Заполните таблицу требования к заголовку что такое заголовок
Оформление текстовых документов: новые требования ГОСТ
Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ Р 2.105-2019 — это свод правил, призванный стандартизировать форму заполнения конструкторской документации. Они содержат нормы, которым должны подчиняться структура и состав текстов в сфере строительства, приборостроения и машиностроения.
Общие моменты
С 1 июля 2020 года вступит в силу приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2019 № 175-ст, которым предусмотрено два нововведения:
Дополнительно в этой сфере приняты:
На практике при выполнении работы применяются те стандарты, которые выставляет заказчик, поскольку требования ЕСКД (единых систем конструкторской документации) и в целом ГОСТы в РФ считаются добровольными. Если документация оформляется для российского рынка, используйте правила оформления из национального свода. Если вы готовите бумаги для партнеров из ЕАЭС, стоит продолжать работу по ГОСТ 2.105-95. В ситуациях, когда документами пользуются компании и из России, и из других стран, укажите наименование стандарта, который использован при их подготовке.
Способы оформления
Разрешается заполнять документацию:
Дополнительно в новом национальном стандарте предусмотрены правила подготовки текстовых документов электронных (ТДЭ). Их допускается готовить с использованием стандартизованных информационных моделей программ. Данные либо самостоятельно набираются, либо автоматически генерируются с помощью специализированных программных средств из заранее подготовленных фрагментов.
Техническое оформление: общие требования
Формулировки основных правил ГОСТ оформления текстовых документов несколько отличаются в зависимости от того, как утвержден стандарт. Таблица покажет, в чем разница и сходство редакций:
Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.105-95
Национальный стандарт ГОСТ Р 2.105-2019
Высота символов — не менее 2,5 мм
· шрифт Times New Roman или Arial размером 14 для основного текста и размером 12 для приложений, примечаний, сносок и примеров;
· допускается использование шрифта размером 13 и 11 для основного текста и размером 12 и 10 для приложений, примечаний, сносок и примеров соответственно.
Расстояние между боковыми линиями формы и текстом должно составлять минимум 3 мм
Абзац начинается с красной строки, минимальный отступ — 15 — 17 мм
Абзацы начинается с отступа, равного 12,5 — 17 мм
От нижней и верхней границ следует отступать не менее 10 мм
Интервал между строками — не менее 8 мм
· текст оформляют с использованием полуторного межстрочного интервала;
· допускается использование двойного межстрочного интервала.
· расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа машинописным способом равно 3, 4 интервалам, при выполнении рукописным способом — 15 мм;
· расстояние между заголовками раздела и подраздела — 2 интервала, при выполнении рукописным способом — 8 мм.
· расстояние между заголовком и текстом, между заголовками раздела и подраздела — не менее 4 высот шрифта, которым набран основной текст. Расстояние между строками заголовков подразделов и пунктов принимают таким же, как в тексте;
· при выполнении машинописным способом интервал равен 3 или 4 интервалам, при выполнении рукописным способом — не менее 15 мм.
При переносе части таблицы на ту же или другие страницы наименование помещают только над первой частью таблицы.
Относительно копий в ГОСТ 2.105-95 заявлено, что их (здесь и далее приведены выдержки из текста):
выполняют одним из следующих способов:
В национальном стандарте на этот счет добавлены способы изготовления электронных копий:
Отдельно следует выделить установленные стандартами требования к текстовым документам, касающиеся структуры последних. Они могут состоять из:
Что касается нумерации, ЕСКД при оформлении документов позволяет сделать ее как сквозной, так и отдельной для каждого раздела.
Чего делать нельзя
Внимательно посмотрите требования ЕСКД к содержанию и оформлению документации. В документах содержится исчерпывающий список того, что нельзя употреблять в тексте. Так, недопустимо:
Помимо этого, требования ЕСКД 2020 года запрещают:
Любой элемент текста следует оформлять в соответствии с правилами, отклонение от обязательных требований не допускается.
Пример выполнения текстового документа
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
Текст документа
42.Заполните таблицу «Требования к заголовку текста документа».
Вопрос | Ответ |
1. Что такое заголовок? | |
2. Для чего нужен заголовок? | |
3. В каких случаях заголовок не обязателен? | |
4. На какой вопрос должен отвечать заголовок? | |
5. Какова максимальная длина заголовка? | |
6. Как располагают длинные заголовки? | |
7. Ставится ли точка в конце заголовка? |
43.Сформулируйте заголовки для указанных ниже документов:
1. письмо, в котором сообщается о проведении выставки новых видов товаров;
2. положение, в котором излагаются основные принципы деятельности отдела маркетинга;
3. акт, в котором сообщается о результатах проведения инвентаризации;
4. протокол, который веля на общем собрании трудового коллектива;
5. должностная инструкция, где сформулированы основные права и обязанности для должности секретаря-референта.
44.Соотнесите содержимое левого и правого столбцов.
1. Текст является | а) указывают причины, основания, цели составления документа |
2. Текст документа составляют на русском или национальном языке | б) трафарета, анкеты, таблицы, связного текста или в виде соединения этих структур |
3. Текст документа может быть посвящен одному или нескольким вопросам | в) указывают решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации |
4. Тексты служебных документов могут быть представлены в виде | г) основным реквизитом служебного документа |
5. Связный текст – | д) такие документы называют простыми или сложными |
6. Связный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой части | е) указывают наименование вида документа, регистрационный номер документа, заголовок к тексту |
7. Во второй части – | ж) это последовательная, грамматически и логически согласованная, хорошо изложенная информация |
8. В тексте документа, подготовленного на основании документов других организаций или ранее изданных документов | з) в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о государственных языках |
45.Определите, какие ошибки допущены в следующих фразах, исправьте их.
1. Задержанный совершил административное нарушение: сотрудник милиции произвел задержание, когда он купался в городском фонтане.
2. Свидетель заявил, что потерпевший ударился головой, вспоминая об основных эпизодах происшествия.
3. Необходимо отметить, что правовой отдел что-то недоучел, он рассматривал право, но не прав в своих правовых решениях.
4. После включения депутатов в режим голосования не допускается проведение дискуссии по голосуемому вопросу.
5. Весь обьем работ по дороботке програмного обеспеченья выпалняется спецыалистами зао «Начало на нашем претприятии. Поставка компликтующих может быть произвидена ни ранее 01 декабря 2008г.
6. Комиссия установила, что канализационный коллектор вышел из строя, тщательно исследовав обстоятельства аварии на улице Баррикадной.
7. В связи с неполучением от Вас заявки на топливо на 2 квартал 2009 г. создается необходимость оставления поставки топливо в размерах предыдущего квартала.
8. Для установления более лучшего контроля за качеством хлебобулочных изделий прошу Вашего указания об утверждении должности микробиолога с окладом 6500 рублей в месяц.
9. Вызываются необходимостью приведение квартальных планов производства цемента в соответствии с утвержденным годовым планом.
Новый гост для оформления документов
С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.
Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.
Мы прочитали его весь — вот главное.
Как составлять документы по госту
Вот несколько советов из стандарта:
Зачем гост для документов
У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.
Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.
Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.
Когда документ на нескольких страницах
Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.
У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.
Шрифты — бесплатные
Шрифты рекомендуют такие:
Или похожие по начертанию и размеру.
В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.
Отступы и интервалы
Абзацный отступ — 1,25 см.
Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.
Вот требования к интервалам:
Минимальные поля для всех документов:
Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.
Выравнивание — по ширине
Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.
Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.
Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.
От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса
Реквизиты документа
Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.
В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.
По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.
Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:
Урок 55. Заголовок таблицы
На предыдущих уроках я рассказала практически обо всех командах ленты Макет и некоторых командах ленты Конструктор. Настало время научится делать красивые читабельные таблицы и заголовок таблицы. Скачайте файл тут и откройте его. Это кусочек документа с двумя таблицами. Таблица 2 оказалась на границе двух страниц:
Ничего удивительного – бывает часто. Ко всему прочему ячейка оказалась разорванной. Пока мы смотрим документ в электронном виде ничего страшного. А если смотрим печатный документ?
По окончании этого урока вы сможете:
Чтобы мои скриншоты не занимали много места, я уберу из поля зрения поля колонтитулов. Посмотрите на ролике, как это сделать:
Согласитесь, без полей колонтитулов очень удобно работать – лучше воспринимается текст документа. Если вы хотите вернуть поля колонтитулов, то подведите курсор к границе страниц и щелкните два раза.
1. Заголовок таблицы с повтором
Шаг 1. Выделяем заголовок таблицы:
Шаг 2. Назначаем заголовок выделенным строчкам (лента Макет → группа команд Данные → команда Повторить строки заголовков):
Обратите внимание на три обстоятельства:
Если вам необходимо что-то поправить в заголовке, то, будьте добры, вернуться к началу таблицы.
2. Запрет на разрыв ячеек
Шаг 1. Выделяем всю таблицу:
Шаг 2. Запрещаем перенос строк (лента Макет → группа команд Таблица → команда Свойства → диалоговое окно Свойства таблицы → снять галочку «разрешить перенос строк на следующую страницу»):
Обратите внимание на режим «повторять заголовок на каждой странице». Это дублирование команды «Повторить строки заголовков», которая находится на ленте Макет в группе команд Данные.
Теперь можно быть спокойным. Даже если таблица вольготно раскинется по нескольким страницам, ни одна ячейка не разорвется на границе страниц.
Теперь следует выровнять содержимое ячеек относительно ячеек. Заголовок и вся таблица за исключением первого столбца ‒ по центру относительно горизонтали и вертикали, а первый столбец – по центру по левому краю.
Шаг 3. Выравниваем содержимое всей таблицы по центру (выделить всю таблицу → лента Макет → группа команд Выравнивание → команда Выровнять по середине):
Шаг 4. Выровнять первый столбец по правому краю посередине (выделить первый столбец за исключением первой ячейки → лента Макет → группа команд Выравнивание → команда Выровнять по центру по левому краю):
Часто приходится видеть, как пользователи либо пренебрегают выравниванием, либо очень трудолюбиво и очень долго выравнивают отдельно каждую ячейку. Ищите быстрые способы работы!
3. Таблица с пронумерованными заголовками
К сожалению, в нашей офисной действительности зачастую встречается такое требование: пронумеровать столбцы и сделать нумерованную строчку повторяющейся на каждой странице. Проблема в том, что Word позволяет сделать заголовками только первые строчки, а нумерованная строчка в любом случае не первая, а иногда и не вторая. Что делать?
Шаг 1. Вставим строчку сразу после заголовка (установить курсор в первую ячейку после заголовка → лента Макет → группа команд Строки и столбцы → команда Вставить сверху):
Кстати, попробуйте установить курсор в самую первую ячейку и вставьте строчку после, и вы получите такую картину:
Первая ячейка объединённая, поэтому вот такой сюрприз!
Понять и запомнить! | Будьте осторожны со вставкой строчек после объединённых ячеек! |
Шаг 2. Нумеруем ячейки вставленной строчки:
Заодно выровняем номера столбцов по центру ячеек. Чтобы поменьше двигать мышкой, лучше работать с клавиатурой. Последовательность действий: первая ячейка «1» с клавиатуры → клавиша Tab → «2» → клавиша Tab → «3» → клавиша Tab → «4» → клавиша Tab → «5».
Понять и запомнить! | Клавиша Tab позволяет последовательно переходить по ячейкам. |
Стрелки с клавиатуры также позволяют переходить по ячейкам в соответствии с направлением стрелки. Но, если в ячейке есть содержимое, то стрелки «вправо» и «влево» сначала пройдутся по каждому символу содержимого, и, добравшись до последнего символа содержимого, перескочат на следующую ячейку.
Шаг 3. Разбиваем таблицу (текстовый курсор в ячейке «1» → лента Макет → группа команд Объединение → команда Разделить таблицу):
Шаг 4. Назначаем первую пронумерованную строчку заголовком таблицы (шаг 2 первого раздела)
Вот здесь нас подстерегает опасность. Может случиться так, что разделенная таблица окажется на границе двух страниц:
У нас задача: создать впечатление, что эти две таблицы – единое целое. На уроке 51 я сказала, что содержимое ячейки – это полноценный абзац. Следовательно…
Шаг 5. Задаем на символ конца абзаца и на нумерованную строчку режим «не отрывать от следующего (выделить нужную часть → панель быстрого доступа → режим «Абзац не отрывать от следующего»):
Посмотрите на скриншоте, какой объем документа я выделила. Зато теперь я могу быть спокойна: этот кусочек документа будет всегда идти в связке. А на номер таблицы я, побеспокоившись заранее, присвоила стиль текста с режимом «Абзац не отрывать от следующего».
Ещё раз обращаю внимание на удобство работы с настроенной панелью быстрого доступа (Урок 18 и Урок 19).
Осталась последняя проблема: расстояние между двумя таблицами слишком велико. Нам никто не поверит, что это одна таблица.
Шаг 6. Задаем размер символу конца абзаца, равным «1 пт» (выделить символ конца абзаца → ленты Главная → группа команд Шрифт → 1 пт в поле размера шрифта):
Всё, задача выполнена.
Теперь вы сможете:
Правила оформления таблиц
В старину таблицей называлась специальная доска для записи сведений или чисел. Она была расчерчена линиями, называвшимися графьями или графами. Позднее графами стало называться пространство между двух черт.
Сейчас таблицы активно используются для наглядного и систематизированного представления информации в документах.
По характеру оформления линейками / границами таблицы бывают закрытыми, полузакрытыми и открытыми. Кроме того, разделительные линейки в таблице могут быть заменены пробелами, такие таблицы называются выводами. Вывод может быть включен в текст как продолжение фразы или ее окончание (Пример 1). В этом случае для размещения текста по столбцам в MS Word можно пользоваться табулятором.
Пример 1. Оформление вывода
И еще два определения, которые помогут нам в будущем:
Все эти определения приведены в ГОСТ Р 7.32-2001 «СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
Пример 2. Структура таблицы с наименованием ее элементов (серой заливкой выделена головка таблицы, которую в просторечье называют «шапкой»)
Начинается таблица с нумерационного заголовка. Он состоит из слова «Таблица» и порядкового номера, при этом знак № не ставится. Обычно нумерационный заголовок набирается курсивом и размещается у правого края.
Он призван упростить ссылки на таблицу в основном тексте документа. Ссылка обычно оформляется так: «(табл 4)» или «(таблица 4)». При этом лучше избегать дополнения «см.» в значении «смотри».
Даже если в документе фигурирует одна таблица, ее все равно стоит нумеровать: «Таблица 1».
Тематический заголовок таблицы, который определяет ее содержание, располагается по центру, можно выделить его полужирным шрифтом. Реже используют написание только заглавными буквами, т.к. такой текст менее «читабелен», это допустимо только для очень коротких заголовков.
Точка не ставится в конце ни нумерационного, ни тематического заголовков. Оба заголовка стоят над таблицей. Но вполне возможна и таблица без заголовков (например, если название документа или его части полностью определяет содержание единственной таблицы). Кроме того, если нужно сделать документ как можно более компактным, то можно совместить нумерационный и тематический заголовки в одной строке, тогда между ними ставится точка и пробел. Сравните Примеры 3 и 4.
Пример 3. Нумерационный заголовок над тематическим
Пример 4. Совмещение нумерационного заголовка и тематического в одной строке
Если таблица большая (по высоте) и не поместилась на одной странице, то на следующей принято это указывать, что позволит читателю документа быстрее ориентироваться в нем. Слово таблица при этом можно писать в заголовке (и при ссылке в тексте) как полностью, так и сокращенно: «табл. 5», главное соблюсти единообразие во всем документе.
Пример 5. Оформление длинной по высоте таблицы с полным повторением «шапки» на каждой странице
Пример 6. Оформление длинной по высоте таблицы с повторением в «шапке» только номеров граф
Если таблица не помещается по ширине, то сначала попробуйте уменьшить размер шрифта и отступы слева и справа от текста до границ ячеек. Если это не поможет (ведь текст в ней должен остаться читабельным), то придется переносить часть таблицы, т.е. ее левая часть будет идти отдельно от правой. Можно поделить таблицу не только на две части, но и более (как это сделать, показано в Примере 12). Ориентироваться помогут заголовки к таблице, нумерация граф, выделяющие внешнюю границу линии, можно еще повторить боковик в каждой части таблицы.
Нумеровать можно не только графы, но и строки. Это поможет потом делать из текста адресные ссылки на конкретные ячейки таблицы, например: «(см. показания в строке 5 графы 4)». Для этого номер обычно включается в содержимое боковика (Пример 7). Если оно представляет собой не простой список равноправных элементов (например, 1, 2, 3 и т.д.), а сложный многоярусный (например, пункт 1 включает подпункты «а» и «б» и только потом следует пункт 2), то к нумерации боковика применяются стандартные правила нумерации многоуровневых списков.
См. статью «Правила оформления перечней в тексте»
Если при этом у пункта есть итоговые сведения в прографке, суммирующие данные всех его подпунктов, то для такого пункта стоит выделять в таблице отдельную строку. В противном случае в боковике в единой ячейке можно объединить данный пункт с его первым подпунктом.
Но не у любой таблицы есть боковик с заголовками строк.
Пример 7. Таблица с пронумерованными строками в боковике. 1
Пример 8. Фрагмент «шапки» табличной части штатного расписания
Для визуального выделения «шапки» таблицы можно применить заливку (см. два варианта в Примерах 2 и 12), жирный шрифт для этого редко используют. Красиво выглядит центрирование по высоте и ширине.
Некоторую сложность представляют собой правила расположения чисел. Числовые значения одной величины лучше располагать так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями и т.п. (Пример 9). Для этого содержимое ячеек удобно выравнивать по правому краю, дополнительно можно установить отступ справа.
Если в одной графе собраны показатели неодинаковых величин, то они просто центрируются (Пример 10).
Пример 9. Выравнивание показателей одинаковых величин