Христа.

Христос всегда держит Свое Слово, тогда как люди на это не способны.

Дал внешние правила и заповеди.

Дал нам внутренние правила и подарил нам новое сердце.

Бог видит все наши поступки и наши мотивы. Мы отвечаем не перед правилами, но перед Богом.

Люди имели ограниченный доступ к Богу.

Мы имеем неограниченный доступ к Богу.

Ценю ли я то, что Бог доступен мне лично. Насколько много я наслаждаюсь общением с Ним?

Был основан на страхе.

Основан на любви и прощении.

Любовь Бога через Христа покрывает все наши грехи.

Очищение проходило по закону.

Мы имеем личное очищение через кровь Иисуса Христа.

Кровь Христа смывает все наши грехи.

Необходимы постоянные жертвоприношения.

Нужна только одна жертва.

Для нашего спасения жертвы Христа достаточно.

Для прощения необходимы определенные действия.

Прощение дано нам независимо от наших дел, по милости Бога.

Бог полностью простил и забыл все наши грехи.

Необходимо было ежегодное очищение.

Кровь Христа очищает нас постоянно.

Когда мы живем на свету, и исповедуем наши грехи перед Богом и учениками, кровь Иисуса Христа нас очищает.

Необходимы человеческие усилия.

Божьей благодати достаточно.

Мы спасены незаслуженно, только по благодати Бога.

Был доступен некоторым.

Доступен абсолютно всем.

Доступен мне, и всем, кто еще ждет заключения с ними Завета.

В послании Евреям 10:16-17 Бог пишет о заключении с нами Нового Завета, говорит о прощении наших грехов: «И грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Послание Евреям 10:17-17). Бог показывает новый путь во святилище через кровь и плоть Христа, благодаря нашему великому Священнику: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим» (Послание Евреям 10:19-21).

И даже, когда мы уже заключили Завет с Богом и живем христианской жизнью, нас все равно призывают: «Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Послание Евреям 10:23-25). Мы нуждаемся в семье Бога, в поддержке, в любви и во взаимной помощи, чтобы дойти до конца!

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Перечень заветов (договоров) Бога с людьми

Всё Свя­щен­ное Писа­ние — это сверхъ­есте­ствен­ное нераз­дель­ное Божие Откро­ве­ние, состав­ля­ю­щие «еди­ное тело исти­ны» (прп. Ефрем Сирин) или еди­ный Завет Бога с чело­ве­че­ством. В то же вре­мя необ­хо­ди­мо пони­мать, что, несмот­ря на един­ство и бого­дух­но­вен­ность всей Биб­лии, Богу было угод­но открыть Себя, сооб­ра­зу­ясь с духов­ны­ми и интел­лек­ту­аль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и даро­ва­ни­я­ми чело­ве­че­ства. Оста­ва­ясь неиз­мен­ным, Бог сораз­мер­но уров­ню их пони­ма­ния посте­пен­но и непре­рыв­но рас­кры­вал уче­ние о Мес­сии. Это и нуж­но пока­зать в лекциях.

Таким обра­зом, еди­ный Завет Бога с людь­ми рас­па­да­ет­ся на несколь­ко этапов.

Преж­де все­го, он раз­де­ля­ет­ся на два Заве­та — на «Завет пер­во­быт­ный» или «дел» и «Завет бла­го­да­ти» или «вос­ста­нов­лен­ный». Их раз­де­ля­ет гре­хо­па­де­ние Адама.

Вос­ста­нов­лен­ный Завет, начи­на­ет­ся от пер­во­го обе­то­ва­ния об Иску­пи­те­ле в раю и закан­чи­ва­ет­ся кон­цом мира. Завет бла­го­да­ти — это союз меж­ду Богом и греш­ни­ком, по кото­ро­му Бог обе­ща­ет спа­се­ние по бла­го­да­ти, а греш­ник обе­ща­ет жизнь в вере и послу­ша­нии. Все вет­хо­за­вет­ные веру­ю­щие, так же как и совре­мен­ные веру­ю­щие вхо­дят в завет благодати.

Этот Завет в свою оче­редь делит­ся на две части: на Завет Вет­хий, в кото­ром люди спа­са­лись верою в Иску­пи­те­ля гря­ду­ще­го, и на Завет Новый, спа­са­ю­щий верою в Иску­пи­те­ля пришедшего.

Вет­хий Завет, имея нача­лом Пер­во­е­ван­ге­лие ( Быт.3:15 ), рас­па­да­ет­ся на два: на Завет, заклю­чён­ный Богом со всем чело­ве­че­ством через Ада­ма и Ноя, и на Завет с избран­ным еврей­ским наро­дом — через Авра­ама, Иса­а­ка и Иако­ва. Пер­вый из этих двух заве­тов отно­сит­ся ко всем потом­кам Ада­ма до Ноя, (как это вид­но из 1Пет.3:18–20, 4:4–7 ), а после Ноя пред­на­зна­чен для все­го чело­ве­че­ства, не знав­ше­го о дру­гих Заветах.

Завет, заклю­чён­ный с еврей­ским наро­дом через Авра­ама, был нару­шен в Егип­те, но затем вос­ста­нов­лен, рас­ши­рен и разъ­яс­нён через Мои­сея. О нём мож­но гово­рить как о двух: о Заве­те пат­ри­ар­халь­ном — до Мои­сея и о Заве­те под­за­кон­ном — от Мои­сея до Христа.

Этот под­за­кон­ный завет два­жды был под­твер­ждён и воз­об­нов­лён. В пер­вый раз это про­изо­шло при царе Дави­де, кото­ро­му Гос­подь обе­щал воз­двиг­нуть из его рода Хри­ста. Вто­рич­но — при Езд­ре, после того как десять изра­иль­ских колен совер­шен­но отпа­ли от истин­ной веры; а Завет, заклю­чён­ный с домом Дави­да, был ослаб­лен нече­сти­ем послед­них иудей­ских царей. В пери­од послед­не­го заве­та, заклю­чён­но­го при Езд­ре, окон­ча­тель­но пре­кра­ти­лось прав­ле­ние дина­стии Дави­да, в Иеру­са­ли­ме и Иудее воца­рил­ся иду­мей — Ирод. Нако­нец, при­шёл в мир Иску­пи­тель, Кото­ро­го с нетер­пе­ни­ем жда­ло чело­ве­че­ство и Кото­рый заклю­чил Новый Завет.

Источник

Завет Бога с человеком

(Прежде статья публиковалась под псевдонимом Сергей Макаров)

I. ЗАВЕТ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ
“Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих (Пс.88:35; см. 34-38).
“И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века” (Ис.59:21).

Бог являет Себя человеку в обычном порядке вещей, в чудесах, в Слове и в Своем Сыне. Все это есть Откровение Божие о Себе. Это Откровение является в делах творения, провидения и искупления. Но эти дела могут быть должным образом поняты лишь при условии нашего понимания свойств Бога. Например, того, что Бог верен Своему Слову, что Он не отменяет и не изменяет его. Понимая свойства Бога, мы понимаем и Его дела, и наоборот: понимание дел Божиих позволяет понять Его свойства.

Бог вступает в отношения с человеком посредством заключения завета. Завет устанавливает определенные отношения и обязательства. Само выражение: “Я – Господь” указывает на завет: Бог есть наш Господин, мы – Его рабы, служители, работники, которые обязаны исполнять то, для чего созданы, не требуя никакой награды. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что наш Бог есть Бог завета.

Сотворив Адама и Еву, Бог благословляет их: “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” (Быт.1:28). Первое слово Бога, обращенное к человеку, есть слово обетования и одновременно благословения. Не приказ, не осуждение, но благословение. И это, заметьте, прежде каких-либо дел человека, хороших или плохих.

В чем состояло благословение? Человеку дается возможность непосредственного общения с Богом. Это не награда за труды, возможность общения предоставляется сразу по сотворении. Если бы даже Адам изумительно выполнил всю порученную ему работу, он не имел бы права требовать награды или благословения. Ведь он и был создан на то, чтобы эту работу выполнять. Завет предполагал (и устанавливал) счастливые отношения между Богом и человеком.

Но Адам должен был довериться слову Господа. Доверие к Его слову возможно лишь при совершенном признании авторитета Бога и признании Его верности. Если бы Адам безусловно подчинился слову Божиему и выполнил данную ему заповедь: не есть плодов с дерева познания добра и зла, это обеспечило бы продолжение благословения, то есть общения Адама с Богом. Нарушение Адамом заповеди привело его к смерти (Быт.2:17).

Согласно Божиему установлению, нарушители заповеди должны умереть (Рим.6:23). Бог праведен, Он не смотрит на непослушание сквозь пальцы, не продолжает благословлять по-прежнему, как будто ничего не произошло. Поэтому преступление людьми заповеди отделило их от Источника жизни. Жизни как духовной, так и физической.
Однако, после нарушения человеком завета Бог не изменяет условий завета. Он остается верен Своему слову.

* * *
После грехопадения Адама Бог установил с ним завет, в котором присутствует обетование о спасении (до грехопадения спасать человека было не нужно).

От всех людей, как и от Адама, по-прежнему требуется доверие к словам Божиим, признание Бога как Творца и вера в Него как в Спасителя, требуется вера в Его неизменное слово. Завет обусловлен обязательством подчинения. Подчинение освящено благословениями. Нарушителей завета ожидает проклятие.

Призвание новых свидетелей в завет (Ной: Быт.9:8-9; Авраам: Быт.12:1-3; 17:1-2) подтверждает верность Бога заключенному завету. Бог хранит Свое слово: завет с Авраамом, Исааком, Иаковом все тот же, он – вечен. В Книге Исход (2:24) мы читаем: “вспомнил Бог завет Свой”.[1] Исход из Египта народа Божиего во главе с Моисеем свидетельствует о верности Бога в соблюдении завета.

II. ЕДИНСТВО ЗАВЕТА
Адам представлял все человечество в целом и каждого из нас в отдельности. После него человечество в отношении завета подразделяется на две группы: те, кто сохраняет завет (народ Божий), и те, кто вне завета, то есть нарушители завета. Св. Писание характеризует нарушение завета как восстание, предательство. В этом отношении пророк Осия нисколько не отличает своих современников от Адама. Подобно Адаму, они также восстали против Бога: “Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне” (Ос.6:7).

В сущности, всякий грех людей есть несоблюдение завета. Одного и того же завета послушания, исполнения, слушания Бога. “И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей” (Ис.24:5-6).

Возобновленный после грехопадения завет был благодатным по характеру, основывался на обетовании Божием о спасении. Последующие заключения завета не противоречат предыдущим, но служат дополнением и расширением в отношении полноты Откровения. Все обетования Божии, данные в завете, последовательно концентрируются на Христе и Его деле искупления. Поэтому кальвинистская теология признает единство и последовательность управления завета Божиего. Отрицание же единства завета ведет к признанию наличия двух планов Божиих: одного о Христе и Его Церкви, и другого – о еврейском народе и земле Израиля. Получается искусственное разделение, то есть: небесная и земная программы, предназначенные для искусственно разделенных Церкви и Израиля. Но подобный взгляд противоречит ап. Павлу, который обращается к общине Галатов, состоявшей из пришедших ко Христу бывших иудеев и язычников (Гал.6:15-16). Павел говорит, что язычники, спасенные Христом, теперь присоединены к сообществу Израильскому (Еф.2:12).

Поэтому совершенно неправомерно отделение завета, заключенного с Авраамом, от завета с Моисеем, будто последний представляет собой лишь сухое безблагодатное законничество. Когда ап. Павел пишет, что Израиль не достиг праведности через дела закона (Рим.9:31-32), он имеет в виду неверное понимание иудеями завета, но не отвергает закон (Гал.2:19). Завет с Авраамом не мог быть нарушен или изменен и через 430 лет. И неужели Моисею были даны лишь бесполезные обетования (Гал.3:17)? Закон не дается в качестве альтернативы обетованиям. Павел говорит, что закон не “противен обетованиям Божиим” (Гал.3:21). Поэтому не следует противопоставлять завет – закону, Авраама и Давида – Моисею (Гал.3:7; 3:29). Завет с Моисеем говорит не только о земном царстве потомков Давида, но и указывает на Христа, – истинного Царя. Моисей призван в тот же завет, что и Авраам. Вручение Моисею закона не есть установление принципиально иных отношений между Богом и человеком.

Так же неверно полагать, что закон есть какое-то приложение или дополнение к завету. Между законом и заветом существует неразрывная связь: “И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие” (Исх.34:27-28). Когда Моисей объясняет Израилю характер и сущность данного всему народу благословения, он указывает на завет: “Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой” (Втор.7:9).

Бог заключает завет с Давидом и Его потомством (2Цар.23:5; Пс.88:4-5, 35-38). И в этом случае завет остается тем же самым, что и во дни Авраама. А во времена пророка Исаии вновь подтверждается истина о единстве завета – завет один, и этот завет вечный (Ис.55:3). Говорит о завете и пророк Иеремия. Ему открыто пришествие дней, когда обетования завета придут в исполнение. Пророк говорит о днях Нового Завета (Иер.31:31-34), то есть о том, что соделает Христос, а именно: исполнит обетования завета. (Нелишне заметить, что Писание рассматривает дело Христа по спасению Своего народа в терминах завета, см. Евр.13:20).

* * *
Новый завет имеет ту же цель, те же Таинства, что и Ветхий. Писание говорит о духовном обрезании крайней плоти сердца (Втор.10:16; Иер.4:4; Кол.2:11,12), указывает на духовный характер ветхозаветных Таинств (1Кор.10:1-4, 15-17). И в Ветхом завете, и в Новом одни и те же стороны завета: Бог и Его народ (Рим.11:16-24; Еф.2:11-14).

Все Писания последовательно ведут к Божиему благодатному обетованию во Христе Иисусе. Прежде Христа были тени и прообразы, указывающие на Него, но исполнение обетований завета происходит в Личности Христа, Его деле искупления.

Итак, несмотря на то, что Писание упоминает несколько случаев заключения завета, будет теологически некорректно полагать их разными заветами. Все это один завет. Все заветы, отраженные в Законе, Псалмах и Пророках, являются неотъемлемой частью единого завета благодати. Евангелие и Новозаветные Послания показывают, как исполняются обетования этого завета, как совершается спасение.

III. ХРИСТОС ЕСТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЙ ЕДИНОГО ЗАВЕТА БЛАГОДАТИ

“Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: Навек
утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой” (Пс.88:4).

Мы не поймем во всей полноте дело нашего спасения, если не увидим, что Христос исполняет завет (“Сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой”, Лк.1:72), ибо Его воскресение и служение спасения есть исполнение благословений завета. Об этом говорит апостол Петр, обращаясь к народу Израиля: “Вы сыны пророков и завета, который завещавал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: “и в семени твоем благословятся все племена земные”. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших” (Деян.3:25-26).

Когда Адам нарушает завет, Бог милостиво восстанавливает его, обещая послать Спасителя, Который уничтожит врага рода человеческого (вспомним, что сказано змею-искусителю: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”, Быт.3:15). Это первое обетование Пришествия Христа. Было обещано, что Христос восстановит правильные взаимоотношения между Богом и человеком (Ин.12:31-32, 1Ин.3:8). Установление завета, напомним, явилось незаслуженным благодеянием грешному человеку (Иер.11:2-4). То же самое можно сказать о Израиле: завет основан не на достоинстве народа, но на любви Божией (Втор.7:7-9).

Исполнение завета спасения, или исполнение обетования о спасении, было явлено в истории искупления народа Божиего. Каждый период истории указывал на Христа и Его дела, указывал на грядущего Спасителя (2Кор.1:20). Каждое обетование завета (заключенного с разными людьми) подтверждено и утверждено во Христе. Все в Писаниях говорит о грядущем Спасителе (Лк.24:27). Посредник и Ходатай Нового завета (Евр.12:24) Господь Иисус Христос обетовал через Иеремию его заключение:

“Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат – брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер.31:31-34).

Перед распятием Христос пьет чашу этого Нового Завета (Лк.22:20), возвещая о скором его исполнении.

Своею смертью и воскресением Христос исполнил обетования ветхозаветных Писаний, даровав народу Божиему обетованные блага (Евр.9:15). Так Христос обрел наследие, обещанное Аврааму (1Пет.1:4; Гал.3:16; Еф.1:14). В Нем благословляются народы (Лк.2:32; Мф.12:21; Деян.13:47-48; Гал.3:14). Христос есть образец праведности, явленной в законе Моисеевом (Мф.5:17; Евр.4:15; 1Ин.2:5-6). Христос есть истинная и совершенная жертва за грешников, требуемая в завете по закону Моисееву (Евр.9). Наконец, Христос есть долгожданный Царь, который был обетован в завете с Давидом (Иез.37:24-26; Лк.1:32-33; Деян.5:31; 1Кор.15:25; 1Тим.6:15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог верен Своему слову. Бог и сегодня исполняет завет, заботясь о человеке, держащемся завета. Человек лишь тогда угоден Богу, когда исполняет Его завет.

Завет соответствует всему миропорядку. Так, человек не свободен от законов природы. Можно сказать иначе: он свободен лишь в той мере, в какой следует этим законам, исполняет их. Везде мы можем увидеть завет, сопряженный с исполнением определенных законов, установлений, что влечет благословения, и напротив – неисполнение влечет проклятия (наказания), обусловленные заветом. Все основано на завете.

Поэтому Церковь требует законного в нее вхождения – через заключение завета (крещение). Не менее важен семейный завет. Этот же принцип относится и к государству. И оно определяется заветом Божиим, а не договором людей. Вот почему и в наше время совершенно необходим коллективный завет с Богом всего народа.

Нынешние политики предлагают свое решение многих вопросов, связанных с семьей, обществом, религией. Но христиане призваны объяснять и проповедовать сущность завета Божиего, чтобы все жители земли становились исполнителями завета, не подвергая сомнению суверенную власть Бога, установившего завет.

—————
[1] К вопросу о предопределении и неизменном плане Божием: думаю, все согласятся, что слово “вспомнил” не дает нам основания полагать, что Бог может что-то забыть.

Источник

Смысл заключения Нового Завета

Всё содержание Библии постоянно пронизано взаимодействием Бога и человека по отношению друг к другу. И выражалось это отношение в первую очередь в последовательном заключении специальных актов – заветов, которые имели в себе взаимное соблюдение определённых условий, оговорённых при заключении того или иного завета. Но что включало в себя само понятие «завет»? Часто говорят, что это слово означает «договор» или «союз». Однако такие понятия как бы подразумевают сами собой определённое равенство сторон при их заключении. А о каком равенстве можно говорить между человеком и Богом? С одной стороны, Бессмертный Бог, Творец всего сущего (Ис.43,15), а с другой – просто человек, о существовании которого так говорит Библия:

Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.
Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
(Псалтирь 102:15,16)

И какой тут может быть «договор» или «союз»? Значит, речь здесь идёт о взаимоотношении другого рода. Можно сказать, что это «договор» или тот же «союз» в виде завещания. Иными словами, речь идёт о получении обещанных даров после выполнения определённых условий того, кому это было завещано. Ясно, что Завещатель здесь Господь Бог, а обещано все Его творению – людям. Но к более подробному смыслу этого понятия я вернусь позже. Сначала стоит немного рассмотреть историю заключения такого завета. И здесь мы увидим, что каждый последующий завет с Богом органически был связан с предыдущим заветом и непременно оставался его прямым продолжением.
Принято считать, что самый первый завет Господь Бог заключил с первым человеком – Адамом, когда тот ещё находился в Эдемском саду. И это было первым предупреждением Адаму:

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
(Книга Бытие 2:16,17)

Смысл такого завета состоял в том, что если человек не вкусит запретного плода, то ему не будут свойственны такие качества, как страх и стыд, похоть и тщеславие, а видеть он будет во всём только проявление добра и красоты. Но данный завет был со временем нарушен, и человеческая природа уже приобрела целый ряд негативных качеств, что Адаму и жене его Еве стыдно стало показаться не только друг другу, но и даже Богу. Пребывание в райском саду для них стало уже невозможным, а потому Адам и его жена были оттуда изгнаны. Но Господь Бог заключает с ними уже следующий завет:

…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
(Книга Бытие 3:15)

Слова эти были сказаны змею-искусителю, который и ввёл в грех первых людей, но сам завет больше относился именно к людям, определивший направление и смысл их дальнейшей жизни. Некоторые видели в этом обещание о грядущем Спасителе. Но в любом случае это уже означало становление иных отношений человека с Богом – через веру в Него, поскольку прямое общение человека со Всевышним фактически было утрачено, за исключением отдельных случаев. И один из них описан в Библии, где Господь напрямую обращается к Ною:

Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
(Книга Бытие 6:18)

Здесь, как мы видим, заключается ещё один завет. Человечество, не смотря на свой ранний возраст, уже к этому времени было сильно развращено (Быт.6,5), но праведный Ной «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт.6,8). Господь Бог решил поэтому спасти Ноя и его семью с частью животных, а остальной мир погубить в водах потопа, ибо исправить сильно развращённое человечество было, очевидно, уже невозможно. Но Бог не оставил Ноя и после потопа, заключив с ним очередной завет:

И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
(Книга Бытие 9:8-11)

Это был уже действительно вечный завет, распространённый при этом на всё человечество, действующий, можно сказать, и в наше время. Ведь Ною предстояло стать как бы вторым Адамом, а от его потомков должны были произойти все народы земли.
Разумеется, Ной был не последним праведником, а потому общение Бога с людьми не прекращалось и после эпохи Ноя. Одного из его потомков Господь Бог выбирает, чтобы заключить с ним очередной завет:

…и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя…
(Книга Бытие 17:7)

Речь здесь, разумеется, идёт о праведном Аврааме, которому, несмотря на его бездетность, Господь обещает многочисленное потомство. И Авраам поверил в это Божественное предзнаменование:

Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
(Книга Бытие 17:21)

Невольно может возникнуть вопрос: а почему завет следует за заветом? Обозначить мы это можем только разной целью их заключения. Если потомкам Ноя обещано было всё заселение земли, то Аврааму сообщено о происхождении от него не только разных народов, но и народа избранного, которому предстоит стать хранителем веры истинной и в котором явится миру Спаситель:

…то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
(Книга Бытие 22:17,18)

Сбылось это предсказание относительно избранного народа уже во времена пророка Моисея. Именно через Моисея был заключён завет между Богом и народом Израиля, где вера Авраама приобретает черты уже национальной религии, а сам завет уже предназначен для целого ряда последующих поколений:

Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор,
но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицем Господа Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня.
(Книга Второзаконие 29:14,15)
…итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля…
(Книга Исход 19:5)
…и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил.
(Книга Второзаконие 26:19)

Народу Израилю предстояло стать не просто носителем истинной веры, но и оберегать её в окружении других языческих народов. Хотя народ Израиля был малочисленнее других народов (Втор.7,7), и только освобождённый от рабства в Египте (Исх.12,51), но на него была возложена не просто какая-то привилегия, но и ответственность за сохранение своей религии (Втор.15,10). Народу Израиля фактически предстояло стать народом самого Господа Бога:

Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои.
(Книга Левит 20:26)
…и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.
(Книга Левит 26:12)

Исполнение Божиих постановлений и законов неизбежно давало избранному народу такие блага, какими ни один другой народ тогда не удостаивался. Именно это и ставило его выше всех остальных народов:

Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь.
(Книга Левит 18:5)
Если ты будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;
и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего.
(Книга Второзаконие 28:1,2)
Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.
(Книга Второзаконие 28:6)
Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
(Книга Второзаконие 28:8)

Однако любая ответственность неизбежно предполагает не только щедрые награждения, но и суровые наказания, которых избранный народ тоже не сумел избежать:

Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.
(Книга Второзаконие 28:15)
Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем.
(Книга Второзаконие 28:19)

При этом люди непременно должны были помнить о том грехе, что получили они в наследство от первого человека – Адама:

Для них Я сотворил век; но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано. И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда. А входы будущего века пространны, безопасны и приносят плод бессмертия.
(3 Ездры 7:11-13)

А самое большое наказание людей ожидало за то, если оставят они веру в истинного Бога, Того, который спас их от египетского рабства:
Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, — и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня.
(Книга Второзаконие 28:20)

Такова была мера ответственности народа за его избранничество быть сынами Всевышнего. Сам закон включал в себя 613 заповедей, соблюсти которые было весьма непросто, а потому многие не в состоянии были всё это на себе нести:

Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
(Деяния св. Апостолов 15:10)
И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
(Первое послание Петра 4:18)

Сложность такого соблюдения закона состояла в том, что исполнять требовалось весь закон, а не отдельные его положения, что заповедано было народу со слов самого Моисея:

Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего, и не будет поступать по ним!
(Книга Второзаконие 27:26)

Особо предупреждалось избегать идолопоклонства, вплоть до отказа от общения с соседними народами, впавших в язычество, чтобы не перенять себе их пагубных правил:

…дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим.
(Книга Второзаконие 20:18)
…приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
(Книга Второзаконие 32:17)

А чтобы учить народ правильной вере и предупреждать его о нежелательности принятия иного вероисповедания, Господь Бог посылал народу Израиля различных пророков:

Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.
(Амос 3:7)
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
(Второе послание Петра 1:21)
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
(Римлянам 8:30)
Именно через пророков было прославляемо не только Имя Божие, но и разного рода наставления о дальнейшей судьбе избранного народа. Но именно в этих пророчествах сообщалось о том, что данная религия должна со временем выйти за «пределы» этого избранного народа и приобрести черты уже мировой или универсальной религии:

Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
(Псалтирь 21:28-29)
И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
(Исаия 49:6)
Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.
(Исаия 61:11)
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.
(Иоиль 2:32)
чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
(Амос 9:12)
Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
(Аввакум 2:14)
Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно.
(Софония 3:9)
…и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
(Захария 9:10)
Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.
(Малахия 1:11)

И произойти всё это должно через заключение уже Нового Завета:

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
(Иеремия 31:31-34)
И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения.
(Иезекииль 34:24-26)

Но если прежние заветы, кроме завета с Ноем, имели временный характер, раз через определённые исторические периоды сменяли они друг друга, то Новый Завет заключается уже навечно, на все последующие времена:

И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.
(Иеремия 32:40)
И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки.
(Иезекииль 37:26)
И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века.
(Исаия 59:21)
Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников…
(Исаия 42:6)

Необходимость заключения этого Нового Завета хорошо была раскрыта апостолом Павлом:

Говоря «новый» показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
(Послание к Евреям 8:13)
Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
(Послание к Евреям 8:7)
Отменяет первое, чтобы постановить второе.
(Послание к Евреям 10:9)

В чём же тогда был смысл заключения Нового Завета? В чём была ветхость прежнего, заключённого тогда через Моисея? Ответ также будем искать в Священном Писании.
Уже в своих посланиях апостолы, признавая, с одной стороны, необходимость исполнения ветхозаветного закона, как средства удержания от греха, но с другой же стороны, всегда указывали на его существенные недостатки, осознавая при этом, разумеется, необходимость заключения Нового Завета:

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
(Послание Иакова 2:10)
…потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
(Послание к Римлянам 3:20)
Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
(Послание к Римлянам 8:3,4)
А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Втор.27,26).
(Послание к Галатам 3:10)
А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою…
(Послание к Галатам 3:23,24)
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
(Послание к Римлянам 11:6)

Важная деталь – «был для нас детоводителем ко Христу». Даже, если не вдаваться в подробности вышесказанного, всё равно заметно, что закон был дан как временная, но необходимая мера, действовавшая до определённого события. Но о каком событии здесь идёт речь? Ответ, конечно, очевиден – о пришествии в мир Иисуса Христа, что предвещено было ещё Ветхим Заветом:

И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава.
(Исаия 11:10)
Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы.
(Исаия 42:1-4)
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
(Даниил 7:13,14)

Предсказано было не только само пришествие Христа, но и точное время Его осуществления:

Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».
(Даниил 9:25-27)

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…
(Св. Евангелие от Матфея 3:11)
Ему должно расти, а мне умаляться.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:30)

Именно Иоанну предстояло первому открыть людям это земное пришествие Христово. Довольно определённо на этот счёт сказано у евангелиста:

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
(Св. Евангелие от Луки 16:16)

Именно таким путём шло заключение Нового Завета – через благовествование Царства Божия. Поэтому нельзя сказать, что это был какой-то разовый акт. Нет, это такое, без преуменьшения сказать, великое событие проходило через целый ряд этапов, казалось бы, не очень заметных событий, первым из которых было крещение Христа в Иордане Иоанном Крестителем:

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.
(Св. Евангелие от Матфея 3:16-17)

Значение такого акта состоит в том, что Иоанн, будучи, в сущности, пророком ещё Ветхого Завета, можно сказать, передаёт право пророческого служения уже Пророку новому, как бы открывая тем самым эпоху заключения этого Нового Завета. Иоанн указывает людям на Того, через исповедания Которого как Сына Божия, то есть через воплощения Слово Божия в человеческом образе (Иоанн.1,14) открывается качественно новый путь к Богу. Вот как об этом впоследствии скажет сам Иисус:

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
(Св. Евангелие от Иоанна 10:9)
Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня…
(Св. Евангелие от Матфея 10:40)
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:6)

В чём же тогда заключалась особенность такого пути? Ведь даже согласно повелениям Ветхого Завета верующие должны следовать словам пророка (Втор.18,15), если он послан самим Господом Богом. Впервые Иисус Христос открывает эту особенность апостолу Петру:

…и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
(Св. Евангелие от Матфея 16:18,19)

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Св. Евангелие от Матфея 18:18-20)
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
(Св. Евангелие от Иоанна 20:23)

Решение церковное – это непременно решение соборное, и только оно будет иметь такую духовную силу, практически равную решению на небесах. И даже давалось такое право, как разрешение грехов, отпускать которые мог только Господь Бог. Именно такую беспрецедентную прерогативу имело заключение Нового Завета. Ветхий Завет, как мы уже сказали, ничего подобного не знал. Происходило то, как об этом примерно говорил евангелист:

…по вере вашей да будет вам.
(Св. Евангелие от Матфея 9:29)
…если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
(Св. Евангелие от Марка 9:23)

Следующий этап в заключении Нового Завета имел место уже на горе Фавор, где произошло знаменитое преображение Христа:

…и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
(Св. Евангелие от Матфея 17:2,3)

Иисус Христос предстаёт здесь в настоящем торжественном наряде, чтобы показать значимость такого события. И вот в это время являются перед Ним два величайших пророка Ветхого Завета: Моисей и Илия. Подробностей того, о чём они беседовали, мы не знаем, но в данном случае они и не важны. Есть только краткое сообщение этому:

…явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме.
(Св. Евангелие от Луки 9:31)

Само это явление, в сущности, означало, что два великих пророка как бы передавали эстафету Тому, Кому предстоит сделать открытие нового этапа священной истории. Ветхий Завет давал своё благословение Новому Завету, знамению, которое должно свершиться именно в Иерусалиме. В знак подтверждения этого апостолы услышали следующие слова:

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.
(Св. Евангелие от Матфея 17:5)

О каком же благоволении идёт речь? Это то, о чём красноречиво сказал апостол Иоанн в своём Евангелии:

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:14)

Но что могли значить такие высокие слова? Только одно. К людям пришёл Человек, наделённый Божественной природой от Бога Единого:

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:11)
Отец любит Сына и все дал в руку Его.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:35)

Разумеется, приход в мир такого Посланника Божия означал очень многое, но мы рассмотрим основополагающий аспект этого пришествия, без которого невозможно будет понять все остальные значения этого события. Кратко это выразил апостол Павел в своём Послании:

Но вы не плоти живёте, а по духу, если Дух Божий живёт в вас.
(Послание к Римлянам 8:9)

Речь идёт, понятно, о пребывании Духа Божия в Церкви Христовой и на её последователях. Но разве не было Духа Божия в церкви Ветхого Завета? Разумеется, был, и в Библии этому много примеров:

Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.
(Книга Числа 11:24,25)
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
(Псалтирь 50:13)

Имело место также проявление силы Духа Святого, когда по зову Иисуса Навина Солнце и Луна как бы остановились в своём движении:

…и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим.
(Книга Иисуса Навина 10:12,13)

Но вот приходит в мир обещанный людям Спаситель, а иудеи в большинстве своём Его не приняли, за что церковь Ветхого Завета была лишена этого дара Святого Духа. А сказано об этом в ряде книг Нового Завета:

Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его…
(Св. Евангелие от Матфея 21:43)
Се, оставляется вам дом ваш пуст.
(Св. Евангелие от Луки 13:35)
Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
(Св. Евангелие от Иоанна 8:24)
…вам первым надлежало быть проповедано слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
(Деяния св. Апостолов 13:46)

При этом нельзя сказать, что ранее об этом не давалось различных предупреждений. Давались и неоднократно, и сказано об этом тоже было в разных местах книг Ветхого Завета:

жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих…
(Псалтирь 68:26)
А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым.
(Иеремия 22:5)
Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами.
(Осия 9:17)
Не хотел ты повиноваться, Иуда. Переселюсь к другим народам и дам им имя Мое, чтобы соблюдали законы Мои. Так как вы Меня оставили, то и Я оставлю вас; просящих у Меня милости не помилую.
(3 Ездры 1:24-25)
Таким образом, заключение Нового Завета означало в первую очередь не просто оставление Святым Духом прежней ветхозаветной Церкви, но и Его мистический вход в Церковь новозаветную, что, несомненно, сделало новую Церковь средством духовного спасения уже не отдельного народа, а всего человечества, где истинная вера приобрела все необходимые черты мировой, то есть универсальной религии:

Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
(Первое послание к Тимофею 2:4)
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков…
(Послание к Титу 2:11)

Но чтобы всё это стало реальностью, должен тогда был произойти следующий этап окончательного заключения Нового Завета. И это произошло в Иерусалиме в небольшой горнице, где Иисусу и Его ученикам была приготовлена пасха – жертвенный ягнёнок. Именно там Спаситель преломил хлеб, чтоб раздать Своим ученикам, и запить это вином:

ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
(Св. Евангелие от Матфея 26:28)

Так была сделана первая евхаристия или причащение, где под видом хлеба и вина принималось как бы тело Христово – шло духовное соединение причащаемого с Иисусом Христом, ибо спасение стало теперь именно через Него. Безусловно, заключение Нового Завета не могло ограничиться этим новым таинством. Всё это должно было быть подытожено другим, самым значимым актом Нового Завета – смертью Иисуса Христа на кресте и последующим Его воскресением:

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
(Св. Евангелие от Иоанна 19:30)

А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
(Второе послание к Коринфянам 5:15)
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
(Исаия 53:4)

Необходимо сказать, что тема искупления грехов человечества через распятие Христа является довольно обширной, если её подробно и обстоятельно рассматривать, поэтому здесь я ограничусь небольшими выдержками из книг Нового Завета, которую данную сущность в себе и содержат:

…но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Св. Евангелие от Луки 13:5)

Такова была цена искупления, значение которой выразить оказалось не так просто:

Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
(Первое послание к Коринфянам 6:20)
Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
(Послание к Евреям 10:14-18)
Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, —
то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
(Послание к Евреям 13:10-12)
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:16)

Кратко, но очень чётко сказал об этом апостол Павел в своём послании:

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
(Второе послание к Коринфянам 3:6)

Но сейчас нам не менее важно понять, какие именно последствия для человечества дало заключение этого Нового Завета.
Самое первое и важное из них состояло в том, что вера в Единого Бога уже перестала быть уделом одного избранного народа, о чём уже ранее было сказано, и ей был открыт путь уже к другим, в том числе, языческим народам:

Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.
(Откровение Иоанна Богослова 15:4)

Второе последствие означало, что данный Завет действительно стал уже вечным и принял свою окончательную форму:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Св. Евангелие от Матфея 28:19,20)

И это было не просто напутствие, сказанное Иисусом Христом перед Его Вознесением на небеса. Это было Слово, которое сбылось на пятидесятый день после Воскресения Христова при полном собрании Его верных апостолов и учеников:

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деяния св. Апостолов 2:3,4)
И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…
(Св. Евангелие от Иоанна 1:16)

В результате апостолы получили тот обещанный дар, о котором был сказано Христом ещё во время Его земной жизни, и о котором нами упомянуто было ещё выше (Мат.18,18-20). Такой дар давал апостолам качественно новые возможности, а сами ученики Христа передали свойства этого дара непосредственно новой, новозаветной Церкви:

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
(Деяния св. Апостолов 5:12)

Но дар Святого Духа не ограничивался только чудесами. На соборах действительно стали решаться вопросы, которые до этого имели силу только строго на небесах, что стало третьим последствием заключения Нового Завета:

И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него.
(Первое послание Иоанна 5:14,15)

И уже на первом Апостольском Соборе принимается решение, облегчающее принятие новой веры тем, кто оставлял своё языческое прошлое – для них снимался целый ряд ограничений, который был ещё заповедан Ветхим Заветом, и которые человек до сего времени не имел никакого права отменить:

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете.
(Деяния св. Апостолов 15:28,29)

Этот высокий дар Святого Духа не мог быть, разумеется, уделом только одних апостолов. В противном случае ни само Христианство, ни Церковь Христианская не имели бы своего дальнейшего развития, так как там, где нет Духа Святого, там нет и церковной жизни. Поэтому апостолы передавали этот дар другим через таинство рукоположения, а те, кто принимал этот дар, также становились обладателями благодати, получаемой ими от Духа Святого:

их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
(Деяния св. Апостолов 6:6)
Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.
(Деяния св. Апостолов 8:17)
По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
(Второе послание к Тимофею 1:6,7)

Разумеется, с таким славным даром нельзя было обращаться неосмотрительно, и подходить к этой практике требовалось с особой тщательностью и со знанием дел, дарованных с получением высшей благодати:

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:8)
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
(Послание к Римлянам 8:14-16)
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
(Первое послание к Тимофею 5:21,22)
…чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.
(Первое послание к Тимофею 3:15)

Это уже было явным доказательством, что Новый Завет стал не просто новым учением, а реальной практикой воплощения его действенной, животворящей силы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *