чучело где снимали в каком городе
«Чучелу» — 36: смотрим один из самых «тверских» фильмов
Многие ключевые сцены снимали в Калинине, Старице и Торжке
Автор фото: яндекс-канал «Киноальманах»
14 сентября 1984 года, ровно 36 лет назад, на экраны вышел один из лучших фильмов о подростках. Речь о «Чучеле» Ролана Быкова. Такими советских школьников еще не показывали, такие серьезные проблемы в «детском» кино почти не поднимали — от того, что сегодня называют «буллингом» до подлинной духовности, помогающей человеку выстоять.
Для нас, жителей тверского региона, это особенный фильм. Ведь многие сцены снимались в Верхневолжье. Например, в начале «Чучела» есть жесткий эпизод на Речном вокзале в Калинине, где толпа подростков преследует и избивает главную героиню Лену Бессольцеву (Кристина Орбакайте).
Появляется наш Речной и в финале — отсюда Лена со своим дедушкой (последняя большая роль в кино Юрия Никулина, который, к слову, начал выступать на манеже именно в Калинине) уплывают на теплоходе. Так что виды вокзала практически обрамляют картину.
«Роль» школы в фильме «сыграла» детская областная больница на набережной Степана Разина. Здесь, кстати, не только снимали, но и накладывали гипс исполнительнице главной роли — на пятый день работы Кристина Орбакайте сломала руку. Но съемочному процессу производственная травма не помешала. Правда, гипса в кадре не видно — на руку будущей звезде намотали шарф.
Одну из центральных сцен, где одноклассники Лены сжигают ее чучело, снимали в Старице, на территории заброшенного Вознесенского храма.
Дом Бессольцевых также нашли в Старице. Точнее, его внешний вид.
Попал в кадр и еще один древний город тверской земли, Торжок. Причем на экране три города несколько раз соединялись. Как пишет журналист и краевед Андрей Ульянов, Быков блестяще делал это с помощью монтажа:
«В результате мы могли увидеть, как школьники от здания областной детской больницы сбегали вниз к Волге, в следующем плане они уже оказывались в Торжке, поднимались по берегу Тверцы, а затем уже бежали в Калинине по направлению к речному вокзалу. И все это на протяжении 15-20 секунд».
Кадры со съемок «Чучело» можно найти здесь. А пока давайте пересмотрим этот замечательный фильм.
История создания фильма «Чучело».
Вначале был сценарий. Назывался он тоже “Чучело”. Сочинил его писатель Владимир Железников в 1973 году: “Это была история моей родной племянницы из Нижнего Новгорода. Она взяла на себя чужую вину, и одноклассники ее затравили, а учитель, который должен был во всем разобраться, слег с инфарктом. Она мучилась несколько недель, пока правда не выплыла наружу”.
В Госкино сценарий завернули — фашиствующих ребятишек, сжигающих на костре чучело своей одноклассницы, в СССР тогда быть не могло. Железников переписал сценарий в повесть. Она вышла в журнале “Пионер” под безликим названием “Всего несколько дней”. Вскоре писателю позвонил Ролан Быков.
В шестом классе провинциальной школы появилась новенькая. Внучка городского сумасшедшего, скупающего старые картины. Ее сразу нарекли Чучелом — по аналогии с дедушкой. В осенние каникулы класс не поехал на экскурсию в Москву. Кто-то стуканул учительнице о прогуле урока. Понятно, кто виноват, — Чучело. Она и сама призналась в этом. И невдомек не знающим жалости шестиклашкам, что девочка не ябеда — она влюблена. И прикрывает предательство своего избранника Димочки Сомова — подлеца и труса.
Главного героя — Диму Сомова — искали мучительно долго. Уже утвердили Филиппа Янковского, но тот неожиданно отказался. Поговаривали, что знаменитые родители не хотели начинать актерскую карьеру сына с отрицательного персонажа. Дмитрий (Митя) Егоров — тоже из “золотой” молодежи. Единственный сын космонавта Егорова и кинозвезды 60-х Натальи Кустинской, обаятельной милиционерши из кинофильма “Три плюс два”.
— Мамин знакомый, второй режиссер “Чучела” Александр Хайт, заприметил моего школьного приятеля, — вспоминает Дмитрий, — пригласил его на пробы. А я составил компанию. На свою голову. Честно говоря, особого желания сниматься не было — герой мой малосимпатичный.
Антипод Чучела — несгибаемая Железная Кнопка. Она заправляла школьной бандой, преследующей Лену Бессольцеву. Пуленепробиваемая малышка со взглядом Павки Корчагина: “Предателям нет прощенья. Живешь не по правде — расплата”. Сама маленькая актриса — Ксюша Филиппова, домашняя девочка с Чистых прудов — до съемок никогда не выезжала одна за пределы МКАД. Оказавшись в Калинине, на натурной съемке, сразу поставила режиссеру ультиматум: хочу к маме, если не отпустите — уеду сама.
— Два часа меня Быков убаюкивал. Загипнотизировал, как удав кролика, так и пришлось сниматься, — смеется Ксения. — Конечно, в жизни я не была такой категоричной, как моя Железная Кнопка. Хотя в школе новичков, бывало, и изводила. Так что мой скрытый максимализм Быков подметил верно
Роль дедушки Лены Ролан Быков предлагал отцу Елены Санаевой актеру Всеволоду Санаеву, своему тестю. Но у них что–то не заладилось в отношениях. Себя Ролан Антонович тоже рассматривал вполне достойным кандидатом на эту роль.
Но первая же проба Юрия Никулина затмила всех остальных. Ветеран Великой Отечественной войны, прошедший все ее дороги от горестного сорок первого до победного сорок пятого, Юрий Владимирович в фильме играет опыт и мудрость своего поколения.
В начале осени 1982 года ребят вывезли в Калинин, на натуру. Однако город киношников не принял. Местные пацаны пообещали излупить малолетних артистов.
На пятый день съёмок в Калинине Кристина сломала левую руку, когда, выбегая из кадра, упала на лестнице. Это был кадр из сцены, где Дима и Лена с чемоданами в руках убегают от класса. В детской областной больнице Калинина ей наложили гипс, который никак нельзя было оставлять на виду, и поэтому в развалины старинного дома, где ребята зажали Сомова (эта сцена снималась следующей), Лена прибегает с намотанным на руку зелёным шарфом, которым ей затем завязывают глаза. С гипсом Кристина ходила 2 недели, и именно на один из этих дней пришёлся тот, когда Алла Пугачёва, почувствовав неладное, приехала на съёмки без предупреждения и застала свою дочь в больнице с гипсом на руке. Сославшись на прогулку по парку, она вывела Кристину из больницы и попыталась склонить к побегу со съёмочной площадки, но та отказалась.
По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил. Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила!»
Быков и Кристина пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы (это для сцены, где Лена отстригает косы), а затем на неё надевали специальный парик, который на Кристину перед каждым съёмочным днём натягивали в течение трёх часов.
Выход фильма на экран.
Еще до выхода фильма на экраны Ролану Антоновичу потребовались мужество и стойкость. Невозможно подсчитать количество разных комиссий на Мосфильме по поводу снимающейся ленты «Чучело». Фильм оказывался жестче и беспощаднее сценария. Это вызвало споры и целую волну критики. Быкова упрекали в избыточном изображении детской жестокости. Прессинг на его работу был мощным, как никогда. Все нападки коллег были только репетиций перед настоящей схваткой, которой произошла, когда картина вышла на всесоюзный экран. Сначала буквально взорвались газеты: огромные статьи, подписанные известными именами, выходили с обличительными заголовками. На «Мосфильм» и в ЦК КПСС приходили письма с требованием посадить режиссера лет на пять, чтобы он одумался.
Трудовые и педагогические коллективы требовали, чтобы Ролан Быков приехал к ним и ответил, где он видел настолько жестоких детей и зачем он сделал эту картину. И он приезжал. И рассказывал, что снимал «Чучело», как заказ времени и заказ совести. И у него уже есть опыт, когда все ополчились на него за фильм «Айболит–66». А через несколько лет картину приняли. И поняли. Просто есть фильмы, которые опережают свое время. И надо чтобы зритель вырос и изменился. И «Чучело» именно такой фильм, убеждал Ролан Антонович своих зрителей. Но в то время смирить два противоположных лагеря было невозможно. Только в 1986 году фильм получил Госпремию СССР.
Но при этом картина «Чучело» неплохо продавалась на мировых кинорынках. Фильм закупили в Европе и Америке. Во Франции около года искали актеров для дублежа, чтобы сохранить интонацию оригинала. В США после премьеры зрители подходили к режиссеру со словами:
— В фильме все как у нас. У нас такие же проблемы!
Зарубежные кинокритики писали, что этот советский фильм выходит за пределы обычного уровня. Это картина крупного масштаба, в которой решаются общечеловеческие вопросы мирового порядка. И, кстати, обращали они внимание, это большая редкость, чтобы подростки так естественно и мощно играли в кино.
Единственное, что Ролан Быков привнес в повесть от себя — это оркестр военной музыкальной школы. Ролан Антонович сам исполнил роль дирижера–офицера этого оркестра. Это был символичный образ, потому что и у дирижера оркестра, и у режиссера фильма была одна невероятно трудная задача: не допустить ни одной фальшивой ноты.
второй фильм после Бима, который пересматривать нунахуй, испереживаешься весь
Когда я посмотрел этот фильм, году так в 99. То не увидел там ничего нового чего не видел в своей школе и та детская наивность вокруг которой строиться фильм мне казалась смехотворной, и побольше части из за наказания которого подвергли класс. Это я к тому, что приходя домой после того как отмудохал пару человек ногами, курил в школьном туалете, разбил пару окон и повесил вину на других не говоря уже о прогулах и приставаниям к девочкам в туалете, учителя ограничивались лишь устными замечаниями и родителей в третьем классе не вызывали даже. И поэтому в происходящее на экране верилось с трудом.
Возможно учителям в то время было тяжело и они никак не могли влиять на детей так как их моральные планки в виду времени тоже упали. Печальней то, что все происходящее в фильме я осознал только в зрелом возрасте и все то, что там происходило, на фоне тогдашней наивности и доброты мне показалось еще большей дичью чем творили мы. И современным детям тоже не хватает наивности и доброты именно поэтому мы так часто видим как горят бомжи или как по тв выясняют зачем на видио засняли унижения очередного Чучела.
фильм очень хороший. и действительно, дети сыграли просто великолепно. такой возраст и такая игра, просто потрясающе.
Не знала,что изначально это был сценарий,который переделали в повесть,зачитывалась ею в детстве.Фильм достойный!
да, конечно, же. в Орбакайте он увидел того, чего не увидел в других 17ти тысячах.
тяжело было смотреть. но фильм стоящий!
Фильм оказывался жестче и беспощаднее сценария. Это вызвало споры и целую волну критики. Быкова упрекали в избыточном изображении детской жестокости. Прессинг на его работу был мощным, как никогда. Все нападки коллег были только репетиций перед настоящей схваткой, которой произошла, когда картина вышла на всесоюзный экран. Сначала буквально взорвались газеты: огромные статьи, подписанные известными именами, выходили с обличительными заголовками.
Хех, что сказали бы эти люди, посмотрев «Класс»?
этот фильм он как будто про меня, на до мной тоже в классе издеваются, я когда смотрю этот фильм плачу
В детстве меня мама заставила сидеть и смотреть этот фильм. Уже не помню, почему, но нельзя было отвернуться, отойти кроме как в туалет. Сидела, смотрела, плакала.
А повесть люблю очень.
Димка Сомов угарные вещи делал)))
первый мой фильм, просмотренный в кинотеатре. Видимо, в профилактических целях наш второй класс на него отправили.)
тогда, 20 лет назад, он произвел на меня впечатление.
и Орбакайте пока ещё симпатичная.
Из сети
Заметки с моей работы
Обидная история
Когда мне было лет 9, мой старший брат
переименовал контакт «мама» в моем телефоне на «президент». Как я удивился, осознав, кто мне звонит. Когда мне позвонили, я еле вымолвил «да, дядя президент, алё». Как же я потом разочаровался.
Опять не готовы
Просто хочу напомнить коммунальным службам, что скоро нужно готовить спец. технику для борьбы со снегом.
А то опять забудут, что у нас зима после осени идет, а зимой снег бывает, который нужно убирать.
Разрядил
Ответ военной прокуратуры на цыганскую свадьбу в Исаакии
Как и обещал всем подписавшимся, публикую ответ военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона о воинском позоре, случившимся в Исаакиевском соборе 01.10.2021 года.
