И духами твоему что означает
И духами твоему что означает
«И духови твоему»
В конце «Трисвятой песни» Божественной Литургии на середину храма выходит чтец (иногда — диакон) с большой, блестящей книгой в руках. Эта книга называется «Апостол». В ней собраны тексты Деяний и Посланий святых апостолов для богослужения. Каждый день в Церкви положено читать отрывок (или несколько отрывков) из «Апостола». На Божественной Литургии такое чтение не только выражает смысл празднуемого события, но имеет еще одно, таинственное, значение.
Вообще, слово «апостол» переводится с греческого языка как «посланник». Выходящий из алтаря чтец с «Апостолом» в руках действительно выглядит как посланник, который только что, на виду у всех («Царские врата» в этот момент открыты) получил благословение, в данном случае, на некое важное задание от священника. Затем мы становимся свидетелями диалога между священником, диаконом, чтецом и хором.
Сначала говорит диакон: «Вонмем». Это слово обозначает «будем внимательны», «со вниманием будем слушать». «Мир всем», — возглашает священник, стоя возле Горнего (буквально — «вышнего», «небесного») места за алтарем. Слово «мир» обозначает «спокойствие», «тишина». Только в мирном расположении духа можно воспринять духовное содержание священных слов. «И духови твоему», — громко отвечает чтец от лица всех верующих. Здесь имеется в виду ответное пожелание мира «духови», то есть, душе самого священника. «Премудрость», — снова вступает диакон. Слово «премудрость» здесь выражает то, что сейчас вниманию молящихся будет предложено слово Премудрости Божией.
Далее чтец возглашает прокимен — стих из Священного Писания. «Прокимен» значит «поставленный впереди». Хор, подобно радующимся ангелам на небесах, подхватывает прозвучавший стих и облекает его в мелодическую форму. Чтец читает следующую, новую строчку. Но хор «настаивает на своем», утверждая первую мысль. Затем чтец либо повторяет сказанное вначале, либо возглашает новый прокимен, и хор как бы соглашается с ним, повторяя те же самые слова.
В атмосфере торжества диакон еще раз напомнит: «Премудрость»! Среди воцарившейся тишины прозвучит название того отрывка из «Апостола», который собирается прочесть чтец. Например: «Соборнаго послания Петрова чтение». Слово «соборное» значит адресованное всем церквам, всему «собору», то есть, собранию верующих, а не какой-то определенной церкви, — например, «Римской» или «Галатийской», как у апостола Павла.
Торжественно прочитав сам текст послания, чтец вновь получает «мир» от священника и провозглашает: «Аллилуия»! Это слово переводится с еврейского языка как «хвалите Господа». Хор стремительно подхватывает: «Аллилуия», — и повторяет много раз, пока чтец произносит два или три стиха из священного писания. Затем, закрыв книгу, он возвращается в алтарь, исполнив свою посланническую миссию.
Если вспомнить о том, что священник во время богослужения символизирует собой Господа Иисуса Христа, то чтец «Апостола», — алтарник или диакон, — изображает посланников новозаветной проповеди, то есть, святых апостолов. По благословению Иисуса, апостолы нередко шли впереди Него, предваряя своего Учителя. Так и на Литургии Господь шаг за шагом приближается к верующим, подготовляя их к участию в Евхаристии (Причащении). Но прежде того, как Он скажет на Тайной вечери: «Приимите, ядите…», пройдет три года проповеди. На земле Палестины звучало слово посланников Христовых — апостолов, но несравненно сильнее и убедительнее было слово Самого Христа. Вскоре на Божественной Литургии прозвучит и оно, превращая пространство храма в иорданскую долину, или древние палестинские города, или прибрежное галилейское плоскогорье. Услышим мы его или нет — зависит от нас. Ведь оно звучит вот уже более двух тысяч лет для каждого человека.
Псалом 50
Надписание псалма указывает на повод написания – обличение пророком Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и Урией, а все содержание – покаянная молитва.
Господи! Прости и очисти по Твоей великой милости мой грех, который тяготит меня. Я глубоко сознаю свою вину пред Тобою (3–6). Я зачат и рожден во грехе. Ты сообщал мне откровения, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения (7–14). Открой мои уста для проповедания и восхваления Тебя. Такой вид богоугождения Тебе приятней внешних жертв (15–19).
За совершенный Давидом грех Бог через пророка Нафана наложил на него наказание ( 2Цар. 12:10–14 ). Такой приговор над собою Давид считает вполне заслуженным им («Господь праведен в приговоре. и чист в суде» ), так как его грех есть оскорбление Бога, требующее возмездия для научения виновного и поддержания авторитета Закона, данного в Его заповедях, пред людьми.
Такая молитва об очищении, с признанием и исповеданием заслуженности кары, кроме желания облегчения своей совести понесением последней, могла вызываться и другим побуждением – на примере Давида, караемого Богом за совершенный им грех, показать всему народу важность соблюдения ими заповедей Бога и необходимость заботы о чистоте своей жизни.
Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в него с самого рождения, т. е. наследственного первородного греха.
Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид и молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды и предметы и лица оскверненные ( Лев. 14:6–7, 49–52 ), и о том нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега. Такая милость Бога наполнила его радостью и весельем.
О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (12), о приближении и примирении с Богом, Давид и молит Бога. Под «Дух ом. Свят ым» можно разуметь или вообще благоволение Бога к Давиду, или ниспослание Духа Святого, Третьего Лица Св. Троицы (13). – «Дай мне услышать радость и веселие» – дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. – «Духом владычественным» – то же, что и Духом Святым (14). »Утверди» – сделай меня твердым в следовании Твоим заповедям.
Очищение Давида от греха послужит для него побуждением заботиться об обращении к Богу нечестивых и грешников.
Эти стихи, вероятно, были присоединены к псалму во время плена Вавилонского, так как содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во время царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима и не было прекращено богослужение при храме. Такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям о их прошлой греховной жизни и мог вызывать в них покаяние в своих грехах, поэтому они могли молиться словами этого псалма, присоединив к нему прошение о возвращении своем на родину и о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
И духами твоему что означает
Поелику грех велик, то просит у Бога и великой милости.
Божии только щедроты могут омыть руки, оскверненные убийством. Но, чтобы еще более уяснить сказанное, говорит:
И здесь просит о полноте очищения, чтобы из всего была видна важность прегрешения. Или: поелику Нафан сказал уже ему о прощении греха, и различные бедствия много уменьшили оный, то говорит теперь: имею нужду в очищениях и омовениях, чтобы совершенно была истреблена и глубоко внедрившаяся скверна.
Ты меня, преступившего закон, обличил чрез пророка. Ты праведен, Ты всегда избавлял меня от врагов, Ты почтил меня царским саном и даром пророчества, а я – мерзок и убийца.
Это – признание, или исповедание в грехах.
Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное:
и во гресех роди мя мати моя
означает, что общая всем нам матерь – Ева – первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию. Ведет же слово от времен первобытных, желая показать величие Божия дара.
Духом предуготовишь меня снова к тому, чтобы слышимо было мною радование и веселье, какое будет в последние времена. Что же это такое, как не ведение будущего воскресения, о котором и учил, сказав:
возрадуются кости смиренныя?
Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, «кости наши яко трава прозябнут» ( Ис. 66, 14 )?
Возрадуется крепость души моей, потому что прежде немоществовала она под грехами.
Снова обращается к исповеданию.
Обнови, говорит, обветшавшую душу мою, расстроенную грехом.
Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех.
Снова молится, чтобы Дух пророческий сошел на него. Ибо Он оставил его по причине греха.
Это относится ко всему человеческому роду. Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: «яко видест а очи мои спасение Твое» ( Лк. 2, 30 ). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного.
Как скоро избавишь меня от греха, и потом даруешь мне Духа Твоего Святого, – снова буду учить законо-преступных, чтобы ходили путями Твоими.
Симмах перевел это так: «возглаголет язык мой милостыню Твою». Получив отпущение грехов, не буду молчать, но не престану воспевать Тебя и поведаю милости Твои. поелику отменил Ты подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов, то по сему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты; а это – жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным.
«Сионом» называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил «возглавити всяческая» о Сыне Своем ( Еф. 1, 10 ); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои.
Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его.
Когда, говорит, ублажишь Сиона и созиждутся стены Иеpyсалимские, тогда и будут приносимы жертвы, жертвы не кровавые, но жертвы правды, т. е. хвалы.
и под всесожжениями разумеет приношение правды и бескровной жертвы.
то есть, тельцы правды, так чтобы все было от правды, были и жертвы правды, и приношения правды, и всесожжения правды, и тельцы правды.
Последнее предложение толкования стихов 1–2 взято из Монфоконовского дополнения и оказывается в некотором противоречии с дальнейшим толкованием стиха 13 что толкование стиха 13 не принадлежит св. Афанасию.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Время сотворити Господеви
Мы продолжаем наши беседы о православном богослужении. Ранее наш постоянный собеседник заведующий кафедрой библеистики СПДС, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин рассказал нам о первой, подготовительной части Божественной литургии («Яко овча на заколение ведеся»); сегодня он ответит на вопросы о второй, вероучительной части — Литургии оглашенных.
— Скорее всего, это разделение возникло, когда в ранней Церкви появился институт оглашенных, то есть когда людей стали не просто крестить, а постепенно готовить к Крещению. Произошло это, видимо, не ранее IV века, когда христианство вышло из катакомб, стало государственной религией, и появилось много желающих принять эту веру. Некрещеные, но объявившие уже о своем решении креститься не могли причащаться, но могли присутствовать на богослужении, пока на нем читали Священное Писание, пели, произносили проповеди. Так возникло и оформилось разделение Божественной литургии на две части. Но в IV веке Литургия оглашенных была очень короткой, всего лишь чтение Писания и поучение, а затем стали добавляться еще песнопения суточного круга, антифоны, тропари и кондаки, повествующие о событиях церковного календаря. Уже к VIII–IX векам чин Литургии оглашенных оформился.
— В одном из прошлых номеров газеты мы с Вами достаточно подробно говорили о проскомидии. Что происходит невидимо для нас в алтаре храма по ее завершении и до возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа»?
— Священник и диакон становятся перед престолом, совершают троекратное поклонение, читая молитву «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя», затем священник, воздев руки (это элемент ветхозаветного богослужения — молитва с воздетыми руками) читает «Царю Небесный» (молитва Святому Духу), «Слава в вышних Богу» (ангельское славословие) и «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». И затем диакон с воздетым орарем произносит очень важные слова: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови». Отныне уже не мы, не люди, но Сам Господь действует в храме. Священник благословляет диакона, и между ними происходит диалог: «Помолися обо мне, владыка святый» — «Да исправит Господь стопы твоя». Затем диакон выходит через северную дверь алтаря, и начинается Литургия оглашенных.
— Почему она начинается именно с благословения Царства Троицы?
— Потому что само совершение Литургии есть свидетельство того, что Царство Божие, Царство Небесное не наступит когда-то потом, а уже пришло, и мы уже участвуем в его жизни; мы избавлены от рабства греху, тлению и смерти.
— Далее диакон произносит великую, или мирную, ектению, начинающуюся прошением «Миром Господу помолимся», и затем хор начинает петь антифоны…
— Следует отметить: и во время ектении, и во время антифонов священник читает про себя тайные молитвы, но на них мы остановимся в отдельной беседе. Само слово «антифон» («противозвучание») говорит о том, что песнопения эти должны исполняться попеременно двумя хорами, правым и левым, но в большинстве обычных приходских храмов такой возможности нет, поет один хор.
Первый и второй антифоны — это псалмы 102‑й и 145‑й, прославляющие Творца. К 145‑му псалму на «Слава, и ныне…» присоединяется песнопение «Единородный Сыне».
Третий антифон — это Заповеди блаженств (см.: Мф. 5, 3–12) — один из важнейших законодательных текстов Евангелия. Во время третьего антифона диакон открывает царские врата, священнослужители совершают три поклонения пред престолом. Священник поднимает Евангелие и отдает его диакону. Затем следует малый вход: предваряемые свещеносцами диакон с Евангелием и священник выходят северной дверью на амвон. Диакон, указывая на царские врата, говорит: «Благослови, владыко, святый вход». Священник отвечает: «Благословен вход святых Твоих ныне и присно и во веки веков». Хор завершает пение Блаженств, диакон, поднимая Евангелие и изображая им знак креста, провозглашает: «Премудрость, прости» (призыв стоять прямо, быть собранными и внимательными, чтобы воспринять Премудрость Божию, превышающую человеческий разум). Хор поет «Приидите поклонимся и припадем ко Христу». Диакон и за ним священник входят в алтарь, Евангелие полагается на престол.
— Приходилось читать, что малый вход символизирует выход Христа на проповедь…
— Да, такое толкование существует, и оно основывается на том, что Евангелие символизирует Христа, Слово, и на том, что после малого входа читается Апостол и Евангелие. Но это тот случай, когда историческое значение того или иного действия со временем заменяется символическим. Исторически малый вход нужен был для того, чтобы внести в храм Евангелие. В Византии Евангелие хранилось в отдельном от храма помещении, хранилище — пастофории, поэтому духовенство в определенный момент выходило из храма, изымало Евангелие из пастофория и торжественно вносило его в алтарь через царские врата. Так возникла практика малого входа. Но можно указать еще на одно его значение: на помощь людям призываются Ангелы, потому что в молитве входа есть такие слова: «…уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость».
После малого входа поются тропари и кондаки, напоминающие нам о событии или о святом, память которого совершается в этот день. Затем, по окончании последнего кондака, диакон произносит молитву «Господи, спаси благочестивыя», которая всегда была сугубым молением об императоре, о царе, о короле (в Сербии, например). Но сейчас она принимает расширенный смысл — мы молимся о православном народе, о всех христианах.
Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») — это довольно древнее песнопение, возникшее в начале V века. Согласно преданию, в 438 году в Константинополе началось землетрясение. Люди покинули свои дома, ходили крестными ходами по улицам, молясь о спасении. И вдруг какойто мальчик был поднят на небо и услышал Ангелов, славивших Бога именно этой песнью, только без «элеисон имас» — «помилуй нас»; ведь Ангелов не надо миловать, спасать, им ничто не угрожает! Вернувшись с неба в колеблемый стихией город, мальчик рассказал об услышанном, и все жители города подхватили за ним эту песнь, добавив «помилуй нас». Трус тотчас прекратился. Есть, впрочем, версия о более раннем происхождении этого песнопения, возводящая его к книге пророка Исаии (6, 3 — Свят, свят, свят Господь Саваоф!) и 41‑му псалму — возжада душа моя к Богу крепкому живому (3). Живой в данном случае — то же, что бессмертный.
— «Вонмем» — «Мир всем» — «И духови твоему» — все это должно подготовить нас к чтению Апостола и Евангелия? Нам всем нужно примириться перед тем, как слушать?
— Да, но смысл слов «Мир всем» не только в этом. Это общее благословение священника народу, пожелание благополучия всем. Греческое «ирини» действительно означает мир, примирение, но встречающееся в Новом Завете приветствие «Мир вам» — это калька с еврейского «Шалом» — пожелание всяческих благ. «И духови твоему» — наше, паствы, пожелание всякого блага пастырю.
— В книгах о православном богослужении можно прочитать, что чтение Апостола, то есть фрагмента одного из апостольских Посланий, имеет не только вероучительное, но и символическое значение — таким образом и утверждается постоянное присутствие святых апостолов — учеников Христа, свидетелей евангельских событий и первых учителей Церкви — в ее жизни.
— Да, и это возвращает нас к тем временам, когда Евангелия не были еще написаны, они лишь формировались, и апостолы были живыми свидетелями, можно сказать, живыми Евангелиями. Но присутствие апостольских Посланий в чинопоследовании Литургии необходимо объяснить еще вот каким образом. Все Священное Писание можно условно разделить на три части, подобные трем ступеням, приближающим нас к евангельскому откровению, к воплощению Слова и Крестной Жертве. На нижней ступени будет Ветхий Завет, в котором мы видим лишь тень или проблеск новозаветного откровения, на второй — апостольские Послания как своего рода истолкование этого откровения и наконец на самой вершине — Евангелие. Чинопоследования древних Литургий (нам на память, конечно, сразу приходит Литургия апостола Иакова) включали паремию (ветхозаветное чтение), Апостол и Евангелие — по восходящей. И то же самое восхождение совершается у нас на Великих часах: паремия, Апостол, Евангелие. Но в чинопоследованиях более поздних Литургий — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — паремии уже нет, а Апостол и Евангелие остались.
Конечно, сегодня чтение Апостола в храме имеет прежде всего вероучительное значение. Зачало, то есть читаемый фрагмент, может быть связан с праздником или, если это рядовое чтение, просто помогать собравшимся в храме людям постигать Священное Писание.
— Итак, вершина — чтение Евангелия. Какой диалог между диаконом и священником предшествует ему?
— Чтение Евангелия предваряется пением «Аллилуиа» и каждением всего храма (в нашей практике кадить начинают, как правило, во время Апостола). Диакон перед тем, как начать читать, говорит: «Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста Луки». Благовеститель — это в данном случае он сам, диакон. Евангелист, благовестие которого диакон будет сейчас возвещать, молится за него. Священник же отвечает диакону: «Бог молитвами святаго славнаго всехвальнаго апостола и евангелиста Луки да даст тебе глагол благовествующему силою многою…». По благодати Божией, по молитвам святого евангелиста слово обретает силу, и люди воспринимают его.
— Литургия оглашенных подходит к концу. После сугубой ектении «Рцем вси от всея души и от всего помышления рцем…» в алтаре традиционно зачитываются поданные на проскомидию записки. А затем звучит ектения об оглашенных: «Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их, огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды…». К сожалению, долгие годы это прошение имело для нас только ограничительное значение — после него некрещеные должны покинуть храм.
— Да, очень жаль, что эта ектения у нас проговаривается быстро и воспринимается как формальность. Практика оглашения и само понятие «оглашенный» понемногу возвращаются сейчас в церковную жизнь. Но если община первых христиан знала своих оглашенных и молилась за конкретных людей, то для нас это понятие остается абстрактным, если только среди сегодняшних оглашенных не окажется наш знакомый или родственник. Однако мы вполне можем в эти минуты молиться за тех своих родных, друзей, коллег, знакомых, некрещеных или даже крещеных (ведь только креститься — этого совсем не достаточно), которые еще не пришли к воцерковлению, но уже обратили свой взор к храму.
Газета «Православная вера» № 2 (526)
Беседовала Марина Бирюкова
Что означает «И со духом твоим» в ответ на слова священника «Господь с вами»?
Объясните, пожалуйста, что точно означает «и со духом твоим» в ответ на слова священника «Господь с вами»?
«И со духом твоим»: «твоим» здесь относится к священнику, совершающему Мессу. Части этого диалога – «Господь с вами» — «И со духом твоим» — повторяются во время Литургии неоднократно. Они звучат в начале и в конце, перед провозглашением Евангелия, в начале Евхаристической молитвы. Этим взаимным приветствием священнослужителя и ассамблеи священник возвещает христианской общине присутствие Господа. Слова священника и ответ народа свидетельствуют о тайне Церкви, собирающейся вместе.
И первая, и вторая часть этого диалога имеют библейское происхождение. «Господь с вами!» — приветствует жнецов Вооз, один из предков царя Давида. Жнецы отвечают: «Да благословит тебя Господь!» Похожие фразы мы находим и в Книге Судей (6,12): Ангел Господень является Гедеону и говорит ему: «Господь с тобою, муж сильный!». Во 2 Книге Паралипоменон (15,2) читаем: «Тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий, и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним». Такое же приветствие мы встречаем и в Новом Завете: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» — из Евангелия от Луки 1,28; во Втором Послании к Фессалоникийцам апостол Павел пишет: «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (3,16). Вторая же часть приветствия появляется, например, во Втором Послании к Тимофею: «Господь Иисус Христос со духом твоим» (4,22) и в других письмах святого Павла.
Речь идет не только о приветствии, но и о пожелании. Священник возвещает собранию, празднующему Евхаристию, что Господь действительно посреди них, — согласно обетованию Самого Иисуса: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20). Это и пожелание, дабы Господь поистине был с нами, а мы сумели принять дар Его благодати. Это краткое приветствие выражает великую истину: Христос пребывает в священнике и в ассамблее, а общину объединяет одна и та же вера.
В ответе народа – «И со духом твоим» — «дух» относится к самому благородному аспекту человека. Мы не говорим просто: «И с тобой», но – «И со духом твоим». Дух – это самое глубокое измерение человека, и именно там Святой Дух пребывает со всей Своей силой. Как пишет святой апостол Павел к Римлянам (8,15-16): «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии».
Кроме того, выражение «И со духом твоим» подчеркивает особое достоинство священника и ценность его служения, — еще и поэтому мы не говорим просто «и с тобой». В священнике, совершающем Евхаристию, особым образом присутствует Святой Дух, полученный в Таинстве Священства. Слова «И со духом твоим» могут быть также и ответом на пожелание мира, выражающим уважение и благосклонность к собеседнику. Эта литургическая формула имеет и экуменическую ценность, поскольку она используется и на православных, и на протестантских богослужениях.