Занятость во внеурочное время что написать
О проблемах занятости учащихся во внеурочное время.
Автор: Игнатова Ольга Алексеевна
О проблемах занятости учащихся во внеурочное время.
Появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
На сегодняшний день в школе созданы условия, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Практика работы показывает, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.
Педагоги находятся в постоянном поиске форм и технологий, которые эффективно бы влияли на личность ребенка и давали каждому учащемуся возможность самореализации. Создана воспитательная система в школе, позволяющая включить каждого школьника во внеурочную деятельность. В нашем понимании “массовое вовлечение” означает предоставление общеобразовательным учреждением самого широкого спектра возможностей каждому ребенку, при котором он сможет наиболее полно развить свои способности.
Таким образом, каждый ребенок в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный фактор – самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально значимой деятельности.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
В заключении хочется сказать о том, что, несомненно, дети обладают разными способностями, но как уже сказано выше, в школе получили развитие многие виды деятельности, поэтому при желании каждый ребёнок может проявить, попробовать себя в деле. Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Можно сказать, что каждому находится дело по душе. Педагоги нашей школы делают всё, что в наших силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно. Многие родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьных и городских сценах. И выражают свою благодарность за то, что их дети заняты полезным делом. А это важный результат.
Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.
Статья Занятость учащихся во внеурочное время
Занятость учащихся во внеурочное время
Название кружка, секции, факультатива, место и время занятий
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-323910
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Справка по внеурочной занятости учащихся во внеурочной деятельности
по итогам проверки
организации внеурочной занятости детей
Цель: получить объективную информацию о занятости учащихся школы во внеурочное время.
— проанализировать наполняемость групп дополнительного образования;
— выявить предпочтения детей в выборе блока дополнительного образования для совершенствования работы в данном направлении.
Сроки проведения: январь 2019 года.
Объект контроля: деятельность классных руководителей по вовлечению детей в кружки.
Методы контроля: анализ документации: планы ВР классных руководителей, проверка классных журналов (в части занятости детей).
Вопросы, рассматриваемые при контроле:
— заполнение в журналах занятости учащихся;
-сформированность групп внеурочной деятельности, дополнительного образования.
— соответствие записей в классных журналах сформированности детских творческих объединений.
— процентное соотношение между учащимися, вовлеченными в дополнительное образование.
Результат контроля: справка, школьный профилактический совет.
С целью получения объективной информации о занятости учащихся во внеурочное время была проведена тематическая проверка. Объектом контроля являлась деятельность классного руководителя по вовлечению учащихся в дополнительное образование. Анализ проводился на основе плана воспитательной работы классного руководителя, записи в классном журнале.
В ходе проверки были затронуты не только вопросы организации внеурочной деятельности на базе школы, но также и посещение воспитанниками муниципальных учреждений дополнительного образования.
Занятость детей на первой ступени обучения:
Как показала диагностика, учащиеся первой ступени обучения посещают внеурочную деятельность все 56 учащихся 1-4 классов, что составляет 41% всех учащихся школы.
Занятость учащихся второй ступени обучения:
Во второй ступени обучения посещают внеурочную деятельность 48 учащихся 5-8 классов, что составляет 36% всех учащихся школы.
Занятость учащихся на третьей ступени обучения:
Для того, чтобы отразить реальную занятость учащихся 9-11 классов, необходимо принять во внимание то, что ведущей целью старшего школьного возраста является обучение. Большинство учащихся данной ступени посещают факультативные курсы. В связи с этим внеурочная занятость учащихся кружковой работой отсутствует.
Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете:
Статья «ЗАНЯТОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, СОСТОЯЩИХ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ»
ЗАНЯТОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ,
СОСТОЯЩИХ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ
Давлетбаева В.Н., социальный педагог
ГБОУ Туймазинская КШИ № 2, г. Туймазы
Согласно плана внутришкольного контроля на учебный год в октябре 2017 года был проведен мониторинг занятости обучающихся.
Было выявлено следующее: в школе создана воспитательная система, позволяющая включить каждого обучающегосяво внеурочную социально значимую деятельность. Широкий спектр возможностей школа предоставляет ребенку, так как объединяет свойства трех основных подсистем: кружковой деятельности, ученического самоуправления, внеурочной деятельности. Интеграция вышеназванных сфер образовательной деятельности образует единую систему массового вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность.
Все подсистемы взаимосвязаны друг с другом процессами обучения и управления имеют не только внешние, но и внутренние связи. Таким образом, установленные взаимосвязи всех подсистем обеспечивают устойчивое функционирование системы и позволяют создавать оптимальные условия для реализации потребности во внеурочной социально значимой деятельности всех обучающихся. Данные взаимосвязи обеспечивают важные преемственные процессы взаимопереходов обучающихся от одной деятельности к другой, с учетом их меняющихся с возрастом интересов и потребностей. В результате у детей появляется широкий спектр выбора внеурочной деятельности, возможность приобретения большего количества полезных знаний, умений, навыков, что позволяет привлечь к активной деятельности максимально возможное количество детей и, как следствие, влияет на повышение эффективности образовательного процесса.
Массовое вовлечение обучающихся в подсистему “Внеурочная деятельность” осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, годовая циклограмма школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы, соревнования разного уровня. Большинство мероприятий, включенных в план воспитательной работы школы, построено на массовом участии обучающихся и направлено на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше обучающихся.
Таким образом, каждый ребенок в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится на добровольной основе. Коллективно-творческие дела, организованные совместно с педагогами и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют обучающихся к участию во внеурочной социально значимой деятельности.
В соответствии с планом работы школы в целях организации досуговой занятости обучающихся состоящих на ВШУ в период осенних каникул на 2017-2018 учебный год проведены внеклассные занятия по плану воспитателей, библиотечные уроки в соответствии с возрастом обучающихся школьным библиотекарем на темы: Экологическая мозаика «Что ни страница – то зверь, то птица», презентация «Помощь идет: профессия – спасатель», «Удивительная география», «У книжек нет каникул».
Обучающиеся по графику посещали занятия педагога-психолога: «Играй и развивайся», тренинги: «Властелин своих эмоций», «Остров Страха», «Как научиться быть лучше». С обучающими, состоящими на ВШУ педагог-психолог проводила индивидуальные занятия.
Кроме этого, обучающиеся ходили на экскурсию в городскую детскую библиотеку, где для них также проводились познавательные мероприятияв виде брейн-ринга «Мы знаем и любим природу», историко-краеведческий альманах «Я корнями своими с родною землею сплетен…», познавательное занятие «Твой друг – компьютер».
Были организованы и проведены шашечные турниры, спортивные эстафеты в спортивном зале, занятия в тренажерном зале и зале ЛФК.
Воспитатели провели конкурсно-развлекательные, общешкольные мероприятия: «Картофельный турнир», «Осенний калейдоскоп», «Великие изобретатели и их изобретения».
В период зимних каникул проведены познавательные мероприятия «2018 год – год Желтой Земляной Собаки», развлекательно-игровое мероприятие «Новый год шагает по планете», викторины: «Рождественские традиции» и «Знатоки собак»; шашечный турнир, посещение спортзала: «К старту готов!», спортивные эстафеты: «Спорт – это здоровье» и «Мы за ЗОЖ»; посещение ЦДЮМБ: познавательная беседа с элементами игры: «История новогодней ёлки», мультимедийная программа: «Любимые сказки Деда Мороза», литературная слайд-беседа: «Родники вдохновения Зайнаб Биишевой», развлечение: «Рождество – вокруг только волшебство», беседа-кинопанорама: «Любимые фильмы детства», литературная забава: «Чудесное волшебство сказок Шарля Перро», конкурс поделок: «Волшебство на Рождество»; посещение школьной библиотеки: урок этикета «В мире волшебных слов», литературное путешествие: «Зима нам радость подарила».
С обучающимися, состоящими на внутришкольном учете проводились психологические развивающие игры:
— «Мир без конфликтов» в форме индивидуальных и подгрупповых занятий;
— познавательно-рефлексивные игры: «Управляй собой»;
— психологические развивающие игры: «Лесенка радости».
Организация и проведение мероприятий, соответствие их составленному графику работы в дни каникул отслеживалось заместителем директора по воспитательной работе и дежурными администраторами. Правильно организованный досуг обучающихся способствовал развитию познавательных интересов обучающихся, расширению кругозора, формированию коммуникативных навыков общения, что в свою очередь не позволил совершить правонарушения обучающимися.
В школе-интернате ведется целенаправленная работа по профилактике девиантного и асоциального поведения правонарушений среди обучающихся, формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни, создание условий для проживания и получения ими полноценного качественного образования.
Тема « Организация внеурочной занятости обучающихся проблемы, перспективы, решения»
В образовательном процессе не только нашей школы, но и любой образовательной организации важное место занимает воспитательная работа – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Основные задачи и направления воспитательной работы:
— удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем получения образования соответствующего уровня;
— формирование у обучающихся гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества;
-развитие отношения к достижениям мировой, национальной культуры, образования, интеллекта и науки как к самостоятельным ценностным феноменам;
-формирование у обучающихся профессиональной позиции и этики, осознания общественной миссии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности и профессиональной корпоративности;
— формирование у обучающихся значимых качеств и свойств личности семьянина и гражданина.
Можно выделить основные направления воспитательной работы:
Нравственное воспитание, направленное на осмысление обучающимися общечеловеческих ценностей, осознание личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я»;
-воспитание правильной нравственной позиции;
Правовое воспитание, которое содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
-способствует выработке основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
-ориентация на гуманистические и демократические ценности.
Патриотическое воспитание это:
— формирование у обучающихся высоких нравственных принципов;
-выработка норм поведения, к готовности безупречному несению службы в рядах Вооруженных сил;
-воспитание гордости за подвиги старших поколений.
Очень значимы и важны такие направления воспитательной работы, как:
-формирование здорового образа жизни.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 04.06.2014) (далее – Закон № 273-ФЗ) рассматривает образование, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Однако статей, посвященных именно воспитательной работе, закон не содержит, закрепляя лишь основные принципы воспитания и обучения на различных уровнях образования.
Чтобы детально ознакомиться с нормативной основой воспитательной работы, необходимо обратиться к другим законам и подзаконным актам – федерального, регионального и местного уровней.
Одним из таких нормативно-правовых актов является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. От 02.04.2014, с изм. От 04.06.2014) (далее – Закон № 120-ФЗ), который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 14 Закона № 120-ФЗ, предусматривает для образовательных организаций следующие полномочия в рамках профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
— оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
— выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитание детей;
-обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
-осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Таким образом, основная деятельность образовательных организаций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних базируется именно на воспитательной работе, которая позволяет осуществлять социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и пресекать антиобщественное или преступное поведение.
Анализ действующих на сегодняшний день в России региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере воспитания показывает, что в основном данные акты посвящены вопросам реализации мер только патриотического воспитания. И это вполне очевидно, поскольку наличие программы патриотического воспитания граждан на федеральном уровне заставляет региональные и местные власти принимать и у себя нечто подобное.
На территории Саратовской области и Балаковского муниципального района также реализуются такие программы.
Однако, необходимо обеспечить реализацию задач всех направлений воспитательной работы. Одним из инструментов, позволяющих в полном объеме охватить все направления, является организация внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса.
Многие школы под внеурочной деятельностью понимают дополнительное образование или традиционную кружковую работу. Независимо от того, кем оно организовано, считать его частью внеурочной деятельности можно только в том случае, если его цели и задачи, способны организации деятельности направлены на достижение метапредметных и личностных результатов, определенных образовательной программой школы.
Можно, например, в рамках дополнительного образования заниматься воспитанием экологической культуры. Тогда занятия должны строиться на основе проектных технологий в естественной для этого форме разновозрастных объединений. В данном случае ключевые слова – это: воспитание культуры, поддержка творчества, организация любимого дела. Такое дополнительное образование связано с освоением культуры познания и общения, ростом ресурсов личности, ее творческим развитием. В этом случае и результаты должны быть соответствующими: это – творческие работы детей (индивидуальные и коллективные) и рост мотивации саморазвития. Это и есть внеурочная деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной.
Особенности внеурочной деятельности является то, что она строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей.
Психологическая атмосфера на таких занятиях носит неформальный характер, и способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогами и детьми в отличие от других видов образовательной деятельности, внеурочная деятельность позволяет группы обучающихся – одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д..
Программа внеурочной деятельности направлена на развитие обучающихся, которое возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы со школьниками создает условия для самореализации ученика. Самореализации обучающихся способствует развитию у них познавательной мотивации, творческих способностей, умения находить необходимую информацию и т.п.
Исходя из этого, внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.
Если внеурочная деятельность рационально используется школьным сообществом, то каждый ребенок обретает способность:
1) адекватно оценивать самого себя, свои индивидуальные особенности и возможности;
2) надежно ориентироваться в природном и социальном мире;
3) осмысленно принимать самостоятельные решения;
4) накапливать опыт индивидуальной и коллективной деятельности (творческой, исполнительской – репродуктивной).
5) применять полученный опыт в своей жизнедеятельности.
Оценка результатов, которых достигает школьное сообщество в решении этих задач, и есть оценка качества образования в его социальном значении.
Такова теория, а на практике при проектировании направлений внеурочной деятельности мы сразу сталкиваемся с несколькими проблемами:
перегруженность учителей – предметников аудиторной нагрузкой, что не позволяет вести часы внеурочной деятельности;
недостаточная оснащенность мастерских, спортивных и актового зала, отсутствие необходимых расходных материалов для организации деятельности по направлениям технического творчества, работы театральной студии и т.п.;
недостаточность разработанных программ
нехватка знаний и опыта у учителей по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня;
сложность перестройки мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата.
Таким образом, уже на этапе планирования приходится искать оптимальное сочетание желаемого и возможного.
В 2012-2013 учебном году на организацию внеурочной деятельности было предусмотрено учебным планом 106 часов, в 2013-2014 – 120 часов, в 2014-2015 учебном году – 200 часов.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования порождают потребность в организации внеурочной деятельности ориентированной прежде всего на развитие у школьников навыков проведения исследований, поэтому для обучающихся каждого класса предусмотрены часы на организацию проектной деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежат два вида учебно-познавательной деятельности обучающихся: проектная деятельность в микрогруппе и практическая работа по выбранному направлению исследования.
Система занятий должна быть сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на подготовку активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Анализируя охват учащихся 1- 4классов внеурочной деятельностью, мы увидели, что:
— 89% учащихся охвачены тремя и более различными направлениями(физкультурно- спортивное, естественно-научное, художественно- эстетическое и культурологическое и т.д.) и как следствие, являются активными участниками других, не регламентированных, внеурочных мероприятий-фестивалей, конкурсов, олимпиад, концертов.
-11% посещают только один кружок и пассивны в жизни класса, школы, у у этих ребят также низкая степень социализации в коллективе.
При организации внеурочной деятельности необходимо соблюдать следующие основные принципы:
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с урочными занятиями.
Принцип опоры. Учет интересов и потребностей школьников.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей к исследовательской деятельности детей на всех ее этапах: планировании, обсуждении, осуществлении.
Принцип обратной связи. Рефлексия каждого занятия. Совместное с обучающимися обсуждение того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение их настроения и перспектив.
Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования. Включает в себя принципы поощрения и вознаграждения.
Виды внеурочной деятельности, используемые педагогами, многообразны:
Проблемно –ценностное общение
Еще одной проблемой следует считать негативную тенденцию снижения активности учащихся в мероприятиях внеурочной занятости по мере взросления:
При подготовке к педсовету было проведено социологическое исследование.
Были определены следующие задачи:
1. Выявить интересы и потребности подростков в сфере свободного времени;
2. Проанализировать мировоззрение и ценностные установки подростков;
3. Выявить причины, способствующие негативным проявлениям в поведении подростков.
Объектом исследования, которое проводилось в виде анкетного опроса, стали учащиеся 5-11 классов.
Исследование проводилось в форме анкетирование среди учащихся 5-11 классов. Всего в исследовании приняли участие 167 респондентов, что составило 28% от общего количества учащихся данной возрастной категории. Учащиеся могли отвечать на несколько ответов на один вопрос.
Результаты социологического исследования таковы
На вопрос «Чему ты посвящаешь свое свободное время в школе?» учащиеся ответили:
Анализируя свободное время подростков в школе, можно сделать вывод, что
важное место в жизни подростков посвящено занятиям в спортивных секциях и кружках, а также активно принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Ответы на второй вопрос «Чем ты занимаешься в свободное время дома?» распределись следующим образом:
общение с друзьями
Распределение ответов, на вопрос о свободном времени дома, наибольшее количество ответов выявлен «общение с друзьями». Таким образом, через общение подростки усваивают жизненные ценности, нравственные идеалы, нормы поведения.
На вопрос «Чему бы ты хотел посвятить свое свободное время помимо того, что уже делаешь?» подавляющее большинство ответили
— поездке в другой город
Следующий вопрос звучал так: «Какие жизненные ценности важны для тебя?» Получены следующие ответы.