через какие известные в педагогике методы может реализовываться убеждение

Основные направления решения межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики

Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

Рассказ и лекция — монологические формы метода, которые ведутся от одного лица — социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ используется при работе с детьми младшего подросткового возраста. Он непродолжителен во времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция применяется для детей старшего подросткового возраста. Лекция более продолжительна по времени, в ней рассказ используется как прием.

Роль социального педагога при проведении диспута внешне сводится к руководству им: оперативному направлению хода диспута, обобщению и анализу высказываний детей, подведению итогов. Однако положительный исход диспута зависит от тщательности подготовки к нему социального педагога: выбора темы диспута, понятной и близкой детям, тщательного отбора вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать с детьми тему диспута, подобрать соответствующую литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др.

Источник

Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример

Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

Следует отметить, что поскольку социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.

Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.

Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе. Однако использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др.

Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами.

Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью которых он это сделает.

Различая эти понятия, следует помнить, что в реальном процессе деятельности четкую границу между ними провести весьма сложно, так как методам свойственна подвижность, изменчивость. В одних ситуациях метод выступает как самостоятельный путь решения задачи, в других он входит в прием, который используется в различных обстоятельствах по-разному.

Для выполнения своей профессиональной деятельности социальному педагогу следует овладеть методами, которые, как было показано выше, состоят из отдельных приемов. Методы, приемы и средства взаимосвязаны между собой таким образом, что методы и приемы могут выполнять в отдельных случаях роль средств. Средства, в свою очередь, могут быть самыми различными, что обозначено на схеме стрелками, направленными вниз.

Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.

Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них. Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют действенной силы.

Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения ребенка, что способствует формированию убеждений.

Убеждения — это твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение — это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу.

Убеждение выступает формой регуляции отношений ребенка и социума. Воспитательная сила убеждения обусловливается тем, как внутренне воспринимает его ребенок. Если убеждение не вызывает положительной внутренней настроенности ребенка, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов воздействия на ребенка.

через какие известные в педагогике методы может реализовываться убеждение. Смотреть фото через какие известные в педагогике методы может реализовываться убеждение. Смотреть картинку через какие известные в педагогике методы может реализовываться убеждение. Картинка про через какие известные в педагогике методы может реализовываться убеждение. Фото через какие известные в педагогике методы может реализовываться убеждение

Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать ребенка в правоте его взглядов — неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога.

При убеждении, как уже было сказано выше, социальный педагог воздействует на сознание, волю и чувства ребенка. Однако при этом нельзя смешивать понятия «убеждение» и «морализирование», когда декларируются хорошо известные истины; а если они еще и произносятся в командном тоне, то ребенок перестает слушать взрослого или агрессивно относится к нему.

Еще А. С. Макаренко говорил «о внутреннем сопротивлении личности воспитательным процессам» (я и сам знаю, как нужно поступать, нечего меня учить и т. п.). Тем более социальному педагогу приходится иметь дело с ребенком, у которого накоплен определенный негативный опыт, а поэтому действия и поступки совершаются им согласно определенным убеждениям. Необходимо различать смысловой и эмоциональный барьер слова. К смысловому относится отрицательное реагирование на любое требование социального педагога, на любые его слова. При таком негативизме слова социального педагога могут вызывать противоположный эффект— «эффект бумеранга». При эмоциональном барьере у ребенка возникает чувство неприятия, антипатии, порой озлобленности.

Психологические особенности восприятия содержания речи должны быть таковы, чтобы вызвать у ребенка надежду, гордость, чувства раскаяния в содеянном поступке и другие положительные эмоции.

Органическая часть убеждения — это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т. д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.

Беседа и диспут — диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа — это вопросно-ответный метод. Искусство социального педагога проявляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ дети. При использовании беседы специалист должен уметь так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и дети.

Для подростков и юношей используются диспут — метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему. Роль социального педагога при проведении диспута внешне сводится к руководству им: оперативному направлению хода диспута, обобщению и анализу высказываний детей, подведению итогов. Однако положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога: выбор темы диспута, понятной и близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать с детьми тему диспута, подобрать соответствующую литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др.

Важным в деятельности социального педагога является учет нравственного идеала, которому следует ребенок. Нравственный идеал — это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности детей, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам. Еще древнегреческий философ говорил, что «длинен путь через наставления, короток через пример». К. Д. Ушинский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Подражая образцу поведения, ребенок заимствует готовую программу поведения, экономя тем самым силы в самостоятельном освоении мира, другой человек для ребенка — это проекция его самого в будущем. Избранный им идеал поведения становится движущей силой его развития. Помочь ребенку выбрать этот пример — идеал — весьма сложная задача для социального педагога, но она способствует ускорению духовного развития ребенка. Энергия при этом возникает из сравнения себя с идеалом, и она побуждает ребенка работать над собой. Сложность использования данного метода заключается в том, что идеал себе выбирают дети независимо от нас. Поэтому в качестве такого человека часто используются герои боевиков, физически сильные люди, деловые богатые люди, люди с криминальными устремлениями. Сменить ориентацию река очень сложно, у него должен появиться такой пример, которому он хотел бы подражать, видеть в нем физическую красоту, чувствовать и понимать красоту морального поступка, следовать его примеру.

В конечном итоге убеждение — это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Однако их действенность определяется по тому, насколько сформированы у детей навыки и привычки нравственного поведения, какой нравственный опыт у них имеется. К. Д. Ушинский писал о том, что благодаря хорошей привычке человек воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше. Если убеждение «программирует» сознание ребенка, то упражнение — формирует умения, навыки и привычки.

Все дело в том, что любое явление, действия друзей, взрослых ребёнок оценивает через призму своего опыта. Понятие «опыт нравственного поведения» шире и богаче понятия «привычки и навыки нравственного поведения», оно включает интеллектуальную, волевую, чувственную и исполнительскую сферу личности, тогда как привычки касаются только исполнительской стороны поведения ребенка.

В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение — широкое понятие, оно состоит из более узких — поступков, а поступок выражается в действии.

В то же время действие становится поступком при определенных условиях. Обратимся к примеру: человек рубит дерево. Можно ли по внешнему виду квалифицировать эти действия как нравственные или безнравственные? Нельзя, пока мы не узнаем, в какой связи это действие выступает по отношению к обществу или другим людям. Рубит дерево для матери по купленному в лесничестве билету — заботливый сын, рубит для отопления своего дома тоже по купленному билету — хороший хозяин, рубит ель для продажи — вор и т. д. Понятно, что одно и то же действие может иметь различную моральную оценку.

Всякое действие или состояние становится поступком, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности. Если характеризовать отдельно взятый поступок, в нем можно выделить два элемента: первый составляет его внешнюю сторону и выражается в действии, второй — внутреннюю и выражается в целях, намерениях и мотивах, проявляющихся в отношении личности к обществу и другим людям.

Совокупность действий ребенка выражается в его поступках, последние в свою очередь формируют его поведение. И действия, и поступки, и поведение оцениваются по отношению к моральным нормам, принятым в обществе. Схематично это может быть представлено так, как показано ниже. Моральные нормы — левая часть схемы — формируются у детей методом убеждения; действия, поступки и поведение — правая половина схемы — формируются путем упражнений.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Приведем для сравнения два примера: чтобы научиться красиво и грамотно писать, ученик должен многократно повторять и повторять, на этом во многом основана методика обучения детей грамотному письму. Когда же мы обнаруживаем, что ребенок не умеет вести себя правильно за столом, взрослые подчас возмущаются и требуют от ребенка вести себя правильно, тогда как ребенок, просто не знает и не умеет это делать, потому что его никто специально этому не обучал: дома на это специально не обращали внимание, в школе, как правило, главная задача сегодня, чем накормить, а не то, как это делать.

Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Между умением и привычкой существует определенная дистанция. Вначале мы формируем умения», затем на протяжении определенного времени систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку. «Привычка, — писал К. Д. Ушинский, — укореняется повторением какого-либо действия, повторением его до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлективная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию».

Если упражнения не выполняются систематически и умение не доведено до привычки, то восстановить умение более сложная задача. Например, ребенка приучают к аккуратности в семье и в детском саду, который посещает ребенок, Перед тем, как лечь спать, ребенок аккуратно кладет на стул свои вещи, убирает игрушки и пр. Однако, спустя некоторое время, когда ребенок становится уже школьником, он выглядит неряхой: не может убрать за собой вещи, на столе у него беспорядок, в школьном рюкзаке вместе с тетрадями и книгами грязные кроссовки и т. д. Почему так происходит? Ведь ребенок был аккуратным. Однако эту привычку формировали, в основном, в детском саду; а как только ребенок пришел в Школу, родители перестали обращать на это внимание. В результате теперь перед ними встает более сложная задача: как неаккуратность превратить в аккуратность. Психолог У. Джеймс приводит по этому поводу образное сравнение: каждое нарушение новой привычки можно сравнить с падением клубка, на который мы наматываем нитку; если он один раз упадет, то придется снова сделать множество оборотов, чтобы привести его в прежний вид.

Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные привычки большинства детей, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Так, малолетние бродяги, поступающие в детские дома, не обладают элементарными гигиеническими навыками. В литературе и в выступлениях журналистов часто встречается слово «маугли», но оно относится не к тем детям, которые выросли среди животных — известные нам примеры, а к детям улицы, подвалов, живущим на свалках и пр. Они не умеют чистить зубы, умываться по утрам, следить за своей одеждой и пр. Поэтому для социального педагога в этом случае метод упражнения один из основных. Другая трудность «в работе с такими детьми — укоренившиеся вредные привычки: курить, пить спиртное, сквернословить, быть агрессивными. В этом случае социальный педагог занимается фактически перевоспитанием детей, приобщением их к нормам и правилам общества.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр. В этом случае социальный педагог использует стремление детей к увлекательным целям (покорять космос, путешествовать в дальние страны, быть справедливым в решении каких-то проблем и др.). Игровая деятельность — всегда творческая, и дети, как правило, вносят какие-либо новые штрихи в проведение игры. В сюжетно-ролевой игре присутствует определенный нравственный образец (роль матери, отца, защитника, привлекательной профессии и пр.), которому ребенок хочет подражать. Ценность игры заключается в том, что собственными потребностями ребенка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим приучить. Игра достигает своего успеха при определенных условиях: идея игры должна быть понятной и принятой детьми, дети должны активно привлекаться к составлению сюжета игры, распределению ролей, социальный педагог должен помогать в обогащении содержания игры, оснащении ее необходимыми атрибутами, содействовать удовлетворению интересов детей во время игры; детям должна предоставляться возможность повторить понравившуюся игру.

Методы убеждения и упражнения тесно между собой взаимосвязаны. А. С. Макаренко все время подчеркивал мысль о слиянии слова и дела, убеждения и упражнения. Самое упорное натаскивание на похвальных мыслях и знаниях, неоднократно подчеркивал он, без соответствующей практики может приводить к формированию «ханжей» и «графоманов».

Среди социально-педагогических методов особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Отношение к этим методам воспитания в разные периоды развития отечественной педагогической мысли было разное: от необходимости применения наказаний (в том числе и физических наказаний в школе) до полного их отрицания.

Приведем мнения некоторых выдающихся педагогов на эту проблему. Так, А. С. Макаренко утверждал, что наказывать надо обязательно, это не только право, но и обязанность педагога. В. А. Сухомлинский считал, что в школе можно воспитывать без наказаний. А. С. Макаренко писал о том, что замечания нельзя делать спокойным ровным голосом, воспитанник должен чувствовать возмущение педагога. В. А. Сухомлинский был убежден, что слово педагога должно прежде всего успокаивать ребенка.

Поощрения и наказания направлены к одной цели — формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Но достигается эта цель различными путями: поощрение выражает одобрение действии и поступков, дает им положительную оценку, наказание осуждает неправильные действия и поступки, дает им отрицательную оценку.

Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание связано с отрицательным самочувствием ребенка, неприятным переживанием совершенного им поступка или действия. Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (поощрение — удовлетворение, наказание — неудовлетворенность, стыд).

Нельзя дать общие рецепты по использованию этих методов, каждый поступок всегда является индивидуальным. Однако существуют некоторые правила успешности применения этих методов, которые необходимо знать социальному педагогу: поощрения и наказания должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок; они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрения и наказания требуют уважительного отношения к ребенку, частое их применение к одному и тому же ребенку создает дополнительные трудности в работе с ним; в практической деятельности социального педагога должны применяться разнообразные виды этих методов.

Методы коррекции не всегда являются издержками воспитания. Они неизбежны, так как детям свойственно исследовать границы дозволенного, а следовательно ошибаться и заблуждаться. Поэтому необходимо использование таких приемов, как переубеждение, предупреждение, замена интересов, наказание. Переубеждение фактически — перестройка сознания, ошибочные представления, неверные жизненные планы не могут быть просто устранены из сознания ребенка — они должны быть вытеснены нравственными взглядами и представлениями. Переубеждение — это разновидность метода убеждения.

Предупреждение — весьма распространенный прием, который использует педагог и социальный педагог в своей практической деятельности. Предупреждение связано с прогнозированием поступков ребенка и предотвращением таких, которые имеют негативный характер.

Рассмотренные выше методы социально-педагогической деятельности применяются не изолировано и не обособлено друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Исследовательская работа: УБЕЖДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда»

УБЕЖДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ

Работу выполнила педагог

Буйлова Дарья Олеговна

С древнейших времен в психологии изучаются множество видов преднамеренного и нецеленаправленного влияния на человека. В том числе и воздействие речи, тех или иных слов автора на адресата. Многие виды воздействия широко используются педагогами в своем мастерстве работы с детьми. Например, влияние на поведение ребенка взглядом, прошением объяснения виновником того или иного поступка, поучительными рассказами и т.д.

К одним из основных видов и способов педагогического влияния на человека относится убеждение. Поэтому изучение правильного использования убеждения в работе педагога до сих пор является актуальным.

Проблема нашего времени заключается в том, что зачастую педагоги не совсем правильно используют свои знания и умения относительно психологического влияния на детей. Чаще всего это происходит потому, что меняются поколения, а вместе с этим меняется менталитет и характер детей. Именно поэтому необходимо постоянно изучать новые методы педагогического воздействия на детей.

В связи с этим тема нашей курсовой работы: «Убеждение как один из основных способов педагогического влияния».

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в школе, педагогическое и психологическое влияние на ребенка.

Предмет исследования: виды и способы воздействия учителя на учащихся, убеждение как один из основных видов влияния.

Цель исследования: выявить особенности применения убеждения в педагогическом процессе.

1. Раскрыть понятие «убеждение» с точки зрения педагогики и психологии.

2. Рассмотреть убеждение как основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся.

3. Изучить особенности применения убеждения в педагогическом процессе.

4. Выявить наиболее эффективные методы применения убеждения в педагогическом процессе на сегодняшний день.

— теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы; изучение передового педагогического опыта.

— практические: применение наиболее эффективных методов воздействия на учащихся с помощью убеждение в своей работе; приведение примеров эффективного воздействия на ребенка с помощью убеждения.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами школ и ВУЗов, студентами ВУЗов, психологами.

ГЛАВА 1. Теоретические представления об убеждении как методе психолого-педагогического воздействия

1.1 Понятие «убеждение» в психологии и педагогике

Испокон веков важнейшим элементом воздействия на собеседника или на аудиторию является умение убеждать. Многие философы античности обладали ораторским искусством и талантом убеждения. Именно поэтому они имели много последователей и учеников.

Мы являемся своего рода производителями и потребителями социального влияния. Каждый человек, чтобы достичь своей цели, например, стать директором фирмы, должен уметь убеждать окружающих в своем достоинстве, доказывать актуальность своих идей, но не у каждого есть такой талант. Тут на помощь приходит одна из важнейших отраслей психологии – психология убеждения.

Мы можем наблюдать, что психологию убеждения активно используют политические деятели, адвокаты, продавцы, рекламодатели. Не менее искусно ей пользуются преподаватели и родители на всех ступенях школьной жизни ученика.

Перед тем, как рассматривать убеждение как способ воздействия на сознание человека и ребенка, необходимо разобраться в том, что вообще означает термин «убеждение».

Рассмотрим несколько трактовок этого понятия, взятых из толковых словарей знаменитых филологов.

В словаре Ушакова Д.Н. толкование слова «убеждение» выглядит так: «Твердый взгляд на что-нибудь, сложившийся на основе каких-нибудь идей» [19, с. 934.].

В.И.Даль не предоставляет в своем словаре толкование слова «убеждение», но предоставляет толкование слова «убеждать», что, по его мнению, означает «убедить кого в чем, уверить или удостоверить, заставить понять что или поверить чему» [2, с. 427.].

Отсюда следует, что у каждого человка есть свои убеждения, своя точка зрения, и любой вправе это озвучить. При желании один человек может убедить другого в правоте своей точки зрения и даже переубедить человека, что значит изменить его мышление и отношение к происходящему.

Изменить мышление человека можно и с помощью такого метода, как внушение. Но этот метод не такой гуманный, как убеждение. Для того, чтобы убеждение не превратилось во внушение, необходимо лишь немного разбираться в психологии [9].

Рассмотрим статьи некоторых ученых психологов, которые писали о том, что означает убеждение в психологии и каковы его основные характеристики.

Кандидат психологических наук Лебедева В.А. в своей книге «Психология сегодня» пишет следующее: «Убеждение является воздействием на мышление собеседника. Пытаясь убедить человека в чем-то, мы приводим доводы, аргументы. Убеждение будет эффективным настолько, насколько удачно будут подобраны доводы и чем больше они будут связаны с установкой человека, на которую мы ходим повлиять. Самым достойным способом влияния является позитивное убеждение, направляющее на постановку цели, подкрепленную мотивацией, которую можно достичь, используя положительные качества и действия и, критикуя и отвергая отрецательные модели поведения. С помощью такого способа мы не навязываем собеседнику свою точку зрения, а лишь подводим его к правильному выбору, который он делает, осознавая свои потребности, восполняя желание достичь определенной цели, самореализоваться» [8, с.154.].

В любой сфере взаимодействия людей (семейно-бытовой, деловой, педагогической и т.д.) убеждение играет важную роль и зачастую является важнейшим элементом общения.

Иными словами, цель убеждения состоит в том, чтобы не заставить человека сделать что-то, но изменить его отношение к ситуации в целом, чтобы он сам понял и захотел поступить так, как ему советуют.

Главным аспектом влияния через убеждение является то, что изменение мышления должно быть использовано на благо личности.

Сидоренко Е.В. в своей книге «Психилогия влияния и противостояния» отмечает то, что нужно уметь правильно реагировать на информационное влияние, так как существуют убеждения изменяющие мышление общества и личности в лучшую сторону (воспитание ребенка и привитие ему моральных и нравственных ценностей; рекламы, пропагандирующие здоровый образ жизни и правильное отношение к природе и т.д.) и убеждения со злым умыслом (религиозные секты; пропаганда плохих привычек через фильмы, компьютерные игры и т.д.) [17].

Информационная среда имеет влияние на человека с самого детства. Зачастую дети учатся плохому примеру, опираясь на поведение героев из фильмов, компьютерных игр, смотря на сверстников и старших ребят из школы.

Именно в детском возрасте у человека формируются убеждения и отношение к чему-либо, и как раз в этот момент легче всего объяснить ребенку что хорошо, а что плохо. Взрослому человеку тяжелее что-либо доказать. Тогда на помощь детям в выборе верного жизненного пути приходят родители и педагоги, которые опираясь на свой жизненный опыт, стараются сформировать правильное отношение ребенка к чему-либо. Делать это можно разными способами. Например, демонстрировать свое достойное отношение к людям, читать с детьми поучительные книги, обсуждать поступки других ребят и то, к чему эти поступки приводят. Одним из способов сформировать правильное мышление школьника является убеждение.

Что же такое убеждение с точки зрения педагогики?

Зимняя И.А., доктор психологических наук, считает метод убеждения основным методом воспитания, представляющим собой воздействие учителя на учеников с целью формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности [4].

Метод убеждения воздействует на разум, логику, опыт и чувства молодого поколения, что обеспечивает добровольное принятие и осознание идей, которые в последствии формируют поведение человека и его отношение к происходящему вокруг.

Важным в психолого-педагогическом процессе является то, что в результате убеждения у ребенка должна сформироваться твердая уверенность в истинности усвоенных идей. Будучи убежденным в правоте учителя, ребенок последует его примеру, советам и будет бороться с сомнительными взглядами и ошибочными действиями. А для того, чтобы ребенок поверил учителю и последовал его советам, педагог должен быть сам твердо уверен в том, в чем хочет убедить ученика [18].

Убеждение в педагогическом процессе является одним из основных способов коммуникативного воздействия учителя на учащихся и формирования системы знаний, взглядов и норм поведения школьников.

1.2 Убеждение как основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся

Влияние педагога имеет огромное значение в воспитании школьников, в направлении их на верный жизненный путь. На основе изучения социально-психологической теории и педагогического опыта общения ученые выделяют два основных способа коммуникативного воздействия, то есть влияния с помощью общения: убеждение и внушение. Об этом пишет профессор А.Г.Ковалев в своей работе «Психология личности» [6].

Как уже было сказано, любое воздействие педагога направлено на формирование мышления, установок и действий школьника и влияет на все стороны его развития. Однако, психологические механизмы внушения и убеждения неодинаковы [9].

Куликов В.Н. определяет основную особенность внушения как осуществление влияния на психику и поведение человека незаметно для него. Внушение бесконтрольно проникает в психическую структуру личности и реализуется в повседневной жизни в виде поступков, стремлений, мотивов и установок, но при этом активная роль человека, испытывающего внушающее воздействия, снижается. У человека не возникает собственного желания и полного осознания своих действий. Он делает что-то, потому что так надо [7].

Убеждение же, наоборот, принято рассматривать как систему осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Иными словами убеждение, в отличие от внушения, не заставляет школьника делать то, что велит учитель, а пробуждает в ученике внутреннюю активность и мотивацию.

«Путем убеждения, — пишет профессор А. Г. Ковалев, — можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить образ жизни, а тем самым побудить школьника к самовоспитанию, самоорганизации, саморазвитию. Это является важными качествами для любой личности» [6, с. 37].

В педагогическом процессе метод убеждения выступает как важная форма регуляции взаимоотношений педагога и ученика, ученика и коллектива товарищей, учащихся и общества в целом.

Стоит обратить внимание на то, что убеждения могут быть истинными и ложными. Ложные и ошибочные суждения зачастую могут привести к неправильным и аморальным поступкам. Так, например, ошибочность нравственных представлений школьника о дружбе может привести к таким формам поведения как подсказывание, списывание, а нередко и ложь. Важно уметь правильно донести до ученика свои убеждения, чтобы он не только осознал, что дружба – это хорошо, но и понял, как нужно дружить, чтобы нарочно не подставить своего друга и не испортить свою репутацию в коллективе [16].

Также в ходе убеждений нужно иногда преодолевать критическое отношение ученика к предлагаемым доводам и выводам. Такое отношение может возникнуть из-за нелогичности аргументации и противоречивого влияния собственного опыта школьника.

Для эффективного применения метода убеждения существует ряд требований, которые необходимо соблюдать, и несколько форм убеждающего воздействия. Это и будет являться предметом дальнейшего рассмотрения.

ГЛАВА 2. Применение убеждения в педагогическом процессе.

2.1. Требования для эффективности применения метода убеждения в педагогическом процессе

Важным условием эффективности убеждения является доказательность. Делать наше убеждающее воздействие доказательным нас учит логика. Согласно ей доказательство – это логическое действие, в процессе которого истинность одной мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Для начала рассмотрим общие требования к методу убеждения в педагогическом процессе и условия его применения, которые описывают ученые психологи в своих работах.

Зимняя И.А. в своей работе «Педагогическая психология» выделяет три условия эффективности убеждающего воздействия:

1. Сила самого воздействия, которая зависит от его содержательности и авторитета убеждающего. Чем лучше ученик относится к учителю, тем больше он к нему прислушается. Для этого необходимо не создавать иллюзию доверительной атмосферы во время процесса убеждения, а поддерживать её на протяжении всего периода взаимодействия учителя и ученика.

2. Особенности психического склада той личности, на которую воздействуют, их учёт при построении убеждения (потребности, интересы, вкусы, установки, особенности мышления). Педагогу необходимо знать тип нервной системы воспитанника, возможные проявления его реакции, представлять зону его ближайшего развития в обучении и воспитании. Например, ребенок имеет сильный неуравновешенный тип нервной системы. Воспитателю необходимо построить убеждение так, чтобы оно не вызвало дополнительных эмоций у ребенка.

3. Интеллектуально-эмоциональное состояние убеждающего и убеждаемого в момент их взаимоотношений. Если ребенок чрезмерно возбужден, у него преобладают на данный момент негативные эмоции, но педагог, не учитывая этого, начинает его убеждать в неправильности его поведения. В этом случае ученик, скорее всего, не услышит своего учителя, не поймет его, и вместо того, чтобы последовать его советам, сделает все наоборот, что приведет к ухудшению последствий уже сложившейся ситуации [4].

Сидоренко Е.В. в своей книге «Психология влияния и противостояния» обращает внимание на то, что метод убеждения будет действенным только в том случае, если будет соблюдаться структура «знания- чувства (эмоции)- поведение» [17].

На любом уроке и во внеурочной деятельности учитель, вооружая ученика необходимыми знаниями, продумывает, как придать передаваемым знаниям наибольшую силу эмоционального воздействия, как сделать так, чтобы ребенок не только усвоил знания, например, о различных моделях поведения, но и, проспуская эти знания через свои чувства, переживая определенные эмоции, понял, какая модель поведения допустима, а какая – нет. Большое значение имеет аргументированность, доказательство выдвигаемых положений, взволнованность педагога, его убежденность в правильности своих взглядов, а также авторитет учитель перед конкретным учеником.

Помимо условий эффективности применения убеждения и структуры данного метода, ученые выделяют ряд требований к использованию метода убеждения. Об этом пишет Подласый И.П. в своей книге «Педагогика.Новый курс».

Для того чтобы использование метода убеждения было максимально действенным, оно должно отвечать ряду требований:

1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности, быть понятны и доступны учащимся. Так, например, в младшем школьном возрасте убеждение детей в достойных моделях поведения осуществляется через изучение и обсуждение сказок, былин, рассказов. В средней школе – на примерах изучения реального мира, духовного мира человека. Большую роль при этом играют наглядные пособия и приведение примеров из жизни.

2. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого. Необходимо знать истинную жизненную позицию школьника, чего он хочет достичь, кем хочет стать в жизни и т.д.

3. Убеждения должны содержать как обобщенные положения (правила, принципы), так и конкретные примеры, факты (ситуации из жизни, опыт самого воспитанника). Например, если ребенок совершает поступок, который уже когда-то совершал, нужно напомнить, чем это закончилось в прошлый раз (наказали, получил плохую оценку и т.д.). Если же в прошлый раз этот поступок не приводил ни к чему плохому, объяснить, что рано или поздно все равно наступит какое-то наказание, или привести пример как кого-то уже наказывали за подобное действие.

4. При убеждении бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны обоим собеседникам. Нужно разобраться, почему ребенок себя так повел, какие на то были причины. Возможно, он не хотел сделать ничего плохого, но обстоятельства заставили его поступать иначе. И только разобравшись во всей ситуации можно сделать истинный вывод о совершенном поступке. Тогда, возможно, не придется никого ни в чем убеждать, а нужно будет лишь посоветовать, как поступить в следующий раз в подобной ситуации. Здесь важную роль будет играть доверительная атмосфера между воспитанником и педагогом.

5. Убеждая других, воспитатель должен быть сам уверен в правдивости своих слов. Никто не будет верить человеку и прислушиваться к нему, если сам человек явно не верит в то, что говорит, о чем утверждает [14].

Важным является то, что убеждение нельзя путать с морализованием. Главное отличие заключается в том, что при убеждении положение доказывается, приводятся факты, аргументы, примеры. При морализовании положение выступает в формах высказываний, неподкрепленных фактами, например: «школьник должен…», «и не стыдно!», «и не стыдно?!».

Обычно все эти «правила», навязанные обществом, хорошо известны любому ученику, поэтому ситуации, когда учитель начинает «читать мораль» школьнику, воспринимаются как должное, как обязанность учителя, формальность. Ученики относятся к такому виду общения презрительно, иронически [18].

Умение убеждать посредством слова – большое искусство, которое требует правильного подхода, знаний психологии личности и правил логического суждения. Чтобы процесс убеждения не превратился в процесс морализования существует множество способов и форм метода убеждения. Рассмотрим, какие формы метода убеждения можно использовать в педагогическом процессе.

2.2. Формы метода убеждения в педагогическом процессе

Многие ученые представляют нашему вниманию разные классификации форм метода убеждения. По моему мнению лучшей из таких классификаций является та, о которой пишет В.И.Загвянский в своей книге «Педагогическое творчество учителя».

В.И.Загвянский к основным формам метода убеждения, используемых в школе, относит: информационный метод, поисковый метод, дискуссию [3].

Рассмотрим каждый метод по отдельности.

Информационный метод – самый простой метод убеждения, который осуществляется путем сообщения педагогом разного рода сведений и стимулирования у учеников интереса к получению новых знаний. Он может выглядеть как беседа, рассказ, лекция, инструкция, наглядный показ, встречи с интересными людьми.

Характерной чертой информационного метода является то, что педагог сам определяет объем и форму изложения тех или иных сведений, учитывая возрастные и психологические особенности детей.

Успешность применения метода информации достигается значимостью и понятностью самой информации, её оперативностью, логической стройностью, а также ненавязчивостью [10].

Загвянский В.И. выделяет несколько функций информационного метода:

1. Сообщение знаний об идеях и фактах, ранее неизвестных учащимся, причем незнание является главным стимулом интереса детей. Этим всегда умело пользуются опытные учителя. Например, можно в начале урока задать несколько тематических вопросов, о том что дети знают, и один вопрос, на который они не смогут ответить. Дать им ответ на вопрос и предложить во время урока выяснить так это или нет.

2. Разъяснение и изучение тех или иных теоретических положений, фактов, явлений через рассмотрение их характеристики и взаимосвязи между собой. Например, в начальной школе это может быть изучение темы «Пищевая цепь». Учитель объясняет кто для кого является пищей и почему.

3. Доказательство определенных положений, в истинности которых педагог убеждает своих учеников. Например, в старшей школе на уроках геометрии ученики вместе с учителем обращаются ко всевозможным доказательствам истинности или ложности той или иной теоремы.

4. Моральная оценка действий и поступков людей с постановкой ориентира на правильное поведение и выбора верных действий в различных ситуациях. Например, во всех классах на уроках литературы школьники учатся анализировать не только сами произведения, но и поступки положительных и отрицательных героев, тем самым приучая себя выбирать правильный путь, чтобы избежать нежелательного развития событий.

5. Прямой призыв школьников к полезным общественным поступкам, таким как поздравление ветеранов с военными праздниками, субботники, повседневная помощь старшим поколениям. Результаты подобных действий убеждают учеников в их полезности и значимости как для всего общества в целом, так и для каждой личности по отдельности [3].

Другими словами, всё, чему учат детей в школе, опираясь на всевозможные доказательства и на положительный результат каких-либо действий, является информационной формой метода убеждения.

Поисковый метод заключается в том, что изучаемая тема или предмет преподносится как проблема, для решения которой ученикам требуется самостоятельно собрать, изучить и исследовать информацию, отбросив ненужные сведения, зачастую вводящие в сомнение.

В современном образовании ученые и действующие педагоги отдают предпочтение именно этому методу, так как он активизирует мышление ребенка и развивает такие умения как поиск, синтез и анализ информации. А также формирует умение делать выводы из полученных знаний, развивает фантазию и память.

Многие учителя также активно используют метод дискуссии.

Дискуссия – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов, целенаправленный и упорядоченный обмен идеями. Целью данного метода является поиск истины и единого решения важного вопроса.

Например, учитель может задать ученикам вопрос, касающийся планируемых дел в школе. У учеников обязательно будут разные мнения. Они могут поделиться на несколько групп и, приводя аргументы, доказывать правильность своей точки зрения. Главное, чтобы в итоге все пришли к единому мнению, удовлетворяющему всех участников спора. Дискуссия – это обмен мнениями, направленный на нахождение компромисса.

Важным при проведении дискуссии является то, что высказывания должны строиться поочередно, а значит ученики должны вести себя сдержанно. Это воспитывает у школьников культуру поведения, самоорганизованность, умение слушать и слышать собеседника, умение тактично отвечать и, конечно же, уважение к мнению другого человека [15].

Загвянский В.И. в своей работе выделяет несколько форм дискуссионного убеждения.

Круглый стол – беседа учеников, в которой каждый по отдельности высказывает свое мнение о решаемом вопросе.

Форум – обсуждение проблемы изначально осуществляется в отдельных группах (по 5-6 человек), затем каждая группа предлагает свой вариант решения проблемы и обсуждает его со всей аудиторией.

Симпозиум – обсуждение, требующее подготовки. Участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты – обсуждение, построенное на предварительном выступлении представителей команд. После выступлений участников трибуне предоставляется возможность поочередно задать вопросы и прокомментировать сказанное.

Судебное заседание – обсуждение совершенного поступка. Можно вводить уже в начальной школе. Например, решить виноват ли тот, на кого поступила жалоба, можно с помощью судебного разбирательства, в котором дети будут выступать в роли судьи (лучше всего если это будет староста класса), адвоката, прокурора, свидетелей произошедшего и, конечно же, обвиняемого и потерпевшего.

Метод дискуссии сам по себе очень интересен и разнообразен, что позволяет использовать его в различных сферах обучения и воспитания, а так же формировать разные качества у воспитанников.

Следует отметить, что важным является чередование всех форм метода убеждения. Если педагог будет постоянно использовать, например, метод дискуссии, ученикам рано или поздно это надоест.

Применяя различные формы метода убеждения учитель ненавязчивым образом доносит до детей важную информацию, а зачастую они и сами учат друг друга правильным поступкам и мыслям.

Рассмотрев основные формы метода убеждения, можно сделать вывод, что использование разных форм убеждения способствует развитию различных качеств, развивает умения не только искать информацию, но и делиться ей с окружающими, правильно реагировать на отрицательные взгляды собеседников [20].

Метод убеждения в любом из своих проявлений направлен на осознание школьниками сущности общественных ценностей, развитие положительных отношений к ним, формирование соответствующих навыков и привычек поведения, их коррекцию и усовершенствование, поддержку развития индивидуального потенциала личности. При переходе знаний в убеждение важно, чтобы социальные и общественные ценности приобретали личную значимость для школьника. Внешние требования общества должны превращаться во внутренние потребности личности. Любое убеждение должно быть не только понято, но пережито и взято в качестве руководства в своей деятельности и поведении [16].

Основная задача учителя – использовать в работе все свое мастерство убеждения, не забывая про взаимопонимание и доверительную обстановку, ведь без этих условий невозможно достичь положительного результата, даже при условии соблюдения требований и использования различных форм метода убеждения.

Целью данной работы являлось выявить особенности применения убеждения в педагогическом процессе.

Цель убеждения состоит в том, чтобы не заставить человека сделать что-то, но изменить его отношение к ситуации в целом, чтобы он сам понял и захотел поступить так, как ему советуют.

Многие ученые считают метод убеждения основным методом воспитания, представляющим собой воздействие учителя на учеников с целью формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности.

Именно в детском возрасте у человека формируется отношение к окружающему миру, и в этот момент на помощь ему в выборе верного жизненного пути приходят родители и педагоги, которые опираясь на свой жизненный опыт, стараются сформировать правильное отношение ребенка к чему-либо.

Для эффективного применения метода убеждения существует ряд требований, которые необходимо соблюдать, и несколько форм убеждающего воздействия.

Требования эффективного применения метода убеждения:

1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности, быть понятны и доступны учащимся.

2. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого.

3. Убеждения должны содержать как обобщенные положения (правила, принципы), так и конкретные примеры, факты (ситуации из жизни, опыт самого воспитанника).

4. При убеждении бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны обоим собеседникам.

5. Убеждая других, воспитатель должен быть сам уверен в правдивости своих слов.

Многие ученые представляют нашему вниманию разные классификации форм метода убеждения. По моему мнению лучшей из таких классификаций является та, о которой пишет В.И.Загвянский в своей книге «Педагогическое творчество учителя». Он к основным формам метода убеждения, используемых в школе, относит: информационный метод, поисковый метод, дискуссию.

Информационный метод – самый простой метод убеждения, который осуществляется путем сообщения педагогом разного рода сведений и стимулирования у учеников интереса к получению новых знаний. Он может выглядеть как беседа, рассказ, лекция, инструкция, наглядный показ, встречи с интересными людьми.

Поисковый метод заключается в том, что изучаемая тема или предмет преподносится как проблема, для решения которой ученикам требуется самостоятельно собрать, изучить и исследовать информацию, отбросив ненужные сведения, зачастую вводящие в сомнение.

Дискуссия – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов, целенаправленный и упорядоченный обмен идеями. Целью данного метода является поиск истины и единого решения важного вопроса.

Загвянский В.И. в своей работе выделяет несколько форм дискуссионного убеждения.

Круглый стол – беседа учеников, в которой каждый по отдельности высказывает свое мнение о решаемом вопросе.

Форум – осбеждение проблемы изначально осуществляется в отдельных группах (по 5-6 человек), затем каждая группа предлогает свой вариант решения проблемы и обсуждает его со всей аудиторией.

Симпозиум – обсуждение, требующее подготовки. Участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, почле чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты – обсуждение, построенное на предварительном выступлении представителей команд. После выступлений участников, трибуне предоставляется возможность поочередно задать вопросы и прокоментировать сказанное.

Судебное заседание – обсуждение совершенного поступка. Можно вводить уже в начальной школе.

Применяя различные формы метода убеждения учитель ненавязчивым образом доносит до детей важную информацию, а зачастую они и сами учат друг друга правильным поступкам и мыслям.

Рассмотрев основные формы метода убеждения, можно сделать вывод, что использование разных форм убеждения способствует развитию различных качеств, развивает умения не только искать информацию, но и делиться ей с окружающими, правильно реагировать на отрицательные взгляды собеседников.

При переходе знаний в убеждение важно, чтобы социальные, общественные ценности приобретали личную значимость для школьника. Внешние требования общества должны превращаться во внутренние потребности личности. Любое убеждение должно быть не только понято, но пережито и взято в качестве руководства в своей деятельности и поведении.

Список используемой литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать./ Ю.П.Азаров. – М.: изд. «Просвещение», 1985. – 448с.;

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4./ В.И.Даль. – СПб.: Тип. М.О.Вольфа, 1882. – 712с.;

3. Загвянский В.И. Педагогическое творчество учителя./ В.И.Загвянский – М.: Педагогика, 1987. – 159с.;

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2004. – 384 с.;

5. Имедадзе И.В. Вопросы возрастной и педагогической психологии: Л.С. Выготский и Д.Н. Узнадзе // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 4–13. doi:10.17759/chp.2019150201;

6. Ковалев А. Г. Психология личности./ А.Г.Ковалев — М.: Просвещение, 1970. — 60с.;

7. Куликов В.Н. Психология внушения/ В.Н.Куликов – М.: 1986. – 88с.;

10. Митин А.И. Обучение групповому принятию решений в учебных ситуационных центрах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 84–98.;

14. Подласый И.П.. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн./ И.П.Подласый – М.: Владос, 2003. – 832с.;

15. Раевская О.В., Ибрагимова Н.М. Занятия по формированию толерантности у подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. № 1. С. 72–76.;

16. Рыженко С.К. Как научить детей противостоять манипуляциям общества потребления [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. № 1. С. 37–41.;

18. Смирнова А.В., Смойкин Д.Д., Беспалов Д.В., Пятаков Е.О., Толотов А.С., Сычев В.А., Кушнир А.М. Как помочь подростку отстоять перед сверстниками свое право на нравственное поведение [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. № 1. С. 119–126.

19. Ушаков Д.Н.. Толковый словарь русского языка./ Д.Н.Ушаков – М.: Государственный институт «Советская энциклопедия», 1940. – 1239с.;

20. Хагуров Т.А., Хагурова Н.Е. Как воспитывать правильную толерантность [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. № 4. С. 35–40.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *