Заячье сердце что это значит
Что такое синдром Гольденхара? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавран Надежды Александровны, генетика со стажем в 10 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Синдром Гольденхара — это редкая врождённая аномалия, при которой изменяются размеры и форма лицевых структур. Обычно изменения локализуются на одной стороне лица, вызывая его асимметрию, но иногда встречается двустороннее поражение.
Данный синдром относится к спектру врождённых аномалий черепа и лицевых структур, имеющих общий термин «краниофациальная микросомия». Под ним понимается уменьшение какой-либо структуры тела в пределах черепно-лицевой области.
Синонимы синдрома: окулоаурикулярная дисплазия, фацио-аурикуло-вертебральная ассоциация, синдром 1-й и 2-й жаберных дуг, отомандибулярный дизостоз, гемифациальная микросомия и др.
Некоторые исследователи полагают, что формированию синдрома способствует нарушение кровотока или внешние повреждающие факторы:
Симптомы синдрома Гольденхара
К лицевым аномалиям синдрома относятся:
Перечисленные лицевые аномалии могут сопровождаться нарушением слуха, неправильной закладкой и прорезыванием зубов и другими нарушениями, которые могут повлиять на психофизическое развитие ребёнка.
Патогенез синдрома Гольденхара
Лицевые структуры начинают формироваться на ранних сроках беременности. Со второй недели развития эмбриона на его головном конце образуется первичная ротовая ямка. К концу третьей недели она постепенно углубляется, достигает передней кишки (эндодермы) и, соединяясь с ней, образует начало пищеварительного тракта. В это же время по бокам головки эмбриона возникают два углубления — 1-я и 2-я жаберные щели, а ещё чуть позже — 3-я и 4-я щели. Между ними формируются жаберные или глоточные дуги, состоящие из нескольких частей: мешка, арки, бороздки и мембраны.
Таким образом, верхняя и нижняя челюсти, жевательная и мимическая мускулатура, наружное ухо и костные структуры среднего уха формируются из первой и второй жаберных дуг с третьей по восьмую неделю развития эмбриона. Этот период является «критическим» в отношении возникновения пороков развития лица и челюстей. Нарушить нормальное развитие черепно-лицевых структур на данном этапе может сочетанное воздействие внешних факторов, хромосомных и генетических аномалий.
Классификация и стадии развития синдрома Гольденхара
Объём дефектов лицевых структур оценивается по классификации OMENS, в которой выделяют пять групп аномалий:
Степень тяжести данных дефектов определяется по классификации, созданной учёными Pruzansky S. и Kaban L. B.:
Основываясь на своих многолетних наблюдениях, стоматолог-хирург Г. В. Кручинский выделил три варианта синдрома Гольденхара, каждый из которых подразделил на несколько типов:
Осложнения синдрома Гольденхара
В раннем возрасте асимметрия нижней челюсти приводит к неправильному развитию и прогрессирующей деформации верхней челюсти и остальных структур лицевого скелета. Со временем ребёнку становится трудно жевать и глотать. При выраженном недоразвитии нижней челюсти у пациента могут возникнуть постоянные проблемы с дыханием, вплоть до апноэ во сне (остановки дыхания).
В целом расщелины лица и/или нёба, недоразвитие верхней и нижней челюсти, лицевых мышц, скуловой и/или височной костей способны вызывать проблемы с зубами, трудности при кормлении, нарушение речи и изменение эстетических параметров лица.
Аномалии ушных раковин в некоторых случаях сопровождаются атрезией (заращением) слухового канала либо полным его отсутствием, что приводит к нарушению слуха. Из-за этого ребёнку сложнее ориентироваться в пространстве, так как он не понимает, откуда исходит тот или иной звук.
Диагностика синдрома Гольденхара
Как правило, диагностировать синдром Гольденхара не составляет труда. Постановка этого диагноза основана на оценке внешних признаков, клинической симптоматике и результатах дополнительных исследований — КТ, рентгенографии, МСКТ черепа, эхокардиографии и ультразвуковой диагностики. КТ, как правило, проводится для подготовки ребёнка к оперативному лечению.
Генетическое тестирование может быть предложено для подтверждения диагноза, т. е. для исключения генетических состояний, включающих аналогичные лицевые аномалии, связанные с хромосомными и моногенными нарушениями. К таким заболеваниям относятся прогрессирующая гемиатрофия лица, синдром Нагера, челюстно-лицевой дизостоз и др. Однако минимальные диагностические критерии не установлены. Имеются описания единичных случаев диагностики данного синдрома с помощью тестирования до родов.
После рождения всем детям до наступления 6 месяцев во избежание задержки психоречевого развития проводится оценка слуха. Для этого выполняется измерение слуховых вызванных потенциалов: регистрация реакции мозга на звуковые раздражители. Зачастую на поражённой стороне у детей с синдромом Гольденхара выявляется тугоухость.
Лечение синдрома Гольденхара
Лечение проявлений синдрома Гольденхара следует начинать как можно раньше. Своевременная коррекция челюстных нарушений у ортодонта способствует успешному хирургическому лечению в последующем и сохраняет баланс лицевого скелета.
Для устранения выраженных дефектов нижней челюсти применяют индивидуально-смоделированные эндопротезы либо костно-хрящевые аутотрансплантаты из рёбер, обладающие тенденцией к росту. Для устранения дефектов ушной раковины также используются силиконовые эндопротезы либо аутотрансплантаты.
При выявлении нарушений слуха проводится слухопротезирование с помощью слуховых аппаратов либо альтернативными методами. Также необходимы регулярные занятия с сурдопедагогом и логопедом. Всё это позволяет предотвратить отставание ребёнка в речевом и общем развитии.
Решение проблем с кормлением заключается в применении специальных бутылочек и назогастрального зонда — трубки, которую вводят в желудок через нос.
Прогноз. Профилактика
При отягощённом семейном анамнезе не исключён наследственный характер заболевания. В таком случае риск для потомства по краниофациальной микросомии повышен. Для оценки риска показано медико-генетическое консультирование. Однако отсутствие конкретного мутирующего гена, характерного для развития синдрома Гольденхара, не позволяет точно предсказать выраженность симптомов у потомства.
Первичная (массовая) профилактика синдрома Гольденхара, как и любой врождённой аномалии, заключается в информировании населения и полноценной дородовой подготовке, направленной на предупреждение возникновения заболевания.
заячье сердце
Смотреть что такое «заячье сердце» в других словарях:
У вора заячье сердце: и спит и видит — У вора заячье сердце: и спитъ и видитъ. Ср. Patentibus oculis lepores dormiunt. Пер. Зайцы съ открытыми глазами спятъ. Plin. Hist. natural. 9, 54. Ср. Aelian. Nat. anim. 13, 13 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
У вора заячье сердце: и спит и видит беду. — У вора заячье сердце: и спит и видит беду. См. МОШЕННИЧЕСТВО ВОРОВСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
у вора заячье сердце: и спит и видит — Ср. Patentibus oculis lepores dormiunt. Зайцы с открытыми глазами спят. Plin. Hist. natural. 9, 54. Ср. Aelian. Nat. anim. 13, 13 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
сердце — сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? сердца, чему? сердцу, (вижу) что? сердце, чем? сердцем, о чём? о сердце; мн. что? сердца, (нет) чего? сердец, чему? сердцам, (вижу) что? сердца, чем? сердцами, о чём? о сердцах орган… … Толковый словарь Дмитриева
сердце — алое (Городецкий); безустанное (Фет); беспокойное (Коринфский); бессонное (Ремизов); бестрепетное (Фет); бурное (Лермонтов, К.Р.); великодушное (Григорович); вещее (Алмазов); глубокое (П.Я.); глухое (Городецкий); гордое (Полонский); горячее… … Словарь эпитетов
сердце — а; мн. сердца, дец, дцам; ср. 1. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка, находящийся у человека в левой стороне грудной полости. Здоровое, больное с. у кого л. Молодое с. Учащённый ритм сердца. Ангина даёт осложнение на с. В с … Энциклопедический словарь
сердце — а; мн. сердца/, де/ц, дца/м; ср. см. тж. по сердцу, сердчишко, сердечко, сердечный 1) а) Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка, находящийся у человека в левой стороне грудной полости … Словарь многих выражений
ЗАЯЦ — (по Павскому заец) муж. родовое названье животного, из разряда грызунов, Lepus; костр. скоромча, смол., орл. выторопень, оренб., татар. куян, сиб. ушкан, пск. кривень, шутл. косой, куцый, лопоухий; новг. билей (беляй, беляк). У охотников яровик,… … Толковый словарь Даля
ШАРШУН (Charchoun) — Cергей (1888 1975) российский и французский художник и писатель. Уехал из России в 1912, жил и работал преимущественно во Франции. Примыкал к дадаизму и сюрреализму. В своей живописи и графике, обычно абстрактной, преображал натуру в некий… … Большой Энциклопедический словарь
Шаршун, Сергей — (Charchoun). Род. 1888, ум. 1975. Художник абстракционист, писатель. Жил и работал за границей (в основном во Франции) (с 1912 г.). Книги: «Праведный путь» (роман, 1934), «Заячье сердце» (повесть, 1937), стихи и др.) … Большая биографическая энциклопедия
Заячье сердце
У остроплечего юноши с первого ряда слова лектора вызывают к жизни череду мыслей. Юноша слишком молод, в полосатом пуловере маминой вязки, а мысли его старые, потёртые. Они словно восставшие зомби неотвратимо оттесняют собой назидательную лекцию учителя. Они по очереди твердят: «Сочувствия не дождёшься. Никогда, ни у кого. Заклеймить, попинать – это у нас всегда, пожалуйста. Понять, влезть в чужую шкуру – только для высокой литературы, ну ещё для любителей пофилософствовать. В жизни никому дела нет до того, кто от рождения не смел? Разве такой человек виноват, что робость сидит в нём на генетическом уровне. Вон, медицина доказывает это, называя памятью предков. Господь ли, родители наградили, а ему приходится жить с этим…»
Звонок прерывает готовую разыграться депрессию парня и безуспешные попытки преподавателя хоть что-то донести учащимся. Аудитория тут же наполняется шумом покидающих её студентов. Парень в пуловере встаёт тоже, прячет тетрадь с ручкой в сумку. Неожиданно он получает ощутимый толчок в плечо и слышит:
— Чего такой кислый, Дрюня?
Он оборачивается. Это Костыль, точнее Костя Ильин, самый ненавистный сокурсник, спортгордость колледжа здоровенная, примитивная, без единого прыща на роже. На потеху себе и окружающим, он постоянно задевает Андрея.
Андрей отводит глаза, блеснувшие ненавистью и, подхватив сумку, спешит убраться из аудитории. Ещё полтора года терпеть этого урода, если не завалить предстоящий экзамен.
Костыль оказался прав – вечером в общаге вывесили объявление о предстоящем тестировании для второкурсников. Большого ажиотажа это не вызвало. Во-первых, тест проводили каждый год и ничего нового он не нёс. Во-вторых, большинство себя лузерами не считали. День Х наступал для нескольких ботанов с курса. Практика показывал, что, в конце концов, отчисляли кого-нибудь из них. Плохо то, что Андрей как раз и был из этой группы риска, на кандидатов которой и делали ставки старшекурсники. Гадали, кто в этом году вылетит из колледжа. Обидно оказаться среди парий, но так звёзды легли – не удалось стать своим для сокурсников. В их колледже совсем другие приоритеты. Его Андреев третий разряд по пинг-понгу и первый по шахматам здесь никак не котировались.
Весь следующий день преподаватели только и трындели о значимости предстоящего события. По-другому назвать их старания отчего-то не хотелось. Каждый посчитал нужным дать свои наставления. Но никто не объяснил, почему по результатам теста не отчисляют двоечников и хулиганов? От народа ничего не укрыть. Не зря же среди студентов тест называют Конкурсом Лузеров. Сам Андрей об этом никогда не задумывался. А вот его сосед по комнате не поленился и собрал статистику за несколько лет. Он то и указал Андрею на такую вот любопытную закономерность. И в самом деле, выгоняют только безобидных ботанов. На разгильдяев словно существовало табу. Можно подумать, государство в них было больше заинтересовано. Это не поддавалось никакой здравой логике. Хотя как-то один из преподавателей признался:
Вечером всем испытуемым надели браслеты с электронными хронометрами. Свои часы при этом предполагалось снять. Стоя в очереди за ними, Андрей вдруг осознал, что сдают тест только мальчики. Девочек тест не касался. Явная дискриминация по половому признаку. Где вы, феминистки всех мастей? Где Pussy Riot с протестами? Что-то в этот раз не рвутся бабёнки уравнять свои права с мужиками.
Пока Андрей размышлял о равенстве полов, дошла очередь и до него. Браслет защелкнули у него на запястье, и оказалось, что снять его самостоятельно не представлялось возможным. Мучиться с ним придётся до окончания испытаний. Дело в том, что он оказался неудобным, широким, сидел плотно, ограничивая движение кисти.
Относительно этих браслетов в студенческой среде ходило несколько версий. Наиболее безумной из них было утверждение, что браслеты читают мысли их хозяев и передают экзаменаторам. Не зря же члены комиссии постоянно пялились в свои планшеты. Эту же версию поддерживал и сосед Андрея по комнате, тот ещё чудик. Наиболее правдоподобным было мнение, что браслет служил для идентификации испытуемого. Во все века и при любом строе одни студенты сдавали за других. Браслеты, чтобы предотвратить подобное. Кроме того, в них могли вмонтировать датчики ГЛОНАС. В этом случае преподаватели получали возможность знать, кто и где находится в данный момент.
В первый день писали тест, наподобие ЕГЭ, пятнадцать (!) листов одних вопросов. Вдумчиво ответить на все и двух дней не хватит, а соискателям отвели всего три часа. Похоже, придётся лепить первое, что придёт в голову. Это как в тестах по психологии. Увидев Костыля, тоже получающего бланки, Андрей задался вопросом: «Неужели и тот получит зачёт, отвечая на вопросы?» Голова, которой отбивают мячи, не способна удерживать в себе знания. А Костыль победно улыбался, словно у него были бланки с наколотыми булавкой ответами. Удивляться нечему, святого и честного не осталось ничего. Gaudemus давно уже не igitur, если зачёты и экзамены без зазрения совести ставят за деньги. Кто-то говорил, что у Костыля маман в областной администрации сидит. Не зря же тому всё с рук сходит. Костылиха со своими связями наверняка с ответами для сыночка подсуетилась.
По списку народ разбили на группы и развели по классам. Со звонком экзамен начался.
Ответить на все вопросы Андрей успел за минуту до финального звонка. Сдавая работу, он видел, что многие не управились с заданием. У большинства последние страницы оставались пустыми. Это дополнительно утвердило его во мнении, что в аттестационном тесте письменная работа не самое главное. Шутки ради он прошептал это в браслет. Пусть проверяющие знают, что он разгадал их уловку.
Второй день принёс-таки полосу препятствий, а с ней неприятный момент, испортивший на весь вечер настроение. Андрей, как и все побегал, поползал, попрыгал. Он чуть было не навернулся с бума, но удержал равновесие. Сердце при этом забухало, отдаваясь биением под браслетом. Неприятный момент был связан с прохождением «Дома приведений». Это деревянный двухэтажный макет дома в конце полосы препятствий. В нем-то на выходе Андрея поджидали двое старшекурсников в боксёрских перчатках. Ни дать, ни взять – Сцилла и Харибда. Предполагалось с боем прорваться сквозь них. Вот тут Андрей струхнул. Всерьёз драться ему ещё не приходилось. По сопатке он получал, а вот самому ввязаться в потасовку против старшекурсников духу не хватало. Видеоуроки по карате, где всё логично, разумно, разжёвано, разом вылетели из головы. К тому же ноги предательски ослабли. На таких не то, что воевать, сбежать проблематично. И почему-то бросило в пот. Андрей застыл, не зная, как быть дальше.
Других вариантов как довериться им – нет. Финиш там, за этими бугаями с боксёрскими перчатками.
Андрей шмыгнул между ними. И правда, бить не били, а пинка вдогонку отвесили. Правда, не совсем попали, задели слегка. Это потому, что Андрей вовремя отпрыгнул. А дальше пойди, догони его.
Вечером даже любимый шпионский сериал не отвлёк его от циклического процесса самокопания. Или самозакапывания? Это в точку. Чем глубже вонзаешь лопату сомнений в своё Эго, тем выше могильный холмик над твоими надеждами. Глодало – разболтают или нет те старшекурсники о том, как Андрей проскочил последний рубеж полосы препятствий. Зачем её вообще было включать в аттестационный тест? Ах, да, по насыщенностью интеллектом она первая после перетягивания каната. И снова мысли к старшекурсникам. Ведь обязательно разболтают. Им и в голову не придёт, что трепаться об этом не обязательно. Вопрос кому расскажут? Если комиссии, то на себе сразу можно ставить огромнейший крест. Посмеются об этом среди своих – пойдёт гулять история по колледжу. Совсем житья не станет от насмешек, особенно от Костыля. Как ни крути, а пришла пора собирать чемоданы. А, может, и к лучшему? Есть ведь другие колледжи без Костыля и прочих уродов. Где его Андрея разряды по шахматам и настольному теннису будут считаться достойными…
Сделать решительный шаг помешал сосед по комнате. Он притащил новую компьютерную игру и уговорил Андрея сыграть с ним на пару. Пришлось соглашаться, всё равно он бы не отстал. Андрей начал вяло, но потом игра захватила его, вытеснив собой все мрачные мысли.
Глубокой ночью, ложась спать, он уже не паниковал перед завтрашним днём, поверив, что утро вечера мудренее, то есть положившись на русский авось.
Как только за дежурным закрылась дверь, подал голос разбуженный им сосед:
Андрей быстренько умылся-позавтракал и в 9-10 уже стоял под закрытой дверью кабинета физики. Ничего, подождём.
Пя-я-ть минут.
Де-е-е-сять.
Пя-я-я-т-на-ад-цать минут, а очереди к полиграфу не образовалось. Это как понимать? Отвечать он будет один? Это после того случая на полосе препятствий. Эх, надо было поинтерессоваться, как сосед проходил свою полосу препятствий? Тоже через пендель? Боец ведь из него никакой.
Наконец появились двое членов комиссии, официальные, в тёмных костюмах. Тот, что постарше и поплотнее, нёс чёрный кейс. Другой, тонкокостный, с интеллигентными чертами лица, был с ключами от кабинета и с уже привычным электронным планшетником. Они прошли мимо Андрея в кабинет, наказав ему подождать ещё.
Спустя несколько минут его пригласили. Андрей вошёл. За преподавательским столом он увидел проверяющего постарше. Он возился в раскрытом кейсе, от которого тянулись провода. Ничего необычного. Андрей видел телепередачу о полиграфе. Этот был примерно такой же. Второй член комиссии стоял у окна, что-то набирая одной рукой на своём планшетнике.
Андрея усадили на стул, обвешали датчиками, провели контрольные замеры и начали допрос.
Сорок пять минут вопросов-ответов не имеющих никакого отношения к обучению в колледже. Временами появлялось ощущение, что его подозревают в измене Родине, но пока точно не уверены в этом и на всякий случай пытаются вывести на чистую воду. Потому вопросы были не то, что заковыристые, порой провокационные. И в двух местах всё-таки стоило соврать. Андрей даже какие-то мгновения медлил с ответом. Беда в том, что он всегда лгал с трудом. В их семье враньё не приветствовалось. И он не стал ломать себя. Священнику как на духу мы исповедуемся, а бездушной железяке-полиграфу почему должны врать? К тому же обещали, что всё сказанное здесь не покинет стен этой комнаты. А что вопросы неудобные, на то он и тест.
После трёх стало известно, что через полиграф прогнали всего шесть человек. С целого курса?! К бабке не ходи – основные кандидаты на отчисление. Окончательный ответ по тесту обещали завтра донести на общем собрании. А пока оставалось ждать с замиранием сердца. Может, сразу отзвониться домой, предупредить, путь ждут? Отец, ясно, будет недоволен, а вот мать примет его любого. Поздний ребёнок – небесный свет для неё. Пойти напиться что ли? Для соседей по этажу это нормально. Только в комнате Андрея подобное не одобрялось. А если без этого никак? Жизненная ситуация так сложилась. Иначе мозги закипят, башню снесёт, крышу порвёт или поедет она? Сосед некстати куда-то запропастился. Спросить его – он как, составит компанию?
Вместо соседа в комнату ввалился директор колледжа (!). За ним член комиссии (!!) что тестировал Андрея на полиграфе. Не тот, кто сидел за полиграфом, а другой, помоложе, кто задавал вопросы. Зачем они здесь?
Вообще, появление директора ничего хорошего не предвещало. Колледжный Папа на Сухомлинского и не стремился походить. Это был барин, из самой что ни на есть провинциальной грязи. Церемониться со студентами он попросту не умел:
Краска кинулась в лицо Андрею, а сердце при этом затрепетало словно заячий хвостик, вторя пульсом под браслетом. А ведь Андрей не то, что чужого смартфона, скрепки из кабинета физики не брал. И почему так страшно? Неистребимая боязнь оказаться виноватым? Не вытравленное рабство? Как знать. 150 лет без крепостного права это много или мало? Отсюда ещё вычесть годы революции, культа личности и надзора КГБ…
Отыскать первоисточник панического страха не дал директор.
Сказано так, что если не согласиться сейчас на обыск, жалеть об этом придётся оставшиеся полтора года.
Директор не смотря на брюхо, присел перед ней и принялся копаться в вещах студента. Андрей неприязненно подумал, что тот чересчур старается перед членом комиссии. Воистину, даже крохотный чиновник, но из столицы всегда выше провинциального. Кстати, приезжий почему-то вёл себя так, словно всё происходящее его не касалось. Он стоял в сторонке, уткнувшись в свой планшетник, с которым не расставался. Весьма необычное поведение для человека из-за которого собственно и разгорелся этот сыр-бор.
Андрей какое-то время наблюдал, за директорскими усердиями, затем обронил:
— Эффективнее было бы задействовать программу поиска телефона. Любая дорогая модель имеет соответствующее приложение. А проще всего позвонить на украденный телефон.
— Что скажешь на это? – до рассудка донёсся голос директора.
Кажется, он повторил свой вопрос.
— И кому это нужно? – с интонацией человека для себя всё уяснившего, спросил директор.
— Ну? – переспросил директор.
Он сиял, наслаждаясь тем, что не ударил в грязь лицом перед столичным уполномоченным. Андрей же на это не таясь покривился и обречённо махнул:
— Да, мало ли кому нужно. Настоящего расследования вы всё равно проводить не будете.
— А вдруг телефон подбросил ваш сосед? – перебив его, неожиданно спросил обкраденный член комиссии.
— Исключено. Во-первых, у него нет причин для этого. Тапочки его я не приклеивал, в чай не плевал. Во-вторых, тест на полиграфе он сдавал в прошлом году, а не в этом. А в-третьих, он просто не способен на подобное.
— Вы уверены? – переспросил член комиссии.
— Что ты делаешь? – не понял его действий директор.
Директор перестал быть страшным. Он властвует над студентами. А для Андрея уже всё кончено. И директор для него больше никто.
— Ты так просто уйдёшь? – изумился директор.
Такой наглости директор не ожидал. Уже много лет с ним никто так не разговаривал. С той далёкой поры, когда он начинал карьеру лидером молодёжной организации. Он побагровел:
Уф! И как же свободно, когда мосты сожжены!
— Объясните, почему Вам сейчас не страшно? – опять негромко спросил приезжий чиновник, мгновенно гася гнев директора.
Получилось как у Чуковского: «Бабочка прилетела, крылышками помахала, море и погасло». Великая сила власти, когда шёпот сильнее крика.
— Что? – совсем глупо переспросил Андрей, хотя сообразил, о чём его спрашивали.
— Ну? Сформулировать сможете? – наконец-то чиновник поднял на него глаза, в которых, как показалось Андрею, мелькнула насмешка.
А вот это задело гордость. Чего-чего, а давать определения Андрей мастак.
Член комиссии кивнул, принимая ответ.
Чиновник сначала ткнул пальцем в планшет, затем с помощью какого-то шильца снял браслет с руки Андрея. После этого он увёл директора с собой. Оставшись один, Андрей в сердцах швырнул в стену кофту, которую держал в руках. «Ну, какая сволочь его подставили? Костыль? Этот бы просто не додумался до подобного. И потом, ему нужны зрители. Кто ещё? Ключ от комнаты всегда лежит в ячейке на вахте. Бери, кто хочешь…»
В этот момент в комнате появляется сосед.
— Ты где был? – со злобой набросился на него Андрей.
Вид у него настолько невинный, что хоть нимб к затылку дюбелем приколачивай.
Сосед пожимает плечами и бочком, бочком отходит. Такой же как и Андрей ботан на своём курсе, а тест, тем не менее, в прошлом году сдал. И сейчас жилы рвёт, вытягивая хороший балл для поступления в университет. Мечта его Андрею известна – стать адвокатом, а при возможности открыть адвокатскую контору. Вот где деньги и положение. Короче, бабы ему сердешному нужны. Только Андрею известно, что тумбочка его забита «Пентхаусом», «Плейбоем» и «Максимом». Так вот он продолжает учиться в колледже, А Андрей уже нет. Несправедливо?
Тягостно размышляя, Андрей собрал свои вещи. Их набралось целая сумка плюс большой пакет. Тапочки Андрей оставил очередному студенту-горемыке. Пусть пользуется, если не побрезгует. Книги сосед пообещал сдать в библиотеку. Андрея он ни о чём спрашивать не стал, но в глазах его читалась жалость. Да пошёл он…. Андрей подхватив сумку с пакетом, вышел из комнаты. Пара встреченных однокурсников о чём-то спросила его, но Андрей не стал отвечать. Пошли они все, пошли, пошли…
В воротах, он всё же оглядывается на колледж. Обидно, что так всё закончилось. Самое страшное, что сказать отцу?
Он слышит, что его кто-то окликает. Кому он ещё нужен? Из крутого автомобиля ему машет всё тот же член комиссии, что проводил обыск в комнате Андрея.
За спиной он слышит:
— И тебе не любопытно узнать истинное предназначение теста? Разве он не показался тебе, мягко говоря, странным?
Да, кое на что он хотел бы получить ответы. Андрей застывает на несколько мгновений, затем возвращается к машине. Чёрный внедорожник, американец! Не хватает мигалки на крыше. Номера вроде не козырные, зато буквы на них такие, что не каждый гаишник рискнёт останавливать этот автомобиль. Интересно, это личный аппарат или ведомственный? В любом случае совершенно очевидно, что чиновники из образнадзора живут не слабо.
Человек за рулём, качнув головой, вновь приглашает садиться в машину:
— Залезай. Обещаю ответить на все вопросы.
Андрей забирается в машину, недружелюбно буркнув:
Чиновник трогает машину:
— Отъедем. Не стоит здесь мозолить глаза.
Андрей озирается. Вроде нет никого. Занятия давно закончились, местные студенты уже разошлись по домам. Джип тем временем отъезжает от колледжа, на светофоре сворачивает налево и катит по улице имени революционера на совести которого расстрел крестного хода.
— Что такого секретного Вы собирались мне рассказать? – нарушает молчание Андрей.
Чиновник бросает на него заинтересованный взгляд и произносит:
— Beati pauperes spiritu, quoniam ipsorum est regnum caelorum. Вам знакомо это выражение?
Андрей недоумённо пожимает плечами:
— Нет. Это похоже на латынь. Мёртвый язык. Зачем его учить?
— Затем, чтобы тренировать память и на языке оригинала читать древние хроники.
— А чем Вам язык переводчиков не угодил? – хмыкает Андрей.
— Человек слаб, а учёный люд особо. Их легко заставить подправить историю или скрыть кое-что в ней.
— Что было, то было. Столь ли это важно? – пожимает плечами Андрей.
— Андрей замирает, пытаясь вспомнить о чём речь.
— Это Вы о нём упоминали на латыни? – уточняет Андрей.
— Нет, то были строки из библии. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Надеюсь, хоть это знакомо?
Андрей кивает в ответ:
— Никогда не понимал, зачем Христу нужны нищие духом? Духовно нищие? Моральные уроды?
Теперь уже Андрей с интересом разглядывает его. Ряса из-под костюма не торчит, а чешет так, словно в монастыре лет десять оттрубил. «Что думать? Версии какие есть? Тайный орден? Типа противовес масонам?» Член комиссии в свою очередь бросает взгляд на Андрея и вновь переводит внимание на дорогу.
— Вас устроит такое объяснение? – интересуется он.
«Опять на «Вы»! Чёрт возьми, а приятно, когда тебя считают за человека. Губы Андрея невольно растягивает улыбка. Это чуть-чуть смягчает обиду, но похоже она заселилась надолго. Так, что не обессудь, дядя, колючки её пока ещё выпирают. А посему, коль вызвался, отвечай на неудобные вопросы.
— И зачем такие нужны Иисусу? – это пока первый из них.
Аллилуйя! Всё просто замечательно. Только что Андрей делает в машине человека, руками которого выкинут из колледжа? Обида вновь ощерилась вопросом:
— К чему эта говорильня? Простите, не улавливаю сути. Изначально интерес витал вокруг теста. Что за экскурс в теологию?
— Всё вертится вокруг неё, вокруг религии. Просто за суетой многие не замечают этого. Хотя тест, который Вы сдавали никакого отношения к религии не имеет. Цель его – выявить разумного труса.
— Разумного труса?- эхом повторяет Андрей.
Сказать, что он удивился, стократ уменьшить его реакцию. Он не просто ошеломлён, он обескуражен и растерян. Тест на выявление труса? Это бред, бред, бред. В масштабах страны подобное мероприятие денег немалых стоит. Оно там «наверху» совсем ту-ту? Не дураков или бесталанных, а разумных трусов отсеивать? Столько денег профукать ради этого.
Видеть подобное у человека, перед которым выслуживался директор колледжа – дорогого стоит. Надо быть законченным циником, чтобы заподозрить его в актёрской игре. Обида, засевшая в Андрее, уступает место любопытству. Говорят, что это не порок. Поверим людям.
— И всё же трусов? – перебивает его Андрей.
— Кому это нам? – мгновенно реагирует Андрей.
Андрей кивает в ответ. Кто как живёт и дураку понятно.
— И то, что продолжаться так вечно не может, тоже, надеюсь, понятно?
Вновь кивок головой Андрея. Подобное даже не оспаривалось.
— Наш академик Карпов высказал любопытную теорию. Суть её в том, что осознанные преступления, не в состоянии аффекта, по пьяни или по глупости, а именно осознанные совершают люди, обладающие определённым запасом смелости. У робкого человека духу не хватает преступить закон. В этом как раз теория Карпова созвучна с христианскими критериями поведения.
— И причём здесь коррупция? – уже с меньшим вызовом спрашивает Андрей.
Злость улетучилась. Нормальный разговор с нормальным человеком.
— Вот об этом-то и задумался академик Карпов. На ключевые посты управления, главами административных единиц он предложил назначать тех, кто побоится грести всё под себя. Опять же приходим к нашему определению разумного труса. К идеям академика Карпова, как ни странно, прислушались на самом верху. Пришла пора государство спасать. Хватит прачкам с лужёными глотками управлять им. Была разработана целая программа поиска и подготовки соответствующих кандидатов на руководящие органы. Истинные цели её известны ограниченному кругу доверенных лиц.
— Тест – часть этой программы? – догадался Андрей.
Он заметил, что машина не двигалась. Давно ли она стояла?
— Скажите, тот смартфон среди моих вещей – тоже тест?
— Вам не кажется такая проверка подлой? – поморщился Андрей.
— Любая проверка, какие бы цели она не преследовала, несёт в себе толику подлости, потому, что изначально не доверяет испытуемому. Вы – умный человек, отнеситесь к этому философски.
— Придётся смириться. Проверка на благонадёжность была, есть и будет существовать всегда. Да, она унизительна. Но разве Вам не приходилось хуже?
Ну, что на это возразить? Костыль с его издёвками поступал лучше? По крайней мере, Андрей его уже больше не увидит.
— А родителям моим Вы тоже сообщите, что я провалил тест?
— Зачем? Скажем, что Вас по результатам собеседования пригласили на обучение в престижный институт. Обычно их радует.