Звук virtual surround что это
DTS Virtual: X Surround Sound – что нужно знать
Увеличение объемного звучания без дополнительных динамиков
DTS Virtual: X – сложное имя, но в основном это означает, что несколько динамиков звучат как множество.
Почему нужен DTS Virtual: X?
Одна из пугающих вещей в домашнем кинотеатре – это огромное количество форматов объемного звука. В зависимости от марки и модели домашнего кинотеатра, предусилителя/процессора AV или системы «Домашний кинотеатр в коробке», вы будете определять, к каким форматам объемного звука у вас есть доступ.
К сожалению, большинство из них имеют то, что им нужно много ораторов.
Однако с растущей популярностью прослушивания звуковых полос и наушников возникает вопрос: как получить объемный звук без всех этих динамиков?
DTS взялась за эту задачу, разработав и внедрив формат Virtual: X.
Созданная на основе уже созданных форматов объемного звучания DTS: X и DTS Neural: X, DTS Virtual: X расширяет тенденцию к более захватывающему прослушиванию без необходимости использования большого количества динамиков.
DTS Virtual: X предназначен в первую очередь для ресиверов домашнего кинотеатра и звуковых панелей, но также может использоваться для улучшения звуковых телевизионных систем.
Как работает DTS Virtual: X
Технология, лежащая в основе DTS Virtual: X, очень сложна, но, в основном, при ее активации анализирует входящие аудиосигналы в режиме реального времени, а затем использует сложные алгоритмы, которые дают наилучшие предположения о том, какие конкретные звуки следует размещать в трехмерном прослушивании. пространство, где не может быть никаких ораторов. Звуковое пространство может включать в себя либо тыловые и/или накладные звуки.
Процесс обманывает уши слушателя, чтобы он воспринимал присутствие дополнительных «фантомных» или «виртуальных» динамиков, даже если присутствуют всего два физических динамика.
Это означает, что DTS Virtual: X может работать с любым типом входящего многоканального аудиосигнала, от двухканального стереозвука, 5.1/7.1-канального объемного звука, до иммерсивного 7.1.4-канального звука и использовать повышающее микширование (для стерео) и добавлена обработка для других звуковых форматов, которые создают звуковое поле, которое включает в себя элементы высоты и/или вертикального объемного звучания без необходимости использования дополнительных динамиков или отражений на стене или потолке.
DTS Virtual: X Приложения
DTS Virtual: X – отличный вариант для звуковых панелей, поскольку он может обеспечить приемлемый эффект объемного звучания при погружении, даже если у вас есть только 2 (левый, правый) или 3 (левый, центральный, правый) каналы (и, возможно, сабвуфер), размещенные в передней части зоны прослушивания.
Кроме того, для ресиверов домашнего кинотеатра, если вы не хотите подключать верхние или верхние громкоговорители, обработка DTS Virtual: X предоставляет альтернативу, которая может вас удовлетворить, поскольку поле объемного звучания, сконфигурированное по горизонтали, не повреждено, но Virtual: X Можно извлечь служебные каналы без необходимости дополнительных динамиков.
Примеры настроек звуковой панели и домашнего кинотеатра DTS Virtual: X могут быть подходящими для:
DTS Virtual: X и телевизоры
Поскольку современные телевизоры такие тонкие, недостаточно места для подключения акустических систем, которые могут обеспечить достоверное впечатление от прослушивания объемного звука. Вот почему настоятельно рекомендуется, чтобы потребители решили хотя бы добавить звуковую панель – в конце концов, вы зашли в свой кошелек, чтобы купить телевизор с большим экраном, вы тоже заслуживаете хорошего звука.
Тем не менее, с DTS Virtual: X, телевизор сможет создавать более захватывающий звук при прослушивании без необходимости добавления этой дополнительной звуковой панели.
DTS Virtual: X и двухканальные стереоресиверы
Другая возможная конфигурация, которая возможна, хотя и не реализована DTS на данный момент, состоит в том, чтобы включить обработку DTS Virtual: X в двухканальный стереоресивер.
В этом типе приложений DTS Virtual: X может улучшить двухканальные стереофонические аналоговые аудиоисточники с добавлением двух фантомных каналов объемного звучания и до 4 фантомных служебных каналов (аналогично его использованию в настройке звуковой панели).
Если эта возможность будет реализована, это определенно изменит то, как мы воспринимаем традиционный 2-канальный стереоресивер, предоставляя дополнительную гибкость для использования как в настройках прослушивания только аудио, так и аудио/видео.
Как настроить и использовать DTS Virtual: X
DTS Virtual: X не требует расширенных процедур настройки для использования. На звуковых панелях и телевизорах это просто выбор вкл/выкл. Для ресиверов домашнего кинотеатра, если вы «говорите» ресиверу домашнего кинотеатра, что вы не используете физические тыловые или объемные колонки, можно выбрать DTS Virtual: X.
С точки зрения эффективности, основанной на размере комнаты, это будет частично зависеть от того, сколько мощности усилителя поддерживает ваша звуковая панель, телевизор или домашний кинотеатр. Звуковые панели и телевизоры были бы более подходящими для небольших комнат, тогда как ресивер для домашнего кинотеатра был бы более подходящим для комнаты среднего или большого размера.
Количество форматов объемного звучания домашнего кинотеатра иногда может быть довольно пугающим для потребителей, вызывая путаницу в отношении того, какой из них использовать для любого данного опыта прослушивания.
DTS Virtual: X упрощает расширение прослушивания объемного звука, обеспечивая в первую очередь восприятие высоты каналов, не требуя дополнительных динамиков. Это решение очень удобно для включения в звуковые панели и телевизоры. Кроме того, для ресиверов для домашнего кинотеатра это практическое решение для тех, кто не хочет добавлять динамики с физической высотой, но при этом желает получить более захватывающий опыт прослушивания.
Тем не менее, важно отметить, что для достижения наилучших результатов в условиях домашнего кинотеатра, добавление специальных динамиков физического роста (вертикально подвешенных или потолочных) обеспечивает наиболее точный и впечатляющий результат. Тем не менее, DTS Virtual: X определенно меняет игру в многолюдном поле форматов объемного звука.
DTS Virtual: X доступен на звуковых панелях Yamaha YAS-107 и YAS-207 (через обновление прошивки), Yamaha BAR 400 (встроенный) и выбирает ресиверы Denon и Marantz Home Theater (некоторые через обновление прошивки, некоторые встроенные ). Кроме того, LG планирует представить некоторые телевизоры с обработкой звука DTS Virtual: X.
По мере расширения реализации DTS Virtual: X могут извлечь выгоду из CD, виниловых пластинок, источников потокового мультимедиа, телевизионных программ, DVD, дисков Blu-ray и дисков Ultra HD Blu-ray. Оставайтесь с нами, так как больше информации становится доступным.
Встроенный звук в телевизоре и его возможности. Сравнение с саундбаром
Содержание
Содержание
При выборе телевизора в первую очередь смотрят на экран. Производители стараются впечатлить покупателей сверхвысоким разрешением, качеством цветопередачи, умным функционалом и уникальным дизайном. При этом встроенные динамики нужны, чтобы был хоть какой-то звук, пока пользователь не приобретет саундбар или многоканальную аудиосистему. Однако в последние годы стали появляться модели, которые могут похвастаться мощной встроенной аудиосистемой с сабвуфером. По заверению производителей, она даст фору многим саундбарам. Есть ли смысл в таких моделях и стоит ли доплачивать за встроенный звук?
С тех пор, как кино перестало быть немым, звуковое сопровождение картинки на экране воспринимается зрителями как должное. При походе в кино зритель видит огромный экран, но не менее впечатляющего размера колонки спрятаны от окружающих, хотя именно они обеспечивают львиную долю вау-эффекта от просмотра. Музыка, взрывы, стрельба, звуковые эффекты — именно они придают происходящему на экране вес и объем.
Те, кто пытался построить домашний кинотеатр в отдельно взятой комнате, знают, что больше всего вложений и трудозатрат приходится именно на организацию многоканального звука. Купить огромный экран и прикрепить его на стену не так сложно, как сделать акустическую подготовку помещения, подобрать под него динамики и усилитель нужной мощности, согласовать все между собой, чтобы ничего не хрипело, а дом не ходил ходуном от баса при взрывах на экране.
Производители телевизоров, понимая, что покупатели все равно будут подключать внешние аудиоустройства, чаще всего не заморачивались с качественным звучанием своих девайсов. Их можно понять: покупатель требует модели шириной больше окна и толщиной меньше пальца. В такие габариты сложно уместить качественную аудиосистему. Тем более в последние годы организовать хороший звук помогают саундбары — небольшие и не столь дорогие (по сравнению с системами 5.1 и 7.1) устройства, обеспечивающие многоканальный звук в любой квартире без возни со звукоизоляцией.
Однако сегодня ситуация начала меняться. Технологии направленного звука, применяемые в саундбарах, стали появляться в телевизорах. Многие из них даже оснащены сабвуферами и предлагают неплохое звучание прямо из коробки. Так стоит ли покупать саундбар и тем более заморачиваться с организацией системы 5.1, если есть готовые решения? По каким параметрам выбирать телевизоры с хорошим звуком, для каких помещений они подходят, и чего от них ожидать на практике?
Мощность и помещение
Для средней комнаты примерно в 20 квадратов обычно рекомендуют 40-60 Вт звука, чтобы громкость была комфортной. Для большой комнаты или частного дома нужно побольше — около 100-150 Вт. Имеет значение и чувствительность динамиков. Обычно она в районе 85-88 Дб. Если она меньше, к мощности системы нужно прибавить 20-30 Вт, если больше — убавить столько же. Есть и калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать желаемую мощность аудиосистемы.
Нюанс в том, что чувствительность динамиков редко указывается в технических характеристиках саундбаров, и тем более встроенных в ТВ аудиосистем. Второй нюанс — заявленные ватты, как правило, означают лишь то, что на таком уровне мощности система не сгорит и не разлетится на кусочки. В реальности значения, при которых звук будет громким и без искажений, окажутся ниже.
Исходя из этого, можно сделать вывод: чем больше заявленная номинальная мощность у аудиосистемы — тем лучше, поскольку она обеспечивает запас по громкости. Всплески в звуковой дорожке фильмов могут заставить слабую аудиосистему хрипеть и даже преждевременно скончаться.
Даже топовые модели телевизоров с хорошим встроенным звуком предоставляют около 40-60 Вт, максимум — 80 Вт. Тонкий корпус не позволяет их создателям развернуться на полную. Здесь саундбары оказываются в выигрыше, поскольку даже бюджетные модели предлагают около 150-200 Вт без учета сабвуфера, а девайсы из среднего и высокого сегментов могут замахнуться и на 500-1000 Вт. Конечно, не всем нужна такая мощность, если телевизор будет стоять в небольшом помещении. Однако для просторной комнаты и тем более частного дома, выбор будет очевиден.
Алгоритмы кодирования
Со времен DVD и Blu-Ray в звуке для домашних кинотеатров лидируют два формата кодирования аудио — Dolby Digital и DTS-HD в различных ипостасях. Их базовые вариации кодируют 5.1-канальное аудио, а передовые версии DTS:X и Dolby Atmos поддерживают формат 7.1 со звуком сверху и динамиками над головой. В интернете ведутся холивары на тему того, что лучше. С одной стороны, DTX:X кодирует с более высоким битрейтом и, по идее, должен обеспечивать лучшее качество аудио. С другой, Dolby Atmos — более продвинутый формат, который способен обеспечить лучшее качество при менее высоком битрейте.
В итоге все это скорее вопрос вкуса, но есть один нюанс. Atmos получил более широкую поддержку, в том числе, на стриминговых сервисах типа Netflix и Amazon Prime Video, в то время как DTS:X больше подходит для выделенной аудиосистемы. Неудивительно, что и в современных телевизорах Dolby Digital, Dolby Atmos и различные вариации вроде Dolby Digital Plus, Dolby 5.1 Decoder можно встретить чаще, чем DTS:X. Что же касается саундбаров, то в недорогих моделях также чаще можно встретить Dolby Digital и Atmos, а вот более продвинутые поддерживают максимум возможных форматов.
Бас и сабвуфер
АЧХ нескольких моделей ТВ. У LG и Samsung есть сабвуфер (и глубокий бас до 50Гц), у двух других его нет.
Встроенный сабвуфер является необходимым элементом ТВ, если стоит цель получить хороший звук прямо из коробки. Саб расширяет диапазон частот до 30-50Гц и позволяет не только услышать, но и почувствовать всем телом грохот от взрывов и звуковых эффектов в кино. Именно на низкочастотный диапазон приходится значительная часть впечатлений от просмотра художественных произведений. Даже в музыке кинокомпозиторы уделяют басу больше внимания, чем остальным частотам, ведь в области низких частот нет человеческой речи, а значит, есть пространство, чтобы развернуться на полную.
Разумеется, размер встроенного сабвуфера ограничен пространством в корпусе телевизора. Поэтому даже чисто с точки зрения законов физики, саундбары с выделенным сабом выигрывают по этому критерию. Как дополнительный плюс, выделенный сабвуфер можно поставить в наиболее выгодную для качества его звучания точку комнаты. Это позволит улучшить звук и перестать беспокоить соседей грохотом взрывов.
Уникальные функции
Чтобы компенсировать малую мощность своей аудиосистемы, производители современных ТВ предлагают различные уникальные фичи для улучшения звука. Многие из них отсутствуют в аудиосистемах для домашнего кинотеатра и саундбарах от тех же производителей, поэтому функционал и уникальные особенности таких ТВ являются весомым преимуществом.
К примеру, некоторые модели компании Samsung предлагают:
Компания LG не отстает от южнокорейского собрата и предлагает свой набор особенностей. Некоторые из них повторяют фичи конкурентов, некоторые уникальны:
Есть свои технологии и у телевизоров Sony, вот некоторые из них:
Есть как похожие, так и уникальные решения и у ТВ других производителей. Все эти фичи позволяют серьезно улучшить звук и сократить негативное влияние сверхтонкого корпуса и маломощных динамиков.
Заключение: ТВ или саундбар?
В сравнении со встроенной аудиосистемой саундбары обладают большей мощностью, что позволяет им озвучить более просторное помещение. Также их можно удобно расположить в комнате, чтобы добиться более четкого звучания. Однако бюджетные модели саундбаров не подарят кардинального улучшения качества по сравнению с акустикой, встроенной в хорошие ТВ, а модели из среднего и высокого сегментов будут стоить, как половина телевизора.
В свою очередь, встроенные в ТВ динамики имеют ограниченную мощность и привязаны к экрану, поэтому по комнате их не расставишь. Однако они все же предлагают неплохой звук прямо из коробки, а благодаря расширенному функционалу и большому количеству уникальных фич, встроенный звук может сравниться с тем, что выдают саундбары бюджетного и среднего сегмента. Таким образом, в этих ценовых категориях плюсы и минусы обоих решений делятся примерно поровну, и конечный выбор остается вопросом личных предпочтений.
Однако если сравнивать качество звука топовых саундбаров и телевизоров, особенно в просторном помещении, то ТВ останется далеко позади. Сравнительно крупные динамики саундбаров верхнего сегмента вкупе с мощным усилителем и отдельным сабвуфером в большом корпусе сделают свое дело.
Виртуальный звук 7.1 в наушниках: что говорят прогеймеры?
Что это вообще такое и кому понравится
Когда-то игровая гарнитура была только одного формата — стерео. Потом появились более прогрессивные 5.1 и даже 7.1. Но если в комнате можно расставить колонки по разным углам и получить настоящий объемный звук, то что происходит с наушниками? В гарнитуре звук — виртуальный.
Виртуальный звук: что это значит?
В обычной жизни если кто-то разговаривает, скажем, слева сзади от нас, мы воспринимаем его речь двумя ушами одновременно и ощущаем реальное направление, откуда приходит звук.
То же самое — в полноценных аудиосистемах 5.1 или 7.1: за счет размещения дополнительных колонок мы физически можем услышать звуки в нужном направлении. Кроме того, волны отражаются от стен, и это тоже создает более целостную звуковую картину.
А что в наушниках? У нас по два уха, каждое накрыто чашкой с хорошей звукоизоляцией. Чтобы создать ощущение, что разговор идет слева сзади, нужно подать в оба уха сигналы с определенной частотой и задержкой по времени. Эти сигналы синтезируются искусственно, поэтому объемный звук и называется виртуальным. Подавая звук таким образом, мы обманываем собственный мозг, который естественным путем определяет местонахождение источника.
Есть и модели наушников с несколькими излучателями. Например, в Asus ROG Theta 7.1 их реально 8. Но такие аксессуары дороги, к тому же, тяжеловаты для продолжительных игр. Поэтому чаще используют более простую схему с парой качественных динамиков. По сути — стереозвук, но программным путем разведенный до формата 7.1.
Реальный эффект от виртуального 7.1 зависит от точности расчета звуковой картины. А алгоритмы ее расчета ориентированы на среднестатистического пользователя. В них не учитываются особенности строения уха конкретного человека, а оно может сильно отличаться. Поэтому в зависимости от анатомических особенностей разные люди воспринимают виртуальный 7.1 по-разному: у некоторых объем просто теряется.
Кроме того, попытка создать пространственную картину часто приводит к странному результату. Например, звук, который вы должны воспринимать как исходящий слева сзади, по факту слышится как слева спереди или просто где-то слева, и трудно понять, где именно.
Если вы играете в шутер, такая дезориентация критична: вы просто не поймете, откуда стреляют или где находится противник. В этом и есть главная проблема виртуального звука.
Кому это важно?
Данила Goose Гусев, прогеймер
Есть мнение, что в шутерах виртуальный звук 7.1 помогает точнее определить направление звука, например, сориентироваться, откуда стреляли. Так вот не верьте! Я играю только в стереогарнитуре: только она дает на 100% четкое понимание направления, откуда исходит звук. Хотя не сомневаюсь, что кому-то виртуальный звук 7.1 в наушниках может нравиться.
Даниил molz Ионов, прогеймер
В шутерах вроде CS важен очень строгий звук. Я пробовал играть в гарнитуре с виртуальным 7.1 на одном официальном соревновании и очень пожалел об этом. Ты элементарно можешь неправильно понять, откуда кто-то бежит или где стреляют.
С точки зрения комфорта игры ничего лучше обычной качественной стереогарнитуры для шутеров нет. Допускаю, что слушать музыку или играть в какие-то другие игры, не требующие точного позиционирования, с 7.1 интереснее. Либо нужно рассматривать пару «хорошая звуковая карта» + реальный, неэмулированный 7.1.
В общем, проигроки в CS виртуальный 7.1 не оценили. А что про технологию думает рядовой игрок в World of Tanks?
Алексей Федоров, геймер, играет в World of Tanks
WoT — игра атмосферная. В ней значительное внимание уделено звуковому оформлению: в процессе боя где-то пролетают самолеты, где-то строчит пулемет, где-то рвутся бомбы… Все эти звуки неигровые, то есть просто фоновые. Но они (вместе с соответствующим видеорядом) позволяют лучше проникнуться игрой, глубже погрузиться в игровую реальность.
Мне очень понравилось играть в наушниках с объемным звуком 7.1, хотя и виртуальным. Фоновые звуки воспринимаются иначе, и некоторые настолько реалистичны, что иногда хочется обернуться и посмотреть, не упало ли что-то с полки или еще откуда. Если ты не видишь противника на карте, вычислить его по звуку не получится. А если видишь, так это и не нужно.
Итог: виртуальный 7.1 подходит не для всех
DTS:X — что это за формат пространственного звучания?
Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про DTS:X
DTS:X — что это за формат пространственного звучания?
Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про DTS:X
DTS, DTS Neo:6, DTS-ES, DTS-HD, наконец, DTS:X – в поколениях форматов окружающего звучания компании DTS несложно запутаться, а если добавить в компанию DTS Virtual:X, DTS Neural: X и DTS Play-Fi, то задача ещё более усложнится. Помочь не заблудиться в таком лесу терминов поможет эта статья.
Самым мощным локомотивом технического прогресса является конкуренция. Среди топовых игроков рынка в какой-либо сфере всегда находится пара (иногда больше), претендующих на безоговорочное лидерство – и их схватка становится мощнейшим катализатором прогресса. Благодаря противоборству сверхдержав СССР и США в 50-е – 70-е годы прошлого века человечество вышло в космос, за какие-то четверть века пройдя путь от экспериментальных полетов с животными на борту до выхода человека в открытый космос, многомесячной работы космонавтов на орбитальной станции, пилотируемого полета на Луну и беспилотного исследования соседей по Солнечной системе. Спускаясь с небес на Землю можно найти массу аналогичных примеров, пусть и не столь масштабных, но определяющих нашу повседневную жизнь в гораздо большей степени. Intel vs Motorola (процессоры), Canon vs Nikon (фототехника), Apple vs Microsoft (операционные системы для рабочих станций), Apple vs Google (операционные системы для мобильных гаджетов), HP vs Epson (принтеры), JVC vs Sony (проекторы для домашнего кинотеатра), Samsung vs LG (телевизоры) – перечисление можно продолжать бесконечно. И в этот же ряд можно поставить конкуренцию компаний Dolby Laboratories и Digital Theater System (DTS) в области форматов окружающего звучания, благодаря которой мы имеем сегодня впечатляющее звуковое сопровождение кинофильмов в больших кинозалах и прямо у нас дома.
1. Что было до DTS:X?
Обмен «любезностями» начался с появлением цифрового многоканального формата Dolby Digital, пришедшего на смену матричному аналоговому Dolby ProLogic. Компания Digital Theater System в ответ предложила формат DTS. Как и конкурент, формат поддерживал конфигурацию системы окружающего звучания 5.1 (позже 7.1 – DTS-ES) с шестью или восемью дискретными каналами, кодируемыми со сжатием с потерями. Запуская альтернативу, компания DTS должна была предложить нечто, чего не было у конкурента – и таким преимуществом стала поддержка более высокого битрейта. В формате DTS цифровой поток мог достигать 1 536 кбит/с, в то время как Dolby Digital на старте поддерживал лишь 448 кбит/с (в варианте для дисков Blu-ray этот параметр возрос до 640 кбит/с). Кроме того, DTS использовал более эффективные алгоритмы сжатия звуковой информации. В результате формат DTS в то время смог предложить более качественное звучание, хотя и требовал для хранения больше места на дисках.
С появлением дисков Blu-ray, отличающихся кратно большей ёмкостью, компании Dolby Digital и DTS предлагают новые форматы окружающего звучания Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно, отличающиеся использованием для компрессии аудиоинформации алгоритмов сжатия без потерь (lossless). Отличия по сути схожи с преимуществами DTS относительно Dolby Digital – если Dolby TrueHD поддерживает битрейт до 18 Мбит/сек, то DTS-HD Master Audio предлагает максимальный битрейт, достигающий 24,5 Мбит/с. При этом, оба формата обратно совместимы с Dolby Digital и DTS соответственно. То есть, если компоненты вашей системы не поддерживают новые форматы саундтреков, то они смогут использовать так называемое «ядро» дорожки, закодированное в Dolby Digital и DTS соответственно с обычными для них битрейтами 640 кбит/сек или 1,5 Мбит/сек.
2. Что такое DTS:X?
Пионером в области 3D-звука стала компания Auro Technologies, предложившая формат Auro 3D, в котором был реализован объектно-ориентированный подход построения окружающего звукового поля с использованием верхних каналов в системе окружающего звучания. Основная идея заключалась в том, чтобы вместо поканальной раскладки звукового полотна фиксировать положение виртуальных источников звука в пространстве, когда каждый такой источник в саундтреке сопровождается трехмерными координатами с изменениями во времени, а задача трансляции этой информации на структуру конкретной системы окружающего звучания ложится на декодирующий процессор. В реальных реализациях таких форматов всё несколько сложнее – фактически это симбиоз поканальной раскладки, в которой закодированы фоновые шумы, и метаданных о положении виртуальных источников звука.
Новая технология 3D-звука не получила широкого распространения, пока не подключились гранды индустрии – Dolby Labs и DTS. Первые предложили 3D-формат Dolby Atmos, вторые – DTS:X. Оба новых формата на транспортном уровне (для записи на диски Blu-ray и UltraHD Blu-ray, сетевого стриминга или телевизионного вещания) используют существующие поканальные форматы со сжатием без потерь Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно. Таким образом, реализована обратная совместимость с этими форматами, что позволяет воспроизводить дорожки в Dolby Atmos или DTS:X даже на системе, не поддерживающей новые форматы.
Чем же отличается DTS:X от Dolby Atmos? Главным отличием стало отсутствие у DTS:X конкретных требований к конфигурации системы окружающего звучания. Адаптированная для домашнего кинотеатра реализация формата Dolby Atmos теоретически поддерживает конфигурацию системы окружающего звучания 24.1.10 (24 акустические системы вокруг зрителей, 10 колонок, смонтированных на потолке, а также один или несколько сабвуферов). Но в современных AV-процессорах или ресиверах реализуется поддержка конфигураций от 5.1.2 до 9.1.4.
В отличие от Dolby Atmos, DTS:X четко не декларирует количество и тип акустики в вашем кинозале. Подразумевается, что процессор DTS:X распределит звуковую информацию оптимальным образом, опираясь на заданную конфигурацию системы окружающего звучания. В компании DTS подчеркивают, что объектно-ориентированный подход отличается тем, что абстрагирован от конкретной конфигурации акустики. То есть, минимальная конфигурация системы окружающего звучания для DTS:X – трифоник (2.1). Правда, здесь нужно учитывать один момент – чудеса случаются редко, и получить четко выраженную трехмерную звуковую картину на трифонике очень тяжело. То есть, чем более сложная по структуре система окружающего звучания реализована в вашем кинозале, тем более реальной будет трехмерная звуковая картина.
3. Так, все же, сколько нужно каналов в домашнем кинотеатре для реализации поддержки DTS:X?
В этом отношении рекомендации совпадают с аналогичными советами для Dolby Atmos. Минимальная конфигурация состоит из стандартного варианта 5.1, дополненного двумя потолочными колонками для увеличения вертикального разрешения звуковой картины. Максимальный вариант – 9.1.4 с четырьмя «верхними» каналами. Напомним, что при покупке AV-процессора или ресивера стоит обратить внимание на реализацию многоканального аналогового выхода с предварительного усилителя – именно этот выход определит максимально возможную конфигурацию акустики в вашем домашнем кинозале. При этом, к примеру, если ваш AV-ресивер оснащен семью каналами усиления, но имеет выход с предусилителя 9.2.4, то при желании в будущем можно будет добавить внешний усилитель мощности с необходимым числом каналов и соответствующее количество колонок.
4. Насколько обязательно для DTS:X располагать колонки на потолке?
Действительно, во многих случаях, особенно когда инсталляция системы домашнего кинотеатра проводится в существующем интерьере, установка акустических систем на потолке крайне сложна, а подчас и вообще невозможна. Решением проблемы может стать использование специальных колонок для новых 3D-форматов, работающих на отражение звуковых волн от потолка. Такие модули обычно устанавливаются сверху фронтальной пары акустики и тыловых колонок, что значительно проще реализовать.
Кроме того, производители стали предлагать модели акустических систем со встроенными модулями «верхних» каналов. Единственный момент, который необходимо учитывать – поверхность потолка должна обладать хорошей отражающей способностью. Впрочем, это вряд ли будет проблемой – нужные свойства демонстрирует большинство используемых отделочных материалов – штукатурка, гипсокартон, дерево, фанера, и тому подобное. Лишь бы высота потолка была не слишком большой.
5. Придется ли обновлять оснащение домашнего кинотеатра для поддержки DTS:X?
Поскольку на транспортном уровне DTS:X использует распространенный формат DTS-HD Master Audio, то заменять источник в вашей системе скорее всего не придется – он лишь должен уметь вывести на AV-ресивер или процессор по HDMI цифровой поток DTS-HD Master Audio, что способны делать практически все современные мультимедийные плееры и проигрыватели Blu-ray и UltraHD Blu-ray. Учитывая, что процесс декодирования саундтрека происходит в AV-процессоре или ресивере, эти компоненты должны поддерживать DTS:X. То есть, этот элемент системы придется заменить. Единственный момент – если ваш AV-процессор или ресивер поддерживает формат Dolby Atmos, но не поддерживает DTS:X, то, прежде чем искать им замену, стоит проверить, нет ли на сайте производителя компонента свежей системной прошивки с поддержкой DTS:X. Вполне вероятно, вас будет ждать приятный сюрприз. Про нюансы апгрейда системы окружающего звучания было рассказано выше.
6. Что такое DTS Virtual:X и как он связан с DTS:X?
В отличие от DTS:X, DTS Virtual:X не является форматом саундтреков. По сути, это алгоритм постобработки, позволяющий с помощью DSP, с одной стороны, адаптировать саундтреки в обычных (не 3D) форматах для воспроизведения на системах окружающего звучания с потолочными каналами, увеличивая вертикальное разрешение звуковой картины. С другой стороны, эта технология позволяет эмулировать трехмерное звучание не только на обычной системе 5.1 или 7.1, лишенной «верхних» каналов, но даже в саундбарах, не оснащенных направленными вверх излучателями. Как всякая система виртуального объемного звучания, технология DTS Virtual:X для эффективной работы подразумевает установку акустики в помещении правильной формы со стенами и потолком, способными хорошо отражать звуковые волны.