Земельные отношения что это
Земельные отношения что это
ЗК РФ Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельные отношения (понятие и особенности). Земельные правоотношения, их классификация
Земельные отношения (понятие и особенности)
Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.
Особенности земельных отношений:
Земельные правоотношения
Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения Ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ дает легальное определение земельных отношений:
При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Элементы земельных правоотношений:
Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:
Объектами земельных отношений являются (с т. 6 ЗК РФ)
В настоящее время с введением института частной собственности на землю и платного землепользования земельные отношения приобрели новое содержание, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.
Классификация земельных правоотношений:
1) по основным институтам земельного права:
Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.
Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.
Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.
Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.
Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.
Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.
В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.
3) по их субъекту:
участниками этих отношений могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
4) по функциональному назначению:
Правоохранительные правоотношения, в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя законодательства.
Процессуальные нормы устанавливают порядок действий субъектов правоотношений по реализации своих прав и обязанностей. Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.
7) по степени взаимной обязанности их участников:
Земельные отношения
В общем виде земельные отношения можно охарактеризовать как систему социально-экономических связей по владению, пользованию и распоряжению землей, включая ее куплю-продажу, сдачу в аренду, организацию использования и т. д.
Выделение земельных отношений в отдельную сферу является объективным историческим процессом, обусловленным особым значением земли, ее функциональным многообразием и ограниченностью как природного ресурса.
Земельные отношения связаны со множеством социальных, экономических, экологических, историко-культурных, психологических и других факторов, которые имеют сложную структуру, различные циклы развития, достаточно развитый механизм воздействия на процесс распределения, использования и охраны земельных ресурсов.
В результате исторического развития складывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которым относятся физические лица (индивидуумы), их отдельные сообщества (например, общины), предприятия, организации (юридические лица).
Государство объединяет, представляет и защищает их интересы, многообразные и часто противоречивые. Субъектами земельных правоотношений являются все участники этих отношений, наделенные земельными правами и обязанностями, предусмотренными земельным законодательством.
Разница между земельными отношениями и земельными правоотношениями
Содержание понятия «земельное правоотношение» непосредственно связано с определением предмета земельного права, которое регулирует сферу земельных отношений. Правоотношения в каждой отрасли права, в том числе, естественно, и в земельном праве, являются общественными отношениями, урегулированными нормами права. Общественные земельные отношения, урегулированные нормами земельного права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством, представляют собой земельные правоотношения. [2]
Земельные отношения являются особым видом имущественных отношений по поводу земли, регулируемых земельным законодательством. Специфика отношений по поводу земли обусловлена особенностями предмета этих отношений — земли. Данное обстоятельство отличает эти имущественные отношения от иных имущественных отношений и обусловливает публичный характер их регулирования. Земельные правоотношения являются правовой формой соответствующей сферы имущественных земельных отношений.
Пограничные земельные отношения
Общественные отношения, регулируемые российским законодательством, зачастую не имеют четкой отраслевой однородности. Существует большое число «пограничных» земельных отношений, которые в равной мере иногда считаются предметом регулирования другой смежной отрасли. Речь идет, например, о формах земельной собственности, праве собственности и иных вещных правах на землю граждан и юридических лиц, о сделках по поводу земельных участков.
В частности, в ЗК РФ определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию земель. При этом к земельным отношениям нормы специальных законов применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Отношения, касающиеся разрешенного использования земельного участка, оказались пограничными с градостроительным законодательством: определение разрешенного использования рассматривается как часть отношений по градостроительному зонированию и планировке территории (градостроительные отношения). В данном случае ГК РФ предписывает: к градостроительным отношениям применяется земельное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Следовательно, на федеральном уровне имеется несогласованность: по ЗК РФ установлен приоритет его норм перед нормами ГК РФ, тогда как в последнем кодексе закреплен приоритет норм ГК РФ перед земельным законодательством. Это несогласованность остается неявной благодаря отсутствию в ЗК РФ подробного регулирования процедуры изменения разрешенного использования земельного участка. Учитывая более детальное регулирование разрешенного использования участка в ГК РФ, допустимо предполагать, что разрешенное использование земельного участка становится институтом градостроительного законодательства.
Некоторые несогласованности выявляются судебной практикой. Например, суды отмечают, что нормы ГК РФ о праве правообладателя самостоятельно выбирать вид разрешенного использования (ч. 4 ст. 37 ГК РФ) не означают возможности передачи в аренду земельного участка с одним видом разрешенного использования с другим видом разрешенного использования. Суды при рассмотрении дел, связанных с разрешенным использованием участка, указывают, что разрешенное использование определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности. Тем самым практика стала отдавать приоритет градостроительному законодательству.
Статьей 30 ГК РФ определено, что правила землепользования и застройки включают порядок их применения и внесение в них изменений. Последние при этом включают положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков, а также о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки. Кроме того, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков указываются виды разрешенного использования земельных участков. Эти правила указывают на следующие правовые способы изменения видов разрешенного использования земельного участка. Первый прямо предусмотрен градостроительным регламентом (правилами землепользования): в нем перечислены виды, из которых можно выбирать. Назовем это упрощенной процедурой изменения. Второй способ заключается в изменении правил землепользования и застройки, что может привести к изменению самого перечня видов разрешенного использования, из которых впоследствии можно будет выбирать определенный вид.
Необходимо отметить, что указанные нормы о двух процедурах установления разрешенного вида не охватывают все отношения по изменению вида разрешенного использования. Во-первых, использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 ГК РФ). Вероятно, термин «использование» включает полномочия компетентного органа на определение вида разрешенного использования участка. Согласно ч. 5 ст. 37 названного Кодекса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
По мнению судов полномочия по изменению одного вида разрешенного использования земельных участков на другой входит в состав полномочий по распоряжению земельными участками. [3]
Во-вторых, в ситуации, когда в отношении земельного участка установлено разрешенное использование, которое не соответствует градостроительному регламенту, то изменение этого вида осуществляется путем приведения в соответствие с регламентом. Важно учитывать позицию судов, признающих противоправным предоставление участков с видом разрешенного использования, который не соответствует регламенту.
В-третьих, ГК РФ предусмотрено, что условно разрешенный вид использования предоставляется в специальном порядке. Анализ некоторых правил землепользования и застройки, принятых в субъектах РФ, показывает, что этот вид использования, по сути, предусмотрен в целях дополнительного контроля за установлением разрешенного использования, в частности, применен механизм публичных слушаний.
Список литературы
5. Кононов В.С. Правовое регулирование и порядок изменения правового режима разрешенного использования земельного участка: правовая природа и подходы к определению понятия // Российское правосудие, № 2 (58), 2011
[3] Кононов В.С. Правовое регулирование и порядок изменения правового режима разрешенного использования земельного участка: правовая природа и подходы к определению понятия // Российское правосудие, № 2 (58), 2011
Понятие «земельные правоотношения»
В статье рассматриваются понятие «земельные правоотношения», их виды и особенности, а также основания возникновения, изменения и прекращения
Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.
Нормативное регулирование земельных правоотношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) (далее – ЗК РФ).
Понятие «земельные правоотношения»
Под «земельными правоотношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), использования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.
В ст. 3 ЗК РФ «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится определение «земельных отношений»: отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К таким отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.
При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Элементы земельных правоотношений
— субъект правоотношения – лицо, которое вступает в правоотношения относительно определенного объекта (например, арендатор земельного участка);
— объект правоотношения – предмет, в отношении которого возникают отношения (например, земельный участок);
— содержание правоотношения – совокупность субъективных прав и обязанностей, которые несут участники конкретного правоотношения (права и обязанности лица, получившего землю в бессрочное пользование).
Субъектами земельных правоотношений в соответствии со ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» являются:
Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:
а) собственников земельных участков;
б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.
В п. 2 ст. 5 ЗК РФ закреплено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков в РФ определяются в соответствии с ЗК РФ, специальными федеральными законами, иными нормативными актами (так, в п. 3 ст. 15 ЗК РФ названы случаи, когда указанные категории лиц не могут обладать земельными участками на праве собственности. Перечень приграничных территорий, на которых указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2001 г. №26 (в ред. от 11.04.2016 г.).
Объектами земельных правоотношений согласно ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» являются:
Содержание земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права. В настоящее время с введением института частной собственности на землю и платного землепользования земельные отношения приобрели новое содержание, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.
Виды земельных правоотношений
Земельные правоотношения можно классифицировать:
— по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.
— регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).
— охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.
— по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.
— абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.
— относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения
— по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.
— материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.
— процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.
— по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.
Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:
— Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.
— Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.
3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав Земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.
Особенности земельных правоотношений
Виды земельных правоотношений имеют свои особенности, которые влияют на характер их применения. Особенности земельных отношений:
В зависимости от ситуации один и тот же субъект может вступать в различные правоотношения. Например, гражданин обращается в органы местной власти с заявлением о выделении ему земельного участка. В данном случае он вступает в процессуальные, регулятивные, относительные правоотношения. Решением органов власти гражданину предоставлен в собственность земельный участок, теперь в отношении него действуют абсолютные правоотношения – право собственности на землю. Гражданин, реализуя это право, сдает участок в аренду и между землевладельцем и арендатором возникают материальные, регулятивные правоотношения по поводу договора аренды. При осуществлении всех этих действий гражданин выступает субъектом земельных правоотношений, которые, являясь различными по характеру, между тем, взаимосвязаны между собой.
В тоже время правоотношения имеют и существенные отличия. Например, регулятивные правоотношения являются закреплением порядка осуществления тех или иных действий, которые носят добросовестный характер, не нарушают пределы прав других субъектов. А охранительные правоотношения, напротив, являются средством применения ответственности за противоправное поведение.
Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений
Земельные правоотношения необходимо рассматривать не только в статике, но и в динамике. Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты: а) события (не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин); б) действия (являются следствием волеизъявления человека, то есть изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).
Возникновение земельных правоотношений:
Основания приобретения прав на земельные участки (в соответствии со ст. 8 ГК РФ):
1) договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;
2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;
3) судебное решение;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (например, при купле-продаже земельного участка юридическим фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении этой сделки).
Изменение земельных правоотношений:
1) в процессе использования земли права и обязанности участников земельных правоотношений могут изменяться. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств;
2) изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды.
Прекращение земельных правоотношений:
— основанием прекращения земельных правоотношений для собственника или землепользователя земельного участка служит договор о его продаже, решение компетентного государственного органа об изъятии (выкупе) земли для государственных нужд.
Прекращение земельных правоотношений может быть полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров.
В целом земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд.