Закончился срок службы счетчика воды что делать
Все о поверке счетчиков воды
1. Обязательна ли поверка счетчиков воды и зачем она нужна?
Поверка индивидуальных приборов учета (ИПУ), или счетчиков — обязательная процедура. Это закреплено в статье 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года, а также в постановлении Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года.
Если не провести поверку вовремя, вы не сможете оплачивать горячую и холодную воду по показаниям приборов учета*. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором необходимо было провести поверку, начисления будут проводиться так:
Вы снова сможете оплачивать воду по показаниям счетчиков после проведения поверки.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года (см. пункт 59, 60).
2. Когда ее нужно проводить?
Интервал между поверками, или межповерочный интервал, устанавливается при утверждении типа средства измерения и указывается в технической документации — паспорте счетчика.
Сроки поверки также можно узнать:
Важно: поверку счетчиков воды нужно провести до наступления даты, указанной в качестве срока поверки.
По собственной инициативе вы можете проводить периодическую поверку счетчиков воды чаще установленного межповерочного интервала. А если нарушены контрольные пломбы или знаки поверки — внеочередная поверка счетчика обязательна.
3. Кто должен проводить поверку счетчиков?
Выбирая организацию для поверки самостоятельно, учитывайте:
4. Как проходит поверка счетчиков воды?
При каких условиях будет проведена поверка ИПУ, зависит от оснащенности фирмы, с которой потребитель заключит договор на поверку: есть у нее переносные приборы для проведения поверки или нет. Поверка может проводиться:
5. Сколько стоит поверка?
Работы по замене, обслуживанию и поверке приборов учета выполняются на основании договора, который вы как потребитель (собственник или наниматель помещения) заключаете с организацией.
Поверка счетчиков не относится к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома или коммунальным услугам, поэтому оплачивается потребителем. Стоимость поверки не подлежит государственному регулированию и определяется по соглашению сторон в договоре, никаких специально установленных тарифов не существует.
6. Что будет после поверки?
По результатам поверки проводивший ее специалист должен в течение 40 дней с даты проведения поверки внести данные о результатах работы в реестр ФГИС «Аршин». Доступ к этой системе открыт для всех. В разделе «Сведения о результатах поверки средств измерений» владелец счетчика может ввести его заводской номер или инвентарный номер и увидеть сведения о нем и результатах проведенной поверки.
Собственнику прибора учета также может быть выдано свидетельство о поверке в бумажном виде. Его рекомендуется предоставить в управляющую организацию. Сделать это можно онлайн на mos.ru либо при личном визите.
7. Срок поверки наступит нескоро, но мне звонят и убеждают ее провести. Что делать?
Некоторые частные компании могут звонить или рассылать письма и предлагать свои услуги по поверке счетчиков. Такая информация является рекламой коммерческих услуг и не накладывает на вас никаких обязательств.
Если вам звонят и сообщают о необходимости срочной поверки счетчиков воды:
Кроме того, в случае незаконных и противоправных действий вы можете жаловаться в полицию и прокуратуру.
Что делать, если истек срок поверки счетчика воды – руководство нарушителю
Поверка счетчиков происходит через определенное время после эксплуатации. Граждане, забывая о сроках, часто обнаруживают, что истек срок поверки счетчика воды, из-за чего вынуждены делать оплату за использование воды в соответствии с общепринятыми нормативами.
Выходить из сложившейся ситуации необходимо в точности с установленными нормами.
Для чего делают поверку
Ежемесячная оплата использованной горячей и холодной воды осуществляется на основании зафиксированных показателей установленных счетчиков.
Через какое время проверяют счетчики на воду?
От точности снятых показаний зависит корректный расчет оплаты. При длительной эксплуатации технические свойства его могут изменяться.
Если будет доказано, что оно работает неправильным образом, то выполняются демонтаж и установка нового водомера.
Законодательная база
Процедура поверки регламентирована ФЗ-261, 102, и 354 Постановлением, поэтому она обязательна для всех собственников дома. Она связана с тем, что счетчики могут переставать работать надлежащим образом из-за воздействия внешних негативов:
Поверка водомеров для холодной воды осуществляется каждые 6 лет, а для горячей воды – 4 года.
