Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня

Урок русского языка в 9 классе на тему «Повторение темы «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Русский язык. 9 класс. Урок № 21.

Повторение темы «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

Задание № 1 (презентация): из данных СПП с придаточными определительными выпишите (на слух) только определяемые существительные из главных предложений.

Задание № 2 (презентация): из данных СПП с придаточными изъяснительными выпишите (на слух) только изъясняемые слова из главных предложений.

Задание № 3 (выполняется на карточке): (а) прочитайте предложения, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы предложений, а также определяемые, изъясняемые и союзные слова как члены предложения, союзы обведите в овал; от главного предложения к придаточному проведите стрелку с вопросом; (в) укажите вид придаточных:

(1) Иван Ильич спросил где находится штаб. (2) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было. (3) Теперь Леонтьеву стало ясно о чем он будет писать. (4) Пароход сел на мель вблизи того городка куда ехал Леонтьев. (5) Что написано пером то не вырубишь топором. (6) Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля узнать прекрасна ли земля. (7) Казбич вообразил будто Азамат украл у него лошадь. (8) Мы условились драться за скирдами что находились подле крепости.

Задание № 4: (а) выпишите грамматические основы только из придаточных изъяснительных и придаточных определительных предложений, распределяя их на 2 группы (знаки препинания не расставлены):

(1) Она привыкла быть окружена людьми которые ее понимают. (2) Читатель вероятно уже догадался что дочь Кирила Петровича есть героиня нашей повести. (3) Лопахин вздрогнул когда старшина хрипло и тихо заговорил. (5) О н говорил зычно так как был туговат на ухо. (6) Двери запирались замками ключи от которых хранились у Кирила Петровича. (7) Он решил что холодная рассеянность всего приличнее. (8) Палатка и кухня отправлены были на место где Кирила Петрович должен был обедать. (9) Он проснулся когда уже рассвело. (10) Спицын с ужасом поглядывал на учителя который тут же сидел. (11) Меня тотчас охватила неприятная неподвижная сырость точно я вошел в погреб. (12) Я не подозревал что было еще причиною ее горести. (13) По другим известиям узнали что Дубровский скрылся за границу. (14) К утру если успеют восстановить путь эшелон будет отправлен. (15) Сегодня я получил известие после которого мне невозможно долее здесь оставаться.

(3) Лопахин вздрогнул, когда старшина хрипло и тихо заговорил.

* (СПП с придаточным времени)

(6) Двери запирались замками, ключи от которых хранились у Кирила Петровича.

(4) Добрая Прасковья Петровна радовалась, что дочь ее наконец нашла себе достойного жениха.

(5) О н говорил зычно, так как был туговат на ухо.

* (СПП с придаточным причины)

(8) Палатка и кухня отправлены были на место, где Кирила Петрович должен был обедать .

(9) Он проснулся, когда уже рассвело.

* (СПП с придаточным времени)

(10) Спицын с ужасом поглядывал на учителя, который тут же сидел .

(11) Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб.

* (СПП с придаточным сравнения)

(15) Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться .

(13) По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.

(14) К утру, если успеют восстановить путь, эшелон будет отправлен.

* (СПП с придаточным условия)

Задание № 5 (выполняется на карточке): расставляя знаки препинания, исправьте предложения, заменив в одном из придаточных определительных союзное слово «который» союзными словами «где», «куда», «откуда», «когда»:

(1) Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. (2) Город в который я переселился был богат такими событиями которые невозможно забыть. (3) Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все спали. (4) Завод на который направили молодого специалиста выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. (5) Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

Задание № 6 (выполняется на карточке): (а) прочитайте текст, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы в СПП с придаточными изъяснительными, (в) определите синтаксическую роль изъясняемых и союзных слов, союзы обведите в овал, от главного предложения к придаточному проведите стрелку с вопросом:

(1) Знаешь ли ты что в Древней Руси культура достигла высокого уровня развития и многие жители знали грамоту? (2) Чтобы внести в науку это утверждение ученым потребовались долгие годы труда. (3) Еще до недавнего времени мы знали что в Древней Руси читать и писать умели лишь богатые люди. (4) Не было ни одного свидетельства того что грамоту знали простые люди. (5) Но вот в 1951 году было сделано важное открытие: во время раскопок в Новгороде были обнаружены под слоями старой мостовой какие-то деревянные стружки с нацарапанными на них письменами. (6) При изучении их оказалось что эти потемневшие от влаги и времени тонкие кусочки дерева были обыкновенной берестой и нанесенные на ней знаки были письма древних новгородцев. (7) Оказалось что березовая кора предварительно обрабатывалась; потом на ее внутренней стороне при помощи острых костяных или металлических палочек наносились буквы. (8) Эти письма представляли собой деловые письма жалобы крестьян на их угнетение частную переписку. (9) Все это позволило сделать вывод что грамотность была распространена и среди простого народа. (А. Сахаров, С. Троицкий)

Повторение темы «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

Задание № 1: из данных СПП с придаточными определительными выпишите (на слух) только определяемые существительные из главных предложений.

Задание № 2: из данных СПП с придаточными изъяснительными выпишите (на слух) только изъясняемые слова из главных предложений.

Задание № 3 (выполняется на карточке): (а) прочитайте предложения, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы предложений, а также определяемые, изъясняемые и союзные слова как члены предложения, союзы обведите в овал; от главного предложения к придаточному проведите стрелку с вопросом; (в) укажите вид придаточных:

(1) Иван Ильич спросил где находится штаб. (2) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было. (3) Теперь Леонтьеву стало ясно о чем он будет писать. (4) Пароход сел на мель вблизи того городка куда ехал Леонтьев. (5) Что написано пером то не вырубишь топором. (6) Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля узнать прекрасна ли земля. (7) Казбич вообразил будто Азамат украл у него лошадь. (8) Мы условились драться за скирдами что находились подле крепости.

Задание № 4: (а) выпишите грамматические основы только из придаточных изъяснительных и придаточных определительных предложений, распределяя их на 2 группы (знаки препинания не расставлены):

(1) Она привыкла быть окружена людьми которые ее понимают. (2) Читатель вероятно уже догадался что дочь Кирила Петровича есть героиня нашей повести. (3) Лопахин вздрогнул когда старшина хрипло и тихо заговорил. (5) О н говорил зычно так как был туговат на ухо. (6) Двери запирались замками ключи от которых хранились у Кирила Петровича. (7) Он решил что холодная рассеянность всего приличнее. (8) Палатка и кухня отправлены были на место где Кирила Петрович должен был обедать. (9) Он проснулся когда уже рассвело. (10) Спицын с ужасом поглядывал на учителя который тут же сидел. (11) Меня тотчас охватила неприятная неподвижная сырость точно я вошел в погреб. (12) Я не подозревал что было еще причиною ее горести. (13) По другим известиям узнали что Дубровский скрылся за границу. (14) К утру если успеют восстановить путь эшелон будет отправлен. (15) Сегодня я получил известие после которого мне невозможно долее здесь оставаться.

Задание № 5 (выполняется на карточке): расставляя знаки препинания, исправьте предложения, заменив в одном из придаточных определительных союзное слово «который» союзными словами «где», «куда», «откуда», «когда»:

(1) Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. (2) Город в который я переселился был богат такими событиями которые невозможно забыть. (3) Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все спали. (4) Завод на который направили молодого специалиста выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. (5) Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

Задание № 6 (выполняется на карточке): (а) прочитайте текст, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы в СПП с придаточными изъяснительными, (в) определите синтаксическую роль изъясняемых и союзных слов, союзы обведите в овал, от главного предложения к придаточному проведите стрелку с вопросом:

(1) Знаешь ли ты что в Древней Руси культура достигла высокого уровня развития и многие жители знали грамоту? (2) Чтобы внести в науку это утверждение ученым потребовались долгие годы труда. (3) Еще до недавнего времени мы знали что в Древней Руси читать и писать умели лишь богатые люди. (4) Не было ни одного свидетельства того что грамоту знали простые люди. (5) Но вот в 1951 году было сделано важное открытие: во время раскопок в Новгороде были обнаружены под слоями старой мостовой какие-то деревянные стружки с нацарапанными на них письменами. (6) При изучении их оказалось что эти потемневшие от влаги и времени тонкие кусочки дерева были обыкновенной берестой и нанесенные на ней знаки были письма древних новгородцев. (7) Оказалось что березовая кора предварительно обрабатывалась; потом на ее внутренней стороне при помощи острых костяных или металлических палочек наносились буквы. (8) Эти письма представляли собой деловые письма жалобы крестьян на их угнетение частную переписку. (9) Все это позволило сделать вывод что грамотность была распространена и среди простого народа. (А. Сахаров, С. Троицкий)

Источник

Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня

Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Смотреть фото Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Смотреть картинку Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Картинка про Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Фото Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня

по работе с культуроведческими текстами

Эффективность работы учителя по формированию культуроведческой компетенции зависит от такого фактора, как система использования культуроведческих текстов на уроках русского языка. Тексты культуроведческого содержания могут быть использованы на уроках различных типов: закрепление нового материала, обобщение учебного материала, уроки контроля навыков и умений, уроки развития речи. В зависимости от учебных целей и задач урока компетентностные задания к тексту могут варьироваться, особенно это касается заданий языкового характера.

На работу с культуроведческими заданиями необходимо запланировать не менее 12-15 минут, с учетом особенностей класса и типа урока.

В целом работа с культуроведческими текстами состоит из нескольких этапов, каждый из которых очень важен.

Не жди и не требуй награды за верность. Награда тебя непременно найдёт, и это будет спокойное, гордое сознание, что не зря жил, не был лишним, бесполезным для Родины человеком, что исполнил свой главнейший долг гражданина – прожил жизнь честно, по совести, без обмана, так что не жжёт стыд перед детьми и внуками. И они, твоё продолжение на земле, благословят твою память. (По В. Ткаченко)

Задания культуроведческого характера.

Нелегко вырастить плодовое дерево: много оно требует труда и забот. А чертополох невзыскателен. Гитлер, создавая свою «гитлеровскую молодёжь», потворствовал самым низким инстинктам человека. Он не воспитывал – он натаскивал, науськивал. Нельзя назвать патриотизмом мироощущение немца гитлеровской формации. Патриотизм обозначает любовь к своей стране, к своему народу. Как всякая большая любовь, патриотизм расширяет сознание. Подлинный патриот любит весь мир. Маяковский писал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Любовь к Парижу не заставила его отступиться от родной Москвы, но любовь к Москве помогла поэту полюбить и оценить Париж. Нельзя, открыв величие родной земли, возненавидеть Вселенную. Безлюбые люди – плохие патриоты. Наш патриотизм помогает нам любить другие, далёкие народы, понимать чужую культуру. (По И.Эренбург)

Поэтому берегите молодость до глубокой старости, цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно; привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – она вечно будет доставлять тебе радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий.

Есть русская пословица, которая гласит: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать! (По Д. Лихачёву)

Задания культуроведческого характера.

Она взметнулась из сине-белых снегов и взлетела под самое небо, это берёза. Вся-вся, от малой веточки до каждой большой ветви, облеплена, обсахарена молочно-нежным, серебристо-дымчатым инеем.

Крепкая, сильная, молодая берёза. Кажется мне, она излучает мягкий и ровный свет всей зимы. Кажется, от неё исходит музыка, чистая, волнующая. Кажется, берёза эта из далёкого детства, из сказки. Может, это вовсе и не берёза, а белая лебедь! Вот закрою глаза, вдоволь налюбовавшись ею, а она скрипнет белыми крыльями, взмахнёт, разметая снега, и улетит. И станет тогда поляна сразу сиротою. (По В. Бочарникову)

Задания культуроведческого характера.

Берёзовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда берёзы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош берёзовый лес и в те дни, когда разворачиваются на берёзе изумрудные листочки.

В берёзовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые берёзы, сначала редкие, отделённые друг от дружки, вдали становятся для глаза всё более частыми и, наконец, сливаются в пестроту. В берёзовом лесу всегда светлее, чем в дубовом или еловом, как будто берёзы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя. (По В. Солоухину)

Задания культуроведческого характера.

Задания культуроведческого характера.

Есть у нас и «добрые» прощания-пожелания: Всего хорошего! Всего доброго! Они используются либо самостоятельно, либо соединяются с До свидания, как бы усиливая это выражения.

А ведь есть ещё Счастливо! и Пока!, и Всего!, Привет!, и Салют!, и даже Чао!, правда, уже, кажется, выходящие из моды.

А ещё и такие: Разрешите попрощаться!, Честь имею откланяться! или просто Честь имею.

Получается, что в русском языке десятки способов попрощаться.

При прощании приняты и пожелания: Желаю удачи, успехов!, а отъезжающему: Счастливого пути! (По Н.И. Формановской)

Задания культуроведческого характера.

Русские мастера-умельцы отлили вскоре колокол, какого ещё никогда не бывало, весил он свыше двухсот тонн.

Во время очередного пожара в Кремле сгорел деревянный шатёр над литейной ямой, и колокол, облитый водой, дал трещины, потом от него отвалился кусок в семьсот пудов.

Когда ты будешь любоваться творениями русских мастеров-литейщиков в Кремле, когда ты остановишься возле Царь-колокола, безмолвно дремлющего у подножия Ивана Великого, вспомни эту историю. (По Е.Осетрову)

В России во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что почти 75% сельского населения не имеет фамилий.

Одними из первых обладателей фамилий были князья, но мелкие либо средние. Цари, короли, великие князья не нуждались в фамилиях. Право носить фамилию имел узкий круг людей. Ещё не все мелкие дворяне вXII веке имеют фамилии: совершенно не имеют фамилии, как правило, и подавляющее большинство крестьянства.

Наделение значительного числа людей фамилиями происходило во время призыва в армию, но тем не менее и после Октябрьской революции почти половина сельского населения не имела настоящих фамилий и получила их в связи с проводившейся паспортизацией.

Новые фамилии будут возникать и в будущем, хотя время их массового формирования прошло. (По В.Похлёбкину)

Задания культуроведческого характера.

Бледно-красные, как темперой рисованные стены Кремля. Белый камень Зарядья рядом с мощным переливом цветов Василия Блаженного…

И художник чувствовал, что всё сделанное им раньше ни больше ни меньше как прелюдия к грядущей своей работе.

В душе уроженца исконно русской вятской земли не могли не пробудиться дремавшие доселе образы, навеянные сказками, слушанными в детстве, густыми чащобами труднопроходимых лесов, грустью по-северному угрюмых багряных полей. (По В.Кузнецову)

Числительные «два», «три», «четыре» в современном русском языке сочетаются с существительным «год» в родительном падеже единственного числа. Слово год имеет много исторически коренных слов, значение которых в русском и в других славянских языках разнообразно. Примерами являются следующие слова: «годный», «годиться», «угодить», «выгода», «погода», «година». (ПО В.И. Иванову)

У политика много общего с тренером по американскому футболу. Он должен быть настолько умен, чтобы понимать игру, и настолько туп, чтобы принимать ее всерьез. Юджин Маккарти
ещё >>

Источник

Культура Древней Руси

Общая характеристика культуры Древней Руси

Древнерусская культура восходит корнями к моменту образования государства и проходит свой путь вплоть до татаро-монгольского нашествия. Культура Древней Руси развивалась в период с X по XIII в. и была напрямую связана с социальной, политической и экономической ситуацией в обществе.

Главная характеристика данного этапа развития государства – это земледелие, обусловившее неторопливое развитие культуры в целом. Вместе с тем главная роль в видении мира принадлежала христианству, которое активно развивалось в государстве на тот момент. Все творения приписывались Божьим заслугам, а любая деятельность творческих людей пропадала в тени религии.

Выделяют два этапа развития культуры Древней Руси, которые появились в разные периоды ее становления:

Первоначально древнерусская культура развивалась достаточно быстро, в связи с чем Русь именовалась одним из самых развитых государств. Об этом говорят два источника, послужившие данной тенденции процветания культуры:

После того, как в 988 г. Русь стала христианской, и религия стала одним столпов на которых держится государство, активное развитие получили философия, литература, зодчество, язык, образование и политика. После принятия христианства и при проведении новых реформ начали появляться школы и библиотеки, которые повлияли на рост грамотности населения.

В X веке Кирилл и Мефодий, которые были двумя православными монахами, придумали первый русский алфавит, что позволило распространить образование не только в высшем обществе, коим являлись духовенство, князья и знать, но и сделать его доступным для всех остальных – купцов, ремесленников, пользовавшихся им в быту.

Литература Древней Руси

Исторически развитие литературы в Древней Руси принято делить на два этапа:

Больше влияние на развитие литературы Древней Руси оказали религиозные тексты, которые переводили и переписывали с греческого и латыни. Авторы Древней Руси придерживались только христианской трактовки своих мыслей, т.к. религиозное мировоззрение доминировало на этой территории.

Все книги писали на пергаменте от руки, владеть ими могли лишь состоятельные слои общества.

Важной частью древнерусской культуры были фольклор и устная поэзия, благодаря которым информация в обществе передавалась из поколения в поколение.

Архитектура Древней Руси

Архитектурное искусство также получило большой импульс во времена возникновения христианства. Каменные здания сменили деревянные постройки. Создавали их не только греческие мастера, но и русские. Все здания старались строить в однообразной стилистике. Постепенно росло число храмов, церквей и соборов.

Живопись Древней Руси

Религия также оказала значительное влияние на искусство живописи. Так, в X веке на Руси появился новый жанр, перенятый у Византии – иконопись. Иконы писали на деревянных досках с помощью натуральных красок. Обычно изображали Богоматерь, Иисуса и разнообразных святых.

Источник

Культура древней Руси. Христианская культура и языческие традици

Содержание:

Культура Древнерусского государства формировалась под влиянием внешних экономических связей, военных действий, христианизации в Х веке. Основным фактором развития культуры Руси были связи с Византией – могущественной империей, главным экономическим и политическим партнером.

Развитие письменности

Письменность на территории Руси появилась в дохристианский период, что подтверждается рядом источников и археологических памятников. Создателями первого алфавита считаются византийские миссионеры Кирилл и Мефодий. Памятники глаголической письменности: «Киевские листки», множество рукописей-палимпсестов.

Глаголическое письмо Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Смотреть фото Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Смотреть картинку Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Картинка про Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Фото Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня

Создателем кириллицы традиционно считают Кирилла (он же создатель глаголицы), но это мнение не находит прямого подтверждения в источниках. Более вероятная версия: автор кириллицы – ученик Кирилла, Климент Охридский, что подтверждает житие этого святого. Говорится, что новая (кириллическая) письменность была создана после Кирилла и Мефодия. Дополнительное подтверждение более позднего периода создания кириллицы – при повторном использовании пергамента с него соскабливали старый текст – не встречается случаев, когда соскабливалась кириллица, она всегда идет вторым слоем.

Основной толчок к развитию письменности дало принятие христианства Древнерусским государством во время правления Владимира Великого. Богослужебные книги массово переписывались монахами с латинского и греческого языков.

Грамоте обучали при церквях, при Ярославе Мудром активно открывали библиотеки, мастерские для переписывания книг при монастырях. Владимир Великий положил начало практике открытия школ – изначально, это были учебные заведения для детей бояр, знатных лиц.

Основными целями активного использования письменности были:

Развитие литературы

Археологи обнаруживали берестяные грамоты, которые говорят об активном использовании письменности. Места находок: Новгород, Псков, Полоцк.

Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Смотреть фото Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Смотреть картинку Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Картинка про Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня. Фото Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого уровня

Книжное дело активно развивалось после христианизации Руси. Наиболее ярко наблюдаются заимствования византийской и болгарской традиций. Но создавались и оригинальные, «местные» литературные памятники, которые не имеют аналогов.

Оригинальные литературные памятники:

Другие произведения: «Поучение к братии» (Лука Жидята, около 1035 г.), «Об опресноках» (митрополит Леонтий, первое полемическое произведение), сочинения Феодосия Печерского (вторая половина XI века), «Стязания с латиною» (важный полемический источник, митрополита Георгия).

Полемическая литература – литературные источники, написанные в форме «вопрос-ответ», относительно раскола христианской веры на православие и католицизм. Содержат размышления автора произведения по поводу слияния церквей, права верховенства одного ответвления христианства над другим, осуждения латинской (католической) веры.

Из поучений наиболее яркое – «Поучение» Владимира Мономаха (около 1117 г.). Содержится автобиография, поучение – морально-этические нормы, письмо князю Олегу.

Жития – жизнеописания святых, пример оригинальных литературных источников времен Древнерусского государства.

Изложения историй о паломничествах на святые земли. Первое известное произведение датировано началом XII века. Основные цели паломничеств – Константинополь и Афон. Кроме литературной ценности, эти описания представляют историческую ценность. Например, Антоний изложил уникальные данные о реликвиях, которые до нашествия крестоносцев хранились в Константинополе (Царьграде).

Средние века в Западной Европе – время создания рыцарских романов. Своеобразный аналог по сути, но не по форме – былины и воинские повести. Повествование не документальное, а художественное, со свойственной времени стилистикой.

Наиболее известное произведение – «Слово о полку Игореве», в которой рассказывается о походе 1185 года на половцев.

Неоригинальные памятники литературы

Первые известные книги: Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс. Книги писали на пергаменте.

Пергамент – ценный материал для книгописания, созданный из недубленой кожи животных. Для получения пергамента подходила не любая кожа, ее нужно было немало, поэтому стоимость книги была такой, что позволить себе эту роскошь мог только очень богатый и знатный человек.

Особое место в литературе Руси принадлежит «Изборнику» 1073 и 1076 годов, написаны для Святослава Ярославича. Считается первой на Руси энциклопедией, но оригинальным произведением не является – оригиналом был сборник более раннего периода, составленный для болгарского царя. Содержал статьи о философии, природе сущего.

Летописи – наиболее ценные с исторической точки зрения литературные памятники, изложение вели в хронологическом порядке. Наиболее известное литературное творение – «Повесть временных лет». Авторство приписывают Нестору, но анализ текста позволил установить, что автор не был один. Выделяют трех авторов: Нестор, Никон Печерский и монах Сильвестр.

Летописный свод рассказывает о древнейшей истории, расселении ранних славян, развитии и становлении Руси, особое внимание удаляется крещению Руси.

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого.

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений.

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше.

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец.

Архитектура и монументальное зодчество

В языческие времена развитие архитектуры базировалось на применении наиболее распространенных материалов, которые можно было найти. Для большей части территории Руси – это дерево. Ранние славяне строили наземные и подземные дома, полуземлянки.

До принятия христианства знать строила крепости, терема тоже из дерева. Но с принятием христианства на территорию государства пришло монументальное каменное зодчество в характерном византийском стиле. Известно, что наиболее ранние христианские храмы были деревянными, они не сохранились до наших дней.

Первая каменная церковь – Десятинная, располагалась в Киеве, построена приблизительно в 989-996 гг. За время функционирования пережил ремонт и перестройку. Есть гипотеза, что храм был частично разрушен в следствие землетрясения. Во время захвата Киева татаро-монголами церковь была полностью разрушена.

Уникальный архитектурный памятник – Софиевская церковь, построена в первой половине XI века, во время княжества Ярослава Мудрого. Храм перенес перестройки в XVII-XVIII веках, но сохранил изначальный облик. На данный момент, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

К XII-XIII векам сложилось несколько архитектурных школ:

Также выделяют школы: псковскую, полоцкую, новгородскую,

Наиболее известные памятники древнерусского зодчества:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *