Знак пчела что означает
Пчела
С древнейших времен пчелы символизировали трудолюбие и плодородие. Древнеегипетский иероглиф «пчела» обозначал Нижнеегипетское царство, а фараонов называли «царь-пчела». Пчела символизировала трудолюбие и верность, а также праведную гармоничную жизнь и царственность. В образе пчелы сочетались как солнечный, так и лунный символизм. Это насекомое связывали с солнцем из-за его золотистой окраски, а процесс производства меда толковали как очищение пчелы огнем. Вместе с тем, пчела выступала как священное насекомое лунных богинь.
Мед пчел использовали для лечения ран, а также для бальзамирования умерших. Учитывая подобную связь с миром мертвых, в Древней Греции и Риме пчел часто изображали на надгробных памятниках, а урны делали в виде ульев. Многие верили, что после смерти души людей превращаются в пчел.
Пчелиная символика распространена не только в европейской культуре. Индуистские боги Индра, Вишну и Кришна также связываются с пчелами, например Кришна в одном из эпизодов выступает как пчела, вьющаяся над головой Вишну. Бог любви Кама имел магический лук, тетива которого была унизана пчелами.
У древних германцев мед считался особой субстанцией, вместилищем волшебной жизненной силы и мудрости. Священное дерево Иггдрасиль было пропитано магическим медом, обладающим живительной силой. В Библии неоднократно указывается, что в раю течет мед и молоко. В пустыне Иоанн Креститель питался акридами и медом диких пчел.
Улей папы римского
В христианстве пчелиный рой является символом сплоченной общины верующих, католической церкви. Философы-богословы считали, что верующим следовало бы перенять моральные достоинства пчел: их трудолюбие, целомудрие, чистоту и умеренность. В этом контексте папа римский символически выступает в качестве пчеломатки, которая объединяет, напутствует и оберегает рой-общину. До недавнего времени глава католической церкви носил на голове корону или тиару — усыпанный драгоценными камнями головной убор, символически изображающий улей.
Королевские пчелы
В XVII в. во Франции во вскрытой могиле короля Хильдерика I были обнаружены золотые пчелы. С этого времени пчелы считались символом французской королевской династии.
Когда в начале XIX в. Наполеон стал императором Франции, он отказался от геральдической лилии и сделал пчелу эмблемой своего правления. Золотая пчела стала символом трудолюбия и усердия во имя нации.
Пчела
Исключительный по распространённости и широте значений животный символ. На восприятие которого в первую очередь влияют «общественное» устройство пчелиного роя и роль продуктов пчеловодства в жизни человека. Мёд служил не только для подслащивания и сбраживания, но также для изготовления лекарств и мумификации трупов, воск — для изготовления свечей, позже в производстве металлического литья (технология «потерянной формы». Исследования современных учёных (прежде всего К. Леви-Строса) вскрыли ритуальную и мифологическую роль мёда и через него — пчёл. Высока также роль пчёл (как и муравьев) в мифологизированной народной медицине.
Уже в древнейшие эпохи человечества производился сбор меда диких пчел. Отражения образа пчелы в мифологических представлениях известны уже в эпоху неолита (изображения в Чатал-Хююке в Южной Турции) и, видимо, связаны с развитием примитивного пчеловодства, прежде всего в ареале Малой Азии, Кавказа, Ближнего Востока, Египта. С пчелами связан один из важных вариантов мотива плодородия — «открытие» весны. Иногда пчела выступает как орудие бога, способствующего пробуждению (вызыванию) божества плодородия (например, в хеттском мифе о Телепинусе).
Нередко пчёлы как «существа сияющие, способные к очищению через огонь и регенерации» соотносятся с небесными светилами (Солнце, звёзды).
Пчёлы участвует в космогонических мифах и преданиях как союзник бога в борьбе против злого духа. Обычно пчела жалит противника, но иногда и сама терпит от него ущерб. Косвенной отсылкой к персонажам «основного» мифа можно считать широко распространённую связь пчёл именно с богоматерью как женой бога (или его матерью). В некоторых традициях как предпочтительная оформляется связь пчёл с божествами плодородия из класса Великих матерей (богинь-матерей, «лунных» богинь).
Высокая степень «организованности» пчёл и медовых сот, олицетворяющих начало высшей мудрости, делает пчел и мёд универсальными символами поэтического слова, шире — самой поэзии. Сладость мёда — обычная метафора красноречия, о многих проповедниках и ораторах рассказывалось, что ещё во младенчестве рой пчел усаживался им на губы, предсказывая судьбу.
К мифологеме поэта, спускающегося в царство мёртвых (к смерти) ради обретения высшей творческой силы (новой жизни, бессмертия), отсылает связь пчёл и мёда со сферой смерти, идеями воскресения из мертвых и бессмертия:
Эти «умирания» и «воскресения» были перенесены с богинь древности (Деметра, Персефона) на образ Иисуса Христа.
Мёд и медовые напитки составляют пищу богов, святых подвижников и жителей обетованных земель. Они выступают воплощением духовного познания — символика, прослеживающаяся в инициатических и похоронных обрядах (например, обычай обмазывать тело умершего мёдом).
Пчелиная матка обычно выступает как символ верховной власти, плодородия, богини-матери (эмблема девы Марии).
С пчёлами связано огромное количество мифологических и сказочных мотивов. К их числу относятся:
Во многих традициях пчёлы по ряду признаков объединяют с людьми:
Объявление пчёлами важных фактов (о смерти, каких-либо тайн и т. п.) — характерная черта «пчелиных» обрядов.
Пчёлы обычно являются (Африка, Австралия) тотемными животными. С ними также связана широчайшая сфера табуирования — от табуированных названий (иногда очень значительных по своему числу), включая особые запреты и до особой «магической» технологии пчеловодства, сохраняемой иногда в самой глубокой тайне.
Пчела рассматривается как царственное насекомое. Его символическими антагонистами считаются паук, оса, скорпион, шершень, муха (особенно последняя, суетливо летающая зигзагами). В древних текстах широко распространены представления о том, что пчелы партеногеничны [3] и никогда не спят.
«Подательница жизни», символ рождения, смерти и воскрешения; трудолюбия, непорочности, гармоничной жизни, царского достоинства.
Содержание
Нуэр объединяют пчёл и питонов в один тип тотемов из-за сходства окраски.
В хеттском мифе пчела спасает мир от засухи, вызванной исчезновением божества плодородия Телепинуса. Гнев найденного пчелой Телепинуса умеряет особыми обрядами богиня Камрусепа — букв. «дух пчелиного роя».
Атрибут халдейской богини-матери Милитт.
Царский символ в Ассирии и Халдее.
Геродотом описан вавилонский обычай хоронить мёртвых в мёде.
В Египте пчеловодство засвидетельствовано ок. 2600 г. до н. э. Одно из ранних изображений разведения пчел обнаружено на рельефах святилища Ра пятой династии. Мёд имел значение при составлении мазей.
Изображение (иероглиф) пчелы — символизирует Солнце. Согласно этиологическому мифу, рабочими пчелами стали падающие на землю слезы Ра.
«Домом пчелы» назван храм Нейт в городе Сане в дельте Нила.
Античным Греции и Риму не известен сахар, поэтому мед выступает основном средством для создания сладких блюд и кушаний. Крайне малое число знатоков-пчеловодов определяет сугубую умозрительность и мифологичность представлений о пчёлах и их жизни:
В Древней Греции, а затем и в Риме, пчела служит символом трудолюбия, преуспевания и послушания, а также бессмертия — души усопших могут переселяться в пчел. В очеловеченных сравнениях пчелы предстают храбрыми, целомудренными, старательными, чистыми, живущими в согласии с государственным устройством и с чувством прекрасного. К более поздним относятся «авторские» отождествления пчёл:
Вергилию приписывается афоризм об альтруизме пчёл:
«Вы, пчелы, вырабатываете мед не для себя» — лат. « Sic vos non vobis mellificatis apes»
В греческой мифологии прослеживается связь пчёл с с космическим деревом, которым выступает священный для Зевса-громовержца дуб. Отражение этих представлений можно, например, усмотреть в басне Федра (II 13) о пчелиных сотах на высоком дубу или гимне Каллимаха к Артемиде, связанной с пчёлами, где говорится о выстреле в улей и затем в дуб (выстрел или громкий звук связывается с обузданием дикого роя пчёл). Связь пчёл с громовержцем (Юпитером) обнаруживается и в римской традиции [11] ).
Пчёлы также связываются с землёй, земными водами и подземным миром:
В Греции форма улья часто использовалась для погребений, а изображения пчёл как рисунок на могильных надгробиях (возможно, в связи с мотивом бессмертия и/или как пожелание (уверенность в) воскресения). Известна практика заполнения тела умерших медом перед захоронением, либо кремацией; близкий обычай, вероятно, стоит за мифом о Главке, утонувшем в бочке с мёдом.
С представлениями о сексуальной невинности пчёл связано поверье, что если девушка пройдет вблизи роящихся пчел и не понесет никакого ущерба, то она невинна — хотя бы даже рядом с ней находился мужчина, с которым она провела ночь…
В богатом мёдом Эпидамне особенно почитали родоначальницу пчёл нимфу Мелиссу.
Золотой век — век молока и меда (дикого), который часто отождествляют с амброзией. Нектар и амброзия составляют пищу бессмертных богов Олимпа, ими вскормлены Дионис и Гермес Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами и молоком Амалфеи.
Жезл с ульем наверху — эмблема Меллонии в римской мифологии.
Как в древнегреческой, так и в римской традиции с пчёлами нередко сравнивают себя поэты, то же самое говорилось о Ксенофонте, Софокле, Пиндаре; «Афинской пчелой» позже называют Платона.
Некоторые авторы древности (Люциус Колумелла и Аэлианус Тацит: I—II века н. э.) утверждали, что пчелы располагают даром узнавания людей нечестных, подлых, считают их врагами и жалят без всякого сострадания.
Ф(Т)еокрит в своей сказке повествует о том, как Купидон похитил соты с медом, и пчелы очень больно покусали его. Божок помчался к своей матери Венере-Афродите с жалобой, но та ответила сыну, что раны, нанесенные самим Купидоном (Амуром) с помощью стрел, неизмеримо болезненнее.
У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира.
В германской мифологии «пчелиным путем» называется заполненный душами умерших воздух. Жезл с ульем наверху — эмблема германской богини Нантосвельты.
Согласно скандинавскому мифу, живительным священным мёдом пропитан ясень Иггдрасиль.
Согласно греческому фольклору нового времени, душа человека после его смерти улетает в виде пчелы, чтобы собирать мед и с цветов на собственной могиле.
В качестве литовского эквивалента Св. Зосимы выступает славян Бубилас.
Насекомое, пользующееся особым почитанием. Пчелу воспринимали как Божью тварь, называли Божьей угодницей, Божьей мудростью и наделяли святостью. Считалось, что:
По народным представлениям, пчёлы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Они обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством. Белорусы верят, что пчёлы сближают добрых людей. Общие пчёлы у двух разных хозяев соединяют их братскими узами — белорус. сябрына. Такие пчёлы хорошо роятся и дают много меда и воска. Братские отношения (своего рода духовное родство) между хозяевами возникают в том случае, когда от одного из них рой опустится в улей другого или когда на свадьбе новобрачным дарят половину своих пчёл. Духовное родство, основанное на совместном владении пчёлами, рассматривается как священное, данное самим Богом. Роль пчёл в сближении людей проявляется у белорусов также в старинном обычае изготовлять общую для односельчан братскую свечу, которая хранится поочередно у всех жителей деревни. Близкий по смыслу обычай известен и в польском Поморье: если один из двух соседей, имеющих пчёл, умрет, то другой должен пойти к его пчёлам, постучать палочкой по ульям и три раза сказать им: «Пчелки, ваш хозяин умер». Тогда пчёлы останутся на своем месте и не улетят в другое.
Пчёлы символически соотносится с образом Богородицы. Народная традиция наделяет пчёл не только чистотой и святостью, но также девственностью и безбрачием. В заговорах ее называют «девицей-пчелицей». Согласно легенде, пчелами стали слезы прекрасной девы, сидевшей на камне посреди моря. В загадках пчёлы описываются как незамужние девицы или монашки:
В сказках пчела хитростью избегает свадьбы со шмелем: откладывает ее на осень, когда отощавший шмель умирает. Мотив непорочного зачатия встречается в сербских поверьях о пчёлах. Считается, что самим Богом установлено размножение пчёл без спаривания: пчелиная матка просто откладывает яйца, из которых появляются на свет пчёлы. Тот же мотив отражен и в русских загадках о пчёлах:
Среди пчеловодческих праздников особенно выделяется день Зачатия св. Анны. В этот день пчеловоды просили в молитвах о зачатии пчелиных роев, которое сравнивали с зачатием св. Анны, родившей Пресвятую Деву:
«Анна зачала деву Пресвятую Богородицу, так и вы, мои пчелы, зачинайте дело во имя Божие, часты рои, густые меды».
Пчеловоды отмечали также день Игнатия Богоносца, который христиане связывали с началом родовых мук Богородицы.
Известна сербская легенда о происхождении пчёл из слез матери, которая оплакивала загубленного, а потом воскресшего сына. Здесь образ матери представляет собой прямую аналогию образу Богоматери. Соотнесенность пчелиной матки с Божьей матерью видна и в их языковых наименованиях: матка и Матерь. Царская символика роднит ее с Царицей Небесной: в украинской молитве к пчелиной матке обращаются «царица-матка», а в русской легенде в пчелиную матку Бог превращает царицу рогатых людей, живших некогда на земле. В заговорах пчелиную матку называют, как Богородицу, Марией. Культ Богородицы присутствует в пчеловодческих обрядах. Богородице приписывают занятие пчеловодством и считают ее покровительницей пчёл и их владельцев. На Успение Богородицы для хорошего приплода пчёл в церкви угощают освященным медом. Пчеловоды молятся о пчёлах, возложив свечу на икону Богородицы, обращаются к пчёлам с богородичной молитвой. Сходная символика пчёл имеется и в западноевропейской традиции, где пчёлы и ульи символизируют Деву Марию как источник всяческой сладости.
В разных славянских зонах известны поверья о душе в облике пчелы. Например, в Болгарии в Духов день молящиеся слушают, как жужжат мухи и пчёлы, считая, что это души их умерших близких. С этими представлениями связана и роль пчёл как предвестниц смерти в толкованиях снов.
Признак множественности символически соотносит пчёл со звездами, снегом, каплями дождя, слезами, искрами огня, песком и т. п.:
Известен пчеловодческий обычай приносить жертву водяному: в ночь на Преображение бросают в воду свежий мед и воск, топят в мешке первый рой или лучший улей. В награду за это водяной умножает пчёл и оберегает пасеку. Иногда пасеку специально ставят у реки, чтобы водяной охранял пчёл. Роль водяного как покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий, в дни памяти которых (17.IV и 27.IX) пасечник погружает мед в воду (иногда около мельницы), читая заговор, чтобы обеспечить себе успех в пчеловодстве на предстоящий сезон. Связь пчёл с водяным подтверждается и русским поверьем, что пчёлы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото; рыбаки вытащили неводом из болота пчелиный рой, от которого расплодились пчёлы по всему свету. У южных славян отголоски представлений о связи пчёл с водяным духом можно видеть в мотиве водяной мельницы в сербских легендах о пчёлах (ими становятся слезы матери, сын которой утоплен чертом в мельничной запруде; дьявол придумывает способ подачи зерна на мельнице, созданной Богом и Св. Саввой, а пчела, подслушав, сообщает об этом Богу) и пчеловодческой практике (мельничное мотовило на пасеке для удержания пчёл, вода с мельничного колеса для кропления пчёл), у западных славян — в польской легенде о мухах (пчелах дьявола), которых черт производит на мельнице способом, подобном тому, каким обдирают зерно перед размолом.
В русских веснянках пчела появляется в тех же контекстах («… Ты замкни зимоньку…, отомкни летечко…, лето хлебородное»), что и другие символы весны — жаворонок, кулик, Мати Пречистая.
В русской обрядовой традиции сохранилось свидетельство о связи пчелы с образом мирового дерева:
«Вырастало деревце да кипарисовое. Как в этом деревце да три угодьица: по вершине деревца да соловей песни поёт, посередь-то деревца да пчёлы яры [14] ) гнезда вьют».
В русской традиции устойчив мотив появления пчёл на Руси из заморской стороны:
Согласно заговорам, переносу пчёл на Русь покровительствуют Спас и Богородица, находящиеся на камне алатырь. Это подкрепляется наличием на Руси пчелиного праздника —дня Св. Зосимы (17.IV), чей образ представляет собой одно из переживаний языческой эпохи с её культом пчелиного бога, подлинное имя которого было утрачено (зосимою назывался улей с иконой Зосимы и Савватия, соловецких угодников).
В ряде русских текстов (песен, заговоров) с пчёлами связываются Егорий и Илья (которые так или иначе являются трансформациями громовержца), а также огонь и вода, стихии-орудия громовержца.
Сниженный вариант этого мотива (помощь в битве богу) представлен в животной сказке, например о козе лупленой, которая забралась в избу, выжив из неё зайца, и никого туда не пускала, пока её не ужалила пчела. (Афанасьев, № 62). Для этой схемы возможно предположение о том, что громовержец с помощью пчелы вызывал животное (козу), воплощающее плодородие. В этом случае получает объяснение непосредственное предшествование пчелиного праздника первому весеннему празднику плодородия (Егорьев день, ярильский праздник и т. п.).
С пчёлами связана широчайшая сфера табуирования — от табуированных названий, число которых иногда очень значительно, включая особые запреты (например, на покупку пчёл в пятницу или даже вообще на покупку.
Имена древних божества пчёл у народов Кавказа неизвестно, но их покровительницей считается:
Покровителем пчёл является и мужской персонаж, типологически продолжающий образ бога, мужа женского персонажа из «основного» мифа:
Пчеловодство культивируется с древних времен. Слово «пчела» — фень, звучит подобно выражению «графское достоинство» и связано с идеей символической связи, направляющей карьеру. В остальном пчела была скорее не символом старания, а образом молодого влюбленного, лакомящегося девичьим цветом. Как и в Европе, в китайских сказках пчелы помогают при поисках подходящей невесты. Символизирует также непостоянство «разборчивых» невест.
Согласно свидетельству Д. де Ланды в «Сообщении о делах в Юкатане» в Доколумбовой Америке существовал изолированный очаг пчеловодства.
Согласно преданиям южноамериканских индейцев кайнганг, пчёлы даны человеку культурным героем «в готовом виде».
Миф австралийских племён вирадьюри и вонгабои, приведённый Мэтью, говорит, что великий отец Байаме вышел в странствие в поисках дикого меда вслед за пчелой, к ноге которой он привязал птичье перо.
В митраизме душа, жизненный принцип, возникающий от быка, связанный с пчелой, живущей на костях буйволов и быков.
На алтарях Митры изображены бычий лоб и 300 золотых пчел.
Для митраисткого культа характерно также омывание посвящаемыми своих рук.
В Индии сбор дикого меда является доходным делом, и пчеловодство заметных успехов не достигло.
В «Атхарваведе» духовное познание уподобляется производству мёда пчёлами.
В древности пчелы признаются некими сгустками эфира и трактуются как божественные создания, выступают символом эфира, а также «медовых» Индры, Вишну и Кришны.
Известен образ Кришны, вьющегося над головой Вишну в виде пчелы.
Имеют пчелу своим атрибутом:
Пчела также изображается со львом.
Как символ реинкарнации пчела «является атрибутом индуистской религии» (?).
Атрибут пророков. «Пчела» — имя пророчицы Деворы — др.евр. букв.»говорящая», «жужжащая». Её «Песнь» в Книге Судей (5:1—32) считается самым древним фрагментом Библии.
Согласно Книге Исход (3, 8), в земле обетованной «течёт» молоко и мёд.
Обыкновение пчёл роиться (устраивают себе улей) в трупах или скелетах животных нашло отражение в эпизоде о Самсоне, который «… зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед». Взяв мёд Самсон накормил им домашних, задав загадку: «из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое [15] ».
У ессеев священнослужители имеют эпитет «королевские пчелы».
Христианство восприняло античные представления о пчёлах, приспособив к своим нуждам. Христиане часто сравнивают себя с пчелами, а её изображение появляется уже в раннехристианском искусстве катакомб, где изображенная на могильном камне пчела cлужит символом бессмертия, воскрешения, второго пришествие Христа (восставшего из смерти Христа). Позднее пчелиные мёд и жало выступают символами благодати и страданий Христа, либо его кротости и Страшного Суда соответственно. Связь пчелы с Христом сохраняется и более позднее время: согласно бретонской сказке пчёлы возникли из слёз распинаемого Христа.
Представление о целомудренности пчелы, собирающей своё потомство с облетаемых цветов [16] сделало пчелу символом Девы Марии, которая произвела на свет Христа — мёд. Согласно святой Бригитте, дева Мария говорила:
«Я воистину была ульем, когда самая священная пчела — сын божий — поселилась в моём чреве».
Пчелу часто называется «птичкой Марии» или «божьей птичкой», считается символом души (так летающая в воздухе пчела — душа, вступающая в Царство Небесное). Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их также символом чистоты и воздержанности.
Образцовой считались усердие, неутомимость и трудолюбие пчелы в работе для своего сообщества, что сделало пчелу (пчелиный рой) образом Церкви, сплоченной религиозной общины, упорядоченного и благочестивого сообщества, «которое производит отпрысков своих, наслаждается будущим поколением и, все же, сохраняет свою непорочность» (Эксултет Ролл). Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а благочестивых прихожан с пчелами, неустанно собиравшими со всех цветов самое лучшее, пугавшимися дыма высокомерия и преданными своему улью.
Согласно легенде, пчела никогда не спит и потому стала символом бдительности христианина и его упорства в достижении цели.
Акридами и диким мёдом питался в пустыне Иоанн Предтеча.
Мухаммаду приписывается суждение, что пчелиные рои способны долетать до садов Рая, а также бывать и в Царстве умерших…
Пчела рассматриваются как существо верное, разумное, мудрое и безвредное.
Пчёлы «помогают цветам цвести, практикуются в полезных вещах, работают днем, не подбирают еды, собранной другими, не любят грязь и плохие запахи, и подчиняются своему повелителю. Они не любят темноты и нескромности, облаков сомнений, бури возмущения, запаха запрещенного, воды излишества, огня похоти». Ибн аль-Атир
Пчела без головы, как и лягушка без головы, отводит дурной глаз.
В Древней Греции появление пчелы означало скорый приход незнакомца.
У римлян рой пчел означал несчастье.
В светском представлении — символ королевской власти.
Французский герб с лилиями происходит предположительно от стилизованного изображения пчелы Хильдерика I — франкского короля из династии Меровингов (457—481).
В период правления Наполеона I Бонапарта пчела занимает место лилии в реформированной геральдической системе Империи.
Пчела присутствует в гербах:
Прилежные пчелки находят цветочный сок, Поэтому полно меда их восковое королевство; Следовательно, там, где единение может связывать между собой сердца, Одновременно процветает польза и цветет сладкий плод Хохберг, 1675 г.
Пчелиный рой — атрибут аллегории Надежды.
Пчелы, летающие над цветочной грядкой
Пчела над газоном с большим количеством цветов
Символ означает необычайно трудолюбивого ремесленника. Ей чужда праздность — она с необыкновенным усердием выполняет свою приятную работу. EMSI 50-14,с.319
«Мы приносим в улей мед, И другие благоденствуют от наших трудов». Пословица — одни охотятся на дичь, а другие её едят. EMSI; табл.5-5, с.125
Пчела, подлетающая к лилии
Перевернутый и разворованный пчелиный улей
См. рис. 10 в табл. 40 EMSI 51-5, с.322
Пчела: душа земли и идеал благочестия
На протяжении многих столетий пчела являет собой образ многогранный и созидательный. И по прошествии такого количества времени этот крылато-полосатый символ не только не утратил своих благородных качеств, но еще крепче закрепил их в сознании людей. Цветовое сочетание также несет в себе положительные ассоциации: желтый и черный, энергия яркого солнца и дары щедрой земли. Но обо всем по порядку.
Своим неиссякаемым трудолюбием и целеустремленностью, самоотверженностью и умением пчела заслужила уважительное к себе отношение человека. Сегодня, с развитием новых технологий в научном изучении поведения животного мира, мы узнаем все больше удивительного и, казалось бы, невозможного о жизни этих насекомых. Мы знаем, что как бы далеко пчела ни улетела от своего улья (а это расстояние исчисляется километрами), она никогда не заблудится и найдет дорогу домой. У пчел есть «язык движений», с помощью которого они общаются друг с другом и «рассказывают», в каком направлении они нашли новый цветущий луг. В зимний период улей не засыпает полностью. Посредством собственного движения насекомые поддерживают температуру жилища до +28 градусов.
И кстати, по поводу того самого «успокаивающего» дыма, что используют пасечники. Он не притупляет поведение пчел. Насекомые воспринимают дым, как приближающийся пожар, и начинают незамедлительную эвакуацию. Помимо прочего в дорогу им необходимо взять с собой максимально возможное количество нектара, и тут уж не до других «раздражителей». И еще один интересный факт: египтян считают первыми пчеловодами на земле. Благодаря археологическим находкам и древним иероглифам, можно сделать вывод о том, что они добывали мед более семи тысяч лет назад.
Возможно, наблюдательные египтяне уже тогда заметили удивительные качества пчел и надели их образ мудростью, трудолюбием, порядком и бережливостью. Сделали их символом души земли, материнства и защиты, чистоты и прилежания. Образ улья также заключает в себе лучшие ассоциации: упорядоченность, сплоченность, благочестивость сообщества, бдительность.
Если же говорить о внешнем облике этих насекомых, то они привлекают не только своей мохнатостью, но и полосатостью. И между черным и желтым многие, конечно же, выберут второй оттенок. Это и неудивительно. Ведь что первым приходит на ум, когда думаешь о желтом цвете? Радость, улыбка, солнце, тепло, оптимизм! Смайлик в конце концов. Принято считать, что те, кто любит желтый цвет, отличаются креативностью, особой тягой к творчеству, оригинальностью мышления, коммуникабельностью и высоким уровнем интеллекта.
В интерьере парочка желтых «вкраплений» призвана активизировать память и концентрацию внимания, улучшить усвоение новой информации, увеличить шансы на придумывание «гениальной идеи». Именно поэтому многие игрушки и элементы детского обихода делают ярко-желтыми. А «взрослым детям» тоже не помешает поселить в своих серьезных рабочих кабинетах уместную частичку желтого, дабы заряжаться энергией этого удивительного жизнерадостного оттенка. Ну, или прослыть неиссякаемым генератором оригинальных придумок.