Кто может проводить поверку
Кем и через сколько делается поверка счетчиков воды?
Проводить поверку может только организация, прошедшая официальную аккредитацию и получившая лицензию на оказание услуг.
Компания может быть государственный (например, Водоканал), либо частная на основании действующего законодательства. Главным условие: наличие допуска с аккредитацией.
Поверка не обязана быть бесплатной услугой, вне зависимости от территории проживания гражданина.
Профессионал для работы использует мобильное новейшее метрологическое оборудование. Поверка выполняется на месте, осуществляется демонтаж, чтобы доставить устройство в лабораторию для проверки на пригодность.
Чтобы не нарушать установленный законодательный порядок, рекомендуется обращаться только к проверенным организациям, а также предварительно ознакомиться с документом, подтверждающим аккредитацию.
Как узнать, когда требуется поверка
Отсчет срока начинается от даты последней проведенной поверки. Первичное мероприятие осуществляется на заводе компании изготовителя, повторная проводится уже дома. Многие граждане путают даты и начинают отсчитывать с момента даты производства, что является ошибочным.
Чтобы не ошибиться со сроками, контролировать дату следующей поверки можно из квитанции об оплате коммунальных услуг. Как правило, управляющие компании в автоматическом порядке проставляют контрольные даты поверки.
Что делать, если истек срок поверки счетчика воды
Чтобы не нарушать установленный порядок, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:
Важно: как только срок поверки закончится, у гражданина есть три месяца, чтобы исправить ситуацию и вызывать специалиста для снятия показаний, либо произвести замену неисправных водомеров.
Как выполняется перерасчет
Когда порядок действий осуществлен, поверка сделана и требуется провести перерасчет, нужно обратиться в обслуживающую компанию.
Поскольку порядок действий может несколько различаться, надо позвонить в ТСЖ и проконсультироваться для решения возникшего вопроса.
Что делать, если просрочен счетчик на воду?
Ведомства, занимающиеся контролем поверок, должны просчитать имеющиеся документы, насколько они соответствуют установленным правилам оформления.
В акте нужно проверить, указан ли факт наличия пломб, и о размере погрешности в рамках 2%. Чтобы получить перерасчет, требуется предоставить следующий пакет документов:
Весь пакет документации необходимо направить в ЖЭК. Срок рассмотрения составляет 5-10 рабочих дней.
Последствия невыполненной вовремя поверки
На основании действующего законодательства каждый гражданин обязан осуществить поверку счетчиков после определенного срока на предмет неисправностей и точностей снятых показателей.
Если владелец квартиры или частного дома не успевает сделать процедуру в установленные сроки, то на протяжении первых трех месяцев счета за использования воды будут приходить в соответствии с общими установленными тарифами (что значительно увеличивает цену).
При допуске просрочки, дополнительные штрафные санкции не вводят. Однако гражданин несет финансовые потери, поскольку будет переплачивать за подачу воды до тех пор, пока не осуществит поверку.
Лицензированные организации проводят данные мероприятия лично, заполняя все бумаги для бухгалтерии управляющей компании. Поэтому останется только пойти в ТСЖ, снять копии документов и направить их в нужный отдел.
Важно: нельзя отдавать оригинал акта и свидетельство о поверке в ТСЖ и другие организации. Они должны остаться у владельца дома.
Обслуживающие организации просят заполнить заявление на перерасчет, а другие выполняют процедуру после получения пакета документов. Информация уточняется по телефону справочной.
Каков штраф за поверку счетчика воды?
Иногда случаются ситуации, когда гражданин получает штрафную квитанцию от ТСЖ в связи с несвоевременной поверкой счетчиков.
Юристы не рекомендуют оплачивать, надо позвонить в организацию. В действующем законодательном проекте нигде нет положения, которое бы устанавливало штрафные санкции.
ТСЖ стараются в качестве главного основания указать что начисление выполнялось по общим нормативам, поскольку поверка не была вовремя выполнена.
Если такая ситуация произошла, надо потребовать официальных объяснений от управляющей компании, на каком основании был выставлен штраф с объяснением с точки зрения государственных актов и положений.
Обращаясь к критериям, которые прописаны в законодательстве, они практически ничем не отличаются от региона или области страны. Например, норма расхода холодной воды в среднем составляет 7 м³ на одного человека, а горячей – 5 м³.
Поскольку в каждой квитанции отображается расход воды, можно проконтролировать начисления и избежать переплаты в несколько раз.
Поверка счетчиков является обязательным мероприятием, которое закреплено в нормативных государственных актах. Если гражданин не успевает вовремя осуществить процедуру, то расход будет начисляться альтернативным способом – по установленной тарификации в общем порядке.
Не соглашайтесь на поверку или замену счетчиков если срок последней поверки еще не истек, подробности в следующем видео:
Что нужно знать о счетчиках на воду и электричество в квартирах?
Да, есть. Не нужно путать межповерочный интервал с окончанием срока службы прибора. Сроки службы счетчиков по ГОСТу для крыльчатых приборов учета ГОСТ Р 50601-93 устанавливает срок службы 12 лет, однако на разные модели счетчиков горячей и холодной воды срок годности может меняться, нужно сверяться с техническим паспортом.
Если у счетчика закончился его срок службы, то необходимо заменить его самостоятельно или обратившись в свою УК, ТСЖ, ресурсопоставляющую организацию. Опломбировку производит управляющая компания дома, причем согласно Постановлению №824 эта процедура абсолютно бесплатна. Он собственника потребуется только написать заявление и представить документы на квартиру. При этом покупка и установка счетчика производится за счет средств собственника квартиры.
До тех пор, пока новый счетчик не установят, плата будет начисляться по нормативам, утвержденным региональными энергетическими комиссиями (РЭК).
Материал подготовлен на основании комментариев: ПАО «Мосэнергосбыт», а также президента ассоциации АКОН, заместителя председателя комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ Сергея Крекова
Получить информацию об окончании срока межповерочного интервала можно в паспорте своего прибора учета или на сайте завода изготовителя, который и устанавливает данный срок для каждого определенного типа счетчика. На самом приборе учета указана дата выпуска, от которой зависит и срок поверки.
Но, если техпаспорт утерян, тогда необходимо произвести внеплановую проверку, которая покажет исправность того или иного прибора, и в соответствие с этим можно установить срок его службы и рабочее состояние счетчика.
Клиенты «Мосэнергосбыта» могут получить консультацию по сроку очередной поверки электросчетчика в контактном центре компании (тел.8-495-981-981-9).
Да, законно. Для счетчика как прибора измерения имеет значение поверка его точности. Первая поверка делается на заводе, на ее основании в техпаспорте указывается не дата изготовления прибора, а дата поверки, означающая, что в этот день ОТК принял прибор к эксплуатации и гарантирует потребителю его качественную работу в течение определенного срока. Счетчик, не прошедший вовремя очередную поверку, согласно действующему законодательству считается непригодным для дальнейшего использования, пока не будет произведена поверка, которая покажет обратное. Поэтому до проведения поверки и предоставления ее результатов в УК абоненту будет начисляться плата по нормативам.
Однако окончание межповерочного интервала не означает, что нужно обязательно менять счетчик (не путать с окончанием срока службы). Поэтому управляющие организации не могут принуждать, навязывать или требовать от собственника замены счетчика, если поверка показала, что он находится в рабочем состоянии и годен к эксплуатации.
В ситуации, если счетчик не работает, для начала необходимо выяснить период, когда он вышел из строя или закончился срок эксплуатации. До момента проведения поверки вы должны будете оплатить услуги по нормативам. Нормативы рассчитываются исходя из усредненного потребления за период последних трех-шести месяцев.
В силу требований «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности), в том числе истечения межповерочного интервала поверки приборов учета обязан незамедлительно известить об этом организацию, предоставляющую коммунальные услуги, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены или поверки) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя.
При этом согласно п. 81(12) Правил ПП № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Дополнительно сообщаем, что периодичность поверки счетчиков воды определяет производитель. Информация о межповерочном интервале указана в паспорте на прибор учета расхода воды. Следует помнить, что лучше озаботиться вопросом поверки/замены счетчика заранее, за 1-1,5 месяца до окончания срока межповерочного интервала.
Также на каждый вид счетчика устанавливаются разные периоды межпроверочного интервала. Это связанно с конструктивными особенностями прибора и условиями эксплуатации, которые предусмотрены на определенный тип счетчика. Для электросчетчиков разных конструкций межпроверочный интервал может составлять от 8 (механические) до 16 лет (электронные). После проверки метрологическая служба делает отметки в паспорте прибора учета и выписывается свидетельство о проверки. Если говорить о счетчиках на воду, то межпроверочный интервал составляет на горячую воду 4-5 лет, на холодную 5-6 лет. Первый межпроверочный интервал исчисляется из даты первой проверки и выпуска из производства. Стоимость поверки одного прибора учета в среднем составляет порядка 300-500 рублей.
Для проведения поверки необходимо обратиться в специализированную организацию, например, Центр стандартизации и метрологии или в ближайший клиентский офис ПАО «Мосэнергосбыт», где помогут организовать поверку счетчика. В случае если прибор поверку не пройдет, то будет предложена его замена.
Перед тем, как самостоятельно приобретать счетчик, очень важно договориться с мастером, уполномоченным аккредитованной организацией. Ведь счетчик должен соответствовать техническим характеристикам и качественно снимать показатели. Без согласования, счетчик лучше не приобретать, дабы не понести незапланированные расходы. Также зачастую компании сами производят продажу приборов учета и в связи с этим могут отказаться ставить ваш счетчик. Организации, в которую вы обратились, с уже самостоятельно приобретенным счетчиком экономически не выгодно принимать заявку. Ведь сама процедура ввода счетчика в эксплуатацию и опломбировка прибора после проверки по закону является бесплатной. А составляющая бизнеса организаций, которые занимаются установкой, являются продажи. Они будут всячески стараться найти причину, по которой установить счетчик будет не допустимым и вам будет сложно дискутировать с сотрудниками данной организации.
За установкой счетчика можно обратиться в вашу управляющую компанию, при условии, что она имеет полномочия на установку приборов учета. Если этого нет, то УК должна предоставить список сервисных организаций, которые занимаются установкой счетчиков.
Также для установки приборов учета электроэнергии и воды можно обратиться в любую специализированную организацию.
Но при установке/замене прибора учета электроэнергии в Москве необходимо до проведения работ по установке подать письменную заявку в обслуживающий клиентский офис ПАО «Мосэнергосбыт» для осуществления допуска нового прибора учета в эксплуатацию.
Оформить заявку на услугу по установке/замене прибора учета в ПАО «Мосэнергосбыт» можно следующими способами:
После установки/замены прибора учета расхода воды клиент обращается в ресурсоснабжающую организацию (ДЭЗ, УК) для заключения договора. Далее самостоятельно обращается в ЕРЦ для приемки к расчетам ИПУ расхода воды.
В 2009 году был принят закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», согласно которому собственники обязаны были установить счетчики учета потребляемых коммунальных ресурсов. А в конце 2014 года президентом РФ был подписан акт о необязательности установки газовых счетчиков. Соответственно, обязательство установки счетчиков с населения были сняты.
При этом в случае утраты прибора учета либо его выхода из строя потребитель обязан незамедлительно уведомить об этом энергосбытовую компанию, а также принять меры по восстановлению надлежащего учета потребляемой электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в случае выявления несанкционированного подключения к электросети (несанкционированного вмешательства в работу прибора учета), производится доначисление (расчет) платы за электроэнергию исходя из суммарной мощности несанкционированно подключенного (либо всего используемого потребителем) электрооборудования.
В соответствии с п.145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442, обязанность по организации учета электроэнергии путем оснащения помещения прибором учета (счетчиком), обеспечению надлежащего технического состояния и работы счетчика возлагается на собственников энергопринимающих устройств (то есть на потребителя).
Таким образом, люди вынуждены самостоятельно принимать решение: выгодно ли им устанавливать счетчики или нет. Со стороны государства это своего рода стимуляция населения в пользу установки приборов учета. Отсутствие счетчика грозит людям финансовыми потерями.
Что делать с приборами учета, поверочный срок которых истек или истекает в период самоизоляции?
Круглосуточно находясь дома из-за введения карантина, граждане неизбежно увеличивают расход ресурсов. Речь идет о тратах на электричество, горячую и холодную воду, то есть о тех коммунальных услугах, которые тарифицируются по приборам учета. Что делать с приборами учета, поверочный срок которых истек или истекает в период самоизоляции?
По общему правилу, своевременная поверка счетчиков учета потребления коммунальных услуг по пункте 81 (12) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 – это обязанность потребителя.
В случае истечения срока поверки счетчиков учета потребления коммунальных услуг, он считается вышедшим из строя. Показания такого счетчика к учету не принимаются. С даты, следующей за датой назначенной поверки, начисление платы производится в ином порядке: в течение трех месяцев – из расчета средних показаний счетчика за предыдущие 6 месяцев, далее – по установленному тарифу с применением повышающего коэффициента 1,5.
В период общероссийских ограничений (самоизоляции) провести своевременную плановую поверку проблематично. В связи с этой ситуацией, принятым Постановлением № 424, положение пункта 81 (12) Правил № 354 приостановлено с 06 апреля до 01 января 2021 года.
Обращаем внимание потребителей на то, что при пропуске срока поверки счетчика, его показания будут приниматься к расчету для оплаты услуги. Но только в том случае, если не нарушена пломба, отсутствуют механические повреждения, корректно отображается результат измерений, не истек срок эксплуатации, установленный производителем. Потребители должны добросовестно исполнять свои жилищные обязанности, чтобы в последствии не иметь правовых проблем.
Лучше, при наличии технической возможности, оформить заявку на проведение поверки на сайте поставщика услуги. Заявки регистрируются и вносятся в график.
Потребителю нужно обязательно сохранять сведения о подаче заявки. Если же счетчик вышел из строя, оказалась поврежденной пломба, появились на нем внешние повреждения, необходимо немедленно известить об этом управляющую компанию и поставщика ресурса. Решение данного вопроса будет предложено индивидуально, так как это зависит от сложности ситуации и возможностей поставщика в период ограничений.
Что делать, если срок поверки счетчика наступил до 06 апреля, но при этом гражданин не подавал заявку на поверку?
Оплата за услугу, скорее всего, будет начисляться по правилам, действующим до 06 апреля текущего года, поскольку отдельных разъяснений по этому вопросу в настоящее время от Минстроя не поступало.
Нужно понимать, что согласно пункт 81 (13) Правил № 354, поверка (замена, ремонт) прибора учета должны быть проведены в течение 30 дней со дня выхода прибора из строя. Напомню, что с даты установленной платной поверки счетчик считается неисправным. Если тридцатидневный срок, предоставленный на поверку, истекает после 06 апреля 2020 года, заявку необходимо оформить на сайте поставщика сейчас, это будет свидетельствовать о вашей добросовестности исполнения своих обязанностей. Поставщики должны будут регистрировать заявку, внесут ее в график и известят владельцев о предположительной дате выезда мастера. В случае неисполнения своих обязанностей, потребитель должен понимать, что в этот период плата будет начисляться, исходя из среднего показателя счетчика. Если у вас подходит срок поверки счетчиков, то подавайте заявку сейчас. Так вы избежите начисления повышенного коэффициента.
С 24 сентября 2020 года вступят в силу поправки, внесенные в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». С этой даты поверка будет считаться действительной только после внесения электронной записи в реестр Росстандарта. Это условие коснется только тех приборов учета, срок поверки которых наступает с этой даты. Если же гражданин пожелает получить бумажное свидетельство о поверки и/или отметку на самом счетчике и в паспорте прибора, ему придется обращаться с соответствующим заявлением об этом.
(Разъяснение предоставлено Светланой Рыбаковой, старшим преподавателем кафедры гражданского права и процесса, директор центра «Юридическая клиника» Алтайского филиала РАНХиГС).