Запись на диктофоне плохо слышно голоса что можно сделать
Как записать чистый звук на диктофон смартфона
Содержание
Содержание
Когда вдруг нужен диктофон, нет ничего удобнее смартфона. Журналисты записывают на него интервью и пресс-конференции, студенты — лекции, блогеры — голос для видеоблога или подкаста, музыканты — наброски и репетиции. Однако не всегда на смартфоне удается получить звук приемлемого качества. Это не значит, что нужно строить звукозаписывающую студию и обивать стены минеральной ватой — есть несколько простых и доступных каждому способов улучшить качество записываемого аудио. О них и расскажем в статье.
5 простых способов улучшить звук
1. Узнать, где располагается микрофон. Обычно их два — снизу, куда говорить, и рядом с камерой. Некоторые смартфоны оснащаются тремя микрофонами, к примеру, в iPhone 12 есть дополнительный микрофон рядом с динамиком. Нужно убедиться, что отверстия для микрофона не закрывает чехол и другая периферия, также не стоит заслонять его пальцем. Нетрудно догадаться, что располагать смартфон нужно микрофоном к источнику звука. Впритык в микрофон говорить не нужно — так он будет зашкаливать, а на записи будут шумы и искажения.
2. Найти оптимальную локацию. Обстановка для качества звука действительно важна. С сильным ветром на улице не всегда справляются даже профессиональные микрофоны для журналистов, хоть они и обтянуты огромным «мохнатым» чехлом, чтобы ветер не завывал прямо в капсюль. Скромный микрофон смартфона лишен такой защиты, поэтому, если есть выбор, то запись стоит вести в помещении с закрытыми окнами и дверьми — так уберется часть ненужных звуков.
3. Избавиться от эха. Если это огромная аудитория или конференц-зал, то раскатистое эхо в таких помещениях — обычное дело. В таком случае лучше сесть как можно ближе к спикеру, чтобы эхо и шум аудитории не заглушали его речь.
Если помещение можно выбрать самостоятельно, тогда лучше всего обратить внимание на самое маленькое и захламленное, с большим количеством мебели, особенно мягкой, книжных шкафов и стеллажей. Дело в том, что эхо в помещении образуется из-за больших параллельных друг другу плоских поверхностей. Если поверхности будут небольшими и со сложной геометрией, звук будет распыляться в разные стороны. Подробнее о том, как улучшить акустику простыми средствами, можно почитать тут.
4. Выключить все звуки. Вне зависимости от обстановки, всегда полезно выключить на телефоне все звуки и вибрации. Перевод смартфона в авиарежим запретит ему принимать звонки и сообщения. Также некоторые устройства имеют функцию «не беспокоить», которая запретит уведомлениям и вибрациям прерывать аудиозапись.
5. Проверить настройки. Разные смартфоны обладают разными возможностями в записи аудио. К примеру, айфоны умеют записывать в формате lossless с помощью родного приложения «Диктофон». Переключиться в запись некомпрессированного аудио можно в настройках.
Настройки → Диктофон → Качество звука → Без потерь
Сторонние приложения
Нужно понимать, что возможности приложения для записи аудио ограничены возможностями самого микрофона. Однако они открывают множество полезных функций, которые помогут записать звук в оптимальном формате, обработать его и сохранить в нужную категорию.
Хорошее приложение для записи аудио должно позволять:
К примеру, Voice Record Pro для iOS позволяет играться с настройками прямо на главном экране приложения. Можно опустить входной уровень гейна, чтобы избежать искажений, или повысить частоту дискретизации, битрейт и качество кодирования.
Для тех, кто записывает речь для расшифровки, пригодится приложение Voice Recorder & Audio Editor. Оно не содержит большого количества настроек, но за отдельную плату позволяет автоматически расшифровывать текст из аудио. Апгрейд стоит пять долларов.
На Андроиде популярен RecForge II — приложение позволяет пропускать куски тишины, извлекать звук из видео, распознавать темп в музыке и управлять доступными микрофонами.
Также многие советуют Easy Voice Recorder Pro — в нем есть режим редактирования, позволяющий обрезать и удалять ненужные части записи, поддержка папок, управление через панель уведомлений и т.п.
Такие приложения незаменимы для работы с внешними микрофонами. Они позволяют управлять уровнем подключенных устройств и записывать их все одновременно.
Внешние микрофоны
Многие гарнитуры предлагают вполне неплохое качество записи аудио. Многие используют их для записи подкастов и голоса для видеоблогов. К примеру, гарнитуру Apple EarPods хвалят за приличное звучание и часто используют для записи голоса.
Однако в гарнитуры обычно встраивают недорогой электретный микрофон, который не может похвастаться выдающимися характеристиками (здесь подробнее об эволюции микрофонов). Многим людям не нравится свой голос на записи, и копеечные микрофоны в телефонах и гарнитурах играют тут не последнюю роль. Подобно тому, как дешевая широкоугольная фотокамера в бюджетных смартфонах искажает пропорции лица, недорогой микрофон с горбами и провалами на АЧХ искажает тембр голоса. Часто они не улавливают низкие и высокие частоты, поэтому голос звучит глухо и урезано, как из телефона (ведь гарнитуры для звонков и создаются).
Чтобы голос звучал красиво и приятно, понадобится внешний микрофон. Он особенно полезен тем, кто не просто записывает лекции, а делает контент для аудитории: интервью, подкасты или видеоблог.
Некоторые смартфоны с привычным аудиоджеком (обычно это TRRS-порт для гарнитур) могут работать с внешними микрофонами со штекером 3,55 мм. Правда, иногда это лотерея из-за разницы в характеристиках порта смартфона и импеданса микрофона — обычно TRRS-разъем поддерживает 1,5-2,5 Вольт с импедансом 1-1.6 кОм, но параметры могут отличаться у разных производителей.
К счастью, есть микрофоны, которые заточены для работы со смартфонами. Чаще всего это прищепки со всенаправленными конденсаторными микрофонами. Они пристегиваются к одежде, записывают звук хорошего качества, умеют работать с видеокамерами и фотоаппаратами, поэтому популярны среди журналистов и видеоблогеров.
Бывают и микрофоны с цифровым подключением. Причем часто вопрос подключения к устройству решается обычным переходником, поэтому микрофон все так же можно использовать с видеокамерами, а помимо них — с любыми устройствами на iOS, если речь о разъеме lightning.
Для Андроида существует множество микрофонов, подключаемых по USB type-с — от петличек до настольных. Такой позволит завести качественный стрим со смартфона в любой локации и записывать голос и даже акустические инструменты на планшет в отличном качестве.
Иногда требуется беспроводное решение, например, чтобы записать двух людей на улице на расстоянии друг от друга. И это тоже не проблема — существуют радиосистемы с цифровым подключением, которые поддерживают одновременную работу с несколькими микрофонами. Они состоят из передатчика и приёмника: в передатчик втыкается микрофон, приёмник подключается к смартфону.
Передача сигнала обычно идет на частоте Wi-Fi 2,4 ГГц, радиус действия — пара десятков метров. Подобные девайсы выпускают и именитые производители микрофонов (к примеру, Rode Wireless GO). Они стоят дороже, но обладают расширенным радиусом действия и стабильным приемом даже в торговых центрах, отелях и других местах, зашумленных большим количеством Wi-Fi сетей.
После записи голос нужно обработать. В этой статье рассказано, как избавиться от шумов на записи и сделать голос более четким и читаемым. Также в заключении стоит напомнить о важности бэкапов записанного материала. К примеру, гитарист Metallica Кирк Хэммет однажды где-то в Дании потерял свой смартфон вместе с сотнями риффов и набросков.
Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity
Рассмотрим быстрый способ, как может быть осуществлена обработка голоса самостоятельно. Основной акцент будет уделен выделению речи на записи. Но даже если цель не только в речи, после прочтения вам не должно составить труда улучшить качество любой записи.
Обработку звука лучше производить в наушниках. Желательно, чтобы это были не купленные в переходе за 50 рублей наушники. В идеале желательно использовать мониторные наушники, но подойдут и просто нормальные наушники.
Заказать обработку
Audacity — бесплатная программа для обработки голоса
Обработка голоса — это редактирование аудиофайла. Поэтому первым делом обзаведемся программой для работы со звуком. Работать будем в бесплатном, но при этом очень функциональном аудиоредакторе — Audacity. Программа доступна под все операционные системы и очень проста в использовании.
Бесплатно скачать Audacity для любой ОС можно по этой ссылке.
Интерфейс редактора интуитивно понятен и даже методом тыка можно очень быстро натыкать то, что вам нужно. Осталось только узнать, а что собственно нужно.
Если в записи присутствует мат, который нежелателен, то исправить ситуацию поможет статья: Запикивание мата в записи
Обработка голоса — импорт записи
Итак, имеем запись, в каком либо аудио формате. Первым делом открываем ее в Audacity. Можно сделать это кнопочкой Импортировать из меню Файл редактора, но мне как-то привычнее нагло перетащить файл мышкой из папки в окно редактора.
Для демонстраций был взят кусочек записи длительностью чуть более минуты. Такой, чтобы умещался на экране. На нем демонстрация будет нагляднее. При этом ему присущи все недостатки обычных диктофонных записей.
Нормировка уровня громкости
Чтобы повысить качество звука, первым делом необходимо увеличить громкость записи. Для этого двойным щелчком левой кнопки мыши по дорожке (либо комбинацией Ctrl+a) выделяем ее. Затем открываем вкладку меню Эффекты и выбираем пункт Нормировка сигнала…
После нажатия, откроется меню настройки эффекта:
Стандартные настройки нас вполне устроят. В окошке указывается значение громкости, которое будет у самого громкого пика вашей записи. Нормировка повысит уровень громкости записи, никак больше не влияя на запись.
У всех инструментов редактора Audacity есть кнопка Preview, т.е. Предпросмотр, или скорее Предпрослушивание. При нажатии на нее воспроизводится первые 5 секунд выделенного участка записи с применением эффекта.
Удаляем лишние звуки и щелчки
Уровень громкости подрос, но как-то не солидно. Виной всему щелчок в самом начале. Можно попросту заглушить его. Для этого приближаем его и выделяем:
Удобно менять масштаб зажимая Ctrl и крутя колесиком мыши, а для перемещения по записи влево-вправо крутя колесиком зажимать Shift.
Редактор моментально сровняет пик с землей в идеально прямую линию нулевой громкости:
Можно и удалить это кусочек просто нажав на клавиатуре Delete. Но в таком случае выделенная часть дорожки удалится, а общая длительность сократится. Если запись готовится для озвучивания видео на ютубе, удаление посредством Delete может привести к сдвигу дорожки.
Удалив щелчок, повторяем Нормировку сигнала и получаем уже более солидный результат:
В Audacity есть удобная комбинация клавиш Ctrl+R, нажатие которой повторяет последний использованный эффект. При этом эффект повторяется с теми же самыми настройками.
Нормировка сигнала это просто его усиление на одинаковую величину. Усиление подбирается так, чтобы места с максимальной громкостью довести до указанного вами значения. При этом усиливается всё — как полезный сигнал так и фоновый шумок.
Как удалить шум в записи
Обработка голоса неминуемо требует удаление шума. Делается это в два этапа. Сначала нужно создать модель шума, для того чтобы программа знала от чего нужно избавляться. Поэтому находим в записи кусочек, где нет полезной информации, а только то, что мы считаем шумом и выделяем этот участок.
Желательно, чтобы он был как можно длиннее, тогда получится более полно удалить шум из записи.
Теперь в меню Эффекты выбираем Подавление шума… Вверху открывшегося окошка видим и нажимаем единственную кнопочку — Создать модель шума.
На этом окошко закроется… Отлично! Модель шума создана. Теперь выделяем всю запись и вновь заходим в меню Эффекты→Подавление шума…
Откроется тоже самое окно, но теперь можно перейти к этапу 2. Настройки по дефолту подойдут для большинства случаев. Хотя с последним ползунком лучше поэкспериментировать. Жмем ОК, повторяем нормировку и любуемся результатом:
Если сравнить с тем как дорожка выглядела до удаления шума, то можно легко заметить, что постоянная составляющая практически полностью исчезла. Все тихие места стали еще тише, практически занулились. Да и на слух это звучит на порядок лучше.
Для большего кругозора стоит отметить что подавление на каждые 6дБ это ослабление в два раза., а 3дБ это полтора раза. Если Ваша запись очень шумная и в ней присутствуют разные типы шумов в разных частях, то можно повторить процедуру с момента создания модели шума. При этом кусочек который будет выделен как модель шума взять в другом месте записи. А в окошко Подавление шума(дБ) вписать от 3 до 6дБ. Излишнее подавление может внести ‘замыленность’ в звук. Так же, зачастую, гораздо эффективнее несколько раз подавить шум по 3дБ, создавая модель шума из разных участков записи, чем один раз бухнут 15 дБ.
Эквализация — в ыделяем голос на записи
Так как нас интересует именно речь, то можно дополнительно выделить ее при помощи эквалайзера. Переходим Эффекты→Эквалайзер…
Тему эквализации просто невозможно раскрыть двумя абзацами, поэтому по ней была написана отдельная статья: Эквализация записи голоса в Audacity
Если уж совсем в двух словах, то речь, как мужская так и женская укладываются в диапазон 200-7000 Гц. Большинство шумов, как правило, лежит выше это диапазона, а гудение — ниже. Поэтому громкость остальных частот стоит снизить ввиду их неинформативности и даже паразитности.
Подобная форма эквалайзера возможно подойдет при обработке на скорую руку. Но все очень сильно зависит от того, как и на что производилась запись. Поэтому рекомендую все-же заглянуть в статью про эквализацию.
Компрессия
Обработка голоса всегда включает в себя выравнивание записи по громкости. В принципе можно вручную выделять кусочки и применять к каждому Нормировку. Это достаточно эффективный способ, но весьма долгий. Да и не зря же люди придумали такую полезную штучку, как Компрессор. Им то мы и воспользуемся 🙂
Выделяем всю запись и переходим в меню Эффекты => Компрессоры…
Такие настройки должны подойти большинству. Смысл компрессора в том, что тихие моменты он усиливает а громкие ослабляет и тем самым выравнивает громкость. Посмотрим на результат работы компрессора:
Запись явно преобразилась. Начало записи можно сделать еще громче. Выделим отдельно и повторим компрессию либо нормировку — на Ваш вкус.
Экспорт и сохранение
Для того чтобы сохранить обработанную запись в виде аудио файла перейдите в Файл→Export
В открывшемся окне следует указать название файла и выбрать его формат. Можно экспортировать запись в любой популярный аудиоформат, с указанием качества. Для большинства случаев подойдет MP3 с постоянным битрейтом 320 Кбит/с.
Если Вы не успели завершить обработку а вам пора бежать по делам, то можно сохранить проект. Для этого служит пункт меню Файл→Сохранить Проект. Сохраненный проект можно открыть в любое время и продолжить работу. Это особенно актуально, если у вас много дорожек.
Вернемся к первоисточнику для сравнения
Как говорится, найдите 10 отличий….
Заключение
Конечно можно продолжить пытать запись. Еще раз удалить шумы, которые могли вылезти после компрессии, произвести еще большую компрессию чтобы еще улучшить качество звука записи…
Но стоит помнить, что излишняя компрессия может сделать звук зажатым и лишить динамики. Однако решение в любом случае остается за вами и вкусами вашего слухового органа)
Если у Вас не получается обработать запись, то вы всегда можете обратиться за помощью на биржу фриланс услуг .
Материал подготовлен исключительно для сайта AudioGeek.ru
Диктофон + аудио редактор. Восстановление аудиозаписи до разборчивого состояния
В качестве подопытного, был взят голос прокурора, который говорил очень тихо, скороговоркой, проглатывая окончания слов.
С помощью редактора удалось улучшить аудиозапись до разборчивого состояния.
Использовался «эффекты» — «компрессор» без галочки «компрессия по пикам»
Можно безболезненно повторять эту процедуру до четырех раз без потери качества сигнала.
Тонкие настройки рассматривать не будем. Это объёмный сложный раздел, требующий вдумчивого подхода и многих часов работы.
Можно поступить проще, усилив сигнал на 20 дб. Больше не советую, т.к. появятся искажения на ограничениях пиков. Компрессия дает лучший результат.
Порядок работы с аудио редактором:
В меню «Файл» — «импортировать» — «звуковой файл» из открывшегося окна загружается ваша аудиозапись.
Предпочтительно работать с несжатыми .WAV файлами но, к сожалению, простые диктофоны в таком формате файлы не пишут и сразу сжимают в .MP3, что ведет к большой потере информации.
В окне аудио редактора сразу появится осциллограмма фонограммы.
Наведя мышку на интересующий участок, нажмите левую кнопку и проведите, не отпуская вправо или влево.
Выделится участок фонограммы, который вы можете прослушивать нажатием клавиши «пробел».
Подведя мышку к краю отмеченного участка, увидите указующий перст, с помощью которого можно раздвинуть участок просмотра.
Увеличивая или уменьшая масштаб записи можно визуально выделять и редактировать интересующий фрагмент.
Задействованы все привычные сочетания клавиш, как в текстовом редакторе.
Для работы с полной фонограммой имеются большие кнопки вверху. А внизу в окошечках показаны счетчики начала и конца фрагмента в секундах. Их можно править вручную.
Можно сделать копию фонограммы и мучить её в новом окне. Так даже лучше.
Можно в том же окне создать новый трек, поместив туда дубль, который предстоит улучшать.
«Дорожки»- «создать» — «монофонические дорожки»
Полезно дополнительно «дорожки» — «создать» — «дорожка пометок», где помечается выделяемый для работы участок фонограммы,
Проигрывать варианты редактируемых дорожек, сравнивать качество звучания.
Не забыв перед этим в левой части окна дорожки нажать на «тихо» и прослушивать только «соло» интересующей дорожки.
Думаю, вам понравится эта фишка.
Дорожку можно свернуть, убрать, удалить.
Давал системе скушать чистый ровный голос профессионального диктора. Перевирает и тупит.
Потратил весь день и оставил эту затею.
Отрицательный результат тоже результат.
Кто-то, прочитав статью, сэкономит время.
Этот ролик лучше скачать и запустить в проигрывателе.