Занялись кое чем в школе
Интим за партой: что известно об отношениях учительницы и девятиклассника в Астрахани
В Астрахани школьную учительницу подозревают в интимной связи с учеником 9-го класса. Видеозапись с их уединением в закрытом кабинете сначала обсуждала вся школа, а теперь увидела вся страна. Следственный комитет уже начал проверку. Рассказываем, что известно об инциденте, почему учительница и ученик могут испытывать тягу друг к другу и что может грозить педагогу за такие действия.
Свидетели под дверью
Об этой истории стало известно, когда мама одного из учеников школы № 32 обратилась в местное СМИ «Астрахань FM». Она рассказала, что 35-летняя учительница вступила в интимные отношения со своим учеником, учащимся 9-го класса, и видео с этой парой гуляет по школе уже несколько дней.
Действие происходит в углу одного и того же кабинета, и по ракурсу съемки видно, что камера, скорее всего, находится между дверью и полом. По сообщениям СМИ, школьники подглядывали через эту щель за учительницей и учеником, которые заперлись в кабинете. Потом они распространили видео в чатах WhatsApp. Также в интернете появились скриншоты якобы переписки влюбленных, но их подлинность пока не подтверждена.
Фото: телеграм-канал LifeShot
Известно, что учительница преподает биологию в физико-математической школе № 32. Она является кандидатом педагогических наук и победителем конкурса «Учитель года Астрахани – 2019» в номинации «Учитель-драматург». По разной информации в СМИ, одни школьники положительно о ней отзывались и очень уважали как педагога, другие этим видео якобы пытались ее шантажировать, чтобы получить пятерки по биологии.
По информации ТАСС, после придания огласки произошедшему учительница, которую подозревают в интимной связи с учеником, уволилась. Также уволилась по собственному желанию и директор школы. Отмечается, что она сделала это по состоянию здоровья.
Следственным управлением СК России по Астраханской области организована проверка по публикациям в СМИ. Сейчас опрашиваются школьники и преподаватели. Имена учительницы и ученика не разглашаются в интересах следствия.
В Америке за это судят строго
Дженнифер Фихтер. Кадр: WTSP
Брианна Алтис. Фото: AP/Leah Hogsten/The Salt Lake Tribune via AP
Другая американская учительница Брианна Алтис была отправлена за решетку на 30 лет. Два ее любовника на тот момент учились в школе, а одному исполнилось 18 лет. При этом между заседаниями суда, которые длились два года, учительница умудрялась продолжать встречаться с учениками старших классов. Первый раз 36-летняя Алтис попалась, когда один из школьников выложил видео с их половым актом в интернет. Тогда учительницу посчитали потерпевшей и простили, но из-за скандала от нее ушел муж.
После развода Алтис не остановила свои любовные связи с учениками и даже продолжала принимать школьника на дому, когда ее уволили и посадили под домашний арест. В итоге учительницу приговорили к 30 годам тюремного заключения за 14 эпизодов, включая изнасилование, содомию и иные половые злоупотребления с детьми.
Сила притяжения или профессиональная этика
После огласки происшествия в астраханской школе мнения людей разделились. Одни считают, что ничего страшного в таком поведении нет, если согласие было обоюдным. Другие называют это недопустимым и требуют серьезно наказать учительницу.
Мама двух учеников астраханской школы № 32 Сюзанна Ангузова рассказала Москве 24 о том, что увидела ролик с влюбленными в соцсети. При этом ее дети сообщили своей маме, что они в курсе ситуации. «Мои дети говорят, что услышали в школе, что у девятиклассника интимная связь с учительницей», – говорит Сюзанна.
Мама учеников считает такое поведение со стороны учительницы неправильным, но осуждать не собирается.
При этом другие родители города видят ситуацию иначе. «Я как мама, конечно, против таких учителей. Может, как учитель она и хорошая, а вот как человек, наверное, нет», – считает жительница Астрахани Ольга.
Доктор медицинских наук, ректор Института психологии и сексологии Лев Щеглов считает, что к подобным действиям учителя может побудить обычное чувство сексуального притяжения, присущее любому человеку. «Учитель, будь то молодая женщина или молодой мужчина, фиксирует притягательность своих учеников, которые сегодня в 16 лет могут выглядеть так, как в 19», – рассказал Щеглов в беседе с Москвой 24.
По мнению эксперта, само тяготение не является патологическим, если оно не проявляется в конкретных действиях и поведении.
С другой стороны, такой же сексуальный интерес может быть инициирован и со стороны школьника. Есть старшеклассники, которые в свои 15 лет уже имеют трехлетний опыт половой жизни. Поэтому до выяснения обстоятельств о случае в Астрахани можно говорить только в общих чертах. При этом Щеглов отмечает, что даже если последовала провокация со стороны ученика, то нужно помнить, что «в первую очередь ты педагог, а во вторую – в два раза старше».
Что за такое грозит
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов
Возраст сексуального согласия в России составляет 16 лет. Если взрослый вступает в половую связь с человеком младше 16 лет, его могут судить по статье 134 УК РФ.
Наказание за такие действия будет зависеть от точного возраста несовершеннолетнего, разницы в возрасте между лицами, вступившими в половую связь, и других факторов. Виновнику могут грозить принудительные работы, лишение права занимать определенные должности, заниматься профессиональной деятельностью и даже тюремное заключение.
«Cамое страшное – лишение свободы до четырех лет, – сообщил в разговоре с Москвой 24 адвокат, преподаватель РАНХиГС Андрей Некрасов. – Если взрослым в этой ситуации является учитель, это отягчающее обстоятельство. В этом случае, учитывая все обстоятельства, прокуратура может запросить у суда наиболее строгое наказание – лишение свободы, потому что учительница совершила еще и аморальный поступок».
Также учительницу могут лишить права занимать эту должность на срок до десяти лет. «Это заносится в личное дело, она подлежит увольнению по Трудовому кодексу», – отметил Некрасов. Конкретное решение принимается судом исходя из всех фактов преступления.
Главный вопрос — зачем?
С этого начинается любой разговор с родителями. Что дают уроки сексуального просвещения детям? Меняется ли что-то в лучшую сторону там, где они есть? Да, меняется. Во-первых, происходит откладывание половой жизни. В среднем, в странах, где такие уроки есть, дебют откладывается с 13 до 15 лет. Это статистика. Многим родителям невыносима мысль о том, что дети и в 15 лет занимаются сексом, но все же это гораздо лучше, чем в 13.
Более поздний старт означает, что дети принимают более осмысленное решение и к этому шагу готовятся. Вторая выгода от просвещения: дети становятся менее уязвимыми перед половыми инфекциями. Третье, особенно важное для родителей девочек: в странах, где есть сексуальное образование, доказанно снижается уровень подростковой беременности и абортов.
Они сразу и на всю жизнь учатся делать это безопасно. Все это очень важно, учитывая, что сегодня в России эпидемия ВИЧ (государство признало это не так давно), и у нас очень высокий уровень подростковой беременности.
В Великобритании, например, примерно такой же, и они с 2019 года вводят обязательное сексуальное просвещение. Лучше всего эта история иллюстрируется на примере США: в разных штанах у них разные законы, где-то обязательны уроки просвещения, где-то нет, и разница в подростковой беременности между этими штатами весьма очевидна. В Нидерландах уроки просвещения есть во всех школах, уровень подростковой беременности у них в 5 раз ниже, чем в России.
Чему учит секспросвет?
Половое образование начинается с того, что к 4−6 годам ребенок должен знать название своих органов и уметь соблюдать правила личной гигиены. К школе большинство детей уже начинают стесняться родителей и хотят мыться самостоятельно, хорошо бы, чтобы они умели делать это правильно. Это также снижает риск того, что к ним будут приставать родители или другие помогающие родственники, потому что дети уже могут сами все делать и могут отказаться от помощи.
Очень важно, что секспросвет учит самоуважению и уважению границ других. Это значит, что таким образом можно снизить уровень сексуального насилия.
На уроках просвещения в идеале учат умению договариваться. Это важно в подростковом периоде, и это важно при построении стабильной семейной жизни. Часто люди женятся просто потому, что нравятся друг другу. Но они не задумываются о том, что семейная жизнь строится на более серьезной основе: общность мировоззрения, умение находить компромиссы. Если дети научатся этому с детства, шансы на то, что они найдут себе человека, с которым им будет по пути, значительно повышаются.
Почему в школе?
Недавно в США задались вопросом: у афроамериканцев уровень подростковой беременности выше, чем у белого населения, — почему?
Во время исследований выяснилось, что афроамериканским подросткам чаще рассказывают про семейную жизнь не в школе, а в церкви. Другое исследование показало, что пропаганда воздержания, которую как раз практикуют в церкви, на самом деле не сильно откладывает начало половой жизни. Но при этом чаще случаются ранние беременности. А мы знаем, что во многих социальных прослойках это означает обязательный брак. Браки эти некрепкие и ни к чему хорошему не приводят.
Но почему об этом не могут поговорить в семье? Почему обязательно в школе? С этим есть проблема у родителей во всем мире — они боятся и не умеют говорить о сексе.
У нас в России эта тема особенно табуирована. Есть совсем свежий опрос «Левада-Центра»: тема под запретом (явным или неявным) в каждой третьей семье. То есть люди не говорят об этом в принципе. Стесняются, боятся, считают, что рано или что это развратит.
Но откуда детям тогда получить своевременную и адекватную информацию? Кому им задать вопросы, с кем это обсудить? Они ищут ответы в Интернете или у сверстников. Результат уже написан выше — у нас один из самых высоких уровней подростковой беременности среди развитых стран. Хорошее, деликатное, спокойное, честное и своевременное сексуальное просвещение снижает этот уровень и учит детей с уважением относиться к своему телу и уважать границы других людей.
Что сами дети хотят знать?
Когда мы рассказываем детям о сексе, мы должны учитывать две вещи: первое, что они хотят знать; второе, что мы хотим им рассказать. Мы хотим им рассказать, что сделать, чтобы ни в коем случае не заниматься сексом до 25 лет (некоторые родители мечтают и о таком, но вы подставьте сами нужный вам возраст), чтобы они ни в коем случае не забеременели до брака, не заразились ужасной болезнью, не стали насильниками или не попали в ситуацию насилия.
А что дети на самом деле хотят знать о сексе?
А дети хотят знать: как ко мне будут относиться, если я займусь сексом? А как будут относиться, если я откажусь заниматься сексом? Потому что для них это может быть так же позорно сейчас, как и внезапно «дать» кому-нибудь не тому (да, это с подростками случается). Их интересуют вопросы коммуникации, вопросы взаимоотношений, вопросы собственной самопрезентации. Они хотят узнать, что делать, если на меня посмотрел вон тот мальчик. Можно поговорить о мальчиках вообще и о том, чего ты, девочка, хочешь вообще от жизни, и какие бывают взаимоотношения, и чем можно заняться на свидании, что вы будете делать, когда будете встречаться.
У них голова набита самыми разными мифами типа: от первого раза ничего не будет; если заниматься сексом в месячные, ничего не будет; существуют безопасные дни; можно быстро вынуть, в общем, полный набор.
Поэтому нужно миксовать ответы на их серьезные, существенные запросы с тем, что обязательно нужно им сказать, чтобы сформировать какую-то понятную, адекватную, полную картину мира.
И когда они получат первые порции действительно полезной информации, у них и характер запросов может измениться. Мне кажется, это одна из причин, почему хорошо информированные дети в странах, где секспросвет в школах обязателен, как правило, откладывают начало половой жизни. Они понимают, что с этим связано очень много угроз, с которыми они не всегда могут справиться. И, кроме того, секспросвет учит принимать осознанное решение — действительно ли они этого хотят.
И многие дети могут подумать, понять, что они пока не очень хотят этого, и это тоже нормально. Юношеская гиперсексуальность бывает далеко не у всех.
Ранняя сексуальная жизнь далеко не всегда означает, что у этого конкретного подростка есть настоящая потребность в сексе. Подростковый возраст — это возраст, когда детям нужно быть в стае. Им нужно принадлежать к какому-то большому — и авторитетному для них — обществу. Очень здорово, если они прибегают к своим братьям и сестрам, к своим родителям, чувствуют гордость за то, что они часть семьи. Но это бывает редко, потому что чаще всего родителей не воспринимают как общность. Хорошо, если у них есть общность в виде спортивного клуба или оркестра, в котором они играют. Но чаще это бывает просто дворовая компания или компания в школе.
Сексуальное просвещение обсуждает с детьми и эту тему: нужно слушать себя, уважать свои настоящие потребности, быть готовым к последствиям и учитывать еще кучу вещей.
Например, нужно уметь покупать контрацептивы в 15 лет. Иметь это просто как сформированный навык, чтобы в нужной ситуации не постесняться купить презерватив и не заняться сексом без него.
Говорить в семье — как?
Информацию надо упаковывать по возрасту, учитывать, что детей интересует и что они могут понять. Если в 6 лет подробно рассказывать про сперматозоиды и яйцеклетки, ребенок выйдет с квадратными глазами и начнет думать всякие ужасы только потому, что он пока не готов воспринять такую подробную информацию. До 7−8 лет она должна быть гораздо более общая и простая, постепенно двигаясь к усложнению.
Плюс существует такая вещь, как «правило нижнего белья». Это значит, что без твоего разрешения притрагиваться к тебе в тех местах, где находится нижнее белье, нельзя. Это вполне достаточно для дошкольника.
Когда ребенок становится старше, ему начинают раскрывать глаза на то, какие могут быть проблемы с посторонними людьми. Но нужно понимать, что если ребенок сталкивается с сексуальными злоупотреблениями, то, как правило, он сталкивается с ними в семье. Это зачастую не те страшные дядьки на улице, которых все боятся, а друзья семьи и близкие родственники. Это результаты многочисленных исследований.
Важно иметь хороший контакт с ребенком и приучать его: если тебе что-то кажется странным, уходи. В семье можно говорить на все темы, которые ребенок согласен поддерживать. Лучше, если это будет родитель того же пола, потому что мы немножко стесняемся другого пола. Правда, это не всегда возможно: у нас около трети детей растет в неполных семьях, и одинокие матери, конечно, оказываются на сложных позициях.
«Социализация везде отличная»: моя дочь училась в частной, государственной и онлайн-школе
Сравниваем три системы образования
Даша пошла в первый класс в 2012 году, и мы сразу решили ответственно подойти к выбору школы и не бояться пробовать разные форматы обучения.
В началке дочь училась в частном учебном заведении, в средней — в государственном лицее и онлайн-школе на семейном обучении. Расскажу о недостатках и достоинствах, которые обнаружили в каждом случае и о цене вопроса.
Как выбирали начальную школу
Учебное заведение искали по нескольким параметрам:
Дело в том, что при первых посещениях детского сада мы столкнулись с чрезмерно строгой воспитательницей и потом долго не водили туда дочь. В другой группе все уже было нормально, но не хотелось повторять подобный опыт.
Мы выбрали «Умку» — она занимала часть первого этажа обычной государственной школы. Учителя успели несколько лет поработать в муниципальной системе образования и решили попробовать иной подход. В единственном первом классе было всего семь человек. В «Умке» обучали с 1 по 9 класс. Мы остались только до четвертого.
Сначала дети вместо оценок получали наклейки — их размещали внутри тетради под работой или на обложке. Некоторые уроки проходили в игровой форме. Коллектив «Умки» интересовался гуманной педагогикой, которая нацелена на развитие индивидуальных способностей ребенка. Многие уроки, конечно, не отличалась от обычных, но позитивно влияло небольшое количество учеников. Никто не мог отсидеться за спинами товарищей, уровень знаний успевали проверить у каждого.
Для занятий информатикой и физкультурой ходили в другое крыло, в котором располагалась государственная школа. Там же была столовая. Руководство «Умки» использовало детскую и спортивную площадки, а также стадион поблизости.
Дети не переходили из класса в класс. За ними закрепили кабинет, где они учились постоянно. Там можно было оставить учебники и вещи.
Вот другие особенности:
Учебники школа выдавала бесплатно. Среди дополнительных трат были стандартные — на канцтовары. Портфель купили, но он оказался практически не нужен, потому что почти все оставляли в школе. К четвертому классу в городе появилась мода на форму — и в «Умке» ввели обязательные серые тона. Даже предложили магазин, где можно купить пиджак, юбку и жилетку со скидкой. Дети носили форму неохотно, в основном на торжественных мероприятиях.
В частной школе любили проводить конкурсы, соревнования и концерты. Всего учащихся было около 100, так что линейки и прочие мероприятия проходили душевно. Почти все ученики первого класса и даже одна из бабушек ходили в театральную студию поблизости. А на выпускной в 4-м классе взрослые, дети, руководство школы и некоторые учителя легко поместились за одним большим столом в пиццерии.
Переход в государственный лицей
В четвертом классе дочь захотела, чтобы одноклассников и событий было побольше. Решила, что в государственном лицее или гимназии интереснее. Выбирали образовательное учреждение с хорошей репутацией и подходящей программой. В некоторых школах надо было догонять других учащихся по французскому или немецкому языку, дочь знала только английский.
Мы сходили на день открытых дверей в академический лицей Магнитогорска. Понравились не очень пафосные, приятные учителя и руководство школы, лаборатории в кабинетах химии и физики, современные компьютерные классы, неплохой ремонт школы, цветы и кушетки в коридорах.
Для поступления надо было заниматься на платных подготовительных курсах. Мы опоздали: дочь успела захватить лишь пару-тройку дней. Оказалось, что на математике могут быть задания по темам, которые она еще не проходила. Программы образовательных учреждений в Магнитогорске соответствовали госстандартам, но могли немного отличаться. Переживали мы зря. Дочь набрала нужное количество баллов и 1 сентября 2016 года пошла в новую школу.
В лицее было профильное разделение по трем направлениям: математическому, социально-правовому, естественно-научному. Обучение шло с 5 по 11 классы. Через несколько лет появилась начальная школа, а сейчас есть, насколько знаю, и дошкольное образование.
Каждый год учащиеся делали исследовательские и проектные работы. Темы предлагались на выбор по всем предметам. Дочь писала о возникновении письменности на Руси и делала «старинную» книгу. Другие работы касались Емельяна Пугачева, генеалогии, особенностей языка Шекспира, репрессий и Королева.
Лицей проводил много мероприятий: риторические конкурсы, правовые битвы, литературные дискуссии. Учащиеся снимали фильмы, составляли историю семей. Актеры городского театра проводили мастер-классы для лицеистов.
Иногда можно было учиться в «лесной школе» — это сочетание обычного учебного заведения и загородной базы отдыха. На экологию Магнитогорска значительно влияет металлургическое производство, поэтому принята практика с выездами — для оздоровления: чистый воздух, прогулки, интересный досуг.
Вот расходы, связанные с обучением:
Суммы приблизительные, стоимость периодически менялась. Например, в 5-м классе платили за образовательные услуги около 1500 Р в месяц. Не учла при подсчетах праздничные даты и больничные, а также дистанционное обучение весной 2020 во время пандемии. В эти периоды плату за питание не брали. Стоимость образовательных услуг снижалась.
Деньги за обеды и завтраки переводили организации, которая на тот момент выиграла конкурс на обслуживание школ, — «Горторг». Делали это через онлайн-сервис «Аксиома». За охрану сначала можно было заплатить только через терминал, который находился в школе, позже эта услуга появилась в личных кабинетах банков.
В лицее требовали носить форму синего цвета. Следили, чтобы никто не ходил в кроссовках и кедах. Обязательна была классическая обувь. Во время активных кампаний по поиску нарушителей лицеисты одевались как положено, а в другое время носили то, что удобно. Примерные траты на форму в год — 10 000 Р : за блузки, юбку, пиджак, брюки, обувь, спортивную форму.
мы тратили на школьную форму в год
Самыми трудными сначала были уроки математики. Двойки зачастую получал весь класс. Через год ситуация изменилась. Успеваемость повысилась, отношения улучшились. Дети говорили, что учительница строгая, но справедливая, любит котиков и вдобавок у нее отличное чувство юмора.
Неожиданно интересными оказались уроки ОБЖ, которые вел бывший милиционер, руководитель клуба «Комбат» и секции рукопашного боя. Он поразил и нас нестандартным подходом:
Преподаватель отмечал, что пешеходный переход и зеленый свет не дает гарантии безопасности. Говорил и о правилах поведения при нападении на школу: составить перед дверью баррикады из парт, бросать стулья, парты и другие предметы в нападающего. Оптимальным вариантом поведения для детей в случае любой опасности называл бег, если он возможен. Лучшим — суметь избежать даже угрозы опасности.
Курс о больших делах
Семейная форма обучения
Самые дешевые услуги в 2020 году оказались в школе «Бит» — 4465 Р в месяц. За эту сумму предлагали самостоятельно изучить электронные учебники и по ним сделать домашние задания, сдать тесты и контрольные. Это показалось нам странным. На многих платформах можно взять подобную литературу бесплатно. Программа с лекциями в «Бите» стоила 18 тысяч рублей.
Искали вариант с видеозаписями уроков и зачислением в школу с последующей аттестацией. При выборе ориентировались на расходы в частной школе и государственном лицее. В результате остались три школы:
В онлайн-школах есть и занятия в формате вебинаров — живого онлайн-общения. Они стоят в два раза больше. Вдобавок нужно посещать уроки на интернет-сервисах по строгому расписанию, как в обычной школе. Дочка этого не хотела.
Сначала больше всего привлекла школа «Фоксфорд». Видимо, сработали ассоциации — Оксфорд, Хогвартс. Сейчас уже не вижу других причин. Дочь прошла вступительное тестирование по русскому и английскому, алгебре и геометрии. Набрала баллы, которые соответствовали четверкам и пятеркам.
Потом оказалось, что компания не заключала договоры о сотрудничестве с образовательными учреждениями в Санкт-Петербурге. А это важно для прохождения аттестации. Отмечу, онлайн-школы не выдают аттестаты, только офлайн-школы. Пытались найти московских партнеров онлайн-школы, но там требовалась столичная прописка.
Наверное, можно было найти выход: говорят, что школьники «Фоксфорда» все-таки учатся и без московской регистрации. Но тогда менеджеры школы отвечали очень долго и не торопились помочь. Мы решили не ждать.
Из подходящих по стоимости остался только «Интернет-урок». Там оказалась быстрая и четкая обратная связь — по почте, телефону, мессенджерам и в личном кабинете. Нам дали бесплатную пробную неделю обучения. Ближайшие школы-партнеры были только в Москве, но прописку не требовали.
ежемесячная стоимость обучения в ЦОВИД
Если не выполнить работу в нужное время, то учащегося не аттестуют, он не сможет перейти в следующую четверть. Сами с таким не сталкивались, но я читала, что неуспевающие сдают хвосты за дополнительную плату.
Желающим получить пятерку по физкультуре предлагали снимать видео упражнений и кросса. Остальным было достаточно написать получившиеся результаты. Из неожиданного — появился второй иностранный язык, немецкий.
Несколько лет назад в России прошла образовательная реформа с переходом на преподавание двух языков. На деле во многих школах — и в нашей тоже — так и остался один — дочь изучала только английский. Таких учащихся оказалось очень много, и «Интернет-уроку» пришлось сформировать курс по немецкому для начинающих. Учеба затруднений не вызывала, но за год никто на немецком, конечно, не заговорил.
Мы были очень довольны такой формой обучения. Не нужно вставать с утра пораньше и ехать в школу. Объем заданий понятен сразу на всю четверть. Легко спланировать нагрузку на каждый день, неделю и месяц. Мы не контролировали процесс, потому что дочь и так суперответственная. Старалась делать больше, чем нужно, сдавала все задания заранее.
Со сверстниками Даша тоже общалась, в основном онлайн. Однажды приезжали ее друзья из Магнитогорска. Иногда она встречалась со знакомой, которая поступила в колледж Санкт-Петербурга. Я предлагала записаться в какую-нибудь студию или клуб, но дочь сказала, что хочет отдохнуть от активного общения.
Мы много гуляли по городу, появилось больше времени на хобби. Дочь играет на гитаре, фотографирует, вяжет, изучает иностранные языки и дизайнерские программы. Иногда читает — предпочитает бумажные книги. Увлечена и компьютерными играми, но без фанатизма.
Сдача ОГЭ
Система аттестации для школьников на семейной форме образования давно отлажена. Никаких проблем с этим не возникло. Осенью дочь зарегистрировалась на сайте mos.ru, потому что формально была зачислена в московскую гимназию. В личный кабинет на портале приходили уведомления об испытаниях по русскому языку, а потом и по ОГЭ.
Наш куратор из гимназии создала чат для «семейников», то есть тех, кто учится на семейной форме обучения. Там оказалось 44 человека — из России, Казахстана, Германии и других стран. Собирались в феврале ехать в Москву, но потом правительство решило провести не очное, а онлайн-собеседование по русскому языку для допуска к госэкзаменам.
Сначала для школьников провели пробное подсоединение через «Зум», затем настоящее. Надо было описать летчика на фотографии и пересказать текст про Бажова. Судя по официальной статистике, некоторые девятиклассники сдали зачет не с первого раза. Могу это объяснить только излишним волнением.
Для подготовки к ОГЭ в программу обучения онлайн-школы включили эффективные курсы по математике и русскому языку. Дочь также тренировалась на портале «Решу ОГЭ».
На выбор можно было сдать предмет онлайн, отсканировать ответы и отправить сначала по электронной, потом по обычной почте. Мы предпочли приехать в Москву. Все равно нужно было сделать это для русского и математики, которые проходили офлайн. Английский по выбору дочь сдавала в гимназии «Эллада», в которую была зачислена. Остальные предметы в другой школе, которую определили под пункт приема ОГЭ.