Завет не убий что это значит
Завет не убий что это значит
Хотелось бы предложить поговорить вот о чём. В Ветхом Завете, в книге Исход, в главе 20, перечислены Заповеди Десятословия, среди которых присутствует фундаментальный Завет Бога человеку – Не убивай… Однако почти сразу, уже в следующей главе 21, Моисей, ОСЕНЁННЫЙ Божественным Наитием, говорит, в частности, следующее, обращаясь к иудеям в пустыне:
И в дальнейшем, на всём протяжении Пятикнижия Моисеева, мы можем неоднократно встретить призывы Моисея к смертоубийству человека человеком по тем или иным причинам…
Кстати говоря, такая смысловая нестыковка (между Заповедью «Не убивай» и призывами Моисея к иудеям) является распространённым поводом для критики Библии вообще, как Слова Божьего, так и Христианской Религии в частности – как следующего этапа развития религиозного вероучения, основывающегося на Заповедях Десятословия, полученных Моисеем на каменных скрижалях от Самого Господа Бога…
Пытаясь разобраться в этом «смертоубийственном» противоречии Заповеди Бога и призывов Моисея в Ветхом Завете, я неоднократно сталкивался в интернете со следующими рассуждениями, смысл которых можно передать такой вот цитатой:
Или, например, такой цитатой, абсолютно близкой по смыслу:
Поскольку наше сообщество называется «Библия. Тайны Вечной Книги», предлагаю всем, кому показалась небезынтересна тема правильного перевода заповеди «Не Убивай» на русский язык, и кому есть что добавить – высказать своё мнение, которое помогло бы так или иначе разобраться в данном противоречивом вопросе.
Особенно было бы интересно послушать тех, кто читает Слово Божие на иврите…
Библейская заповедь «Не убий»: есть ли исключения?
Среди десяти библейских заповедей меня смущает заповедь «Не убий». Есть ли исключения из этого правила? Моисей приговорил к смерти несколько человек, потому что они грешили против Бога (Исход 32: 19-28). И несмотря на постоянные войны в Библии, Бог даже приказывал своим людям убивать детей (1-я Царств 15: 1-3)
Заповедь «Не убий» — это обращение к отдельным людям, которые берут закон и жизнь в свои руки и забирают жизни других людей. Это не запрет для государств, имеющих полицию и армию. У нас нет права распоряжаться чужой жизнью. Есть ли исключения из этого принципа? Во-первых, на самом деле война – тоже не является исключением. Войны затевают государства. Очевидно, что правительства имеют право и даже обязаны защищать свой народ от агрессии. Бог дал Израилю времен Ветхого Завета право (и в некоторых случаях даже команду – защищаться и вести войны). Это не противоречие. Библия никогда не говорила, что правительство не имеет права защищать свою страну. Павел сказал, что правитель «не напрасно носит меч» (Послание Римлянам 13:4). Я лично против смертной казни. Я также верю, что Иисус Христос был бы против смертной казни, так как Он был миротворцем и проповедовал любовь. И, несмотря на это, Он сказал, что Бог дал право народам и правительствам издавать законы, в том числе о смертной казни.
Вы спрашиваете – есть ли исключения из этой библейской заповеди. Позвольте мне слегка изменить ваш вопрос: есть ли исключения из правила, что отдельный человек не имеет права ни при каких обстоятельствах забирать жизнь другого человека для своих собственных целей? Мой ответ таков: думаю, наверное, это не грех, если убийство произойдет при самообороне или защите семьи. Конечно, Бог дает право полицейским использовать силу для защиты мирных граждан. Означает ли это, что для христианина приемлемо защищать свою жизнь и дом от преступников? Здесь можно поспорить.
Некоторые считают, что предостережение в отрывке от Матфея 5:38-48 любить врагов и подставить другую щеку запрещает убивать даже в целях самообороны. Я считаю, что воспринимать это как прямую команду не защищаться ни при каких обстоятельствах означает брать слишком много из этого отрывка. Большинство христиан (и я в том числе) скажут, что эта команда – любить врагов, молиться за них и даже иногда позволять им унизить тебя – это не абсолютный запрет самообороны. Поэтому лично я верю, что существуют такие экстремальные обстоятельства, когда христианин имеет право забрать жизнь, чтобы спасти невинного человека.
Перевод: Анастасия Соколова
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
«Не убий» по современному толкованию и по библейскому учению
Man meint die Bibel zu verstehen. Weil man gewohnt ist, sie nicht zu verstehen.
Взятый из прогремевшей, назад тому почти тридцать пять лет, по всему свету книжки Штраусса «Der alte und der neue» (Bonn, 1873, funfte Aufl., S. 301) горький эпиграф наиболее удачно подходит к нижеследующему содержанию настоящей заметки, автор которой считает нужным побеседовать с читателями насчет одной заповеди, в последние годы и, особенно, теперь сделавшейся камнем преткновения не только для мирских людей, но и для тех, пастырскому водительству которых поручены эти последние. Едва ли можно отыскать какую-либо другую заповедь закона Божия, по поводу которой рождалось бы у нас столько разговоров, споров и различных толкований, сколько рождается их по поводу шестой заповеди: не убий. Что бы казалось более легким по сравнению с усвоением этой краткой, ясной и точной заповеди, и где бы еще можно было предположить наименьше несогласных мнений в истолковании по сравнению с усвоением этой краткой, ясной и точной заповеди, и где бы еще можно было предположить наименьше несогласных мнений в истолковании по сравнению с взятым случаем? В действительности, к сожалению, видим противное взятому предположению, и не дальше, как только на этих днях, один из таких членов Государственной думы, от которого всего естественнее было ожидать правильного разумения заповеди, предложил такое толкование ея и поставил ее в такую ложную связь с правительственными действиями, что насущная нужда в посильном исправлении данного 1 толкования не подлежит никакому сомнению.
«Великую заповедь не убий просмотрел», но словам некоего оратора, «молитвенник (. ) земли русской министр Дурново». Оставим министра в покое, а спросим-ка лучше самого оратора: не «просмотрел» ли он, неумолимый критик, взятой заповеди? Хорошо ли исправляет заблудшего с его помощниками? Настолько ли сам милосерд, насколько не замечает милосердия в других? «Служитель Бога» так ли понятен слушателям, как ему оказался «совершенно непонятным» ответ главного военного прокурора?
Прежде нежели смело ссылаться на Библию (в Государственной Думе нередко раздаются обращения к этой св. книге), полезно прочитать ее с подобающим вниманием. Знающего Библию отличить от незнающего очень легко по одностороннему толкованию взятой заповеди. Если бы оратор потрудился от 20-й гл. книги Исход ( Исх.20:13 : не убий) перелистовать следующие главы как этой, так и других св. книг, то едва ли стал бы упрекать другого в провинности наименее простительной самому обвинителю в его собственном положении. Чтобы не быть голословным, обращусь к библейским данным. Исх. 21:12 : Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти. Ст. 14: если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Ст.15: Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Ст.16: Кто украдет человека и, поработив, продаст его, – того должно предать смерти. Ст. 17: Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (ср. ст. 22–23, 28–29). Исх.22:2 : Если кто застанет (ночью) вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему. Ст. 19: Всякий скотоложник да будет предан смерти (ср. ст. 18 и 20). После того как Моисей во гневе разбил скрижали завета по причине уклонения израильтян в идолопоклонство, то, в предотвращение горшего зла, он стал в воротах стана и сказал: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего ( Исх.32:26–27 ). Лев.24:10–17 повествуется о побиении камнями всем обществом сына одной израильтянки, хулившего Господа. Лев.27:28–29 – о предании смерти всего заклятого. Числ.15:32–36 о такой же казни над собравшим дрова в субботу. Числ.25:7–9 – о ревности священника Финееса, пронзившего копьем блудника с женщиной (ср. Втор.22:22–24 ).
Как легко видеть уже по «личной» форме заповеди, все они и, в частности, шестая имеют в виду так называемую «индивидуальную мораль». Премудрый Воспитатель рода человеческого – не как теперешние радетели о «космополитизме», о «пролетариях всех стран» и т.п., задающиеся несбыточными целями, – прежде, нежели приступить к сооружению целого здания (домостроительства нашего спасения), занялся приготовлением годных для того кирпичей: из гнилого материала ведь не построить прочного сооружения. Кирпичи (живые камни – 1Пет.2:5 ) – это человеческие личности, из которых каждая очень ценна в очах Божиих. И вот, с целью наилучшего исполнения домостроительства нашего спасения, Господь воспитывает пригодных личностей, для чего и дает им заповеди. А так как совокупностью избранных личностей ( Быт.6:18, 15:18 и др.), естественно, составлялся такой же избранный, Божий народ, то и требовалось, с одной стороны, обуздание личного произвола – этого врага всякого общежития, а с другой, – для обеспечения правильного роста общественной жизни, предоставление самому обществу таких полномочий, которые возвышались бы над частным правом и пресекали бы преступления в самом корне.
Для решения споров и несогласий между членами такого общества недостаточно было одного личного мнения, хотя бы и мудрого, но не авторитетного для последнего. Необходим был общеобразовательный и для всех повелительный голос особого учреждения, которым и был общественный суд, облеченный высшим авторитетом, о чем и говорится в Библии: суд – дело Божие ( Втор.1:17 ). Такой именно суд и ведает большие и малые дела членов общества и, когда находит нужным, карает преступления смертною казнью, – прерогатива, принадлежащая только суду, а не частным лицам. Народ приходит ко мне просить суда у Бога, – говорит о себе самом Моисей, – я сужу между тем и другим и объявляю уставы Божии и законы Его ( Исх.18:15–16 ). А далее упоминается уже о поставлении Моисеем особых судей, которые решали все дела за исключением наиболее важных, переносившихся на суд самого Моисея (ст. 25–26). Надо полагать, что творившие дело Божье судьи, приговаривая виновных к смерти, не нарушали шестую заповедь и «основание» действовавших законов не было «беззаконным». В противном случае Сам Бог не хвалил бы, например, великой ревности священника Финееса, и 24.000 умерших от поражения, действительно, громко вопияли бы к небу о «презрении божеских и человеческих законов» ( Числ.25:5–11 ). По словам Господа, Финеес отвратил ярость Мою (Божию) от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их (ст. 11). Как бы ни был суров приговор судей, закон, однако, запрещал «злословить» их ( Исх.22:28 ; ср. Деян.23:3–5 ).
Едва ли справедливо производить такой суд из «кровавой мести права сильного», тем более, что святость суда ясно засвидельствована Христом – Спасителем, от Которого идут все наши «современные нравственные начала». Для удостоверения этого положения прочитаем внимательно Евангелие. Вы слышали, что сказано древними: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата подлежит суду ( Мф.5:21–22 ). Своими словами Спаситель 1) торжественно признал непререкаемый авторитет суда, 2) расширил область подлежащих его ведению дел, так как к числу таких отнес даже и гнев и 3) подтвердил святость шестой заповеди, ибо пришел не нарушить закон, но исполнить (ст. 17). Если бы Спаситель держался на этот счет другого образа мыслей, то, разумеется, не убоялся бы и выразить их пред Пилатом. В действительности же слышим совсем иное: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше ( Ин.19:11 ). Итак, Господь признает:
Но вот что удивительно: как это воздержался от таких упреков, например, св. И. Креститель, проповедник, располагавший добрым лексиконом самых горьких названий? Почему столь неумолимый к другим, Предтеча сравнительно менее строг к «воинам» и не потребовал от них удаления из военной службы, если только она несовместима с исполнением рассматриваемой заповеди? ( Лк.3:14 ). Хорошо известно также, что Креститель бывал у тетрарха Ирода, который боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал слушаясь его, и с удовольствием слушал его ( Мк.6:20 ).Трудно допустить, что, обличая сравнительно меньшее (незаконное сожитие), Предтеча ни одного раза не догадался обличить большее (тогдашние «жестокие нравы»), но вернее думать, что в военной службе, как таковой, по существу не представлялось пророку ничего греховного.
Также и Спаситель не увещевал капернаумского сотника оставить свою службу, хотя тот своими рассуждениями о «подчиненных воинах» прямо-таки напрашивался на сильное вразумление ( Мф.8:9 ). Наоборот, военное звание сотника оставлено втуне; мало того, Своими словами: и в Израиле не нашел Я такой веры (ст. 10) Спаситель удостоверяет совместимость высоко-религиозной жизни с военным званием. Призванный к сотнику Корнилию, ап. Петр также ни слова не говорит ему об отречении от военной службы, невзирая на следующую речь Корнилия: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога ( Деян.19:33 ).
Смеем думать, что, при всех своих несовершенствах (кто без греха? Ин.8:7 ), представители государственной власти – не «насильники», что они не «издеваются» над «страной», что военные – не «убийцы», законы не «беззаконны», и что ими обязаны руководиться наши суды. Если же, дыша угрозами ( Деян.9:1 ) члены Г. Думы подорвут всякое уважение к законной власти, то и сами очутятся в ужасном положении: будут изрекать законы, да никто не станет исполнять их, захотят проявить власть, но не окажется послушных. Хоть какой-нибудь порядок, все-таки, лучше беспорядка, и хоть несовершенная власть несравненно лучше анархии. «Мы живем в такие дни, когда должен торжествовать великий закон» – здесь я расхожусь с оратором – не поднявший меч от меча и погибнет, но по тому узнают все, что вы – Мои ученики, если будите иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ).
Завет не убий что это значит
«И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх.32:27).
Рассматривая это Библейское событие, прежде всего, необходимо различать понятие системы исполнительного правосудия в Древнем Израиле и такое понятие как нарушение заповеди «не убивай». Эта разница есть и она значительна.
Во-первых, необходимо отметить мотивы. Когда преступник наказывался смертью, Писание формулировало мотивировку этого акта как «истреби зло из среды себя». Когда в Библии речь идет об убийстве (о преднамеренном убийстве), то говорится «а если кто с намерением умертвит ближнего коварно».
Один павший от наказания приходился на 7 левитов. Нетрудно увидеть, что это еще раз подтверждает мысль о том, что левиты не устраивали бойню, более того, ими было вынесено множество оправдательных приговоров,
Так как к Моисею собрались все сыны Левия (Исх.32:26), то убиваемые ими братья, сыновья не были таковыми в буквальном смысле.
Бунт был подавлен силой суда.Три тысячи убитых левитами потерпели наказание за собственную личную вину. Они, как предполагают, продолжали на улице праздновать свой праздник, продолжали и тогда, когда прошло немало времени после возвращения Моисея с горы, после уничтожения золотого тельца.
Т.о. это было не убийство невинных, а суд над теми, которые хотели погубить в идолопоклонстве два миллиона человек.
В НЗ Шестая Заповедь получает на первый взгляд новое звучание:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» (Мф. 5:20)- «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22).
Здесь Христом ясно засвидельствована святость суда. Своими словами Он 1) торжественно признал непререкаемый авторитет суда, 2) расширил область подлежащих его ведению дел, так как к числу таких отнес даже и гнев и 3) подтвердил святость шестой заповеди, ибо пришел не нарушить закон, но исполнить
Хотелось бы узнать ваше отношение к описанному выше
«Не убивай» или «не совершай убийства»? Значение слова Ratsakh в шестой заповеди
Декалог — драгоценный дар, данный человечеству Богом (Исх. 31:18), произнесенный (Исх. 20:1; Втор. 5:4-5, 24) и записанный (Исх. 24:12; 31:18; Втор. 5:22) Им Самим. Он представляет собой основополагающий принцип сохранения жизни и определяет, как необходимо поддерживать вертикальные (первые четыре заповеди) и горизонтальные (последующие шесть заповедей) отношения, которые являются наиболее ценным достоянием жизни. Десять заповедей заранее предопределяют спасение и формируют центр Божьего откровения и библейской этики. Это Великая хартия библейского учения и его совокупность, пример для всего остального библейского закона. Они представляют собой суть и основу божественных стандартов для всего человечества; их принципы вечны.
Важный вопрос
Какой из переводов верен: «Не убивай» или «Не совершай убийства»? Ответ имеет огромное практическое значение при принятии решений в реальной жизни. Прилежно изучающие Библию знают, что каждый перевод библейского текста является также его толкованием, поэтому необходимо следовать верному переводу. Решать этот вопрос можно только на библейском фундаменте, то есть используя еврейское слово ratsakh в его непосредственном контексте и определив изначальную цель данного основополагающего правила.
Использование слова ratsakh
Еврейское слово ratsakh в Ветхом Завете встречается сорок семь раз, и значение его должно определяться, исходя из контекста (внимательно изучите следующие девятнадцать библейских отрывков):
Исх. 20:13 и Втор. 5:17 — дважды используется в тексте шестой заповеди.
Втор. 4:42 (дважды); 19:3, 4, 6; 22:26 — встречается шесть раз.
И. Нав. 20:3, 5-6; 21:13, 21, 27, 32, 38 — встречается восемь раз.
В оставшейся части Ветхого Завета это слово используется одиннадцать раз в следующих текстах: Суд. 20:4; 3 Цар. 6:32; Иов 24:14; Пс. 61:4; 93:6; Прич. 22:13; Ис. 1:21; Иер. 7:9; Ос. 4:2; 6:9.
Однокоренное существительное retsakh (убийство) в еврейской Библии встречается дважды: в Пас. 41:11 (в Евр. 42:11) оно означает «раздробление», «поражение», «смертельная рана» или «смертельное страдание», тогда как это же существительное в Иез. 21:22 относится к убийству людей царем Навуходоносором в битвах во время завоевания Израиля. Таким образом, еврейский корень ratsakh используется также и по отношению к убийству во время войны.
Коротко о значении контекста
Тематический контекст шестой заповеди — это история о Каине и Авеле, когда два брата поклонялись Богу (Быт. 4:3-11). Первое убийство произошло во время их первого поклонения, и это подчеркивает, что убийца убивает своего брата. Здесь особо выделяется святость человеческой жизни.
Еврейское слово ratsakh используется только применительно к убийству человека и не применяется даже к убийству жертвенных животных. В ветхозаветной системе жертвоприношений нет указаний относительно убийства человека. Это преступление было слишком серьезным, нельзя было получить прощение и искупление за него через обряд — убийство жертвенного животного. По закону, убийство расследовалось в шести городах, где убийца мог скрыться, чтобы выяснить, непреднамеренно ли он совершил это преступление или умышленно (Исх. 21:12-14; Числ. 35:9-34; Втор. 4:41-43; 19-1-13; И. Нав. 20).
Слово ratsakh в Притч. 22:13 относится к убийству человека львом, поэтому здесь нет указания на мотив убийства. Итак, убивать (ratsakh) могут не только люди, но и животные, что означает, что это слово не всегда включает в себя мотив убийства.
Глагол ratsakh не используется напрямую в условиях войны, но в Иез. 21:22 употреблено существительное retsakh. Это однокоренное слово относится к убийству на войне.
Бог говорит народу, состоящему из людей, заключивших завет. Это значит, что эти законы очень личные, и что никто не может отнять жизнь у себя или у другого человека. Бог обращается к Израилю, Своему народу завета, но эти принципы относятся ко всем людям во все времена, это законы, которые должны соблюдать все.
Когда Павел говорит, что закон есть любовь, Он цитирует Декалог, включая шестую заповедь (Рим. 13:8-10). Любовь действительно является сутью Божьего закона, поскольку Он есть Бог любви (1 Ин. 4:16). Так, истинная любовь проявляется в практических действиях, проистекающих из веры (Гал. 6:5).
Относительно шестой заповеди часто задают неверные вопросы: Когда лишение жизни является убийством? В свете изложенных выше соображений здесь нет исключений, поскольку этот закон создавался как принцип. Каждый человек должен принимать это как факт. Никто же не станет задавать таких вопросов, как, например: Когда воровство не является грехом? Или когда прелюбодеяние допустимо?
Израильские казуистические законы
В отличие от безапелляционного закона шестой заповеди, библейский текст поясняет, что необходимо делать в случае, когда человек нарушает его и совершает убийство. Это огромная проблема, поэтому должен применяться казуистический закон (см. например, правило о городах-убежищах).
Сталкиваясь с этим кажущимся противоречием в библейском тексте — с одной стороны, Божьим предписанием не убивать, а с другой стороны, Его собственным указанием убивать и наказывать, отнимая жизнь, в особых случаях, таких как совершение убийства, изнасилования, похищения, намеренное нарушение заповеди о субботе или участие в священной войне — нужно помнить о следующих фактах, на которых должно быть основано понимание этих Божьих указаний:
Бог не намеревался заставлять народ Израильский убивать другие народы на пути в Землю обетованную. Он хотел сражаться за Свой народ, как Он делал это во время десяти казней (Исх. 13-15). К сожалению, Его план сражаться за Свой народ, чтобы людям не приходилось воевать и убивать других людей, не имел успеха из-за недоверия израильтян Богу и их непослушания (см. Быт. 15:13-16; Исх. 14:13-14, 19, 24-25; 23:23, 27-28; Втор. 7:20; И. Нав. 24:12; см. также 2 Пар. 20:20-24).
При толковании библейских законов относительно смертной казни и участия в войне необходимо учитывать «принцип теократии». Эти библейские законы могли применяться только в ситуации, когда народ Божий жил под прямым Божьим водительством и управлением, чего больше не происходит, поскольку теократия Израиля как священной нации закончилась. Так что эти законы действовали лишь в древнем израильском обществе.
Значение шестой заповеди
Значение очевидно: уважение к жизни, драгоценному дару Божьему. Жизнь крайне хрупка, ее нужно бережно сохранять. Даже пренебрежение наказуемо (см. Втор. 22:8). Этой заповеди не хватает специфики, поскольку ни человек, ни объект не указываются напрямую, и запрет, следовательно, является наиболее общим:
Действительно, Декалог был дан верующему сообществу. Однако, это законодательство выходит далеко за границы израильского общества веры. Оно распространяется на всех, поскольку все сотворены по образу Божию.
Заповеди как Божьи обетования
Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5:21-26).
Заключение
Дюкан поддерживает наш вывод:
«Шестую заповедь необходимо переводить не как «Не совершай убийства», что подразумевает конкретный случай совершения криминального действия, а как «Не убивай человека» в общем смысле.
Йиржи Москала, Th.D., Ph.D. Декан Богословской семинарии Университета Эндрюса, профессор ветхозаветной экзегезы
1 Есть семь основных сборников нормативных указаний, предписанных в Пятикнижии. Первым и главным из них является Декалог. Эти семь кодексов включают в себя: 1. Декалог (Исх. 20:1-17), 2) Кодекс завета (Исх. 20:22-23:33), 3) Обрядовый кодекс (Исх. 34:10-26), 4) Кодекс жертвоприношений (Лев. 1-7), 5) Кодекс чистоты (Лев. 11-15), 6) Кодекс святости (Лев. 17-27) и 7) Кодекс Второзакония (Втор. 12-26).
2 Есть две версии Декалога, незначительно отличающиеся друг от друга; первый записан в Исх. 20:1-17, второй во Втор. 5:6-21. Вторая версия, представленная Израилю Моисеем устно, появилась почти на сорок лет позднее, непосредственно перед входом в Землю Обетованную (Втор. 1:3-4; 4:44-47). Этими обстоятельствами объясняется незначительная разница между двумя версиями Декалога. См. Ekkehardt Mueller, «Why is the Reason Given for Sabbath Keeping in Deuteronomy 5 Different from that Given in Exodus 20?» в Interpreting Scripture: Bible Questions and Answers, ed. Gerhard Pfandl (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2010), 169–173.
3 Thomas B. Dozeman, Exodus, Eerdmans Critical Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2009), 494.
4 J. Philip Hyatt, Exodus, New Century Bible Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1971), 214. См. также Victor P. Hamilton, Exodus: An Exegetical Commentary (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2011), 344.
5 Philip Graham Ryken, Exodus: Saved for God’s Glory (Wheaton, IL: Crossway, 2005), 616.
6 Roy E. Gane, Old Testament Law for Christians: Original Context and Enduring Application (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2017), 261.
8 James J. North, «When Killing Isn’t Murder,» For God & Country: A Journal for Seventh-day Adventists in Military and Public Service 1 (2019): 21.
9 Hamilton, Exodus, 343.
10 John I. Durham, Exodus, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 292.
11 Jacques B. Doukhan, Genesis, Seventh-day Adventist International Commentary (Boise, ID: Pacific Press, 2016), 161. «Использованный глагол относится к убийству людей; он никогда не используется по отношению к животным» (John L. Mackay, Exodus, A Mentor Commentary [Fearn, Ross-shire, Great Britain: Mentor, 2001], 352). Дурхэм также отмечает: «Глагол относится только к убийству людей, но не животных» (293).
12 Doukhan, Genesis, 162.
14 Несколько библейских текстов регулируют жизнь в городах убежища (Исх. 21:12-14; Числ. 35:9-34; Втор. 4:41-43; 19:1-13; И.Нав. 20). Для этой цели были избраны шесть городов, а именно, Бецер, Рамот и Голан в Заиорданье, и Кедеш, Шхем и Хеврон (Кирьят-арба) в земле Израильской. Были предприняты меры, чтобы основать шесть городов-убежищ, куда убийца мог бежать и где можно было бы расследовать, было ли убийство преднамеренным или случайным.
15 Victor P. Hamilton, The Book of Genesis: Chapters 1–17, The New International Commentary on the Old Testament (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1990), 315.
16 Doukhan, Genesis, 161.
17 Gordon J. Wenham, Genesis 1–15, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 193.
18 Gane, Old Testament Law for Christians, 89.
19 Dale Patrick, Old Testament Law (Atlanta, GA: John Knox, 1985), 21.
20 Dozeman, Exodus, 494.
Reflection — The BRI newsletter Стр. 10
21 Nahum M. Sarna, Exodus, The JPS Torah Commentary (New York: The Jewish Publication Society, 1991), 113.
22 Stephen A. Kaufman, «The Structure of the Deuteronomic Law,» MAARAV 1, no. 2 (1978–1979): 105–158; Walter C. Kaiser, Jr., Toward Old Testament Ethics (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1983), 127–137.
23 Sarna, Exodus, 113.
24 Ryken, Exodus, 616.
25 Исследователи Библии предлагают три противоположных толкования Быт. 9:6. 1) Бог дает жизнь, поэтому Он сам карает тех, кто нарушает это основополагающее почтение к жизни и убивает другого человека. 2) люди должны осуществлять наказание (библейский locus classicus для смертной казни), но не ради личной мести; каждый случай должен рассматриваться в суде, и виновный должен умереть (это законодательство против личной вражды или розни). 3) Текст подразумевает только, что виновный должен умереть — lex talionis (жизнь за жизнь) — но не уточняет, каким образом и кем должна осуществляться казнь. Более подробно см. Hamilton, The Book of Genesis, 315.
26 Элен Уайт. Патриархи и пророки, 516.
27 Ryken, Exodus, 617. Библейский потоп был первым примером этого принципа, когда Бог разрушает, чтобы в конечном итоге сохранить жизнь.
28 Durham, Exodus, 293.
29 См. Jiří Moskala, «The Decalogue in Luther and Adventism,» в Here We Stand: Luther, the Reformation, and Adventism, eds. Michael W. Campbell and Nikolaus Satelmajer (Nampa, ID: Pacific Press, 2017), 101–116.
30 Ellen G. White, Manuscript 41, 1896, The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol (Washington, DC: Review and Herald, 1953), 1:1105.
31 Ellen G. White, Letter 89, 1898, in The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol (Washington, DC: Review and Herald, 1953), 1:1105.
32 Ellen G. White, Manuscript 153, 1899, The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol (Washington, DC: Review and Herald, 1953), 1:1105.
33 Эллен Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 333.
34 Hamilton, Exodus, 344.
35 Wilma A. Bailey, «You Shall Not Kill» or «You Shall Not Murder»?: The Assault on a Biblical Text (Collegeville, MN: Liturgical Press, 2005); тот же автор, «‘You Shall not Kill’: The Meaning of RTSH in Exodus 20:13,» Encounter 65, no. 1 (2004): 39–54.
У нашего исследования есть важный практический результат: официальная не комбатантная позиция Адвентистов седьмого дня находится в прямом соответствии с предложенным экзегетическим, концептуальным и богословским пониманием шестой заповеди. Не комбатантное отношение коренится в библейском тексте и его толковании.
36 Seventh-day Adventist Bible Commentary, vol. 1 (Washington DC: Review and Herald, revised 1976), 606.
37 Doukhan, Genesis, 162. См. также статью Эккехарда Мюллера, утверждающего, что «не убивай» часто меняется на «не совершай убийства» по политическим мотивам (The Power of Culture, https://adventistbiblicalresearch.org/sites/default/files/pdf/Power%20of%20Culture.pdf [доступ 08-22-2019]).
38 Frank M. Hasel, «Ethical Challenges in Military Service,» Adventists and Military Service: Biblical, Historical, and Ethical Perspectives, eds. Frank M. Hasel, Barna Magyarosi, and Stefan Höschele (Madrid: Safeliz, 2019), 162.
39 Неудивительно, что когда раввины размышляли над этим запретом, они поднимали серьезный вопрос: «Почему только один человек был сотворен Богом? Отвечая на него, они учили, что «кто отнимет хоть одну жизнь, тем самым разрушит весь мир [людей]» (Mishnah Sanhedrin 4:5, текст приводится по по Sarna, Exodus, 114).