Золотая смальта что это
Статьи
Что мы называем смальтой?
Это прозрачное или цветное стекло небольших размеров с запресованным в него золотом, применяемое для мозаичных работ. Мы изготавливаем смальту из прозрачного и цветного стекла, с использованием сусального золота и серебра. Главным отличием цветной от золотой смальты, является разнообразиее окрасок, особая фактура поверхности их излома, напоминающая живописные краски. Золотая и серебряная смальты представляют собой небольшие плитки, состоящие из двух спрессованных в горячем состоянии слоев стекла, между которыми запекается листочек золота или серебра. В отраженном свете тонкие листочки золота создают впечатление массивных кусков этих металлов. Защищенные слоем стекла золото и серебро могут столетиями не терять своего вида. Нашу золотую смальту мозаичисты и художники используют для создания мозаичных фонов и картин вечной живописи.
Что такое смальта вообще?
Смальта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — может означать ярко-синюю краску, полученную из кремневой кислоты и кобальта; или цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.
Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно. В России XVIII–XIX века смальтой (шмальтой) целиком нередко называли и сами мозаики.
Смальта как цветное искусственное стекло существует нескольких видов:
Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания. Смальта также может быть золотой и серебряной.
Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала. Смальта — один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам.
Размер и форма элементов (модулей) из смальты может варьироваться фактически неограниченно, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на поверхностях элементов. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам.
Смальта — универсальный материал, может быть использована как для внутренней, так и для внешней отделки. Смальта — практичный материал для создания монументальных произведений. Смальта также отлично подходит для зон с повышенной влажностью и облицовки бассейнов.
При всей современной технике создание мозаики из смальты — ручной труд, требующий аккуратности и тщательности подбора цветов. Смальта обладает сравнительно высокой себестоимостью, а мозаичные работы остаются трудоёмкими и затратными.
Первые производства смальты как материала для декоративных и отделочных работ были созданы в Древнем Риме примерно во II–I веке до нашей эры, когда римская мозаика стала одним из основных художественных приемов в отделке интерьера. Производство было исключительно ручным и во многом — непредсказуемым по конечному результату. Многие римские мозаики комбинировали смальту с природным камнем — мрамором, известняком.
Значительных успехов в выплавке смальт достигли мастера Византии. В монументальной архитектуре христианских храмов до иконоборческого периода мозаика использовалась повсеместно — как в создании сложных художественных композиций на библейские темы, так и в орнаментальном украшении различных поверхностей стен, окон, дверных проемов. Особым приемом стало использование золотой смальты в качестве фона для изображений. Смальта стала основным материалом для изготовления мозаик.
Выплавка смальт осуществлялась в специальных мастерских, число получаемых цветовых оттенков перевалило за сотню. В Киевской Руси существовала, по крайней мере, одна мастерская по выплавке смальт. Возле Софии Киевской археологами найдены остатки производства смальт, использовавшихся для создания мозаик главного русского христианского храма той поры — образо́в Христа Вседержителя и Оранты Заступницы.
Вероятно, киевской мастерской руководили византийские мастера. После падения Византии центр стекольных производств и выплавок смальты переместился в Италию. Но высокая стоимость смальты и самих мозаичных работ привели к доминированию живописных и фресковых техник в отделке храмов, дворцов и общественных помещений. Мастера-стекловары постепенно сделали технологию выплавки смальт секретной, что также способствовало превращению процесса изготовления смальтовых мозаик в редкое и эксклюзивное искусство.
В XVIII веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальт для России. Поставив в течение 3 лет более 4 тысяч опытов, М. В. Ломоносов нашел способ получать смальты практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.
Смальтовая мозаика
Что такое смальта
В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: что такое смальта и в чём её основное отличие от стеклянной мозаики? Год назад мы по просьбе заказчика выполнили несколько образцов сходных по тематике и цветовой гамме, но совершенно различных по технике исполнения. Мы сравним их, и тогда разница будет очевидной.
Фрагмент панно выполнен в технике стеклянной мозаики. Студия «Александрия».
Мы знаем, что этот вид мозаики выполняется следующим образом: из больших, но достаточно тонких (3,5-4мм) листов цветного стекла мастер нарезает элементы будущей мозаики: модуль различного размера и, если так диктует задача, крупные фрагменты. Детали фрагмент к фрагменту плотно стыкуются друг с другом, для более точной подгонки стёкла обтачиваются на станке. Поверхность такой мозаики гладкая, мозаика лежит точно в одной плоскости. Поэтому этот вид мозаики очень хорош для интерьерных работ.
Но до начала ХХ века искусство знало только смальтовую мозаику. Рим и Византия дали классические образцы, по сути, технология и основные приёмы выкладки мозаики были разработаны ещё в эти два исторических периода.Дальнейшее развитие мозаичного искусства шло по пути уточнения и совершенствования основ.
Классическая смальта – это цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, изготовленное по специальной технологии.
Изготовление смальты
Изготовление смальты – процесс, состоящий из нескольких этапов:
Цветная смальта – готовый модуль, часть палитры; производство:Италия.
Панно из смальты
Есть два способа выкладывания рисунка: прямой и обратный наборы. Не углубляясь в тонкости технологии, скажем только, что с помощью прямого набора выкладываются сложные, высоко-художественныепанно из смальты. При помощи обратного набора целесообразно делать масштабные крупные работы, в этом случае время работы серьёзно сокращается.
Фрагмент мозаики из колотой смальты. Прямой набор. Студия «Александрия».
Картины из смальты
Смальтовая мозаика по сравнению с её стеклянной родственницей выглядит несколько более брутально. Для некоторых работ данное качество может быть как плюсом, так и минусом. В том случае, когда необработанные сколы смальты не являются специальным художественным приёмом, поверхность мозаичных панно можно полировать до гладкого состояния. Так выполнялись картины из смальты в XIX веке. Например, таким образом сделаны мозаичные иконы для Исаакиевского собора:
Фрагмент мозаики. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.
Золотая смальта
В мозаике широко применяется золотая смальта. Технология изготовления этого материала была разработана в византийский период. Между двумя стёклами закладывается листик золота, и всё вместе запекается в муфельной печи. Так как верхнее стекло сверх-тонкое(0,4-0,5мм), у зрителя возникает впечатление, что золото лежит прямо на поверхности стеклянного кубика.
Микромозаика из смальты
Фрагмент микромозаики. Размер модуля 4х5мм. Студия «Александрия».
Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
1991-2019 ©Студия Александрия – художественная студия витража и мозаики
Смальта – произведение искусства в интерьере вашего жилища
Элементами мозаики может быть все что угодно: кусочки стекла и дерева, осколки перламутра и металлические пластинки, камешки и фрагменты зеркала. Однако к самым известным и старинным видам мозаики относится, конечно, стеклянная, а, в частности, один из ее видов – смальта.
Что такое смальта
Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло, изготавливаемое по специальной технологии. Довольно долго под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, но сейчас название распространилось на все виды материала.
В качестве отделки смальта известна со времен Древнего Рима. Материал, сохраняющий цвет и блеск на протяжении столетий превосходно подходил для увековечивания побед царей или божественных историй. В домашних условиях ее применяют намного реже, поскольку материал это сложный для ручной работы, требующий и внимания, и опыта, и немалого терпения.
В отличие от обычной стеклянной плитки смальту используют в виде осколков. Производится она в виде блоков, которые необходимо раскалывать или распиливать, чтобы получить маленькие цветные элементы. Понятно, что не каждый может совладать с таким материалом.
При расколе, да и при распиле получают элементы с разной поверхностью – матовой, гладкой, с неровным сколом, ровным распилом и так далее. В зависимости от задумки используются любые поверхности тессера – кусочка мозаики, здесь все зависит от воображения или видения художника. Поэтому выкладка панно из смальты, это, прежде всего творческая работа и требует хорошего ощущения цвета.
На стадии раскалывания «блинов» или «блоков» необходимо надевать перчатки, защитные очки и обращать внимание на траекторию отлета кусочков, чтобы не потерять часть материала. Сама технология монтажа мозаики из смальты также предполагает использование перчаток.
Мозаика из смальты (фото)
Виды такой мозаики
Специфическая форма тессеров – по сути любая, и к тому же с разной поверхностью, требует и особого обращения с материалом. Мозаика из смальты заметно отличается от привычных наборов из квадратных или круглых стеклянных плиточек. Во всяком случае готовые модули из одинаковых элементов, так подходящие для облицовки кухонных фартуков, здесь невозможны.
Мозаика из смальты предполагает 2 возможных вида набора.
Этот же метод используется, когда невозможна работа по месту, а мозаичное панно нужно привезти в готовом виде.
О том, как производится золотая смальта, расскажет этот видеоролик:
Особенности материала
Смальта обладает всеми достоинствами и преимуществами стекла, однако в силу специфической своей формы и метода использования мозаика из нее обладает дополнительными особенностями.
Однако у этих достоинств есть и обратная сторона.
О том, как правильно колоть смальту, расскажет данное видео:
Цветовая гамма
Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.
Различают несколько видов смальты.
Производство продукции
Технология
Технология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.
Сами по себе смальтоваренные печи несложны, поскольку температура процесса относительно невысока – 1000–1200 С, и, главное, не требуется особой точности в соблюдении температурного режима. А это означает отсутствие дорогостоящей аппаратуры по регулировке температуры и давления.
Варка
Варка смальты – процесс почти такой же творческий, как и изготовление мозаики из нее.
Но если изделие нагреть до температуры близкой к плавлению, начинает появляться розоватый оттенок. При дальнейшем нагреве цвет будущей смальты переходит в ярко-красный, а затем в коричневый. На последней стадии становятся видны вкрапления меди, и материал частично становится мутным. Этот эффект широко используют при изготовлении искусственных авантюринов, но чаще добавляют в сырье не медь, а хром.
Такое положение вещей делает очень соблазнительной идею изготовления, самостоятельной варки смальты для мозаики в домашних условиях своими руками. Известно, что многие художники-мозаичисты самостоятельно готовят для себя материал. Однако такое умение вырабатывается лишь годами опытов со стекловарной печью.
Несколько иначе выглядит процесс изготовления золотой смальты. В этом случае сначала выдувают стеклянные листы толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки по 100–200 кв. см.
На каждой плитке размещают фрагмент золотой фольги и устанавливают заготовки в специальную печь, где температуру повышают до размягчения, но не плавления стекла. Затем на каждую пластинку выливают жидкое стекло в таком объеме, чтобы при застывании оно образовало слой не толще 1 см. Потом плитку запрессовывают и отжигают.
О том, где купить смальту для мозаики и в какую стоимость, читайте ниже.
Известные производители
Смальта – удивительный вид мозаики. Богатством оттенков и рельефа она превосходит даже стекло, а по долговечности и водостойкости поспорит с самыми прочными керамическими изделиями. И это действительно творческий материал во всех смыслах слова: каждая мозаика из смальты – это произведение искусства.
Данное видео поможет вам правильно порезать мозаику и смальту по диагонали:
Что такое смальта и как ее можно применять в интерьере: виды, цвета, монтаж
Впервые смальта была использована еще в Дневном Риме. Ее производство тогда было исключительно ручным, зато сейчас трудоемкость и сложность этого процесса значительно уменьшены.
Изменилась и сфера применения смальты. Если раньше из-за дороговизны она подходила лишь для украшения храмов и дворцов, то в наше время материал довольно доступен и часто берется на вооружение дизайнерами.
Особенности и производство
Смальта – это кусочки непрозрачного стекла различной формы (правильной геометрической, неправильной, фигурной), оттенки которым придают оксиды металлов. Само стекло готовится из кварцевого песка, как обычное. Благодаря особенностям производства материал способен длительно сохранять цвет и сияние, не боится жары, мороза, температурных перепадов.
Смальта разноцветная
На заметку! От стандартной стеклянной плитки смальта отличается тем, что больше напоминает осколки стекла, а не ограненные изделия.
Выпуск смальты в некоторой степени похож на варку стекла. Он производится в специальных печах при температуре +1000…+1200 градусов и не требует повышения давления и точной регулировки нагрева.
Сырье вливают в емкости по оттенкам, ставят в печь и варят 3-4 часа. После его выливают на ровные металлические доски, раскатывают валиками. По мере застывания «блинчики» распиливают на блоки, бруски. Чтобы получить мелкие цветные детали, эти заготовки раскалывают.
Свойства смальты
Смальта обладает высокой прочностью, которая возрастает благодаря добавлению металлических пигментов. Она твердая, не царапается, не трескается от ударов, не разбивается (для колки нужны специальные приспособления).
Прочие характеристики материала:
Разновидности материала
Смальта может реализоваться в виде крупноформатных изделий для дальнейшего раскола, либо в виде готовых к монтажу элементов.
Что касается полуфабрикатов, то они бывают такими:
Поверхность смальты тоже бывает разной – матовой, ровной, неровной, шершавой и т. д. При укладке покрытия применяются такие виды техник:
При прямом наборе смальты элементы кладут на поверхность, покрытую клеем или цементом, лицевой стороной вверх. При обратном наборе лицевая сторона располагается снизу, а сами детали заливаются материалом основания. После его застывания панно переворачивается.
По внешнему виду различают такие виды смальты:
Применение в интерьере
Возможности применения материала очень широки. Он идеально подходит для оформления бассейнов, ванных комнат, печей, каминов, бань и саун, фасадов зданий. Из него делают акцентные элементы, создают панно и рисунки.
На заметку! Смальта сочетается с разными видами отделки – деревом, металлом, обычным стеклом, керамикой.
Использовать смальту для полной отделки целой стены не рекомендуется, особенно, если помещение имеет внушительные размеры. Кроме того, материал не подходит для детских комнат, ведь его края могут быть острыми.
Для включения смальты в интерьер требуются определенные художественные способности, чувство гармонии и сочетаемости цветов: в этом случае материал сделает комнату роскошной и яркой.