Зооморфный орнамент что это такое
Зооморфный орнамент
Скифо-сибирский звериный орнамент
Анималистический рисунок известен еще с палеолита (20 тыс. лет назад). В творчестве древнейших художников изображение зверя встречается гораздо чаще любых других (палеолит, мезолит, неолит, энеолит). Очень популярен этот сюжет был и в более поздние времена. Известны работы шумерских, древнеегипетских, древнегреческих и т.д. художников, выполненных с огромным мастерством и считающиеся на данный момент настоящими шедеврами древнего искусства. Одним из самых ярких вариантов звериного орнамента прошлого является скифо-сибирский, появление которого относят к I в. до н. э. Изображения животных встречаются на скифских и сарматских ювелирных изделиях, оружии, конской упряжи. Считается, что на развитие «звериного стиля» в культуре этих народностей большое влияние оказало искусство древних племен Передней и Центральной Азии. Приблизительно с IV в до н. э. скифский рисунок с подобным мотивом начинает напоминать и древнегреческие варианты зооморфных изображений.
К середине I тыс. до н. э. изображение животных становится декоративным. При этом рисунки приобретают орнаментальность геометрическую, более точную и сложную. Из звериных тел выполняются завитки и переплетения. В этот период животные предстают в основном как воплощения того или иного божества. Например, скифская богиня победы Вертрагна превращается в рисунках древних художников в белого коня. В ряде музеев России и Украины имеется огромное количество блях с изображением животных, свернувшихся в кольцо. Уже к IV—III вв. до н.э. зооморфный скифский орнамент становится более реалистичным и натуралистичным. Историки связывают это, прежде всего, именно с греческим влиянием.
Популярными становятся разного рода жанровые сцены, связанные с героическим эпосом. Поскольку у всех индоиранских народов, в том числе и у скифов, распространенным было представление о том, что часть может служить выражением целого, в орнаментах часто используются только отдельные части животных. К примеру, птица в мотиве – это одна лишь голова, коготь или клюв. Позднее древние мастера начинают соединять элементы отдельных животных разного вида в одном звере. Так, в орнаменте появляются фантастические существа. У скифов, например, очень популярным было изображение бараноптицы, а также бараногрифона (птица, конь, баран). Конечно, для того, чтобы соединить части животных гармонично, да еще и в пластичном отображении, требовалось проявлять поистине недюжинный талант. Собственно, образ грифона появился у скифов, видимо, под влиянием искусства Малой Азии.
Разумеется, считать, что все искусство скифского орнамента было полностью заимствовано из других культур, было бы совершенно неправильным. Его своеобразие наглядно доказано находками, сделанными в Пазырыкских курганах (Алтай, V в до н. э.). Более того, орнаментальное искусство древних скифов оказало огромное влияние на культуру многих европейских народов.
Европейский зооморфный орнамент
Использование изображений животных в европейском орнаменте было распространено очень широко. К примеру, в романский период во множестве населенных пунктах практиковалась орнаментальная резьба по камню с применением таких изображений, как сирена, грифон, кентавр, орел и лев. Они же украшали керамическую плитку, мозаичные панно, декоративный текстиль. В эпоху готики традиция их изображения была продолжена. Например, сюжет с использованием звериных мотивов часто применялся в главном достижении этого периода – миниатюре. Особенно широкое распространение в европейском орнаменте нашли изображения разного рода птиц. Очень часто их рисовали сидящими на Древе Жизни. Весьма распространена была тема птиц, разгуливающих в саду (райских кущах) и клюющих ягоды. Подобные сюжеты часто использовались для украшения текстиля и в росписях по дереву.
В эпоху Возрождения в связи с популяризацией изображения человеческого тела зооморфные мотивы отходят на второй план. Тогда при рисовании орнаментов художники часто использовали древнеримские элементы. Поэтому декор, выполненный с применением львиных голов и дельфинов, встречается все же достаточно часто. Античный стиль был необыкновенно популярным и в эпоху классицизма. Лебеди, куропатки и павлины в этот период используются для украшения текстиля и предметов быта повсеместно. Широко известной, например, является «ткань с куропатками», примененная во времена Екатерины II для оформления Царскосельского дворца. Примечательны и ткани Лассаля «с павлинами», хранящиеся сегодня в Государственном Историческом музее. Животные мотивы часто использовались для оформления текстиля и в XVIII – XIX вв. При этом в качестве обрамления в сюжет обычно включались растения. Зооморфный орнамент оставался популярным вплоть до конца XX века. Популярен он и в наше время.
«Зооморфный орнамент – первые упоминания о нём»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Зооморфный орнамент
Зооморфный орнамент – декор, построенный на повторении изображений животных (реальных и фантастических), чаще всего стилизованных. Иногда такое оформление называют «звериным».
Описание слайда:
Скифо-сибирский звериный орнамент
Анималистический рисунок известен еще с палеолита (20 тыс. лет назад). В творчестве древнейших художников изображение зверя встречается гораздо чаще любых других (палеолит, мезолит, неолит, энеолит). Очень популярен этот сюжет был и в более поздние времена. Известны работы шумерских, древнеегипетских, древнегреческих и т.д. художников, выполненных с огромным мастерством и считающиеся на данный момент настоящими шедеврами древнего искусства. Одним из самых ярких вариантов звериного орнамента прошлого является скифо-сибирский, появление которого относят к I в. до н. э. Изображения животных встречаются на скифских и сарматских ювелирных изделиях, оружии, конской упряжи. Считается, что на развитие «звериного стиля» в культуре этих народностей большое влияние оказало искусство древних племен Передней и Центральной Азии. Приблизительно с IV в до н. э. скифский рисунок с подобным мотивом начинает напоминать и древнегреческие варианты зооморфных изображений.
Описание слайда:
К середине I тыс. до н. э. изображение животных становится декоративным. При этом рисунки приобретают орнаментальность геометрическую, более точную и сложную. Из звериных тел выполняются завитки и переплетения. В этот период животные предстают в основном как воплощения того или иного божества. Например, скифская богиня победы Вертрагна превращается в рисунках древних художников в белого коня. В ряде музеев России и Украины имеется огромное количество блях с изображением животных, свернувшихся в кольцо. Уже к IV—III вв. до н.э. зооморфный скифский орнамент становится более реалистичным и натуралистичным. Историки связывают это, прежде всего, именно с греческим влиянием.
Изображение эллинистической эпохи Веретрагны как Геракла, вырезанное в 148 г. до н. э. в Керманшахе, Иран.
Описание слайда:
Популярными становятся разного рода жанровые сцены, связанные с героическим эпосом. Поскольку у всех индоиранских народов, в том числе и у скифов, распространенным было представление о том, что часть может служить выражением целого, в орнаментах часто используются только отдельные части животных. К примеру, птица в мотиве – это одна лишь голова, коготь или клюв. Позднее древние мастера начинают соединять элементы отдельных животных разного вида в одном звере. Так, в орнаменте появляются фантастические существа. У скифов, например, очень популярным было изображение бараноптицы, а также бараногрифона (птица, конь, баран). Конечно, для того, чтобы соединить части животных гармонично, да еще и в пластичном отображении, требовалось проявлять поистине недюжинный талант. Собственно, образ грифона появился у скифов, видимо, под влиянием искусства Малой Азии.
Описание слайда:
Разумеется, считать, что все искусство скифского орнамента было полностью заимствовано из других культур, было бы совершенно неправильным. Его своеобразие наглядно доказано находками, сделанными в Пазырыкских курганах (Алтай, V в до н. э.). Более того, орнаментальное искусство древних скифов оказало огромное влияние на культуру многих европейских народов.
Описание слайда:
Алтай и приалтайская степь. Пазырыкская и большереченская культуры
Наиболее богатые произведениями скифо-сибирского изобразительного искусства и всевозможными изделиями бытового и ритуального назначения.
Описание слайда:
Европейский зооморфный орнамент
Использование изображений животных в европейском орнаменте было распространено очень широко. К примеру, в романский период во множестве населенных пунктах практиковалась орнаментальная резьба по камню с применением таких изображений, как сирена, грифон, кентавр, орел и лев. Они же украшали керамическую плитку, мозаичные панно, декоративный текстиль. В эпоху готики традиция их изображения была продолжена. Например, сюжет с использованием звериных мотивов часто применялся в главном достижении этого периода – миниатюре. Особенно широкое распространение в европейском орнаменте нашли изображения разного рода птиц. Очень часто их рисовали сидящими на Древе Жизни. Весьма распространена была тема птиц, разгуливающих в саду (райских кущах) и клюющих ягоды. Подобные сюжеты часто использовались для украшения текстиля и в росписях по дереву.
Описание слайда:
В эпоху Возрождения в связи с популяризацией изображения человеческого тела зооморфные мотивы отходят на второй план. Тогда при рисовании орнаментов художники часто использовали древнеримские элементы. Поэтому декор, выполненный с применением львиных голов и дельфинов, встречается все же достаточно часто. Античный стиль был необыкновенно популярным и в эпоху классицизма. Лебеди, куропатки и павлины в этот период используются для украшения текстиля и предметов быта повсеместно. Широко известной, например, является «ткань с куропатками», примененная во времена Екатерины II для оформления Царскосельского дворца. Примечательны и ткани Лассаля «с павлинами», хранящиеся сегодня в Государственном Историческом музее. Животные мотивы часто использовались для оформления текстиля и в XVIII – XIX вв. При этом в качестве обрамления в сюжет обычно включались растения. Зооморфный орнамент оставался популярным вплоть до конца XX века. Популярен он и в наше время.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Я выбираю:: животные орнаменты для вышивки
Отдельно стоит упомянуть зооморфные мотивы в вышивке, потому что им часто уделяется слишком мало внимания. А ведь животные жили бок о бок с человеком всегда, они успели приобрести особое значение в человеческой жизни.
Специфика национального орнамента
Нередко орнамент, отражающий национальную специфику, называют именем народа, для которого он характерен (даже если в районе присутствует этнически смешанное население). Иногда название так же отражает и композицию узора, форму или же месторасположение на одежде.
В пример можно привести русские узоры. Существуют следующие назавния геометрических узоров на рукавах рубахи: «в клюшку», «в клюшку по две ягодки», «в клюшку по пять ягодок», «шашецки», «клубоцки», «простушка», «пояски», «городки», «оконца», «крестам», «кругам», «кони», «коневые голяшки». Кстати, последние названия дают исследователям основание утверждать, что геометрический орнамент поглотил существовавший ранее животный. Еще немного «животных» названий: «кошачьи лапки», «лягушки», «большая лягушка».
Стилизованная, геометризированная фигура человека или ее отдельные части так же часто встречается в ряду узоров. Например. «в цетыре голоушки», «головастица», «головки-ромбики», «головки и пальчики». Имеются названия, отражающие бытовые реалии, связанные с небесной сферой. Но более всего распространены геометрические и растительные узоры. Следом за ними идут узоры зооморфные.
Среди названий узоров, отражающих зооморфные мотивы, можно перечислить «в гусек», «в два гуська», «большие и малые кони», «в конек», «богатка в конек», «конястица», «безголовый конь (олень)», «петухи», «бесхвостые петушки», «курушки», «цыпушки», «орлики», «лев-звирь», «рокастица», «узор медведям» и многие другие.
Зооморфный орнамент и его символика
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Зооморфный орнамент также называют «звериным стилем». Стилизованные изображения птиц и рыб так же относятся к разряду зооморфных орнаментам.
Конь в мифологии связан с культом солнца. Изображение узоров с лошадьми связано с почитанием солнечного света. К тому же, лошадь — животное в крестьянском хозяйстве незаменимое.
Птицы часто изображались на рушниках. Считалось, что птицы олицетворяют весеннее тепло, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю.
-Павлин в орнаменте — символ семейного счастья; он несет в себе солнечную энергию.
-Соколы, петухи, голуби — символ молодоженов. Часто птицы изображаются попарно, повернуты друг к другу и держат в клювах ягоду калины или же сидят у корней дерева, которое олицетворяет новую семью.
-Сказочные птицы не несут в себе какой-то мистической символики и играют чисто эстетическую роль. Тем не менее, Это не помешало подобным узорам получить широчайшее распространение.
Что означает цвет
Не только сам рисунок вышивки, но и цвет играет огромную роль.
1. Красный цвет олицетворяет огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, цвет жизни. Красный цвет служил оберегом от злых сил.
2. Белый цвет — символ чистоты, невинности и нежности.
3. Голубой и синий цвета — цвета неба и воды. Так же, голубой цвет олицетворяет чистоту, а синий символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину.
4. Зеленый цвет — цвет природы, жизни, бессмертия.
5. Черный цвет — символ траура и печали. Но иногда использовался в вышивке и как символ земли, и просто для подчеркивания некоторых элементов.
И в завершение статьи, предлагаем Вашему вниманию несколько схем для вышивки с зооморфными узорами. Если Вы соберетесь обставить свой дом в русском стиле, вышивка может Вам пригодиться.
Чарующий зооморфный орнамент
Изображая окружающее в элементах рисунка, человек отдавал дань уважения миру. Зооморфный орнамент со временем приобрел определенную трактовку символов. Накопившаяся зашифрованная информация стала отражением выражения определенных пожеланий и стремлений.
Наскальная живопись как истоки стиля
Первыми орнаментами были изображения наскальной живописи. Как предполагают ученые, они иллюстрировали желание первобытных охотников отдать дань уважения тем существам, которые были предметом промысла. От обилия дичи зависела жизнь всего племени.
Помимо этого зооморфные божества защищали первых людей от гнева духов убитых зверей. Именно такие причины побуждали примитивных художников рисовать удивительные рисунки на поверхности скальных сводов жилища.
Зооморфный стиль ранних изображений имел четкие критерии, которые прослеживаются в народном творчестве:
• примитивизм;
• точность пропорций;
• выделение значимых частей тела животного (рога, зубы);
• несложная цветовая гамма;
• четкий внешний контур;
• статичность поз.
Как показывает изучение наскальных рисунков, пропорции животных крайне точно отражали действительное строение первобытных животных. Эти выводы ученые сделали на основе изучения останков доисторических зверей. Что касается цвета, использование двух или трех оттенков давали поразительный эффект. Такая тенденция сохранилась и в более поздних графических орнаментах.
Изображения в народном творчестве
Частым гостем в вышивке и на предметах быта были:
• домашние животные (конь, бык, пес, петух);
• дикие хищники (волк, медведь, кабан);
• мифологические существа (огнедышащие змеи, единороги, морские чудовища, грифоны).
Зооморфные изображения были своеобразным обращением к духам тонкого плана. Попытки привлечь их на свою сторону. Оказать защиту человеку в неприветливом мире.
Каждому животному приписывали определенные качества, характеризующие их основные привычки. Сильный как медведь, умный как сокол. Таким образом, человек пытался спроецировать эти свойства на собственные личные качества.
Изображения несли примитивный характер. Акцент производился на внешний контур и выдающиеся части тела. Особенно выделяли рога, зубы, крылья. В цветовой гамме старались использовать только те оттенки, которые по имению человека преобладали во внешности животного.
Элементы зооморфного орнамента в геральдике
Геральдическое изображение элементов зооморфных орнаментов носило четкую смысловую нагрузку. От народных символов эти рисунки отличало требования к изображению по определенному канону. Каждая деталь и поза имела трактовку.
Основной чертой геральдического орнамента являлось:
• статичность позы — положение частей тела животного отражало определенное послание, например, поднятая лапа значила готовность к сражению;
• наличие определенных правил изображения — основным правилом изображения животного было его узнаваемость;
• точная цветовая гамма — геральдический орнамент очень консервативен в выборе цвета, поскольку каждому приписано определенная трактовка;
• набор животных — выбранные животные вносились в специальный перечень, из которого специалисты выбирали конкретного зверя для изображения на гербе.
Таким образом глядя на щит рыцаря знаток мог прочитать целую историю его рода.