Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем

Разработка урока по русскому языку на тему «Стили литературного языка» (7 класс)

Тема урока: Стили литературного языка

Учебник и программа Ладыженской Т. А.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Цель: повторить и систематизировать знания о стилях русского литературного языка.

Предметные: знать определение литературного языка, формы литературного языка (письменную и устную), стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), их признаки, отличия друг от друга; жанры, характерные для различных стилей, отличия языка художественной литературы от стилей литературного языка;
уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю, доказывать принадлежность текста к названному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

— Какие средства художественной выразительности использует А.Фет в своём произведении? Какую роль они играют?

— Какой жанр данного произведения?

— К какому стилю вы отнесёте записанный текст? Почему?

— Дайте определение термину «стили». (Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка).

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Определите тему. (Стили речи)

— Запишите тему в тетради.

Обобщение предыдущих знаний.

— Какие стили вы знаете?

— Закончите начатые предложения (учебник,стр.27)

А)Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся——(разговорным стилем)

В)Если составляем различные документы, то пользуемся——(официально-деловым стилем)

Г) Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к——-(художественный стиль)

— Самостоятельно составьте таблицу четырёх стилей, которые мы уже изучили, используя пояснения из задания на стр. 27

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Определите стили текстов, предложенных в распечатке. Докажите свою точку зрения.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. (Художественый)

— Папа сказал, что вкусный.

— Конечно, вкусный, раз он уплетал его вчера за обе щеки!

Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс “суб” обозначает “между”). (Научный)

— Вот так скок и убежал?

— Прямо так и вышло. (Разговорный)

Инструкция по безопасности для учащихся:

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.

Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета. (Официально-деловой)

Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. (Художественый)

Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений». (Научный)

«Правила дорожного движения РК»:

Пешеходы двигаются по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, а также в соответствии с требованиями пунктов 17.1 и 17.4 Правил.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, двигаются по краю проезжей части дороги (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части дороги), если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. (Официально-деловой)

-. Выполнение упр. 61 (устно)

Включение в систему знаний и повторение.

— Запишите, к каким функциональным стилям относятся перечисленные слова и устойчивые выражения:

а) в связи, нижеподписавшиеся, ввиду того что, вышеперечисленные, довожу до вашего сведения; (официально-деловой)

б) аллегория, фразеологизм, аллитерация, суффикс, фольклор, амфибрахий;

в) сестричка, дровишки, ручонка, удирать, глазёнки, разболтать, примчаться;

г) отечество, мощь, держава, ода, вдохновение, снизойти, испепеление, заветный,

— Из данных предложений вычлените три текста. Запишите их. Назовите стили текстов. Обоснуйте свою точку зрения.

(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло мне!

— Сравнить два описания одного и того же природного явления — грозы.

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо. (А.П.Чехов «Степь»)

Гроза — атмосферное явление, когда в кучево-дождевых облаках или между облаками и поверхностью земли возникают электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. Как правило, грозу сопровождают ливни. (Энциклопедия)

— Какая информация содержится в текстах?

— Чем они отличаются друг от друга?

— Назовите особенности представленных стилей.

— Какие стили речи не представлены в последнем задании? Назовите их особенности и сферы применения.

Составить тексты об осени в научном и художественном стилях. (Не менее 4-х предложений в тексте)

Определите стили текстов, предложенных в распечатке. Докажите свою точку зрения.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. (Художественый)

— Папа сказал, что вкусный.

— Конечно, вкусный, раз он уплетал его вчера за обе щеки!

Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс “суб” обозначает “между”). (Научный)

— Вот так скок и убежал?

— Прямо так и вышло. (Разговорный)

Инструкция по безопасности для учащихся:

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.

Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета. (Официально-деловой)

Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. (Художественый)

Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений». (Научный)

«Правила дорожного движения РК»:

Пешеходы двигаются по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, а также в соответствии с требованиями пунктов 17.1 и 17.4 Правил.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, двигаются по краю проезжей части дороги (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части дороги), если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. (Официально-деловой)

— Запишите, к каким функциональным стилям относятся перечисленные слова и устойчивые выражения:

а) в связи, нижеподписавшиеся, ввиду того что, вышеперечисленные, довожу до вашего сведения; (официально-деловой)

б) аллегория, фразеологизм, аллитерация, суффикс, фольклор, амфибрахий;

в) сестричка, дровишки, ручонка, удирать, глазёнки, разболтать, примчаться;

г) отечество, мощь, держава, ода, вдохновение, снизойти, испепеление, заветный,

— Из данных предложений вычлените три текста. Запишите их. Назовите стили текстов. Обоснуйте свою точку зрения.

(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло мне!

— Сравнить два описания одного и того же природного явления — грозы.

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо. (А.П.Чехов «Степь»)

Гроза — атмосферное явление, когда в кучево-дождевых облаках или между облаками и поверхностью земли возникают электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. Как правило, грозу сопровождают ливни. (Энциклопедия)

Источник

Культура речи. Стили литературного языка

Тема «Культура речи. Стили литературного языка».7 класс

Цели:

1) повысить уровень культурного владения языком;

2) способствовать формированию языкового чутья;

3) повторить изученные стили речи;

4) развивать навыки работы в коллективе.

Задачи:

1.Формирование умения работать с новой информацией по теме (определять принадлежность текста к стилям по их характерным признакам, находить изобразительные средства языка, уметь обобщать и делать вывод);

2.Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

3.Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

Оборудование:

1.учебник «Русский язык, 7 класс» Баранов М.Т., Ладыженская Т.А и др., Москва, изд. «Просвещение», 2013;

Эпиграф к уроку: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев) ( спроецировано на доске )

II . Слово учителя. Беседа с классом.

— Итак, вы уже поняли, сегодня на уроке мы поговорим о культуре речи, зеркалом которой является наш прекрасный русский язык.

— Прочтите эпиграф, подумайте, какова основная мысль высказывания?

— Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?

— Как бы вы могли определить понятие «культура речи»? Сверим свои предположения с мнением ученых.

На мультимедийной доске спроецировано определение: «Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка» (БСЭ).

— Итак, мы видим, что понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна.

III . Новая тема
Чтение высказывания о литературном языке на стр. 27 учебника.

-Что называется литературным языком?

-Какие стили литературного языка вы вспомнили?

-Чем они отличаются друг от друга?

Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся ___________.

Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к ____________.

Если составляем различные документы, то пользуемся __________.

Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к ________.

Задание 2. Выполнение упр.61.

Прочитайте название жанров, которые характерны для различных стилей. Определите, в каком именно стиле чаще всего используется каждый из указанных жанров.

Задание 3. Систематизация знаний о стилях речи. Составление таблицы стилей речи.

Основные черты стилей (спроецировано на доске)

Творческое задание ( работа проводится по рядам ). За 10 минут ребята должны составить тексты по одной теме, но в разных стилях.

Первый ряд пишет о берёзе в научном стиле, второй — в художественном, а третий составляет текст в разговорном стиле.

Защита творческих работ. В ходе чтения учащиеся определяют принадлежность слов к тому или иному стилю.

Таким образом, под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Будьте интеллигентны во всем, ведь вы являетесь носителями «прекрасного русского языка, этого достояния, переданного нам нашими предшественниками»: А.С Пушкиным, И.С. Тургеневым, А.П. Чеховым…

Источник

ЗАКОНЧИТЕ НАЧАТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КАКИЕ СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ВЫ ВСПОМНИЛИ? ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА?

1. Когда мы делемся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся ____ ____ ____.

2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к ____ ____ ____.

3. Если состовляем различные документы, то пользуемся _____ _____ _____.

4. Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к ____ ____ ____.

Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть картинку Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Картинка про Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем

Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть картинку Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Картинка про Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем

1) разговорным стилем;
2) научному стилю;
3) официально-деловым стилем;
4) художественному стилю.
Они отличаются друг от друга сферами применения, задачами и художественными средствами, в них употребляемыми.

Другие вопросы из категории

никаких, никакими силами, нечего сказать, ничего себе, никем никого.

Читайте также

вот начатые предложения:

2. Путешественники приблизились к роднику.

3.Туристы забили лагерь..

4.Поезд замедлил ход..

2. Путешественники приблизились к роднику.

3.Туристы забили лагерь..

4.Поезд замедлил ход..

пожалуста помогите!

и строго по оброзцу!

2.В чём заключается богатство русского языка?

3.Что такое фразеологизмы?Каковы их особенности?

4.Какие слова называются заимствованными?Как русский язык осваивает эти слова?Как ты думаешь,можно ли вообще отказаться от использования этих слов?

5.По каким признакам можно отличать старославянизмы от других слов?

6.Какие слова называются устаревшими?Почему они появляются в языке?На какие группы делятся?

7.Что такое неологизмы?С чем связано их использование в языке?

8.Перечисли признаки текста.

9.Назови способы связи предложений в тексте.♥

Источник

§ 10. Стили литературного языка

Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть картинку Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Картинка про Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем

Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть картинку Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Картинка про Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем

Закончите начатые предложения.

Какие стили литературного языка вы вспомнили?

Чем они отличаются друг от друга?

1. Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся __ __ __.
2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к __ __ __.
3. Если составляем различные документы, то пользуемся __ __ __.
4. Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к __ __ __.

61. Прочитайте названия жанров, которые характерны для различных стилей. Определите, в каком именно аиле чаще всего используется каждый из указанных жанров.

Закон, личное письмо, сказка, протокол, повесть, постановление, личные дневниковые записи, разговор с приятелем, статья в учебнике, договор, стихотворение, беседа за завтраком, заявление.

Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть картинку Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Картинка про Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем

Язык художественной литературы занимает особое место. Он отличается от стилей литературного языка тем, что в нём широко используются языковые средства других стилей, так как писатель стремится повлиять на чувства читателей и нарисовать правдивую картину жизни.

Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Смотреть картинку Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Картинка про Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем. Фото Закончите начатые предложения какие стили литературного языка вы вспомнили чем62. Прочитайте упр. 1 и 14. В каком стиле написаны тексты? Как вы это определили? Найдите в учебниках для VII класса тексты, написанные в научном и художественном стилях. Докажите, что вы правильно определили стиль текстов.

63. Определите стиль данных текстов.

1. — Имейте совесть, заканчивайте! — стучит мужчина в стекло телефонной будки.

Стоящий за ним старичок замечает:

— Да успокойтесь, дайте бабушке договорить.

— Бабушке? — взрывается мужчина. — Да когда она вошла в будку, ей ещё и двадцати не было.

2. Уважаемый Владимир Иванович!

Имеем честь пригласить Вас на торжественный вечер, посвящённый юбилею нашего издательства, который состоится 1 ноября 2010 года по адресу: 3-й проезд Марьиной рощи, д. 41.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *