Занятие с детьми овз что это
ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
Здесь собраны публикации воспитателей и преподавателей-дефектологов, имеющих опыт работы с детьми, имеющими различные ограниченные возможности здоровья. Это, прежде всего, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, отставание в речевом развитии, аномалии в поведении и т.д. Готовые планы и конспекты развивающих, познавательных, развлекательных занятий по самым разным темам, с комментариями педагогов. Конкретные советы из собственного опыта работы в группах компенсирующей направленности.
Решаем коррекционные задачи в комплексе с образовательными и воспитательными.
Содержится в разделах:
Занятие для детей ОВЗ в подготовительной к школе группе «Состав числа «7» Занятие для детей ОВЗ. Подготовительная к школе группа. Тема: состав числа 7. Задачи: • закрепить прямой и обратный счет в пределах 10. • Учить составлять число 7 из двух меньших чисел; • Закреплять название дней недели; • Систематизировать знания о сутках • Формировать.
Конспект коррекционно-логопедического занятия для детей с РАС Тема: Дикие животные Цель: активизировать и расширять словарный запас по лексической теме. Задачи: 1) Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; 2) Формировать коммуникативные навыки; 3) Развивать способность понимания обращенной речи; 4) Развивать зрительное.
Конспект занятия для школьников с ОВЗ в возрасте 7–14 лет «Говорим правильно» Конспект занятия «Говорим правильно» Целевая группа: школьники с ОВЗ в возрасте 7-14 лет. Цель: Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь. Задачи: 1. Расширять словарный запас через участие в.
Статья «Конспект занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов у. » Конспект занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов у детей с легкой умственной отсталостью. Вариант АООП для обучающихся с умственной отсталостью: 1 вариант Тема: Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников с ОВЗ в процессе НОД» 1 СЛАЙД Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников с ОВЗ в процессе НОД» 2 СЛАЙД ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют.
Применение информационно-коммуникативных технологий при формировании логического мышления на примере квест-игры с детьми ЗПР В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с различными ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми ОВЗ»
Наталья Алыкова
Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми ОВЗ»
Особенности работы с детьми ОВЗ
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особымиобразовательными потребностями:
— дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
— интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
— инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Общими правилами коррекционной работы являются:
— Индивидуальный подход к каждому ученику.
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:
1. игровые ситуации;
2. дидактические игры, ;
3. игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
4. психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учителю необходимо:следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа «особых» школьников чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем,что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения «особых» детей
— Поэтапное разъяснение заданий.
— Последовательное выполнение заданий.
— Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
— Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
— Близость к учащимся во время объяснения задания.
— Перемена видов деятельности
— Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
— Чередование занятий и физкультурных пауз.
— Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
— Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
— Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
— Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
— Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
— Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
— Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
— Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
— Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
— Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
— Оценка переделанных работ.
— Использование системы оценок достижений учащихся.
Система работы школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня для педагогов актуальной является проблема организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического или физического развития. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Вместе с тем отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников. Это определяется тем,что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательного учреждения. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. По мнению Л. С. Выготского, ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его «социальным вывихом». Поэтому целью образования «особых»детей является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем «особым»детям :
— начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
— ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
— использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии);
— индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
— обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
Основной целью является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении «особых»детей.
Консультация «Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате» Подготовила: педагог-психолог Магина Ю. М. Введение В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов.
Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.
Консультация для педагогов «Организация внеурочной работы с одарёнными детьми» Организация работы с одаренными детьми Организация внеурочной работы с одаренными детьми Детское время должно быть временем радости,.
Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми с ОВЗ» Особенности работы с детьми с ОВЗ. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое.
Консультация для педагогов «Планирование работы с детьми на экологической тропе детского сада» Цель: уточнить и расширить знания педагогов о планировании работы с детьми на экологической тропе детского сада, формировать профессиональную.
Консультация для педагогов «Возрастные особенности детей 5–6 лет» [Консультация для воспитателей. Тема: Возрастные особенности детей 5-6 лет В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Консультация для воспитателей коррекционных групп: «Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения» Консультация для воспитателей коррекционных групп: «Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения» В детских садах с детьми, имеющими.
Консультация «Особенности работы с леворукими детьми» МДОУ «Детский сад №42» г. Ярославля Консультация Особенности работы с леворукими детьми Подготовила учитель-логопед Елисеева Татьяна Константиновна.
Семинар для педагогов «Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии» «Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии». Регистрация участников мероприятия. Приветствие. Упражнение.
Коррекционно-развивающее занятия для детей с ОВЗ «Волшебная страна»
Презентация к уроку
Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.
Задачи:
Занятие предполагают деление на два блока:
Занятие включают в себя следующие методы:
Продолжительность занятия: 20-25 мин.
Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.
Предполагаемые результаты
Содержание занятия
Звучит расслабляющая музыка.
1. Ритуал приветствия «Колокольчики»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения
Психолог: Звенит волшебный колокольчик, а значит мы с тобой отправляемся в волшебную комнату. Шепотом, чтобы не спугнуть волшебство поздороваемся: «Здравствуй, волшебная комната!» (заходя, машут рукой).
Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой будем путешествовать. Чтобы попасть в страну чудес, волшебную силу нам даст колокольчик. Закрой глаза и слушай перезвон. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открывай глаза, мы уже в волшебной стране.
— Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!
Психолог: Мы попали в творческую мастерскую «Волшебная страна». Мы с тобой выполним три волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.
Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.
Игра за интерактивным столиком «Соотнеси по цвету».
2. Задание «Творческая мастерская»
Применение пособия Монтессорри своими руками: «Игры с прищепками».
Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.
3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
На поляне, на лужайке
/катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки.
/прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве,
/катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
/прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали.
/положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали,
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
/гладить шаром каждый палец/
4. Задание «Головоломка»
Психолог: Сейчас мы с тобой будем выполнять следующее задания на сообразительность. Нужно собрать из кусочков цветного картона фигуру зайчика, называется это задание «Коломбово яйцо». А теперь будем собирать головоломку.
5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»
Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.
Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко
Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.
Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс. У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.
Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.
Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.
Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.
6. Игры с песком
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.
Пальчиковая гимнастика “Паучок”