чуваши и мордва какой веры
ARGADU
Внутренняя Чувашия
Ислам у чувашей, марийцев и бесермян
Само формирование этих народов неразрывно связано с особенностями внутренней этно-социальной картины Булгарского эмирата («Волжская Булгария»).
Так, по мнению ряда ученых, к середине XI столетия этноним «булгар» уже утрачивает этническое содержание и становится политнонимом, обозначая в целом людей, проживающих на территории Волжской Булгарии. Возможно, что это обусловливалось постепенной исламизацией двух иных групп, составляющих, наряду с собственно булгарскими племенами (Берсила, Сувар, Эсегел), основу населения этого государства, а именно черемисов и чувашей.
Поволжско-тюркское названия марийцев (тат. чирмеш, чув. ҫармӑс) происходит от тюркского корня *čer — ‘сражаться, воевать’. Отсюда выводится и старое русское название этих племен — черемисы. В свою очередь, этно-социальный термин «чуваш» возводится к общетюркскому нарицательному слову со значением «мирный, тихий, спокойный, смирный».
Представляется весьма вероятным и логичным, что волжские булгары, а позднее и казанские татары подразделяли подчинённое им население на «мирных» и «немирных» инородцев — «чувашей» и «черемисов».
«Черемисы» были обязаны военной службой и были представлены прежде всего лесными финно-угорскими племенами, которые формировали подразделения пеших лучников и являлись, в первую очередь, предками марийцев. «Чуваши», были податным земледельческим населением различного происхождения, платившим налоги и в гораздо большей степени подвергшееся булгаризации. А в период кипчакского господства в ордынский и казанский периоды под чувашами понимается уже все оседлое мусульманское население бывшей Волжской Булгарии.
Об исламском периоде марийцев (черемисы) встречаются многочисленные свидетельства европейских путешественников, посетивших Московское государство. В частности, барон Сигизмунд фон Герберштейн, дважды 1517 и в 1526 гг. побывавший в Московии, указывал:
«Народ под названием черемисы живет в лесах под Нижним Новгородом. Они имеют собственный язык и следуют учению Магомета. Ныне они повинуются царю Казанскому, хотя наибольшая часть их некогда платила дань князю Московскому; отсюда они и досель ещё причисляются к подданным Москвы. Многих из них государь привез оттуда в Москву по подозрению в преступлении измены, мы видели их там. Но когда они были посланы на границы в направлении к Литве, то в конце концов рассеялись в разные стороны. Этот народ обитает на далеком и широком пространстве от Вятки и Вологды до реки Камы, но без всяких жилищ. Все, как мужчины, так и женщины, очень проворны в беге, затем все они весьма опытные стрелки, никогда не выпускают из рук лука».
Сведения барона подтверждал и Александр Гваньини, составивший в первой половине 1570-х гг «Описание Европейской Сарматии», где писал:
«Далее на восток от Владимира встречается княжество Нижегородское, которое равно Владимирскому по плодородию и обилию всякой живности. В этом княжестве есть обширный деревянный город, называемый Нижним Новгородом, от которого получила имя сама область. Он стоит у слияния знаменитейших рек Волги и Оки. К этому городу примыкает также крепость, которую выстроил из камня на возвышенности князь Московский Василий. Отстоит же Нижний Новгород от Московии на сто польских миль.
Дальше этого города христианская религия не распространяется. Ибо, хотя государь Московии имеет и за этим Новгородом крепость, которая называется Сурой от реки того же названия, однако племена являются смешанными и называются черемисами. А они исповедуют учение не христианское, а магометанское. Есть там также и другие племена, называемые мордва и смешанные с черемисами».
Мусульмане — марийцы в течение долгого времени оказывали сопротивления русскому завоеванию Казанского ханства в ходе трех «Черемисских войн». Эмир черемисов Мамич Бердей даже пытался возродить Казанское ханство и пригласил в 1555 году из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После Черемисских войн большинство черемисов мусульман либо погибло, либо слилось с татарами или было обращено в православие.
Об исповедании ислама чувашами и их насильственной христианизации говорят народные предания этого народа, одно из которых гласит, что недалеко от современных Чебоксар стоят две чувашские деревни — Тутаркасы и Юртакасы. До взятия Казани в 1552 г. там жили мусульмане и были они настоящими мусульманскими городами с ханами, медресе и ученой знатью. Когда эти поселения захватил Иван Грозный во время своего похода на Казань, он крестил оставшееся там чувашское население.
В свою очередь, языковеды, историки-арабисты показывают, что многочисленные заимствования арабских и персидских слов в чувашском языке, относящихся к наименованиям языческой религии, очень стары и в большинстве случаев связаны с мусульманством, а не объясняются позднейшим воздействием татарского языка на чувашский. Чуваши унаследовали обычай ставить надмогильные памятники в виде каменных плит и в виде столбов, называемых «юпа». Связь чувашей с исламом наблюдается в текстах некрологов, выбитых на надмогильных камнях. Большинство этих эпитафий относятся к XIII—XIV вв. и начинаются, как правило, с цитирования арабоязычного изречения: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного», затем идут гражданские сведения о покойном с указанием года по Хиджре, месяца и дня на булгарском языке, который созвучен с современным чувашским языком.
Еще в ХIХ веке можно было встретить не отатарившихся мусульман – чувашей, сохранивших ислам, в качестве своей религии, которые просили администрацию приписать их к мусульманскому приходу. В частности, в одном из таких посланий утверждалось: «…мы из некрещеных чуваш, исповедуем с древних времен магометанскую веру, но остались вне мусульманского прихода, нас не записывают в метрическую книгу, и народ нас называет язычниками, просим присоединить к Урмаевскому приходу».
«В ряде селений Урало-Поволжья исламизация завершилась полной, то есть религиозной, языковой и этнической, ассимиляцией чувашей и привела к появлению целой группы «новых мусульман» — янга мусэлмэнлар — с татарским языком и этническим самосознанием».
Те из чувашей, которые исповедовали ислам и пользовались, наряду с иными, булгарским языком в кипчакизированном Казанском ханстве называли себя бесермяне.
Единственной на сегодняшний день приемлемой этимологией самоназвания бесермян (бесерман) является гипотеза о том, что оно происходит от тюркского слова *busurman / *b;s;rmen, которое, в конечном итоге, восходит к арабской лексеме, означающей «мусульманин».
В результате, после 1588 г. юридическая зависимость бесермян от татарских князей ослабла, и к нач. XVIII в. сложились предпосылки для преодоления социального неравенства между татарами и бесермянами. Этому способствовала также единая вера двух народов: к 1744 г. относится первое письменное упоминание о том, что представители обеих групп исповедовали ислам. П.Н. Луппов отмечал, что к кон. XVII в. в местах поселения чепецких татар и бесермян действовало несколько мечетей и нач. школ при них.
Документы XVIII в. свидетельствуют уже о широком распространении ислама среди двух народов. В это время увеличилось число брачных связей между татарами и бесермянами. Дальнейшая консолидация татар и бесермян была прервана в период 1725–62 гг., когда произошло крещение значительной части бесермян. К 1762 г. 53% бесермян, проживавших в Слободском и Глазовском уездах, уже числились новокрещеными. В условиях сурового администр. контроля за новокрещеными это привело к тому, что с кон. XVIII – нач. XIX вв. крещеные бесермяне значительно отдалились от татар-мусульман и получили условия для более тесного контакта с принявшими крещение удмуртами (бесермяне, тем не менее, никогда себя с удмуртами не отождествляли, — прим.ред.). Другая часть бесермян осталась верной исламу и начала быстро смешиваться с татарами-мусульманами, существенно пополнив их число.
Особый интерес многих исследователей вызывали остатки мусульманских обрядов в религиозных верованиях бесермян, до сер. XVIII в. официально числившихся мусульманами, а затем, с крещением северных удмуртов, обращенными в христианство. Несмотря на это, бесермяне продолжали сохранять мусульманские обряды до сер. XX в. (а в части селений и в наст. время). Например, они приглашали муллу весной для моления перед выгоном скота и началом посевных работ; обязательным было участие муллы на поминках по умершему и на общих календарных поминках; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле; сохранялось табу на свинину, соблюдался мусульманский пост, существовал культ «татарских» кладбищ (бигер шай).
Вера Мокши и Эрзи (Мордва).
Мордовский народ сам себя не называет мордвой. Это название дано ему соседними народами.
Основными этническими группами мордвы являются мокша и эрзя. Мокша расселена в юго-западных районах Республики Мордовия, а также в Пензенской и Саратовской областях, где она проживает как отдельными ареалами, так и вперемешку с эрзей.
Эрзя проживает в восточных районах Мордовии, компактные ареалы её находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия.
Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились:
небом и временем управлял бог Шкай;
его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви;
Чи-паз был богом солнца;
Мастер-паз — богом земли (земной тверди);
Ков-паз — богом луны;
Пургине-паз — богом грома;
Богиня Шобдава являлась в виде зари;
Толава в виде огня;
землей (почвой) ведала Модава;
водой — Ведява;
лесом — Вирява и т. д.
Как показывают археологические материалы, в конце I — начале II тысячелетия н. э. мордва переживала процесс распада первобытно-общинного строя и становления классовых отношений. Возникавшие понятия о собственности, неравенстве, господстве и подчинении переносятся людьми в воображаемый мир их богов.
Скорее всего, именно к данному времени следует отнести возникновение представления о божествах не просто как держателях власти (кирди), покровителях, а как собственниках, хозяевах, владетелях. Вероятно, именно в это время к названиям тех или иных мордовских божеств стало присоединяться слово азор (азоро), что означает, «хозяин, хозяйка, владетель, владетельница». Вирь-ава стала именоваться Вирь-азор-ава, Ведь-ава — Ведь-азор-ава, Мода-ава — Мода-азор-ава, Кудо-ава — Кудо-азор-ава и т. д. Аналогичные изменения были внесены и в терминологию, обозначающую мужские божества.
Как показало сравнительное изучение дохристианских верований мордвы и другого соседнего с ней народа — марийцев, в ранних формах религий этих народов много общего. Это тождество или сходство теонимов многих мордовских и марийских богинь — свидетельство тому, что в тот отдаленный период предки мордвы и марийцев четко еще не обособились в отдельные, самостоятельные этнические общности, составляли единую этническую общность или по меньшей мере были близкородственными.
Своего дохристианского верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке. Думается, этот образ был создан мордвой по типу слов иня-зор — у эрзи и оцязор — у мокши. Словами инязор (ине ‘великий’, азор ‘хозяин’, владе-тель’), оцязор (оцю ‘большой, великий’, азор ‘хозяин, владетель’) она до присоединения к России называла своих владык, а после — русских царей.
Разница в словах Шкай и Нишке, несмотря на общность их происхождения и обозначае-мого понятия, объясняется субэтническими различиями между мордвой-эрзей и мордвой-мокшей.
Кроме теонима Нишке, мордва-эрзя верховного бога называла также Нишкепаз (паз ‘бог’), Верепаз (вере ‘верх, верхний’), а мордва-мокша — Шкай, Вярде Шкай (вярде ‘верх, верхний’), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас.
С присоединением мордвы к России началась её христианизация, в ходе которой дохристианские верования и обряды не столько вытеснялись, сколько смешивались, синкретизировались с христианскими. Христианский бог получил теоним Нишке, Шкай, т. е. стал называться именем мордовского дохристианского бога. Теоним этот он носит до сих пор.
Какая вера у мордвы
Далеко не все знают, что Мордовия — это родина святого праведного воина контр-адмирала Ушакова. Так жемчужиной религиозной архитектуры Мордовии является самый большой православный храм в Поволжье, освещенный в его честь.
Это кафедральный собор, находящийся в Саранске. Он способен принять до 3000 человек и здесь хранятся его мощи. Всего же в наше время на территории республики насчитывается 42 православных монастыря и около 650 храмов.
Эти сведения позволяют легко ответить на вопрос: к какой религии относиться мордва? В наше время это православие.
Мордва делится на два субэтноса: мокша и эрзя
Мордва (мордвины, мордовцы) — это финно-угорский народ. Две составные части мордовского народа — мокша и эрзя. Говорят представители этих субъэтносов на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе финно-угорских языков. Таким образом, мордовский язык имеет два диалекта.
Оба мордовских субъэтноса имеют свои этнографические группы: эрзян — шокша и терюхане, мокшан —каратаи. Проживают, в основном, в Российской Федерации: около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской.
Ареал расселения мордвы в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Мордва — это коренное население Российской федерации. Фото: upload.wikimedia.org
В Мордовии много сел со смешанным населением, но есть населенные пункты, где проживают исключительно мордва, русские и татары. Есть несколько украинских хуторов. Эта информация позволяет понять: какая религия у мордвы главенствует.
На сегодняшний день это православие, кроме того в республике также проживают приверженцы народной эрзянской веры, ислама, лютеране и молокане. Кроме того, в татарских сёлам имеются общин приверженцев ислама.
Это мешает однозначно сказать: какая вера у мордвы доминирует. Так, например, в Мордовии распространен культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок.
Вплоть до XX века здесь сохранился обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках.
После этого его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним.
Девушка мокша, девушка эрзя, мордвинская семья. Фото: goturist.ru
В эрзянских селениях особо было развито черничество. Чернички — это молодые девушки с некоторым прошлым, покрывшиеся чёрным платком и навсегда отказавшиеся от замужества; они запираются в кельях, чтобы молиться и читать богоугодные книги.
Однако у мордвы черники не пользуются лестной репутацией. Среди них имеются проповедники новых учений, поскольку сектантство очень было распространено среди мордвы. Так, например, здесь нашли свое пристанище «духовные христиане: молокане и духоборы.
Мордва, в большинстве своем, двоеверы
Многие туристы и любители этнографии спрашивают: какая вера была у мордвы до христианства? Такой религией историки и религиоведы называют «национальную эрзянскую веру».
Это этническая религия народа эрзя, одного из субэтносов мордвы, в которой главенствуют дохристианские семейно-родовые и общинные аграрные культы. При этом большинство мордвы (субэтнос мокшане) уже в основном утратили прежние верования, исповедуя православие.
Эрзяне же остаются двоеверами — во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходят моления языческим покровителям. Исключительно национальную веру, по некоторым оценкам, исповедуют менее 2% эрзян.
Обряд зажигания эрзянской родовой свечи Штатол. Если мокша практически на 100% является православной, то эрзя во многом придерживается своей древней религии. Фото: upload.wikimedia.org
Какую религию исповедуют мордва в наше время можно понять, узнав, что христианизация мордвы Русской церковью была в целом завершена в XVIII веке.
Шёл этот процесс нередко насильственным образом. Последнее общенациональное моление (озкс) было разогано русскими войсками в селе Чукалы (ныне Большеигнатовский район Мордовии) 23 сентября 1629 года. Кроме того по указанию православных священников вырубались священные рощи (керемети) как места поклонения.
Из-за этого многие язычники бежали на Урал и в Заволжье (Нижегородская, Самарская и Ульяновскаяобласти), поэтому в диаспоре верования сохранились лучше, чем в самой Мордовии.
В 1806 — 1810-е годы произошло последнее языческое восстание (в нынешней Нижегородской области) под руководством Кузьмы Алексеева, прозванного «Мордовским богом Кузькой».
Современные эрзяне наряду с христианскими сохраняют представления о подземных, земных и небесных божествах (паз) и духах (азор): бог-творец Нишке, боги солнца (Чи паз), грома (Пурьгине-паз) и молнии (Ендол паз).
Выделяются образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек, леса, воды, ветра (Вармава), огня, покровительницы полей (Норовава), плодородия и т. д. (таковы ведявы — богини вод, любви и плодородия).
Власти Мордовии поддерживают возрождение древней мордовской религии
Сельской общине в Мордовии покровительствует дух-велень кирди азорава. Известен образ избранного богом человека (эрзян кирди) в качестве посредника между народом и богами. Почитаются предки (покштят бабай) и полулегендарные мордовские цари-инязоры.
Носителем зла считается шайтан (заимствование из ислама). В отличие от соседних марийцев или чувашей среди эрзян, даже в сельской местности, практически не осталось «чистых язычников».
Эрзянский обрядовый праздник «Раськень Озкс», 2004 год. Обрядовый праздник «Раськень Озкс» признан в Мордовии фициально. Фото: ljplus.ru
Профессиональных жрецов-озатя у мордвы не было уже к XVIII веку, молениями в поле или в периодически назначаемом общиной доме руководили выборные мужчины и женщины.
После долгого перерыва, первое общественное моление с жертвой быка и птицы верховному богу Нишке (Инешкипазу) состоялось в 1991 году в лесу у деревни Тавла.
В 2004 году президент Мордовии издал указ о присвоении языческому общереспубликанскому молению «Раськень Озкс» во вторую субботу июля в селе Чукалы Большеигнатовского района, наряду с Днем славянской письменности и культуры, государственного статуса и обеспечение его бюджетным финансированием
Около 80% мордвы считает себя православными
Какая вера у мордовского народа главная невозможно понять, не изучив историю православия, которое доминирует в республике. Так первый православный храм в Мордовии был возведен в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, при этом православные приходы здесь существовали и ранее.
Известен преподобный монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол».
Преподобный Матфей Чернеево-Шацкий, основатель Николо-Чернеевского монстыря. Преподобный Матфей считается просветителем мордвы. Фото: 151722.selcdn.ru
С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством.
В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г.
Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области
В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.
В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г.
Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного православного прихода.
Саранский собор св. прав. Феодора Ушакова. Большинство жителей Мордовии считает себя православными. Фото: drevo-info.ru
Процесс духовного возрождения в республике начался с введением в СССР перестройки. 8 июня 1990 года была создана Саранская епархия.
В наше время в составе епархии числиться 6 монастырей; 150 приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях; 148 клириков.
Более 80% населения Мордовии считает себя православными.
В Мордовии присутствуют общины «духовных христиан»
Далеко не многие знают, что такие выдающиеся представители русского православия как патриарх Никон и протопоп Аввакум. Именно поэтому ещё с самого начала раскола в Русской церкви на территорию Мордовии стали прибывать группы староверов.
Кроме того, двоеверие мордвы способствовало тому, что здесь получили большое влияние различные христианские секты.
Молокане. 1870-е годы. До революции в Мордовии большое влияние имели различные секты «духовных христиан». Фото: upload.wikimedia.org
Начиная с первой половины XIX века, среди мордвы начинают распространяться молоканство и духоборчество. В начале XX века Мордовские молокане, ожидавшие конца света, во множестве уходили на Кавказ к горе Арарат.
Именно тогда там образовываются русско-мордовские поселения. Закавказская мордва называет молокан-прыгунов «кирнявницят» — от мордовского слова «прыгать». Среди мордвы появляется и направление молокан-субботников.
На территории Мордовии в селе Шоржи мордва до сих пор сохранила свои обычаи и язык, уже будучи молоканами-прыгунами и молоканами-субботниками, которые даже сменили свои прежние имена на ветхозаветные.
В наше время количество «духовных христиан» в республике невелико. Оно исчисляется десятками человек. Кроме того, здесь также практически отсутствует влияние католицизма и протестантизма. Если католики здесь практически не присутствовали изначально, то протестанты имели некоторое влияние в 1900-е годы и в конце перестройки в СССР.
В наши дни протестантизм в республике исповедуют считанные единицы, несмотря на активную миссионерскую деятельность его представителей. Этим Мордовия отличается от других российских регионов, где в последнее время протестанты активно работают.
В Мордовии ислам исповедуют, в основном татары
Около 5% населения Мордовии — приблизительно 46 тысячи человек — исповедуют ислам. В Мордовии в каждом из 58 татарских сел действуют мечети. Обычно ислам в республике исповедуют татары (субэтнос мишарей), этические мокша и эзря считают себя православными. Мусульманские поселения разбросаны по всей территории Республики Мордовия, а наиболее компактно живут в Темниковском и смежных с ним Пурдошанском, Ельниковском районах.
В исторических документах XIV–XV веков эта территория называется Мещерская земля, или просто Мещера. Другим районом компактного проживания татар Мордовии, и на сегодня более многочисленным, является Лямбирский и смежные с ним Ромадановский, Инсарский, Рузаевский районы.
Семья мишар начало XX век. В Мордовии ислам исповедуют татары-мишары. Фото: upload.wikimedia.org
Приверженность части мордвы к Исламу отмечалась путешественниками средневековья. Так, фламандец Г. Рубрук, совершив путешествие в Монголию в 1253 — 1255 гг., писал, что мордва, под которой он понимал мордву-эрзю, являются мусульманами.
В период существования Казанского ханства Ислам восприняли многие представители мордовской феодальной знати. С конца XVII века царское правительство активизирует политику крещения татар; не крестившиеся служилые князья и мурзы лишались своих поместий и крепостных.
В начале ХХ века на территории Мордовии появились последователи нового исламского течения — джидизма.
В рамках борьбы с религией, которая была развернута в 1920 — 1930 е гг. советской властью в Мордовии, практически полностью были уничтожены не только все мечети и медресе Мордовии, но репрессированы, расстреляны или сосланы все имамы и другие служители мусульманского культа.
До второй половины 1980 х гг. мусульманская община республики находилась на нелегальном положении. Возрождение ислама в Мордовии началось только после развала СССР.
Мечеть села «Лямбирь». В Мордовии мечеть есть практически в каждом татарском селе. Фото: islam-rm.com
Необходимо отметить, что в целом для Мордовии характерен межконфессиональны мир. Здесь многие столетия не возникали конфликты на религиозной почве. Связанно это как с удаленность.
Мордовии от мировых религиозных центров, так и от присущего мордве двоеверия, которое позволяет использовать в быту элементы разных религий. В наши дни в республике доминирует православие, и другие религии занимают в ней положение религиозного меньшинств.