Отойдя от такого фиаско, я написал в военную прокуратуру города и попросил проверить, правомерность такого деяния. Как никак, это регулярная армия, а не подразделение ряженных казаков. И вот что мне ответили:
Разумеется, я напишу в другую прокуратуру. Меня, как кадрового офицера из офицерской династии до глубины души возмутил такой блядский цирк с графьями. Хотя подождите! Судя по ответу военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона, приказ отправить подразделение из Преображенского полка, отдал командующий Западного Военного округа. Сейчас это генерал-полковник Журавлев А.А.
Вот фото этого офицера, в прошлом комсомольца и коммуниста, окончившего знаменитое Челябинское танковое училище в 1986 году.
Ну ка, погуглим, чем награжден? Оп па! Среди так называемых в офицерской среде «песочных» наград и уважаемых орденов, судя по данным рувикипедии, есть и орден Святителя Николая Чудотворца. https://ru.wikipedia.org/wiki/Журавлёв,_Александр_Александро.
Сей чудный орден, предоставляет потомственное дворянство. Следовательно генерал-полковник Журавлев А.А. еще и «дворянин». Один дворянин помог другому пафоснуть, дело то житейское.
З.Ы. Составляю запрос в военную прокуратуру Западного Военного округа. Поскольку мои знания в этой сфере начального уровня, прошу пикабушников, образованных в этой сфере, составить грамотный запрос. Тут и нарушения формы одежды и офицерские сабли у рядового состава и не предусмотренные Уставом команды.
Помогите мне пожалуйста
Стыдно просить о помощи да и писать красивые тексты я особо не умею. В семье тяжёлое финансовое положение и ещё и ипотека. На работе в родном городе срезали сильно зарплату и я решил поехать вахтами на работу. Я раньше работал вахтами и не ожидал что сейчас очень много кидалова.
вроде читаешь вакансии всё красиво и хорошо а по факту кидалово. Вот устроился на фирму приехал в Нижний Новгород выхожу на объект а там люди ещё зарплату за сентябрь не получали. А некоторые и за август.
При устройстве на работу я специально уточнял что у меня ипотека и я не могу с задержками получать зарплату. Но мне просто врали в глаза.
Поэтому я прошу вас о помощи может кто-нибудь помочь с работой на вахте
я сварщик 5 разряда режу газом и варю немного аргоном ( накса у меня нет) (последнее место работы водоканал сварщик 2 года)
а так буду делать всё что потребуется и поеду куда угодномне 32 года я не бухаю не имею проблем со здоровьем. Я отблагодарю чем смогу просто я боюсь что мой семейный бюджет не переживёт ещё одного кидалова.Помогите мне пожалуйста. ((((
Почему все обязаны гордиться полетом Юлии Пересильд на МКС
Только вместо этого мне дают повторение полета Белки со Стрелкой. И у собак, и у Юли с ее оператором задачи были одинаковые: не обоcpaться и лаять, если что-то пойдет не так. И тех, и других возили в космос умные дяди. Но вот только Белка со Стрелкой были первыми и рисковали: их предшественники Чайка с Лисичкой погибли в результате падения и взрыва ракеты. А Юля летала по отработанной сотни раз схеме на надежнейшей ракете и была даже не пятисотой.
Как снимали фильм «Чучело»
35 лет назад премьера этого фильма состоялась только после вмешательства Андропова – чиновники не хотели его выпускать на экраны из-за того, что советские дети были показаны слишком жестокими. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история. Через несколько лет фильм получил Госпремию СССР и собрал положительные отзывы в зарубежном прокате. Маленькие актеры заслужили всесоюзную популярность, хотя для многих из них эти роли стали первыми и последними в их кинокарьере.
Режиссер Ролан Быков на съемках фильма
Сценарий «Чучела» был создан за 10 лет до этого Владимиром Железниковым. Сюжет был основан на реальных событиях. Писатель рассказывал: «Это была история моей родной племянницы из Нижнего Новгорода. Она взяла на себя чужую вину, и одноклассники ее затравили, а учитель, который должен был во всем разобраться, слег с инфарктом. Она мучилась несколько недель, пока правда не выплыла наружу». Но в реальность описанных событий чиновники Госкино не хотели верить: в СССР попросту не могло быть фашиствующих школьников, сжигающих чучело своей одноклассницы! Поэтому сценарий «завернули».
Только в 1982 г. все-таки нашелся режиссер, который решил экранизировать эту историю, – Ролан Быков. Сюжет показался ему очень близким и понятным, ведь он и сам подвергался травле и чувствовал себя таким же изгоем, как главная героиня Лена Бессольцева, – после того, как на него все ополчились за фильм «Айболит-66».
Кристина Орбакайте в фильме *Чучело*, 1983
Когда все узнали о том, что в главной роли снимается дочь Аллы Пугачевой Кристина Орбакайте, решили, что она попала в кино «по блату» и других претенденток и быть не могло. Но на самом деле поиски актрисы на роль Лены Бессольцевой длились достаточно долго, режиссер выбирал из 17 тысяч девочек со всего Советского Союза. А кандидатуру Орбакайте Быков вначале забраковал – сказал, что «с такой губой только ротой солдат командовать!». Он искал ангельское лицо, белокурые локоны, наивный детский взгляд. Но потом понял, что ошибался: «Изменилось время. И у чистоты, которую я искал, изменилось лицо. Я это не сразу понял». Героиня должна все-таки быть волевой – ведь чистоту надо защищать и отстаивать. И на роль утвердили Кристину. На пятый день съемок она сломала руку, но от дальнейшей работы не отказалась и, несмотря на возражения ее матери, продолжала выходить на съемочную площадку в гипсе, обмотанном шарфом.
Так же долго искали главного героя. На роль Димы Сомова проходил пробы друг Дмитрия Егорова, и тот пришел с ним за компанию. «Честно говоря, особого желания сниматься не было – герой мой малосимпатичный», – признавался он позже. Но утвердили именно его, и так попал на съемочную площадку единственный сын Натальи Кустинской, приемный ребенок космонавта Бориса Егорова, в браке с которым она на тот момент состояла. К сожалению, судьба Дмитрия Егорова впоследствии сложилась трагически: он окончил экономический факультет МГИМО, женился, но после смерти маленького сына жена начала пить, а вслед за ней в алкогольную зависимость попал и сам Егоров. В 2002 г. он погиб при загадочных обстоятельствах. Официальной причиной смерти была названа сердечная недостаточность, но его мать Наталья Кустинская была уверена в том, что ее сына убили.
Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок. Так, например, Ксения Филиппова, исполнившая роль Железной Кнопки – антипода Чучела, больше никогда не снималась в кино. Она тоже окончила экономический факультет МГИМО, 4 года проработала в Фонде Ролана Быкова, затем – в коммерческом банке и рекламном агентстве, а затем устроилась в картинную галерею. На вопрос о том, почему она не продолжила кинокарьеру, Филиппова отвечает: «…Я подумала: для всех я все равно останусь «Кнопкой», так зачем идти в актрисы, если придется играть зайчиков на детских утренниках?». Зато благодаря этой кинороли она встретила своего будущего мужа: юных актеров зрители тогда засыпали письмами, и одно из них режиссер передал Кнопке. На тот момент ей было 14, а ее поклоннику – 20. Они начали переписываться, а спустя 4 года поженились.
Кинодебютом стала роль в «Чучеле» и для Павла Санаева, пасынка Ролана Быкова. После этого он снялся еще в трех фильмах, но во ВГИК поступил не на актера, а на сценариста. И сделал успешную карьеру как писатель, сценарист и режиссер: его нашумевшая повесть «Похороните меня за плинтусом» стала бестселлером.
Еще до того, как фильм появился на экранах, он подвергся острой критике – ведь он получился еще жестче, чем сценарий. Быкова обвиняли в сгущении красок. Но после того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, – мол, такой жестокости среди детей нет. В газетах публиковали разгромные рецензии. Однако спустя 3 года фильм получил Госпремию СССР, а позже его закупили в Европу и Америку. Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы!» А зарубежные критики восхищались актерским мастерством советских подростков и глубиной общечеловеческих проблем, затронутых Быковым в фильме.
В одном из последних своих интервью Ролан Быков сказал: «Мне приходило очень много писем, в которых люди – дети, старики, взрослые – говорили, что этот фильм снят про них. «Чучело – это мы», – писали они. Но никто из них не знал правду, потому что на самом деле Чучело – это я…».