Звуки речи участвуют в образовании чего

1.1. Звуки речи

Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова.
Звук есть самая мелкая единица языка.

1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания.

2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат.

Речевой аппарат состоит из лёгких, гортани с голосовыми связками, глотки, полости рта (с языком, губами, твёрдым и мягким нёбом) и полости носа.

Функция лёгких – дать воздушную струю.

Все другие органы речевого аппарата принимают непосредственное участие в образовании звуков. При «говорении» одни из них двигаются (голосовые связки, мягкое нёбо, язык, губы), эти органы речи называются активными; другие остаются неподвижными (твёрдое нёбо, зубы), они называются пассивными.

В результате работы голосовых связок (или отсутствия таковой) и трения воздуха о преграды создаются различные звучания – разные звуки.

Преграды создаются неодинаковым положением активных органов речи в момент образования звука. Следовательно, звук есть также явление физиологическое: для его возникновения требуется определённая работа органов речи.

3. Звуки [а], [б], [в], [о] и др. являются элементами языка, функция которого, как известно, состоит в том, чтобы передавать смысл. Поэтому звуки речи связаны со значениями слов и их частей (морфем – корней, приставок и т.д.). С помощью изменения звуков можно превратить одно слово в другое.

Ср.: дом, дым, дам (тебе книгу), (много) дум; дом, том.

4. Звуки речи употребляются не изолированно, а в определённых звуковых комплексах – словах. Это приводит к тому, что один и тот же звук русского языка в разных словах может звучать по-разному.

Ср.: в слове ре́зок на месте буквы з звучит звук [з]; в слове ре́зкий – на месте буквы з звучит звук [с].

5. Слова могут состоять из одного и более звуков. Союзы, предлоги, местоимения обычно самые короткие. Например, из одного звука состоят предлоги к, в, с; союзы а, и. Слова знаменательных частей речи обычно состоят из трёх и более звуков.

Дом, стол, велосипед, подошёл, красивый.

6. Раздел науки, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» – звук).

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

7. С фонетикой тесно связана орфоэпия – наука, занимающаяся изучением нормативного литературного произношения (от греч. «орфо» – правильный; «эпос» – слово, речь). Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков речи, постановка ударения и др.

Например, по орфоэпическим нормам литературного языка первый звук в местоимении что произносится как [ш]; согласный [н] в ударном слоге слова фонетика произносится твёрдо; ударение в существительном алфавит ставится на последний слог.

Правильность произношения слов можно проверить по орфоэпическим словарям.

Источник

ЯЗЫК и ЖИЗНЬ

среда, 15 мая 2019 г.

Что такое звук, как образуются звуки речи, органы речи (строение речевого аппарата человека)

Люди могут общаться жестами, взглядами, мимикой, но полнота общения достигается всё-таки путём речевого общения и особенно устной речи. В ходе устного общения мы обмениваемся мыслями, которые для наиболее точного выражения и понимания соединяем в фразы и предложения, которые в свою очередь составлены из слов, связанных по смыслу и грамматическими отношениями.

Звук, природа звука, звуковая волна

Звук – это невидимые колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах (чаще всего в воздухе) – газообразных, жидких и твердых, тогда как мягкие и пористые тела плохо проводят звук, а в вакууме (без передающей среды) звук распространятся вообще не может. Это возмущение, представляет собой некоторое временное физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение частиц) и распространяется в ней в виде звуковой волны, затем передающая среда возвращается в равновесное состояние.

Когда звуковая волна достигает уха, она воздействует на барабанную перепонку, заставляя её колебаться с частотой, соответствующей частоте источника звука. Дрожания барабанной перепонки системой косточек раздражают окончания слухового нерва и вызывают ощущение звука.

Звуковые волны распространяются не мгновенно, а с некоторой конечной скоростью, поэтому во время грозы мы сначала видим молнию, а затем доносится звук, так как скорость света гораздо выше скорости звука.

Источником звуковой волны служат только колеблющиеся тела. Например, струна на гитаре в не звучит, пока мы не заставим её совершать колебательные движения, чтобы возникла упругая волна звуковой частоты. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки голоса возникают при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.

Механизм образования звуков речи, органы речи

Центральный речевой аппарат, состоящий из корковых центров и подкорковых узлов, располагается в мозге и соединён с периферическим речевым аппаратом многочисленными проводящими нервными путями. Центральный речевой аппарат регулирует произношение звуков речи – артикуляцию. Для правильной артикуляции требуется определённая система движений периферических органов речи, которая формируется под влиянием зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.

Периферический речевой аппарат включает исполнительные органы голосообразования и произношения, одновременно участвующие в речевой деятельности.

Процесс образования голоса начинается нагнетанием воздуха через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при вдохе лёгкие. Во время спокойного дыхания голосовые складки расслаблены и образуют широкий треугольник, не препятствующий прохождению воздуха.

Кстати, любители сканвордов и кроссвордов часто натыкаются на неправильным, но крайне популярным историческим названием складок на гортани для образования звуков. Так что голосовые складки чаще всего ошибочно называют связками.

Под действием нервных сигналов из головного мозга голосовые складки смыкаются, голосовая щель закрывается, что совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуя свободному выдоху. Струя воздуха вызывает колебания сомкнутых голосовых складок. В результате образуется слабый звук, который распространяется по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними и проходит в полости носа, глотки и рта, выполняющих роль усилителей-резонаторов.

Резонаторы голосового тракта человека выборочно усиливают или ослабляют отдельные компоненты периодического или непериодического колебания, порождаемого голосовыми связками, преобразуют «форму» воздушных колебаний и образуют тем самым уникальное качество звучания, которое потом передается в окружающую среду.

Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых статьях (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.

Источник

Фонетика. Звуки речи

Урок 26. Русский язык 5 класс ФГОС

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Конспект урока «Фонетика. Звуки речи»

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Что такое фонетика?

· Что изучает фонетика?

· Какими бывают звуки речи?

Как мы воспринимаем окружающий мир? Чтобы видеть предметы, у нас есть зрение. Когда мы трогаем что-то – мы осязаем этот предмет. Для ощущения запахов у нас есть обоняние. И, конечно, мы можем воспринимать мир на вкус.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Что мы не назвали? Конечно же, слух. А ведь он очень важен.

Мы повсюду слышим звуки. Они окружают нас. Это может быть пение птиц, или музыка. Шум города или шелест листвы.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

И, конечно, мы сами издаём звуки. Самые разные.

Но самое важное – это то, что при помощи звуков мы общаемся между собой. Ведь даже самые простые слова: «Привет» или «Как дела» – требуют от нас произнесения звуков.

Звуки, которые мы произносим, называются звуками речи.

Этим мы подчёркиваем их отличие от всех остальных звуков.

Звуки речи изучает фонетика.

Это слово произошло от греческого «фон», то есть звук.

Легко запомнить: многие слова, которые связаны со звуками, тоже имеют корень «фон»: теле-фон, микро-фон, фон-ограмма.

Фонетику интересует множество вопросов. Вот один из них: каким образом мы произносим звуки речи?

Оказывается, человеческая речь – это своего рода чудо природы. Не зря считается, что человек научился говорить всего лишь около сорока пяти тысяч лет назад. Ведь речь – это на самом деле очень сложное дело!

При разговоре мы одновременно задействуем более ста различных мышц.

Почему так происходит? Потому что в производстве звуков задействованы самые разные органы. Для начала, для звуков нужен воздух. Ведь звуки мы произносим на выдохе.

Поэтому в произнесении звуков речи участвуют органы дыхания – например, лёгкие.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Ещё очень важны голосовые связки. В них образуется голос.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться. Так образуются звуки различной силы.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

И конечно, для произношения звуков очень важны те органы речи, которые находятся у нас во рту.

В образовании звуков участвуют язык, нёбо, губы, зубы и так далее.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Для произнесения разных звуков мы пользуемся разными органами речи. Поэтому звуки различаются между собой.

А как вы думаете, в разных языках – разные звуки?

На самом деле – не совсем. Количество звуков речи ограниченно. И в основном в разных языках нам могут встретиться одни и те же звуки.

Ведь органы речи у всех людей одни и те же, и какие-то звуки все равно произносятся одинаково. Вот например, а – это самый распространённый звук. Он есть вообще во всех языках.

Но все же произношение звуков в разных языках может различаться. Правда, совсем не так сильно, буквы на письме. Если мы произнесём фразу «Подскажите пожалуйста, который час?» – на русском языке, китайском и языке хинди, что-то будет различаться. Но какие-то звуки и совпадают!

Что правда, то правда. Звуки речи в некоторых языках могут показаться нам странными, диковинными. В некоторых языках Африки есть звуки, которые звучат как щелчок.

Количество звуков в разных языках тоже может очень сильно различаться.

Например, сильбо – язык одной из областей Испании – насчитывает всего только восемь звуков: четыре гласных и четыре согласных. Хотя их трудно отличить друг от друга, потому что этот язык напоминает щебет птиц. Но зато его можно услышать за несколько километров.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Но как же со звуками речи дела обстоят в русском языке?

Считается, что в русском языке – сорок два звука речи. Правда, некоторые учёные выделяют сорок три звука и даже больше.

Деление всех этих звуков основано на том, как именно они произносятся, какие органы речи в этом задействованы.

При делении звуков мы задаём такие вопросы:

– Мы используем только голос или что-то ещё, когда произносим эти звуки?

– Мы произносим этот звук ясно, полно, или нет?

– Может быть, у этого звука есть дополнительный призвук мягкости?

Внимательно посмотрите на классификацию звуков речи.

Все звуки речи делятся на гласные звуки и на согласные. Это деление зависит от того, чем мы пользуемся при произнесении: только голосом или голосом и шумом.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Теперь посмотрим на гласные звуки. Они могут стоять под ударением, а могут не стоять. Поэтому все гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Ну, а что же с согласными?

В них может быть совсем немного шума, немного больше шума и один только шум. Поэтому согласные обычно делятся на звонкие и глухие. И дополнительно выделяются сонорные согласные – о них вы узнаете на следующем уроке.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

У согласных есть также другое деление, оно не зависит от первого. Согласные могут быть мягкими или твёрдыми.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

А теперь посмотрите, какая классификация у нас получилась.

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Мы будем подробно рассматривать эту классификацию на наших следующих уроках.

Но подождите-ка. Вот мы говорим: звуки речи, звуки речи… а как мы вообще будем работать с этими звуками? То есть, как мы сможем отличить их от букв?

Вот перед нами – у. Что здесь написано – буква или звук? О чем мы будем говорить?

Нам помогут скобки.

Чтобы подчеркнуть отличие звуков от букв, их как бы заключают в домик – [].

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

На письме звуки обозначаются квадратными скобками.

Буква а – без всяких скобок.

Звук [а]– указывается в скобках.

Итак, что нам требуется запомнить?

Звуки, которые мы произносим – это звуки речи.

Звуки речи изучает наука фонетика.

Звуки речи имеют разные признаки и характеристики.

На письме звуки речи обозначаются квадратными скобочками.

Источник

Классификация звуков русского языка

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Звук (речевой звук) — это колебания воздуха, возникающие при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека. Помимо речевых, выделяют также неречевые или шумовые (кашель, шум дождя, писк комара) и музыкальные звуки.

Классификация по артикуляционным признакам

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

В русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков.

Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.

Классификация гласных звуков

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Гласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград.

Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка.

1. По участию в артикуляции губ:

В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»).

2. По степени подъема языка к нёбу:

Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных.

3. По месту подъема языка:

При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта.

Таблица классификации гласных звуков

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Гласные буквы

Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

Если в русском языке 6 гласных, то гласных букв — 10, это: «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я». Если звук — это единица устной речи, его слышим и произносим. То буква — это графический знак для обозначения звука речи на письме, её мы видим и пишем.

Йотированные гласные

Йотированные гласные — гласные, которые произносятся с помощью двух звуков. К таким гласным относят буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я».

В зависимости от места которое занимает йотированная гласная буква в слове, она может обозначать как один, так и два звука:

    Классификация согласных звуков

    Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

    Согласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды.

    Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка.

    1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:

    Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.

    2. По способу образования:

    Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель.

    3. По месту образования:

    Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

    4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:

    В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й».

    Таблица классификации согласных звуков

    Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть фото Звуки речи участвуют в образовании чего. Смотреть картинку Звуки речи участвуют в образовании чего. Картинка про Звуки речи участвуют в образовании чего. Фото Звуки речи участвуют в образовании чего

    Классификация по акустическим признакам

    Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».

    Сонорные (звучные) звуки — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» «Р», «Рь» «Й».

    Источник

    Раздел II. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

    ТЕМА 1. ФОНЕТИКА. АКУСТИЧЕСКИЙ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ
    АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

    § 18. Речевой аппарат и функции его отдельных частей

    Специальных органов производства звуков речи у человека не существует, для этого в ходе эволюции были приспособлены органы дыхания, создающие воздушную струю. Речевой аппарат – это органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия речи. В широком смысле речевой аппарат включает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, способствующие восприятию звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, участвующие в образовании звуков.
    К органам речи относят дыхательные органы /легкие, бронхи, трахея/, гортань, надгортанные полости. Звуки образуются в основном на выдохе, когда воздушная струя выталкивается из легких и, проходя через бронхи и речевой аппарат, вызывает колебания органов, рождающие звуки речи.
    В гортани расположены хрящи, к которым крепятся эластичные мускулы, называемые голосовыми связками. При образовании тона голосовые связки, сближенные и напряженные, под давлением воздушной струи начинают равномерно, периодически колебаться. Затем при помощи других органов звуки приобретают дополнительные признаки и окончательно формируются.
    Многие из органов, завершающих оформление звуков, находятся в ротовой полости: это губы /labia/, зубы /dentes/, альвеолы /бугорки у корней верхних зубов/, твердое небо /palatum/, мягкое небо /velum/, которое заканчивается язычком /uvŭla/. В производстве почти всех звуков участвует язык /lingua/, точнее его части: кончик /apex/, спинка /dorsum/, корень /radix/.
    Органы речи по их работе при произнесении звука делятся на активные, т. е. подвижные, (голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть) и пассивные, т. е. неподвижные (зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть).
    Cовокупность работ органов речи при произнесении звука называется артикуляцией (лат. articulatio от articŭlo – расчленяю, произношу членораздельно). Артикуляция – сложный процесс, в котором выделяют три фазы: приступ (экскурсия) – выход органов речи в положение, необходимое для произнесения звука, выдержка – сохранение этого положения и отступ (рекурсия) – возвращение органов речи в спокойное состояние или в положение для произнесения следующего звука или в положении для произнесения следующего звука.
    У каждого языка своя артикуляционная база, т. е. совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка. Артикуляционная база складывается в результате исторической эволюции речевого аппарата и меняется медленно.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *