Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что

Насадка виртуозов

Среди насекомых, личинок которых рыболовы используют в качестве зимней насадки, мухи-пестрокрылки занимают особое место. Дело в том, что в соцветиях репейника – а для неискушенных в ботанике это не только лопухи, но и чертополохи, бодяки и еще ряд трав с цепкими плодами и соплодиями, – заготавливаемых осенью дальновидными рыболовами, чаще всего зимуют личинки именно этих мух. Собственно, если вы нашли в высохших корзинках всех этих сорняков червячка без ножек – такого маленького опарыша, то почти наверняка это будет личинка какой-нибудь пестрокрылки. Пестрокрылками этих небольших, обычно меньше сантиметра, мух назвали неслучайно – на крыльях у большинства из них действительно пестрый рисунок: полосы, пятна, а иногда и замысловатые фигуры. В семействе пестрокрылок больше четырех тысяч видов, и большинство из них встречаются в жарких странах. Взрослые мухи питаются цветочным нектаром или выделениями тлей. Личинки же питаются живыми тканями растений. Чаще всего сочных плодов, и ряд видов здорово вредит всевозможным культурам. У нас пестрокрылок не очень много, но сотни три видов, думаю, наберется. Но личинки многих из них развиваются не в сочных плодах, а в соцветиях сложноцветных, к которым и относятся все так называемые репейники. Причем подчас на каждом виде (или близкородственных видах) растений живут свои пестрокрылки. Однако несколько видов пестрокрылок откладывают яйца не в цветы, а в стебли кормовых растений.

С одной из них стоит познакомиться поближе. Называется чертополоховая пестрокрылка. Urophora cardui, если по-латыни. Стоит потому, что ее личинок некоторые рыбаки считают лучшей зимней насадкой. Один виртуоз подледной ловли с насадкой уверял меня, что если уж на этих личинок не клюет, то и вообще пытаться не стоит – только зря время потеряешь. Живет эта муха на бодяке полевом. Это многолетнее сорное растение с выямчатыми колючими листьями. На разветвленных стеблях высотой иногда больше метра летом появляются розовые или сиреневые (а иногда и белые) цветочные корзинки. Бодяк легко размножается корневой порослью, оттого нередко образует целые заросли. Растет по лесным опушкам, обочинам дорог, на пустырях, обычен он и по берегам водоемов. Родиной этого бодяка считается южная Европа и Средиземноморье, но благодаря человеку он распространился по всему свету, и во многих странах признан вреднейшим сорняком. Взрослые пестрокрылки появляются, когда у бодяка появляются первые цветы. Самцы длиной около 5 мм, самки чуть крупнее и с яйцеводом на конце брюшка. На прозрачных крыльях у них характерный W-образный рисунок, имеющий важное значение в брачных ритуалах этих насекомых. Летают мухи неохотно и со стебля на стебель часто перебираются пешком. Самцы территориальны и изгоняют с оккупированных стеблей конкурентов. Самки же перемещаются с растения на растение, как бы выбирая наиболее подходящее для откладки яиц. На понравившихся в почки, развивающиеся в пазухах листьев, каждая откладывает несколько яиц, потом общается с самцом, а потом летит искать новое растение.

Дней через десять из яиц выходят личинки. Они выделяют особые вещества, и вокруг них начинают разрастаться ткани растения. Образуется вздутие, которое недели три все увеличивается и увеличивается в размерах. Это так называемый галл. А личинка тем временем, перелиняв, интенсивно питается тканями этого нароста. В конце концов галл одревесневает, и личинка остается в своей камере зимовать. В галле может оказаться и одна личинка, но нередко их там собирается три-пять и больше. Диаметр таких многокамерных галлов достигает трех и более сантиметров. И только весной, когда резко повышается влажность, ткани растения, заполнившие входное отверстие, прогрызенное личинкой, размягчаются, в галл начинает проникать свежий воздух – и это сигнал, что скоро пора вылезать на белый свет. Личинка окукливается, а вскоре из нее появляется и взрослая муха, которая, раздвигая своим лобным пузырем уже сравнительно рыхлые ткани в личиночных ходах, выбирается из темницы. Таким образом, благополучно мухи выплаживаются только там, где весной достаточно влаги. Например, на заливных лугах или вдоль глубоких придорожных канав. Там же потом будет и много галлов.

Личинки, извлеченные из галлов, и дарят хороший клев. Собирают галлы осенью, пока ветра не положили стебли бодяка на землю и их не засыпало снегом. Год-два они спокойно хранятся в холодильнике, но, чтобы извлечь личинок, галлы надо основательно размочить – тогда, осторожно действуя ножом, нетрудно добраться до личинки, не повредив ее. Если захотите полюбоваться на самих пестрокрылок, то положите вскрытый галл в какую-нибудь баночку на пару недель. У меня только вчера парочка народилась.

Источник

Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что

Ранним утром мы выезжаем в экспедицию. Просыпающийся город свеж и чист от спустившегося вниз горного воздуха. Машина мчится по асфальтовому шоссе мимо величественного хребта Заилийского Алатау. Свистит ветер и несет струйки запахов цветущей пустыни.

В этих местах езда при попутном ветре тяжела. Громадное облако светлой пыли неотступно следует за машиной. Небольшой ухаб — машина сбавляет ход, и облако густой пыли мгновенно догоняет нас, закрывает солнце, небо, землю. А вокруг такая чудесная цветущая пустыня. Местами высокие развесистые чии тянутся почти до самого горизонта. Они чередуются с сине-зелеными пятнами серой полыни. Справа на горизонте сиреневая полоска гор Анрахай, слева — невысокие, сглаженные горы Курдайского перевала.

По пустыне гуляют смерчи. Вот один из них выскочил на дорогу и поднял громадный столб из лессовой пыли. Столб стал расти все выше и выше, побежал по дороге и вдруг сразу упал и превратился в гигантский «гриб» с большой развесистой шляпой. Потом на «гриб» налетел ветер, разорвал его на клочки и развеял во все стороны.

С проселочной дороги мы вновь попадаем на широкий и, судя по всему, недавно проведенный тракт. На подъемах вершины холмов срезаны выемкой, и путь проходит в коридоре с отвесными стенками. Здесь еще видны следы работы мощных дорожных машин.

В стенках лессовых коридоров уже поселилось многочисленное шумное общество пернатых жителей. Чем отвесная стена дорожного коридора не похожа на обрывистый склон лессового оврага! Изумрудно-зеленые сизоворонки, золотистые щурки, сверкающие на солнце нарядным одеянием, черные с отливом скворцы без устали носятся с криками в воздухе, ныряют в норки, вырытые в лессовой стене, и стремительно вылетают оттуда. Тут же, заняв еще с зимы чужие жилища, пристроились многочисленные и шумные полевые воробьи. Вся эта пернатая компания обязана своим существованием дорожному строительству, так как в этой лессовой пустыне на многие десятки километров протянулись округлые холмы без оврагов, в которых можно было бы поселиться.

Внезапно из-за горизонта показалась зеленая долина с посевами. Что может быть лучше остановки в жаркий день у полноводного арыка с прозрачной водой! Недалеко от дороги загорелый старик-колхозник копает кетменем [11] землю, собираясь пустить воду на поля люцерны. Ночью вода в одном месте прорвалась и затопила небольшую низинку. В нее вместе с водой попали и сазаны. Неожиданный улов радует старика, и он, довольный удачей, показывает нам больших, сверкающих чешуей рыб.

Посевы люцерны закреплены за бригадой, членом которой является старик. Это его детище, и колхозник с охотой рассказывает о своем участке.

Люцерна растет, оказывается, очень хорошо, но вот урожаи семян приносит плохие. А ведь раньше урожаи были хорошие. Да и теперь на других участках колхоза урожаи семян хорошие, а вот здесь семян нет.

Может быть, условия другие стали?

Нет, условия те же. Так же происходит чередование посевов, почва такая же, полив одинаковый, уход такой же, и бригада колхозников не хуже других работает.

Давно ли это произошло?

Старик начинает высчитывать что-то, долго думает. Когда провели дорогу — вот уже около пяти лет, — стала плохо родить люцерна.

Сине-фиолетовые цветы люцерны испускают едва уловимый аромат нектара. Цветок устроен сложно. Вот парус, два весла и лодочка венчика. Они окружают десять тычинок, прилегающих тесно к пестику. В цветке имеется своеобразное приспособление — замок, преграждающий путь к сладкому нектару. Замок умеют раскрывать не все насекомые, а только те, для которых приспособлено все сложное устройство цветка. Урожай семян люцерны — этой отличнейшей кормовой травы, обогащающей почву азотом, — зависит он насекомых-опылителей. Опылителями являются преимущественно пчелы. Но не все. Домашняя пчела, например, не приспособлена к сбору нектара с люцерны; обычно раскрываемый ею замок больно ущемляет хоботок, после чего пчела или не летит на люцерну, или приспосабливается проникать к нектару сбоку. А при этом не всегда происходит опыление. Зато на юго-востоке Казахстана более тридцати видов диких пчел собирают с люцерны нектар и опыляют ее цветы. Дикие пчелы… Новая дорога… И тут неожиданно приходит догадка.

Источник

10 обязательных дел на даче во время оттепели и после нее

Добавление статьи в новую подборку

Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть картинку Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Картинка про Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что

К морозам дачники готовятся еще с осени, поэтому низкие температуры обычно не оказывают негативного влияния на хорошо укрытые растения. А вот оттепель, которая давно уже не редкость в средней полосе, может нанести немалый вред и даже привести к гибели растений.

Что делать в саду и огороде во время повышения температуры, чтобы помочь растениям?

Чем опасны зимние оттепели

Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть картинку Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Картинка про Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть картинку Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Картинка про Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что

Оттепель, неожиданно наступившая посреди зимы или – что еще хуже – ближе к ее концу, в январе или феврале, может привести к серьезным последствиям. Давайте разберемся, чем же так опасны оттепели?

Что делать в саду и огороде во время оттепели

Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть картинку Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Картинка про Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Смотреть картинку Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Картинка про Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что. Фото Закрылки чертополохов и не вылетает во время оттепели ранней весной потому что

Принимать срочные меры нужно сразу, как только вы узнали о грядущем потеплении.

1. Затените деревья

Узнав о приближающейся оттепели, сразу же займитесь затенением садовых культур от ярких солнечных лучей. При правильной подготовке затенение поможет на неделю – полторы оттянуть начало сокодвижения – а за это время, если повезет, оттепель закончится и снова похолодает.

Самый простой способ – укутать растения любым белым укрывным материалом: спанбондом, лутрасилом, агроспаном и т.п. Однако такой вариант чаще всего используют для молодых деревьев и кустарников.

Для крупных ягодных кустов также подойдет подобный способ защиты: забросайте их снегом, полейте водой для образования корки льда и засыпьте опилками или торфом. Такой защитный слой задержит прогревание почвы и начало сокодвижения.

2. Утопчите снег

Если обещают непродолжительную оттепель, то защитить деревья и кустарники поможет снеговой покров. Набросайте в приствольный круг побольше снега и сильно утопчите его. Спрессованный, плотный снег плохо проводит тепло, поэтому земля в зоне корней дольше остается промерзшей.

3. Отведите талые воды

У некоторых растений, например войлочной вишни и абрикоса, корневая шейка в условиях повышенной влажности может начать подпревать. Чтобы помочь таким уязвимым культурам, во время оттепели соорудите канавки, по которым талая вода будет уходить от зоны корневой шейки и корней. Отвести воду, если она долго на сходит, нужно и от клумб или грядок с многолетними растениями.

4. Проветрите укрытия

Укрытие для цветов может во время оттепели сильно навредить растению: под ним образуется конденсат и развиваются гнили. Если не предпринять никаких мер, цветок просто погибнет. Чтобы этого не произошло, при длительной оттепели регулярно проветривайте укрытие: днем на несколько часов открывайте его с торцов.

5. Замените намокший утеплитель

Если для укрытия растений на зиму вы применяли солому или опилки, обязательно проверьте такие укрытия. Эти материалы во время дождя (а такое во время оттепели тоже случается) или таяния снега сильно намокают и со временем начинают загнивать. Повышенная влажность может привести к выпреванию и гибели находящихся в укрытии растений. Чтобы этого не произошло, замените намокший наполнитель на сухой.

Источник

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП

Контрольная работа по СПП в 9 классе.

1. Укажите ССП с соединительным союзом.

1) Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
2) То ли гречка цветет, то ли речка течет.
3) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
4) Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?

2. Укажите ССП с разделительным союзом.

3. Укажите ССП с противительным союзом.

1) Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загремел гром.
2) Мал золотник, да дорог.
3) Или мы начинаем делать все сначала, или ребята сейчас едут.
4) Выпал снег, и вокруг стало бело.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.

1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В окна с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.

1) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Распустилась сирень ( ) и наполнила ароматом весь сад.

1) ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

7. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи (1) и торчали порожние бочки.
Вой волка восходил вверх начальными полутонами (2)и задерживался долго на пронзительной ноте.
Скрипнула дверь (3) и в нее просунулась чья-то голова.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Иволги кричат ( ) да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.

1) ССП, перед союзом ДА ставится запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.
3) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.
4) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.

9. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Я стал читать (1) и во мне проявилась охота к литературе.
Виднелись (2) или необработанные песчаные равнины (3) или каменистые отмели.

10. На месте каких цифр в предложениях должные стоять запятые?

Везде слышались (1) то звуки пилы (2) то топора.
Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.

11. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он улыбался ласково-печально ( ) и гладил её по голове.

1) ССП, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

12. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Натерли полы (1) и запах мастики долго не выветривался.
Голова у неё шла кругом (2) и только Николай смог её немного успокоить.
На террасе ещё долго кипел самовар (3) и сидели гости.

1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,2
4) запятые не нужны

13. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и нашли старинные захоронения.
2) Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.
3) Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
4) С утра шел дождь, и гремел гром.

14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Гости разъехались, и в доме наступила тишина.
2) Вскоре накрыли на стол, и все сели пить чай.
3) Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.
4) В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.

15. В данном предложении пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, разделяющих части ССП.

Источник

Итоговая работа по русскому языку в 6 классе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» Г.МОЖАЙСКА

Протокол заседания ШМО

________ Е.Г Павлова _

Заместитель директора по УВР

Итоговая аттестационная работа

основного общего образования

Пояснительная записка для проведения промежуточной аттестации

по русскому языку в 6 классе в 2018-2019 учебном году

Цель работы: контроль уровня усвоения учащимися 6 класса содержания учебного предмета «Русский язык ». Выявление уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по русскому языку; уровня сформированности учебных действий.

Цели как деятельность учеников:

Личностные : развивать уважение к языку, осознавать роль слова в формировании мыслей и чувств.

Метапредметные: адекватно понимать и преобразовывать информацию; анализировать,

сравнивать, делать выводы при анализе текста.

вычленять звуки, определять фонетические процессы, устанавливать соотношения между буквами и звуками, правильно писать слова на изученные орфограммы:

— владеть основными понятиями лексикологии, опознавать антонимы, многозначные слова, слова с прямым и переносным значением;

— опознавать морфемы, анализировать словообразовательную структуру слова, определять способы словообразования, применять знания морфемики и словообразования в практике правописания, графически обозначать орфограммы;

— распознавать главные и второстепенные члены предложения, смысловые отрезки (однородные члены, обращение), разграничивать разные виды сложных предложений

Спецификация итоговой работы по русскому языку в 6 классе

1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 6 класса. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.

2. Нормативно- правовая база

Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).

3. Характеристика структуры и содержания работы

4.Проверяемые элементы содержания.

5.​ Проверяемые умения

Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:

​ умение распознавать: функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности речи;

​ умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;

​ умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;

​ умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, анализ слова по составу, словообразовательный анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ простого осложненного предложения, пунктуационный анализ простого предложения;

​ умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать содержание прочитанного текста, создавать аргументированное высказывание.

Время выполнения работы: 45 минут

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

2. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы, раскрой скобки и расставь недостающие знаки препинания.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

3. В предложении 7 найди слово. Выпиши это слово. Обозначь орфограмму.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

4. Из предложений 1 – 3 выпиши слово(а) с орфограммой «Правописание гласных в приставках пре- и при- ».

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Морфологический анализ слова

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

6. Определи вид, спряжение, время, лицо, число глагола колыш..тся (6 предложение).

Значимые части слова (морфемы)

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Морфологический анализ слова

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

8. Определи, действительное или страдательное причастие освещающего (2 предл.). Укажи вид, время, число данного причастия.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы

9. Подбери по одному синониму к следующим словам таким образом, чтобы смысл предложения не менялся. Вставь, где необходимо, недостающие буквы. устр..мляют..ся ( 8 предл) – бе..звуч..ная ( 2 предл) – замира..т ( 7 предл)

Синтаксический анализ (обобщение)

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

10. Сделай синтаксический разбор 4-го предложения: подчеркни по членам предложения, надпиши части речи, дай характеристику, составь схему. (4) Прошурш_т мыш_ заво_т г_лодный бе_сон_ый волк на б….лоте.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

2.Внимательно прочитай текст. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы, раскрой скобки и расставь недостающие знаки препинания.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

3. В предложении 3 найди слово с чередующейся гласной в корне. Выпиши это слово. Обозначь орфограмму

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

4. Из предложений 1–5, 9 выпишите слово(а) с орфограммой «Правописание гласных в приставках пре- и при- ».

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

5. Из предложений 2, 4 выпиши слова с орфограммой «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова». Подбери проверочные слова.

Морфологический анализ слова

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

6. Определи вид, спряжение, время, лицо, число глагола любуеш….ся (9 предложение).

Значимые части слова (морфемы)

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

7. Разбери по составу: труд….любивой ра….слыш….ть по….стилку

Морфологический анализ слова

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

8. Определи, действительное или страдательное причастие пр….кр….пленную (5 предложение). Укажи вид, время, число данного причастия.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы

9. Подберите по одному синониму к следующим словам таким образом, чтобы смысл предложения не менялся. Вставьте, где необходимо, недостающие буквы. устра..вают жилье (4 пред), всегда любуешься (9 пред) – пр..восходное пение (9 предл) – __

Синтаксический анализ (обобщение)

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

10. Сделайте синтаксический разбор 3 предложения: подчеркните по членам предложения, надпишите части речи, дайте характеристику, составьте схему. 3. После пр….лета они выб….рают удобное место и устра. вают гнезда

К1 Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов 4

Допущено не более двух ошибок 3

Допущены три-четыре ошибки 2

Допущены пять ошибок 1

Допущено более пяти ошибок 0

К2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет 3

Допущена одна ошибка 2

Допущены две ошибки 1

Допущено более двух ошибок 0

К3 Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). 3 ИЛИ

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена

или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 1

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 0

Итоговая контрольная работа по русскому языку- 6 класс Вариант 1.

1.Внимательно прочитай текст. Спиши. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы, раскрой скобки и расставь недостающие знаки препинания.

1)В полноч… всё пр…молка…т в весе…нем лесу. 2)Отойдеш… от к…стра освещающего ветки деревьев и тебя накро…т бе…звуч(?)ная тиш…на. 3)Долго падает на землю сухой суч…к потому что пр…ц…пляет(?)ся к веткам. 4)Прошурш…т мыш… заво…т г…лодный бе…сон…ый волк на б…лоте. 5. Потреск….ва….т к. стёр колыш….тся над огнем еловые ветви. 6. Тот, кто ноч. вал у к….стра, (не)забуд….т охотничьи весе….ние ноч….вки. 7. (К) утру гаснут звезды замира….т в макушках деревьев предра….светный ветер. 8. Словно серебря….ные трубы звуч….т журавлин….ые песни а с п….лян устр….мляют(?)ся в небо и поют жаворонки. 9. Много радос….ных звуков услыш….ш…. в весе….нем лесу.

2. В предложении 7 найди слово с чередующейся гласной в корне. Выпиши это слово. Обозначь орфограмму. _________________________________________________________________________

3. Из предложений 1 – 3 выпиши слово(а) с орфограммой «Правописание гласных в приставках пре- и при- ». _________________________________________________________________________

5. Определи вид, спряжение, время, лицо, число глагола колыш…тся (5 предложение). ___________________________________________________________________________________

6. Морфемный разбор слов (разбери слова по составу)

бе…звуч…ная прошурш…т суч…к

8. Подбери по одному синониму к следующим словам таким образом, чтобы смысл предложения не менялся. Вставь, где необходимо, недостающие буквы.

устр…мляют..ся жаворонки ( 8 предложение) – _______________________________________

бе. звуч. ная тиш…на ( 2 предложение) – ___________________________________________

замира…т ветер ( 7 предложение) – ________________________________________________

9. Сделай синтаксический разбор 4 предложения: подчеркни по членам предложения, надпиши части речи, дай характеристику, составь схему.

(4) Прошурш…т мыш… заво…т г…лодный бе…сон…ый волк на б….лоте. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по русскому языку-6 класс Вариант 2.

1. Внимательно прочитай текст. Спиши. Вставь, где необходимо, пропущенные буквы, раскрой скобки и расставь недостающие знаки препинания.

1. Скворцы пр….летают ра….ней весной когда еще не весь снег сош….л с полей. 2. По….вление скворцов пр. знак бли. кой весны. 3. После пр….лета они выб….рают удобное место и устра. вают гнезда. 4. Скворцы чист. т свои домики носят в клювах мя….кую по….стилку устра. вают ж….лье. 5. Скворец с….дит. ся на ветку пр….кр….пленную к сквореч(?)нику трепещ….т ч….рными крылышками и ра….п….вает песни. 6. Бодрой радостью звуч….т их голоса. 7. Разные звуки можно ра….слыш….ть в скворц….вой песне. 8. Эти птицы служ….т обра….цом доброй труд….любивой жизни ведь скворец и скворчиха вместе в….кармлива….т своих птенцов. 9. Всегда любуеш….ся ж….знью скворц….в слуша….ш…. их пр….восходное пение.

2. В предложении 3 найди слово с чередующейся гласной в корне. Выпиши это слово. Обозначь орфограмму. ________________________________________________________________________

3. Из предложений 1–5, 9 выпиши слово(а) с орфограммой «Правописание гласных в приставках пре- и при- ».________________________________________________________________

4. Из предложений 2, 4 выпиши слова с орфограммой «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова». Подбери проверочные слова. _______________________________________________________________________________________

5. Определи вид, спряжение, время, лицо, число глагола любуеш…ся (9 предложение). _______________________________________________________________________________________

6. Разбери по составу:

труд….любивой ра….слыш…ть по….стилку

7. Определи, действительное или страдательное причастие пр….кр….пленную (5 предложение). Укажи вид, время, число данного причастия. _______________________________________________________________________________________

8. Подбери по одному синониму к следующим словам таким образом, чтобы смысл предложения не менялся. Вставь, где необходимо, недостающие буквы.

всегда любуеш….ся (9 предложение) – _____________________________________________

пр..восходное пение (9 предложение) – ______________________________________

9. Сделайте синтаксический разбор 3 предложения: подчеркните по членам предложения, надпишите части речи, дайте характеристику, составьте схему.

(3) После пр….лета они выб….рают удобное место и устра. вают гнезда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *