Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Виды речевой деятельности в русском языке – характеристика кратко

Речь существует на протяжении тысячелетий. Это часть нашего мышления, ведь человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна; ее можно подразделить на четыре вида. Поговорим о них.

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Речевая деятельность и ее виды

Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Речь может быть устной (звучащей) и письменной.

В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

Эти виды приведены ниже в таблице.

Письменная и устная речь

Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.

Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч.

Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.

Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью.

Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.

Говорение

Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.

Однако, в зависимости от жанра, они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Ситуации использования говорения:

Слушание

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Во многих пословицах отразилось уважительное отношение к слушанию: «Слово – серебро, молчание – золото», «У человека один рот и два уха, значит он должен вдвое больше слушать, чем говорить» и т.д.

Слушание используется во многих ситуациях:

Чтение

Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.

Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.

Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.

Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.

Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятия текста.

Письмо

Это процесс создания собственного письменного текста.

Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.

Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.

Разговорный стиль:

Научный стиль:

Официально-деловой стиль:

Публицистический стиль:

Стиль художественной литературы:

Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.

Что мы узнали?

Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.

Источник

Виды речевой деятельности в русском языке

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Всего получено оценок: 848.

Всего получено оценок: 848.

Речь существует на протяжении тысячелетий. Это часть нашего мышления, ведь человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна; ее можно подразделить на четыре вида. Поговорим о них.

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Речевая деятельность и ее виды

Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Речь может быть устной (звучащей) и письменной.

В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

Эти виды приведены ниже в таблице.

Устная речь

Письменная речь

Письменная и устная речь

Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.

Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч.

Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.

Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью.

Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.

Говорение

Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.

Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Ситуации использования говорения:

Слушание

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Во многих пословицах отразилось уважительное отношение к слушанию: «Слово – серебро, молчание – золото», «У человека один рот и два уха, значит он должен вдвое больше слушать, чем говорить» и т.д.

Слушание используется во многих ситуациях:

Чтение

Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.

Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.

Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.

Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.

Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятию текста.

Письмо

Это процесс создания собственного письменного текста.

Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.

Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.

Разговорный стиль:

Научный стиль:

Официально-деловой стиль:

Публицистический стиль:

Стиль художественной литературы:

Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Что мы узнали?

Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.

Источник

Виды речевой деятельности

Речевая деятельность

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Описание

Речевая деятельность является сформированным навыком, объединяющим в своём понятии письмо, речь и чтение. Это умение служит человеку на протяжении всей жизни и позволяет ему:

Само понятие пришло в русский язык из иностранных языков и включает в себя целый комплекс навыков и умений:

Только сформированность всех 4-х видов навыков позволяет говорить о полной речевой деятельности у конкретного индивида. И только полное овладение ними, позволяет человеку ввести не только успешное речевое общение, но и полноценную жизнь.

Говорение

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Описание

Говорение – это произношение звуков, которые составляют слова, предложения и полностью оформленную речь, которая несёт в себе определённую информацию. Процесс развития и становления говорения проходит несколько стадий – от простых звуков, через слова и словосочетания, в сложно сконструированные предложения. Для того чтобы обычное говорение довести до состояния так называемого «красноречия», необходимо постоянное совершенствование навыка.

Широта кругозора позволяет вести разговор на разные темы. Информация черпается из разных источников – газеты, журналы, книги, электронные источники.

Слушание

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Описание

Слушание не менее важный навык в коммуникации. Именно при помощи него может осуществляться взаимодействие между людьми. И если для освоения знаний достаточно уметь читать, то для того, чтобы коммуницировать с другими людьми, необходимо уметь слышать и преобразовывать услышанные звуки в определённую информацию.

Именно при слушании человек не только узнаёт о сказанном, но и придаёт ему ту эмоциональную окраску, которую хотел донести до него говорящий.

Письмо

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Описание

Письмо – это навык, который приобретается после того, как ребёнок научается слышать и говорить. Несмотря на то что сейчас навык письма несколько теряет свои позиции, с внедрением в жизнь компьютерной техники, его важность от этого не становится меньше.

Дело в том, что многие когнитивные процессы напрямую связанные с владением навыком письма. Так, именно выписывание букв позволяет научиться мыслить образно, логично и связно. То есть в целом развивает интеллект.

Чтение

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Описание

Этот навык речевой деятельности можно развить при помощи текстов разного жанра. Как правило, они имеют ориентацию на личность или коммуникативный подтекст. Чтение играет ключевую роль в жизни человека, так как служит источником знаний и способом их сохранить и передать будущим поколениям.

В зависимости от формы выражения

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Описание

Становление коммуникативных и речевых навыков осуществляются в определённой последовательности. Сначала ребёнок учится слышать, затем говорить и только потом, читать и писать. Иногда два последних навыка начинают развивать параллельно. Но всё же чаще, сначала ребёнок учится читать и лишь затем писать. Это обусловлено тем, что чтение развивает речь. А именно речевые навыки и отточенность этой части умений позволяет развить интеллект в общем.

По форме выражения речи можно провести деление на две основные категории: речь устную и письменную. Несмотря на их кажущуюся общность, между ними всё же есть коренные различия.

Устные

Это звучание, произношение речи – та основа и первичная составляющая, на которых базируется само существование языка. Основное преимущество устной речи заключается в том, что таким способом осуществляется мгновенная передача информации.

Если говорить о коммуникации, то при устной речи два или более человек, в преобладающем большинстве случаев видят друг друга (кроме телефонных разговоров). Также, стоит учитывать, что при устной речи осуществляется передача информации через слуховой канал. Поэтому, устная речь выполняет связь между частями мозга, отвечающими за слуховое восприятие и звуковую передачу информации.

Письменная речь

При письменной речи человек расшифровывает или, наоборот, кодирует буквенными символами определённую информацию. Эта составляющая является вторичным навыком. Он сформировался позже всех остальных форм существования языка. Чаще всего письменной речи противопоставляется устная.

Основным её преимуществом является то, что она делает общение фиксированным, точным и строго определённым. К тому же способна связать людей через расстояние и время. Письменная речь является основой официального общения и коммуникации в научном и техническом мире.

Если сравнивать 2 вида, то становится очевидным, что письменная отличается большей точностью, в отличие от устной.

В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает её

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Описание

Каждый человек может либо порождать звуки, либо их воспринимать. Как правило, это процесс взаимный и происходит одновременно. Ведь каждый, кто говорит, слушает сам себя. И если, для формирования строя речи и той информации, которая посылается с ней, используются умственные способности и определённая зона головного мозга, а не слуховой канал. То для регулирования интонации и вкладывания эмоций и чувств в устную речь, требуется обязательное участие слуха.

Тоже происходит с письмом и чтением. Человек, который пишет, сразу прочитывает написанное собственной рукой. Поэтому, несмотря на разделение на продуктивные и рецептивные виды речи, эта граница условна.

Продуктивные виды

К продуктивным видам относится говорение и письмо. То есть, когда человек активно производит речь в устном или письменном виде. Так, при помощи речевого аппарата или моторных навыков, порождается информация в виде устного источника либо письменного.

Рецептивные виды

К этому типу относятся аудирование и чтение. Человек не производит, а, наоборот, потребляет информацию. Это условное «потребление», может происходить путём слушания речи или её чтения. Тут также можно разделить поток информации, но слуховой и моторный.

Таким образом, основное отличие между двумя этими видами речевой деятельности заключается в том, что продуктивный вид – это звуковое или графическое кодирование информации. Тогда как рецептивный вид речевой деятельности – это дешифровка или раскодирование визуальной или аудиальной информации.

В зависимости от количества участников

Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной слушание

Описание

Рассматривая речевые навыки и ту деятельность, которую ведёт при помощи речи каждый индивид, можно классифицировать основной навык человека в зависимости от количества его участников. Она может выражаться в виде монолога или диалога.

Монологическая речь

В этом случае человек ведёт беседу с самим собой. Это может происходить во время определённых профессиональных видов деятельности – лекторы, преподаватели, руководители, ставящие задачи своими подопечными и прочие варианты профессий и ситуаций.

Монологическая речь может быть реализована при помощи речи или письма. Так, лектор, который преподаёт предмет, ведёт устный монолог. А если человек ведёт дневник, то это является письменным монологом.

Диалогическая речь

В этом случае, в процессе принимают участие как минимум два человека или более. И, как и в предыдущем варианте, диалог может быть устным или письменным.

Пример устного диалога – разговор между двумя и более людьми, в котором каждый участник принимает активную роль. Пример письменного диалога – это письма, как в бумажном мире, так и составляемые при помощи электронных средств и передаваемые через интернет.

Исходя из вышесказанного и приведённой классификации, можно сделать вывод, что навыки чтения, говорения, письма и слушания не одинаково развиты у разных людей. То, насколько качественно они сформированы у индивидуума, влияет на все его когнитивные способности. А это, в свою очередь, даёт возможность реализовать себя в профессиональной сфере и приобрести широкий круг друзей.

Источник

Развитие речи в начальной школе: чтение, письмо, слушание и говорение

Что делать, чтобы дети писали с удовольствием? 3 шага для учителя

«Мы хотим научить детей рисовать, изображать словами. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для того чтобы дети начинали писать».

«Важно помнить, что на уроках должна быть взаимосвязь 4 видов работы: чтения, письма, слушания и говорения. Нужно гармонично выстраивать урок без кренов в какую-либо сторону».

Сочинение и изложение — основные средства развития связной речи младшего школьника.

Изложение — это воссоздание исходного текста через прогнозирование или восстановление.

Пример исходного текста:

(Ю. Коваль «По лесной дороге»)

Можно давать ребенку слова для выбора, но впоследствии лучше от этой практики отходить.

1) здание, село, поле, лужайку;
2) полянкой, поселок, окраина, остров;
3) чернели, бродили, гуляет, смеркались;
4) лесные, горные, сосновую, озёрные.

Алгоритм работы с текстом:

Пересказ и смысловое чтение

Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогают
различные виды пересказов:

Сочинение

«Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, а с другой — средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания современных школьников».

Развитию образного мышления, умению рассуждать логически, чётко и кратко, а также выразительно оформлять речевое высказывание помогут такие виды работ, как:

Полную запись вебинара можно посмотреть здесь.

Источник

Русский язык

Разновидности речи.

1. Монолог и диалог. Устная и письменная речь.

Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.

Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.

Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.

Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.

Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.

Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.

Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.

Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.

Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.

Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.

По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.

В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.

Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.

Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.

Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.

Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.

Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.

Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.

Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.

Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.

Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.

Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.

Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.

Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.

Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.

Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.

Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *