Запись подкаста что это
Сколько стоит запустить подкаст
Без продюсеров и дорогих микрофонов
В мае 2019 мы с другом Сергеем Ждановым запустили подкаст о личных проблемах — всяких вещах, которые не принято обсуждать, если вы не на кухне с приятелем в 4 часа утра или не у психолога.
Мы говорим об отношениях, призвании, комфорте и суевериях.
Первый выпуск мы записали без студии и дорогого микрофона — и продолжаем так работать. Расскажу, как запустить свой подкаст и сколько это стоит.
Что такое подкаст
Подкасты — это такие аудиоблоги в интернете. Они похожи на радиопередачи, но записаны заранее, чтобы слушатель мог включить их в любое удобное время.
Некоторые подкасты записывают в студиях с профессиональным оборудованием. Но это необязательно: можно записывать подкаст в собственной спальне на простой микрофон. Мы с друзьями делаем именно так.
И важно отметить, что подкастерский рынок молодой и маленький — никто толком пока не знает, что и как делать. Фактически это такой Ютуб 2008 года.
Идея подкаста и первые выпуски
Я и мой друг Сергей Жданов — соавторы рассылки и будущей книги о том, как делать долгие проекты. В какой-то момент мы поняли, что просто писать на эту тему надоело, а все вокруг говорят о модных подкастах. Так появился проект ЛПП — «Легко, просто и подкаст». После нескольких выпусков к нам присоединился Юра Белканов — маркетолог и единомышленник.
На старте мы подумали, что будет здорово, если у каждого выпуска будет одинаковая структура: сначала разбор интересной проблемы, потом обсуждение книги, потом наши рекомендации слушателям по теме. Но оказалось, что регулярные рассказы про книгу звучат натянуто, поэтому впоследствии мы от этой идеи отказались.
Наш подкаст — о личных проблемах. Мы обсуждаем темы, которые обычно замалчиваются: травматичный школьный опыт, тяжесть переездов и отношение к смерти. Для нас это некая личная психотерапия. Как оказалось, слушателям тоже нравятся наши рассуждения. Мы сильно удивились, когда стали получать позитивные отзывы: нам казалось, что подкаст вряд ли заметят.
Мы решили публиковать выпуски подкаста раз в неделю. К еженедельности проще привыкнуть слушателям, а нас она дисциплинирует.
Дальше в статье расскажу, какое оборудование нужно, чтобы записать подкаст.
Микрофон
я заплатил за микрофон для подкастов
Хоть мы и заморочились с микрофонами, я считаю, что можно запускать подкаст с тем, что есть, даже если это простая гарнитура от смартфона. Со временем докупите оборудование.
Каждый голос стоит записывать в отдельный микрофон, чтобы была отдельная звуковая дорожка. Это нужно, чтобы было удобно редактировать запись, удалять лишние шумы, эканье и прочее. Записывать свой голос лучше в наушниках, чтобы микрофон писал только его, а не диалоги друзей на фоне.
Не буду углубляться в подробные описания микрофонов — конденсаторных, динамических, петличек, дорогих или дешевых: я в этом не специалист. Почитайте обзоры или посмотрите видео на Ютубе, которых сейчас множество, и подберите себе микрофон под доступный бюджет.
Единственный совет, который могу дать, — не старайтесь сразу покупать дорогое оборудование. Вдруг процесс не понравится?
Как записать подкаст
Чтобы опубликовать подкаст, нужно его сначала записать. То есть собраться в одной комнате, подключить ноутбуки и микрофоны и нажать на кнопку записи. Или созвониться по Скайпу или через Zoom, если живете в разных городах. Мы так и делаем.
Важно понимать, что запись через Zoom — это другая динамика диалога. Звук может задерживаться, связь может подвисать или вообще обрываться. Но мы справляемся.
стоит подписка на Zoom
Если пишете звук на диктофон, то ничего больше не нужно — просто скидываете записанную дорожку с карты памяти на жесткий диск и приступаете к монтажу.
Иногда программы для записи вылетают, поэтому, чтобы не потерять все наговоренные полтора часа, мы каждые 40 минут сохраняем записанное и запускаем новую запись. Вначале мы экспериментировали над продолжительностью выпусков, но потом поняли, что подкасты слушают не по длительности, а по интересности темы. Сейчас наши эпизоды длятся от полутора до двух часов.
Монтаж звука
После того как подкаст записан, его нужно смонтировать в одну дорожку — с разными голосами, исправленным уровнем громкости, вырезанным эканьем и музыкальными вставками. Профессиональные подкастеры нанимают специальных монтажеров за деньги, но мы занимаемся этим сами, потому что нам нравится процесс.
Лишнее по качеству — это долгие паузы, неуместный мат и речевой мусор, например «короче» и «типа». Лишнее по смыслу — это разговор, который ушел не туда, или повторы. В нашем расслабленном формате такое бывает.
Первый этап монтажа длится в среднем пять часов на полтора часа разговора. Я не делаю прогон за раз, а разбиваю его на итерации в течение недели. Потом добавляю вступление, музыку на подложку, разные звуковые эффекты и песню в конец.
Музыкальное вступление к выпуску у нас всегда одинаковое. Я сделал его из начала одной классной турецкой песни. Фоновая музыка — это миксы, в основном этническое диско. Миксы — это такие большие аудиодорожки, которые диджеи сводят из разной музыки. Я их беру из саундклаудов интересных мне музыкантов. Один из любимых — берлинский диджей Андрес Асторга. Просто захожу в его профиль, нахожу подходящий микс и скачиваю, если есть возможность.
Для меня важна фоновая музыка в подкасте: она создает ощущение, что мы с Сергеем и Юрой сидим в одной студии, а где-то на фоне бубнит радио. Чтобы музыкальная подложка не выбивалась, я делаю ее сильно тише — примерно −20 дБ относительно наших голосов — и увожу высокие и средние частоты. Так получается эффект записи в подсобке ночного клуба: когда что-то на фоне бухтит и бахает, но частоты не пересекаются и не мешают разговору.
Когда часть нашего разговора подходит к логическому завершению, я секунд на 30 делаю микс громче, чтобы вывести его на передний план. Это помогает слушателю переключиться на другую тему.
Какие-то моменты я озвучиваю эффектами, которые скачиваю с сайта freesound.org. Это сайт энтузиастов, записывающих разные звуки. Очень многие звуки из этой библиотеки можно использовать в некоммерческих целях.
Чтобы сэкономить и точно не преступать закон, можно искать бесплатные треки на сайте freemusicarchive.org. Там хранится музыка, которую можно использовать в коммерческих и некоммерческих записях.
Монтировать подкасты можно практически на любом компьютере, звук не требует много ресурсов. Нужно минимум 4 Гб оперативной памяти и 50 Гб свободного места под временные файлы. Внешняя звуковая карта помогает делать записи качественнее, но в самом начале она не нужна. Монтировать лучше в наушниках — я делаю это в обычных эпловских.
Обложка подкаста
Обложка — обязательное требование сервисов для публикации подкастов. Без нее не получится загрузить свою запись. Кроме того, обложка важна для создания ожиданий у слушателя: о чем подкаст, в какой стилистике, нравится она вообще или нет.
Мне захотелось для обложки сделать что-нибудь простое. К каждому выпуску я делаю новую обложку, на которой меняется номер эпизода и положение градиента на фоне и мече. Угол градиента зависит от времени и дня недели. У каждого сезона подкаста свои цвета.
Хостинг и распространение
Хостинг — это интернет-сервис, на который загружается готовый подкаст. Добавленный на хостинг выпуск автоматически появляется в «Эпл-подкастах», «Гугл-подкастах» и в «Спотифае».
Таких сервисов много: Podbean, Podster, Simplecast, Libsyn, Soundcloud, Castbox. У всех разные возможности и стоимость. Расскажу про те, где хостимся мы и куда подкаст в итоге транслируется.
Второй наш хостинг — «Кастбокс». Это самостоятельный сервис с большой базой слушателей, который только недавно стал публиковать подкасты в большие сервисы вроде «Эпл-подкастов». Но там сидит много слушателей, поэтому я стал заливать подкаст и туда. Сервис полностью бесплатный и безлимитный.
Третий хостинг — Anchor. Это еще один бесплатный сервис, где можно даже транслировать запись в прямом эфире. Сюда мы пришли, потому что он добавляет загруженный эпизод в «Спотифай». Это популярный музыкальный сервис, который работает по подписке, вроде «Яндекс-музыки». «Спотифай» пока что официально не работает в России, но тем не менее там много слушателей.
В завершение я загружаю файл на «Яндекс-диск», чтобы оставшиеся слушатели включали нашу болтовню там, где им удобно: в проигрывателе Виндоус, MP3-плеере или в машине на флешке.
Параллельно с загрузкой файлов на хостинги я быстро собираю на своем сайте страницу с коротким описанием выпуска, ссылками на аудиозапись, материалами, о которых мы говорим в эпизоде, и формой отправки денег. Добровольные пожертвования — донаты — помогают нам собирать на «Саундклауд», микрофоны и прочие нужды.
И уже после этого проходит финальный этап публикации: в личных блогах, телеграм-каналах, на Фейсбуке и во Вконтакте.
Первый эпизод нашел свою аудиторию достаточно быстро — мы набрали 500 прослушиваний за день. Наверное, потому, что у нас уже есть узнаваемые проекты, а обсуждаемые темы волнуют многих. Спустя полгода каждый эпизод набирает в среднем по 2 тысячи прослушиваний. Это не так круто, как у флагманов отечественного подкастинга вроде «Норм», Blitz and Chips или «Так вышло» с их десятками тысяч за сутки, но мы довольны.
Как заработать на подкасте
Мне известны четыре способа заработка на подкасте: реклама внутри выпуска, разовые донаты, подписка и живые выступления за деньги.
Рекламодатели в России пока что относятся к подкастам с недоверием и вряд ли придут с деньгами, если вы не автор подкаста «Так вышло» или «Норм», которые собирают десятки тысяч прослушиваний за пару дней. С аудиторией подкастов есть проблема: пока нет точных инструментов, чтобы ее посчитать. Исследований на эту тему очень мало.
Мы сделали один выпуск с рекламой. Я продал ее друзьям, которые занимаются советами по питанию на основании доказательной медицины. Мы как раз писали выпуск про еду, и я подумал, что будет отлично здесь же прорекламировать сервис.
Выпуск прослушали полторы тысячи раз за первую неделю, по реферальной ссылке прошли 16 человек, а купили услугу трое. Не могу сказать, что получилось очень эффективно, но и услуга недешевая. Вложения в рекламу отбились в несколько раз.
получаем в среднем разовыми донатами
Почему мы занимаемся подкастом
В целом работа над подкастом занимает кучу времени и не приносит денег. Но это приятное занятие: слушатели дают хорошую обратную связь, которая поддерживает, а проговаривание важных тем — приятный терапевтический бонус.
Мы зовем в гости интересных нам людей, но отталкиваемся не от персоналий, а от темы. Более того, мы не указываем в названии эпизода имен гостей. В название подкаста выносим цепляющие темы из обсуждения, например:
Больше всего прослушиваний у подкастов про комфорт и отношение к итогам года: около 3500 у каждого. А выпуск о долгих путешествиях как средстве от депрессии получился самым драматичным: в процессе беседы выяснилось, что гость подкаста, бизнесмен и путешественник, на самом деле в серьезной депрессии.
Все деньги в подкаст на начальных этапах вкладывал я. Что-либо зарабатываем на подкасте мы только через донаты. В будущем надеемся на поддержку «Патреона».
Наша сила в том, что мы не пытаемся никого учить жизни, а разбираемся с собственными трудностями — как будто говорим на кухне. При этом у нас достаточно начитанности, насмотренности и кругозора, чтобы не казаться совсем уж тупыми.
Как запустить свой подкаст, руководство для начинающих
Месяц назад мы обсуждали тренды на рынке аудиоподкастов. Сегодня мы решили рассказать, как начать записывать собственный подкаст и не потратить на это много денег.
Выбираем микрофон
Бюджет: 0 руб. Начать записывать подкасты можно без каких-либо серьезных вложений в аудиооборудование. На первых порах подойдут уже имеющиеся у большинства гаджеты. Например, в качестве микрофона можно использовать телефонную гарнитуру. Такого мнения придерживается Джейсон Снелл (Jason Snell), основатель подкаст-агрегатора The Incomparable.
Пока ваша речь грамотна, понятна, плюс тема волнует слушателей, качество аудио не так критично. Но все же лучше записывать передачу в помещении, где не будет мешать эхо. Не стоит работать в комнатах с пустыми стенами или высокими потолками. Шторы на окнах, а также ковры на полу поглотят отражения и улучшат качество вашего материала. Как бы забавно это ни звучало, неплохим местом для звукозаписи может оказаться гардеробная.
Бюджет: 10 000 руб. Даже если слушатели не испытывают дискомфорта от записанного на гарнитуру звука, он определенно не приносит им радость. Поэтому если у вас есть желание вложиться в качество записи, то стоит купить достойный микрофон. В пределах до десяти тысяч рублей можно выбрать подходящий USB-микрофон.
Такие устройства уже имеют в своем составе встроенный аудиоинтерфейс и работают с ноутбуком или ПК «из коробки». Однако имеют недостаток — писать сразу несколько звуковых дорожек (например, если в передаче принимают участие гости) будет затруднительно.
Во многих обзорах USB-микрофонов лидирующие позиции занимают продукты компании Blue. Их микрофоны Yeti и Snowball часто используются для записи подкастов. Однако при работе с ними (в частности, Yeti) важно учитывать ряд конструктивных особенностей. Некоторые ошибки, которые допускают подкастеры при записи на Yeti, разобраны в этом видео:
Уже упомянутый Джейсон Снелл в качестве микрофона для начинающих рекомендует динамическую модель Audio-Technica ATR2100-USB. Несмотря на свою цену это — микрофон «на вырост». Помимо USB-порта, он имеет разъем XLR. Если в будущем вы решите приобрести внешнюю звуковую карту, то вам не придется менять звукозаписывающее устройство.
Отметим, что помимо микрофона следует приобрести поп-фильтр. Также стоит обзавестись стойкой или подставкой для микрофона (если она не идет в комплекте, как в случае с продуктами Blue) — тогда не придется держать девайс в руках.
Бюджет: 20 000 руб. и более. В этом ценовом сегменте стоит обратить внимание на аналоговые микрофоны с разъёмом XLR. К ним придется дополнительно приобрести звуковую карту, однако это расширит возможности записи: можно писать сразу несколько аудиодорожек и, в некоторых случаях, управлять эффектами с помощью физических контроллеров.
Среди XLR-микрофонов можно выделить Rode NT1-A. Его используют профессиональные музыканты, а еще он частый «гость» ТВ-студий. Еще одно устройство — Audio-Technica BP40 — также упоминается в подборках гаджетов для подкастеров. О некоторых других микрофонах для подкастинга мы рассказывали в отдельном руководстве в блоге.
Если рассматривать звуковые карты, то решения Scarlett компании Focusrite пользуются популярностью в бюджетном сегменте. Их предусилители — дальние родственники профессиональных продуктов Focusrite — хорошо подходят для записи подкастов и даже используются в подкаст-студиях.
Также эксперты рекомендуют обратить внимание на восьмиканальный рекордер Rodecaster Pro, специально созданный для подкастеров. Его цена довольно велика ($600) но за эти деньги вы получите устройство, содержащее в себе аудиоинтерфейс, микшер, панель для звуковых эффектов и предусилители для наушников. Продукт вышел совсем недавно и еще не доступен на территории России. Но те, кто уже успел оценить решение, хорошо о нём отзываются.
Записываем подкаст: приглашаем друзей
Подкасты редко состоят из монологов, поэтому на передачу стоит пригласить гостей. Первое время ими могут выступить ваши друзья или коллеги. Как мы уже говорили, многоканальная запись с XLR-микрофонами и звуковой картой — дело дорогое. Однако есть несколько вариантов, которые помогут избежать трат на дополнительное оборудование.
Фото Jakob Härter / CC BY-SA
Каждый пишет сам. Можно записывать гостей удаленно, например по скайпу. В этом случае все участники беседы пишут собственный звук на свои микрофоны. Затем автору достаточно собрать эти записи и смонтировать в единую дорожку. Но такого подхода есть ряд сложностей. Во-первых, дорожки придется синхронизировать, а во-вторых, если у кого-нибудь внезапно прервется запись, есть риск безвозвратно потерять наработанный материал.
Один записывает всех. Можно писать звук на один имеющийся в распоряжении микрофон, передавая его друг другу и вырезая паузы во время монтажа. Но такой подход может быстро превратить беседу по душам, которой так ценятся подкасты, в обыкновенное интервью. Если же вы используете для записи Skype или TeamSpeak, то можно захватывать аудио прямо из приложения специальными программами, однако это сильно скажется на качестве звукозаписи.
Редактируем подкаст: выбираем DAW
Если вы уверенно говорите на публике или читаете заранее подготовленный сценарий, можно не заниматься редактированием получившейся аудиозаписи. Например, комик Денис Чужой выпускает подкаст, который записывает на телефон во время прогулок с собакой. Однако монтаж аудио способен повысить качество подкаста.
В идеале программное обеспечение для редактирования аудио должно поддерживать работу с несколькими дорожками, включать в себя компрессор и эквалайзер, а также обладать базовыми средствами автоматизации. Этим требованиям соответствует следующее ПО:
Фото Jakob Härter / CC BY-SA
Публикуем подкаст: хостинг и каталоги
Ваш первый выпуск готов — есть отредактированный mp3-файл. Теперь нужно загрузить его на хостинг и добавить в каталоги, чтобы потенциальные слушатели могли найти ваш подкаст. С развитием подкаст-индустрии этот процесс стал намного легче и не потребует затрат.
Хостинг Pinecast предлагает неограниченное хранилище для записей и возможность управлять тремя подкастами с одного аккаунта. Но слушатели смогут скачивать лишь последние десять выпусков передачи. Также стоит обратить внимание на относительно новый сервис Anchor. Разработчики предоставляют неограниченное пространство для хранения файлов, и, в отличие от Pinecast, не устанавливают «порог» на число доступных для скачивания выпусков.
После загрузки подкаста, необходимо рассказать о его существовании миру, а именно — добавить в каталог. Наиболее популярным каталогом остается Apple Podcasts. Практически все приложения для прослушивания подкастов организуют поиск через этот сервис. Чтобы добавить туда ваше аудиошоу, следуйте документации, предоставленной выбранным хостером. После регистрации вам станет доступна детальная статистика по загрузкам и прослушиваниям. Важный момент: Anchor регистрирует ваш подкаст автоматически — но от своего имени. С этим сервисом вам не будут доступны данные, предоставляемые Apple.
Главными конкурентами Apple Podcasts являются Spotify, Stitcher и Google Podcasts. Но первый и последний из них не доступны в России без VPN, а пользовательская база Stitcher преимущественно состоит из американских слушателей.
Слушаем подкаст: приложения
После публикации подкаста стоит проверить, могут ли люди его найти. Для этого можно воспользоваться так называемыми подкетчерами — приложениями, которые упрощают поиск новых шоу в сети и позволяют оформить подписку на любимые передачи. Такие сервисы выходят с завидной регулярностью, но дальше мы приведем лишь наиболее популярные:
Дополнительное чтение — посты из «Мира Hi-Fi» и нашего Telegram-канала:
Обсуждаем Hi-Fi тренды: транскрипт шоу «Звук»
Траутониум: немецкая волна в истории синтезаторов
Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд
Наш подкаст «Звук» посвящен аудиотехнологиям и вопросам экосистемы звука.
Как записать подкаст и опубликовать его? Инструкция для начинающего подкастера
Мы подготовили крупный материал о том, что такое подкаст и как сделать так, чтобы вас услышали.
Что интересного в этой статье:
Что такое подкаст?
Подкаст – это аудиопередача, напоминающая программу на радио. Обычно это монологи на различные темы – спорт, мода, кино, юмор или интервью с интересными людьми.
Термин «подкаст» ввел в 2004 году британский журналист Бен Хаммерсли. Он объединил 2 слова – iPod (музыкальный плеер) и broadcasting (вещание). Тем самым появилось название нового способа доставки аудиофайлов на плееры Apple. Но если популярность айподов сегодня резко снизилась, то про подкасты этого сказать нельзя.
Подкасты распространяются через интернет, а для их записи достаточно микрофона. Подкасты доступны слушателям в любое время, и чаще всего люди слушают их фоном: во время повседневных дел, не требующих концентрации.
Подкастер – это автор, создающий подкаст. Чтобы быть подкастером необязательно быть профессиональным журналистом или диктором. Достаточно уметь заинтересовать и сохранить внимание слушателя.
Аудитория подкастов в России
Ежегодно подкасты в России становятся все более популярными, однако так было не всегда. Первый сервис публикации подкастов в РФ – Rpod – появился в 2005 году благодаря Василию Стрельникову. Спустя 2 года возник сервис RodFM. Но подкасты так и не стали популярными: людям было непривычно воспринимать информацию на слух, к тому же скорость интернета была низкой, и новые выпуски скачивались долго. В 2015 Rpod закрылся.
Все изменилось в 2017 году, когда появились подкасты «Медузы». За первые 6 месяцев количество их загрузок превысило 1 млн раз. В «Яндекс.Музыке» количество прослушиваний подкастов увеличилось в 6 раз.
Настоящий прорыв случился в 2020 году, во время пандемии. 28% подписчиков «Яндекс.Музыки» слушали подкасты не менее 1 раза в месяц, 14% – не менее 1 раза в неделю. В среднем подкасты слушали 1 час, а поклонники уделяли этому жанру 4 часа ежедневно. Самые популярные темы 2020 года – коронавирус, самоизоляция, игры, воспитание детей. Есть профессиональные темы – например, о журналистике, бизнесе, работе.
Сегодня на «Яндекс.Музыке» опубликовано более 6 тысяч подкастов. В 2021 году появилось еще больше авторов, проектов и жанров. Рынок в России продвигается по тому же пути, что и рынок за рубежом несколько лет назад. Порог входа повышается: неопытным авторам всё сложнее конкурировать с профессионалами.
Предполагается, что в будущем мир подкастов ожидают такие тенденции:
Что точно ясно – в ближайшее время индустрия подкастов в России быстро догонит мировые тренды.
Однако, пока что количество подкастов на русском языке небольшое. Рынок относительно свободен, и у вас есть шанс найти свою аудиторию.
Рассказываем, с чего начать создание подкаста и как опубликовать его на всевозможных сервисах.
Создание подкаста: 12 важных шагов
1. Определяем цель и жанр
Цель – то, зачем вам подкаст. Подумайте, что и кому вы хотите рассказать. Ответьте себе на вопрос – почему вам нужен именно подкаст, а не развлекательное видео для YouTube? Действительно ли ваша история подходит для такого формата? После этого вам будет легче сформулировать цель и идею выпуска. Желательно, чтобы направление было узкоспециализированным: это упростит выбор гостей, поиск тем и продвижение. Максимально точно обозначьте предмет рассуждения.
За идеями для подкаста идите на «Яндекс.Музыку» или Apple Podcasts. Знакомство с конкурентами позволит вам понять, какие подкасты на аналогичную тему уже есть и как вы сможете выделиться на их фоне. Помимо этого, у конкурентов вы сможете научиться профессиональным приемам записи и оформлению подкастов. Зачем набивать шишки, если это за вас уже сделали другие?
После этого выберите подходящий жанр:
Если это уместно, можно сочетать несколько жанров. От выбора жанра зависит многое – например, то, сколько по времени займет подготовка к созданию подкаста, сама запись и ее дальнейшая постобработка. Хронометраж интервью обычно составляет 40-120 минут, ток-шоу – 20-90 минут, лекция – 20-60 минут.
Даже если это ваш первый подкаст, будет полезно прикинуть периодичность публикации новых выпусков. Еженедельное создание подкастов требует больших усилий и затрат времени. А одного выпуска подкаста в месяц может не хватить для поддержания интереса у людей.
2. Прописываем сценарий
Наличие плана поможет вам записать действительно хороший подкаст. Для составления сценария нужно разбираться в предмете подкаста, а также иметь уникальное интересное мнение.
Прослушайте свои любимые подкасты и выделите структуру их сценария. Он есть в любом подкасте, даже если кажется, словно ведущие просто так обсуждают различные темы.
Составьте общий план подкаста. Это позволит завладеть вниманием аудитории, сэкономить время на запись и монтаж.
Если вы собираетесь пригласить гостя, ознакомьтесь с его другими интервью. Это поможет узнать его темп речи, длину ответов на вопросы, общее поведение перед микрофоном. Так вы рассчитаете нужное количество вопросов.
При записи ток-шоу достаточно подготовить тезисы для обсуждения и распределить между гостями роли. Постарайтесь развить конфликт и сохранить интригу – для этого не соглашайтесь с другими говорящими, а находите новые спорные и неоднозначные моменты.
Наличие качественного сценария в случае записи лекции, истории или дневника обеспечит вам 80% успеха.
Помните, что если первый выпуск окажется не цепляющим, то слушатели вряд ли к вам вернутся. Ваша задача – сохранять динамику. Каждую минуту в подкасте должна появляться новая идея, эмоция или история.
В то же время необязательно строго следовать плану. Так, Алекс Блумберг, известный американский предприниматель и журналист, советует не бояться нарушать сценарий. Если во время записи вы или ваш гость вспомнили интересную историю, расскажите о ней.
3. Выбираем микрофон для подкастов и ещё кое-что
Для записи подкаста нужны микрофон, звуковая карта и дополнительное оборудование.
Не бегите сразу покупать дорогой микрофон и обивать комнату аккустическим поролоном. При желании первый подкаст можно запросто записать и на обычную 100-рублевую петличку или имеющийся смартфон. Но если у вас уже есть какой-то опыт, то покупка качественного микрофона точно порадует ваших слушателей.
Микрофоны делятся на динамические и конденсаторные.
Топ-5 микрофонов для записи подкастов:
1. Audio-Technica ATR2100x-USB (USB+XLR)
Динамический микрофон с резьбовым держателем. Позволяет выделить главный сигнал и отсечь посторонние шумы.
Стоимость – от 7 700 ₽.
2. Audio-Technica AT2020 (XLR)
Конденсаторный микрофон с приличным звучанием и внешним видом.
Стоимость – от 7 790 ₽.
3. Samson Q2U (USB+XLR)
Динамический микрофон с подставкой в комплекте.
Стоимость – от 8 300 ₽.
4. Rode Procaster (XLR)
Прочный динамический микрофон с поп-фильтром и многоуровневой защитной сеткой. Предусмотрен встроенный кронштейн.
Стоимость – от 17 000 ₽.
5. SHURE SM58S (XLR)
Профессиональный динамический микрофон с ясным звучанием и точной передачей оттенков голоса
Стоимость – от 10 800 ₽.
XLR или USB?
Рядом с названием микрофона указан способ его подключения к ПК – USB или XLR.
Подойдут такие звуковые карты:
Главное преимущество XLR подключения:
Если в подкасте участвуют несколько людей, желательно, чтобы для каждого из них был отдельный микрофон. Это упростит дальнейшее удаление шумов, нормализацию уровня громкости каждого говорящего.
Другой вариант – купить два микрофона-петлички. Один подключается к вашему телефону, второй – к телефону приглашенного. Для дистанционного интервью подходит программа Zoom. Если у гостя есть айфон, стоит записываться прямо на него через Zoom или планшет.
Для хорошего качества записи в iPhone:
Если у гостя смартфон на Android, сделайте тестовую запись для проверки качества.
У нас нет предубеждений насчет Android, но под управлением этой ОС существуют смартфоны как за 2 000 ₽, так и за 200 000 ₽. Соответственно, качество микрофонов не может быть одинаковым и таким предсказуемым, как у iPhone.
Дополнительное оборудование
Помимо микрофона, для профессиональной и коморфтной записи вам не обойтись без:
4. Выбираем место, где записывать подкаст
Если вы записываете подкаст у себя дома, займитесь шумоизоляцией помещения. На рынке продаются шумоизоляционные панели, базальтовые плиты. Показатель уровня шума, который заглушает материал, должен быть не меньше 50 дБ.
Вот несколько советов, которые сделают вашу запись качественной:
Держитесь на одном расстоянии до микрофона в течение подкаста. Раскачивания из стороны в сторону, махания головой и активная жестикуляция усложнит постобработку.
5. Обрабатываем и монтируем
Любую запись необходимо отредактировать, даже если вам кажется, что у вас получилась гладкая, без запинок и ошибок речь. Например, нужно сделать заставку, удалить громкие вздохи, слишком долгие паузы и высказывания, которые не относятся к обсуждаемой теме. Иногда целесообразно поменять фрагменты подкаста местами.
Есть 5 популярных программ для обработки и монтажа аудиозаписей:
Все указанные программы работают по одинаковому принципу. На рабочей области показывается диаграмма звуковой волны. Для удаления определенного фрагмента выделите его на диаграмме мышкой и кликните на Delete. Соедините дорожки, уберите лишние моменты, добавьте музыку и звуки.
Если в подкасте участвует 2 и более человек, то помните следующее правило: в один момент должен звучать один голос. Если же кто-то смеется или перебивает, то нужно оставить все дорожки.
Есть 2 подхода к монтажу записи:
С постоянной практикой в дальнейшем вы легко начнете определять, что в записи нужно оставить, а что – убрать.
Если подкаст длинный, рекомендуем сделать таймкоды и главы. Благодаря этому пользователи ознакомятся с содержанием выпуска до прослушивания, смогут переходить к интересным для себя сегментам.
6. Находим музыку для подкастов и звуки
Добавьте звуковые эффекты, музыкальное сопровождение. Однако музыка часто защищена авторским правом. Если его нарушить, то корпоративные юристы потребуют от вас отчислений.
Есть следующие виды лицензий:
Разобраться во всем этом многообразии сложно. Однако на стоковых музыкальных сервисах публикуются виды лицензий к каждым трекам, а также их подробное описание и возможности использования.
Бесплатные аудио-библиотеки
Чтобы найти подходящую заставку, воспользуйтесь бесплатными стоковыми аудио-библиотеками:
Платные аудио-библиотеки
Для подкастеров, настроенных на серьезную профессиональную работу, есть платные аудио-библиотеки:
7. Придумываем название
Название должно быть лаконичным (до 3 слов), уникальным и характеризующим особенности вашей темы. Так, хорошо подходят крылатые фразы.
Нежелательно указывать в названии латинские слова (если проект на русском), сложные знаки препинания, кавычки, «ё», производные от «подкаст».
Если у вас уже готовы несколько вариантов названий, проверьте их в поисковых системах. Убедитесь в том, что подкаста с аналогичным названием нет. Постарайтесь, чтобы название было не только оригинальным, но и легко запоминающимся. Поиск подходящего названия может занять несколько дней.
Примеры названий подкастов:
Также составьте емкое и интересное описание подкаста. Оно должно цеплять внимание и побуждать включить эпизод. В описании укажите тему подкаста, чем он полезен слушателю.
8. Создаем обложку
У каждого подкаста должна быть обложка, но пользователи увидят ее в миниатюрном размере. Если вы делаете ее сами, соблюдайте 3 правила:
Несмотря на то, что перед пользователями обложка будет миниатюрной, её размеры должны быть от 1400×1400 px до 3000×3000 px.
Можно делать для каждого подкаста новую обложку – например, указывать номер эпизода, менять расположение объектов. При этом важно сохранить общую стилистику.
Вы можете заказать создание обложки на биржах фриланса, по цене от 500 ₽.
9. Делаем трейлер подкаста
Трейлер подкаста – аудио на 1-2 минуты, где вы раскрываете идею выпуска. Пользователь прослушивает трейлер и решает, стоит ли ему тратить время на целый подкаст.
Раскройте в трейлере такие вопросы:
Добавьте в трейлер интересный музыкальный трек, чтобы зацепить внимание.
10. Выбираем хостинг и делаем RSS
Подкаст нужно загрузить на хостинг – сервер, который будет хранить подкаст и данные о нем. После размещения на хостинге вы сможете сгенерировать RSS фид вашей записи и отправить его в подкасты Google, iTunes или Яндекс.Музыку.
При выборе хостинга обратите внимание на такие параметры:
Хостинг генерирует RSS-ссылку, по которой плеер будет выгружать ваши подкасты. Также многие хостинги предоставляют базовые сайты подкаста, где есть обложка, описание и лента с вашими выпусками.
Предлагаем подборку из 7 популярных хостингов:
Если вы дошли до этого шага – поздравляем! Вы создали свой первый подкаст.
11. Добавляем подкаст на площадки
Советуем добавить ваш подкаст на все популярные площадки.
Как добавить подкаст в Подкасты Apple?
Инструкция, как загрузить подкаст в iTunes:
Продолжительность проверки – до 7 дней. Результаты придут на email, привязанный к Apple ID. Чтобы не потерять письмо, рекомендуем проверять в Podcast Connect.
В скором времени после одобрения подкаст будет опубликован в каталоге сервиса и добавлен в другие агрегаторы наподобие Castbox.
Как добавить подкаст в Яндекс?
Размещение подкаста доступно по ссылке Яндекса. Укажите в заявке Яндекс.Почту, название подкаста, свое имя, краткое описание, ссылку на RSS и другие запрашиваемые данные.
Как добавить подкаст в VK?
Станьте участником закрытого сообщества vk.me/podcasters, подготовив ссылку на свой подкаст и ссылку на сообщество, где будут публиковаться дальнейшие выпуски. После этого напишите в мессенджер ВК сообщества любое сообщение.
Как добавить подкаст на YouTube?
Чтобы опубликовать подкаст на YouTube, создайте из него ролик с анимацией или статичным изображением. Сделайте изображение размером 2560 x 1440, указав на нем название выпуска, имя гостя и его фотографию. Для Windows подходит приложение Microsoft PowerPoint, для macOS – Keynote.
Другой вариант – создать ролик со статичным изображением. Подойдет любой редактор видео. Оформление тоже может быть любым.
Публикация подкастов на YouTube целесообразна, если у вас уже есть подписчики. С нуля без видеороликов раскрутить канал будет сложно.
Как добавить подкаст в Google Подкасты?
Чаще всего новые подкасты добавляются в Google самостоятельно, через 7-10 дней после их публикации в Apple Podcasts. Для ускорения этого процесса необходимо добавить подкаст самостоятельно.
Публикация в Google позволит вам поделиться подкастами с пользователями на приложениях Google, в поисковой системе, в приложении «Google Подкасты» и на аналогичных сервисах. RSS-фид должен быть доступен для поисковиков Google.
Зайдите на страницу публикации подкастов Google и укажите внизу страницы, пользуетесь ли вы хостингом для подкастов или сами управляете RSS-файлами.
Далее создайте домашнюю страницу подкаста и привяжите ее к фиду. Ссылка на главной странице должна вести на фид, а на фиде – на главную. После этого добавьте на главную значок «Слушать в Google Подкастах»: в результате аудитория сможет сразу ознакомиться с выпуском или подписаться на вас.
Проверьте, проиндексировала ли поисковая система подкаст. Если нет, то Google предлагает несколько способов ускорения индексации. Можно подтвердить права собственности через Менеджера подкастов, просканировать главную страницу или опубликовать подкаст через свой хостинг.
Следующий шаг – оптимизировать подкаст:
Статистика прослушиваний отображается в хостинге. Однако Google тоже предоставляет эту услугу, доступную в бесплатном Менеджере подкастов. С его помощью вы получите данные о поисковых запросах, по которым пользователи находят ваши подкасты, о количестве прослушиваний.
Дальнейшее управление подкастами доступно на вашем хостинге.
Google сопровождает все эти и другие шаги подробными инструкциями.
12. Продвигаем подкаст
Есть 5 способов продвижения своей программы:
Эффективен и фичеринг – продвижение внутри платформы для подкаста. Сервисы подкастов предлагают заполнить специальную форму, где вы укажете, почему именно ваш подкаст стоит продвигать. Для продвижения они могут предлагать первые позиции топов, размещение баннеров.
Как зарабатывать на подкастах в России?
Даже начинающие подкастеры могут подключиться к сервису по сбору платежей Patreon. Это способ для аудитории стать ближе к автору проекта. От вас будут ожидать личного общения, стримов и приветствий. Обычно Patreon используют, если автор планирует заниматься своим проектом продолжительное время – сбор денег на конкретную цель здесь не предусмотрен.
После того как вы станете известным, можно зарабатывать на живых выступлениях. Паблик-ток – запись подкаста в общественном пространстве.
Узнать больше о маркетинге, продвижении и заработке на подкастах вы сможете на специальных телеграм-каналах – например, Let it be square, «Подкасты наступают», «Первый подкастовый» или «Тебя не слышно».
Вместо заключения: чеклист по созданию подкаста
Как создать свой первый подкаст? Для этого:
После этого начните добавлять новые подкасты, и не забывайте про продвижение.