Икона похвала пресвятой богородицы в чем помогает
Икона «Похвала Пресвятой Богородицы»
Икона, которая называется «Похвала Пресвятой Богородицы», является символом спасения всех христиан. Это чудотворная икона, которая должна быть в каждом православном доме.
Эта икона относится к разряду праздничных, так как изначально она была посвящена одноименному празднику, установленному примерно в конце 7 века. На данный момент в православии этот праздник отмечается на пятой седмице Великого поста.
История иконы
Икона «Похвала Богоматери» была написала примерно в то же самое время, когда и был установлен праздник в честь спасения Константинополя от врагов. Стоит отметить, что икона была написана в честь неоднократного спасения.
Конечно, сначала это был праздник чисто Константинопольский, однако позднее, он стал воистину мировым. Это не двунадесятый праздник, поэтому празднование его проходит скромно. Сама икона, которая была посвящена великому спасению, стала довольно известной. По сей день люди довольно часто используют ее для защиты своего жилища от беды и недобрых людей.
Описание иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»
На этой иконе, вариантов исполнения которой, кстати, немало, изображены:
В чем помогает икона
Помогает икона практически во всех аспектах, необходимых верующему человеку. Она оберегает дом от пожаров и воров, хранит людей от болезней. Икону используют как молитвенную, как защитную, а иногда даже возят с собой во время путешествий. «Похвала Пресвятой Богородицы» — это символ веры, поэтому перед ней можно читать молитву «Символ веры». Она как нельзя лучше подходит для выражения благодарности Богу и всем святым, а также Деве Марии, нашей заступнице. Молитвы перед иконой помогают людям находить в себе силы для движения вперед, для сохранения веры.
Молитва перед иконой «Похвала Пресвятой Богородицы»
Перед иконой можно читать любые молитвы, а также молитву, посвященную ей самой:
«Пресвятая Дева Мария, Богородица и Заступница всех чад Божьих. Освети нашу жизнь светом своим и помоги нам, грешным, найти свой путь в этой жизни. Моли Бога о нас вместе со всеми святыми. Прости нам прегрешения наши, яко же и мы учимся прощать тех, кто обидел нас словом или делом. Накрой нас покровом своим и дай нам сил принять то, что мы не в силах понять. Аминь».
Дата празднования иконы
День празднования Похвалы Богородицы и почитания одноименной иконы — суббота пятой седмицы Великого поста. В этот день на акафистной неделе принято читать молитвы и посещать храм. Эти семь дней нужно прожить в особом смирении и спокойствии.
Читайте молитвы дома и во храме во время Великого поста. Эта икона может стать отличным подарком семье, людям, которые вам дороги и за которых вы переживаете. «Похвала Богоматери» — это один из древнейших образов, которые и составляют православное и христианское духовное наследие. Чтите историю и подвиги людей, которые сделали нашу веру такой, какой она является сейчас.
Похвала Богородицы 2021
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, в пятницу вечером).
Этот особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии, в церковном календаре появился после чудесного избавления Константинополя от вражеской осады в 626 году. Это был не единственный случай, когда Богоматерь по молитвам жителей города спасла его от захватчиков. Поэтому обычай собираться раз в год в знаменитом Влахернском храме (куда горожане приходили в трудные дни для молитвы) и благодарить Богородицу за милость и защиту укоренилась в Константинополе. Постепенно этот исключительно византийский праздник распространился по всей Православной Церкви. И уже более десяти веков Похвала Богородицы празднуется на пятой неделе Великого поста. Связано это с тем, что по преданию именно в пятую субботу Четыредесятницы случилось чудесное спасение города, которое и положило начало традиции.
Какое же отношение этот праздник имеет к нам сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»). Конечно, приходя в этот день в храм, современные верующие вспоминают не только те далекие события – сложно искренне благодарить за то, что известно лишь по нескольким строчкам из книги. Но в жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее.
А вместе все мы благодарим Ее за то, что Она сподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа.
Акафист Похвала Богородице
Акафист Похвала Богородице – это молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всем миру. Раз в году – на пятой неделе Великого поста – верующие собираются в храме, чтобы вместе обратиться к Ней. Есть немало хвалебных песен, посвященных Иисусу, святым, церковным праздникам, но все они появились позже, чем Акафист Богоматери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VI-VII веках. И до сих пор это единственный из всех акафист, который вписан в богослужебный устав и включен непосредственно в церковную службу.
Но ведь Сам Христос заповедал не быть унылыми во время поста (Мф.6:16). Воскресение Христово свершилось, и мы знаем об этом. Можем ли мы не радоваться и не благодарить Господа и Матерь Божью.
Мы предлагаем вам текст Акафиста Похвала Богородицы, который читается в храме вечером накануне праздника, то есть в пятницу пятой седмицы Великого поста. Он может читаться по желанию верующего дома и в другие дни.
Икона Похвала Богородице
«Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век)
События праздника и Акафист Богоматери легли в основу иконы «Похвала Богородице», получившей распространение в XIV-XV веках. Дева Мария изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями прихода в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие. В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве, например, как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос… Бывает, что рядом с Богородицей изображаются святые-гимнографы, восхвалявшие ее в своих молитвенных трудах. В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим.
Похвала Пресвятой Богородице; XVIII в.; Россия. ruicon.ru
Икона «Похвала Богородице» поистине «гимн в красках»: в ней находят визуальное отображение поэтические образы, связанные с Богородицей и встречающиеся в посвященном Ей Акафисте.
Дионисий. Похвала Богородице. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Развитие темы Похвалы Пресвятой Богородицы можно увидеть в храмовых росписях XVI-XVII веков. В Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре сохранился цикл фресок «Похвала Богородице», созданный знаменитым иконописцем Дионисием и его сыновьями. Этот сюжет есть и в росписях Успенского собора Московского Кремля. Там же, в Успенском соборе, хранится и самая древняя в России икона «Похвала Богородицы с Акафистом», датируемая второй половиной XIV века.
Что же касается иконы, перед которой молились жители Константинополя во Влахернском храме, то этот образ Пречистой с Младенцем, называемый Одигидрия (Путеводительница), стал одним из самых распространенных в православной иконографии. Считается, что Влахернская икона после падения Византии была перенесена на Афон, а позже прислана в Москву и сейчас находится в Успенском соборе.
В праздник Акафист может читаться перед любой богородичной иконой.
Служба Похвала Богородице
Служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую службу года. Бывает, что по просьбам верующих или по приходской традиции в церкви читаются акафисты, но лишь раз в году акафист в один и тот же день звучит во всех православных храмах во время богослужения.
Вечером в пятницу на утрене после обычного начала, псалмов и молитв с кондака «Взбранной Воеводе…» начинается Акафист. Он состоит из 12 икосов (хвалебных строф, содержащих рефрен «радуйся») и 12 кондаков (меньших по объему, чем икосы, строф, завершающихся рефреном «Аллилуйя»), но во время богослужения делится на четыре части – по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения фрагментов Акафиста священнослужитель выходит через царские врата и встает перед помещенной в центре храма иконой Богородицы.
В Субботу Акафиста, как и во все субботы Великой Четыредесятницы, служится Литургия Иоанна Златоуста. К Евангелию дня прибавляется фрагмент Евангелия, посвященный Богородице.
Храмы Похвалы Богородицы в Москве
Похвала Богородицы – престольный праздник одного из пределов Успенского собора Московского Кремля. Именно в Похвальском приделе, по утверждению историков, в XVI-XVII веках совершались наречения митрополитов и патриархов. Там же, в Кремле, есть и не действующий, но внешне частично отреставрированный храм Похвалы Богородицы в здании Комендатуры. Когда-то это был домовый храм в жилых боярских палатах.
Первый и единственный в Москве доступный всем верующим храм в честь праздника Похвалы Богородицы был построен в XV веке на берегу Москва-реки неподалеку от того места, где сейчас находится Храм Христа Спасителя. После пожара в XVII веке деревянный храм сменился каменным. В 30-е годы ХХ века старинная церковь Похвалы Богородицы была снесена вслед за находившимся рядом кафедральным собором – оба храма мешали строительству Дворца Советов, которое, к слову сказать, так и не было завершено. Храм Христа Спасителя был восстановлен в 90-е годы ХХ века.
Несколько лет назад появился и храм Похвалы Богородицы в Москве. В июле 2012 года был отслужен первый молебен на месте строительства Похвальской церкви в московском районе Зябликово. Сейчас между Ореховым и Борисовским проездами, на окраине яблоневого сада, находится временный храм, но при нем активно живет приход, действует воскресная школа и проходят занятия по хоровому пению, работает социальная служба… Прихожане надеются, что на этом месте со временем появится постоянный храм в честь Похвалы Богородицы.
Молитва Похвала Богородицы
Акафист Богородице – это и есть молитва Похвала Богородице. Но есть и короткие молитвы праздника – тропарь и кондак.
Тропарь Похвалы Богородицы: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая».
Кондак Похвалы Богородицы: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
Этот кондак был посвящен конкретным событиям 626 года, когда Константинополь по милосердию Богородицы был спасен от нападения варваров. Но постепенно историческая привязка все больше стиралась, и молитва приобретала все более обобщенный смысл. «Взбраннй Воеводе» читается верующими в ежедневном молитвенном правиле, ее же повторяют при необходимости, обращаясь к Богородице с просьбой о помощи и заступничестве.
Икона мой судия
Икона мой судия
Икона «Похвала Пресвятой Богородицы»
Икона, которая называется «Похвала Пресвятой Богородицы», является символом спасения всех христиан. Это чудотворная икона, которая должна быть в каждом православном доме.
Эта икона относится к разряду праздничных, так как изначально она была посвящена одноименному празднику, установленному примерно в конце 7 века. На данный момент в православии этот праздник отмечается на пятой седмице Великого поста.
История иконы
Икона «Похвала Богоматери» была написала примерно в то же самое время, когда и был установлен праздник в честь спасения Константинополя от врагов. Стоит отметить, что икона была написана в честь неоднократного спасения.
Конечно, сначала это был праздник чисто Константинопольский, однако позднее, он стал воистину мировым. Это не двунадесятый праздник, поэтому празднование его проходит скромно. Сама икона, которая была посвящена великому спасению, стала довольно известной. По сей день люди довольно часто используют ее для защиты своего жилища от беды и недобрых людей.
Описание иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»
На этой иконе, вариантов исполнения которой, кстати, немало, изображены:
В чем помогает икона
Помогает икона практически во всех аспектах, необходимых верующему человеку. Она оберегает дом от пожаров и воров, хранит людей от болезней. Икону используют как молитвенную, как защитную, а иногда даже возят с собой во время путешествий. «Похвала Пресвятой Богородицы» — это символ веры, поэтому перед ней можно читать молитву «Символ веры». Она как нельзя лучше подходит для выражения благодарности Богу и всем святым, а также Деве Марии, нашей заступнице. Молитвы перед иконой помогают людям находить в себе силы для движения вперед, для сохранения веры.
Молитва перед иконой «Похвала Пресвятой Богородицы»
Перед иконой можно читать любые молитвы, а также молитву, посвященную ей самой:
«Пресвятая Дева Мария, Богородица и Заступница всех чад Божьих. Освети нашу жизнь светом своим и помоги нам, грешным, найти свой путь в этой жизни. Моли Бога о нас вместе со всеми святыми. Прости нам прегрешения наши, яко же и мы учимся прощать тех, кто обидел нас словом или делом. Накрой нас покровом своим и дай нам сил принять то, что мы не в силах понять. Аминь».
Дата празднования иконы
День празднования Похвалы Богородицы и почитания одноименной иконы — суббота пятой седмицы Великого поста. В этот день на акафистной неделе принято читать молитвы и посещать храм. Эти семь дней нужно прожить в особом смирении и спокойствии.
Читайте молитвы дома и во храме во время Великого поста. Эта икона может стать отличным подарком семье, людям, которые вам дороги и за которых вы переживаете. «Похвала Богоматери» — это один из древнейших образов, которые и составляют православное и христианское духовное наследие. Чтите историю и подвиги людей, которые сделали нашу веру такой, какой она является сейчас. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Икона Мой Судия
Изображение нанесено на основу из натурального хвойного дерева методом прямой печати.
При работе соблюдены размерные пропорции и цветовая гамма оригинальной старинной иконы.
Деревянная основа подвержена искусственному старению методом браширования, что делает икону более ценной и максимально похожей на многовековую семейную реликвию.
Цена зависит от размера иконы (высота может незначительно отличаться от указанной величины в связи с точным соблюдением пропорций оригинала):
10×13 — 1500 руб. 30×40 — 5000 руб. 60×80 — 15000 руб.
15×18 — 2250 руб. 40×60 — 8000 руб. 80×120 — 20000 руб.
20×25 — 3000 руб.
Мой Судия — портрет Спасителя во время сорокодневного поста в пустыне.
Авторство картины точно не установлено. Работу приписывают сразу трем известным художникам: Эль Греко, Карлу Брюллову и Ивану Крамскову.
Достоверно известно, что образ «Мой Судия» был келийным образом старца иеросхимонаха Сампсона (графа Сиверса) — духовника многих духовный чад ХХ века (в их числе были советские академики И. П. Павлов, В. А. Филатов, А. П. Карпинский).
Особенно уникальным в образе «Мой Судия» является взгляд Спасителя, который как бы видит каждого человека насквозь — все его самые тайные помышления.
Этот всепоглощающий и пронзительный взгляд Исуса Христа хорошо помогает в борьбе со страстями и похотями. Одного взгляда в глаза Спасителя достаточно, чтобы привести свои мысли в порядок, очистить их от искушений и хранить себя в чистоте.
Образ Иисуса «Мой Судия» очень почитаем в православных кругах и будет прекрасным подарком для каждого христианина.
Киккская икона Божией Матери
На острове Кипр, в монастыре на Киккской горе, расположенном на высоте 1318 метров над уровнем моря, хранится удивительная икона Богородицы. Она всегда скрыта богатым вышитым покровом. Считается, что поднимать этот покров строжайше запрещено. Попробуем разобраться — почему.
Греки-киприоты называют хранящуюся на их острове икону Богоматери «Елеуса» — «Милостивая». И верят, что ее написал с натуры евангелист Лука. А сама Мария благословила его на этот труд.
Жители Кипра считают, что икона защищает остров от эпидемий и засух, а также избавляет его от нашествий саранчи. Помогает образ и отдельным людям: дарует исцеление от расслабленности членов и паралича, кровотечения и бесплодия, головной боли, а кроме того, улаживает разногласия в семье.
Монастырь, в котором хранится святой образ, так и называется — Священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Ведь самим своим существованием он обязан именно Ей.
Дом для иконы
Обычно эту кипрскую обитель называют просто «монастырь Киккос». О значении самого слова «киккос» знатоки топонимики спорят. Одни считают, что это название какой-то местной птицы, а может, звукоподражание птичьему крику. Другие думают, что название происходит от растущего на горе дикого кустарника «коккос». Третьи выводят его из наименования женского головного убора, некогда бытовавшего и в русском языке, — «кика».
До XI века икона, для которой построили монастырь и храм, не называлась Киккской. Считается, что она хранилась в Египте вместе с еще двумя образами, написанными апостолом Лукой. В Константинополь образ попал в 980 году, когда в Египте начались сильные гонения на христиан.
Император Византии Алексей Комнин. Портрет из греческого манускрипта
При императоре Алексее Комнине, в конце XI — начале XII века, икона была перевезена из столицы Византии на остров Кипр, где для нее возвели отдельный «дом». Император даже даровал новому монастырю самоуправление.
Между прочим, построил он монастырь на личные средства, а не взял их из государственной казны, что делалось в те времена только в одном случае — как благодарность Богу за сотворенное чудо. Чудом могло быть исцеление от болезни, избавление от поражения на войне, спасение от неминуемой смерти.
Очевидно, икона, привезенная из Египта, действительно помогла императору. И именно поэтому он принес ее в дар Богу. При этом, не желая навсегда лишиться любимого образа, Алексей приказал сделать с иконы список, который хранился в его дворце. Но почему император выбрал именно Кипр? Выбор, наверно, не был случаен. Очевидно, Алексей желал удалить драгоценную икону из Константинополя. Ведь начинались дурные для христиан времена: Византии угрожали мусульмане, европейские рыцари воевали в Святой земле. Гора Киккос в такой ситуации выглядела безопаснее константинопольского дворца.
Отдадим должное императору — он не ошибся. Монастырь не осквернили ни сарацины, ни христианские рыцари, разграбившие Константинополь во время Четвертого крестового похода, ни турки, захватившие христианский город и переименовавшие его в Стамбул.
Впрочем, беды не обошли обитель стороной. Четыре раза здесь случались страшные пожары — в XIV, XVI, XVIII и XIX веках. Каждый раз монастырь выгорал практически полностью. Но чудотворный образ оставался невредимым — его успевали вынести из огня.
Обида отшельника
Другая легенда рассказывает нам гораздо более запутанную историю о строительстве Киккского монастыря, связанную с именем императорского наместника острова Кипр Мануила Вутомитиса. Однажды, где-то в 1100 году, этот страстный любитель охоты на редких зверей и птиц отправился в горы.
Увлекшись погоней за добычей, он сбился с дороги и понял, что заблудился. Изрядно проблуждав и потеряв надежду выбраться из лесной чащи живым, он случайно набрел на отшельника по имени Исайя. Исайя всеми силами стремился избежать общества людей, поэтому он поспешил скрыться. Наместник, увидев, что его возможный спаситель желает убежать, рассвирепел. Он бросился за старцем следом, изловил, как дичь, и как следует поколотил. После чего отыскал дорогу и вернулся домой.
Возможно, он бы позабыл об этом случае, если бы его внезапно не разбил паралич. Тогда-то ему все и стало ясно: это наказание за издевательство над отшельником. Он тотчас же взмолился Богу и велел отыскать отшельника, чтобы испросить у того прощения.
Монастырь Киккос — дом знаменитой иконы
Старец, в свою очередь, кое-как залечил побои, но выбросить из головы странное поведение хозяина Кипра не мог. В конце концов он сообразил, что их встреча и ярость наместника были явлением не случайным — наместника послал сам Бог. И старец знал, для чего — чтобы икона Божией Матери, хранящаяся в константинопольском дворце императора, «переехала» на Кипр. Когда отшельника нашли и привели пред светлые очи Мануила, Исайя ему эту великую тайну и открыл. Мануил услышал и испугался услышанного: кто он, чтобы указывать императору, что тому делать?
Но отшельник был неумолим: либо икона, либо не будет прощения. А не будет прощения — не будет исцеления.
Скрепя сердце, Мануил согласился, но попросил отшельника отправиться в столицу вместе с ним. Тот пообещал, после чего наместник снова обрел здоровье. Приехав в Константинополь, они не решались беспокоить императора и все выжидали.
В конце концов, отшельник решил отбыть на Кипр, а Мануил обещал дождаться благоприятного момента, чтобы открыть императору правду. И такой момент настал: дочь императора вдруг разбил паралич, врачи предрекали самое худшее. Мануил тут же рассказал властителю о своем исцелении и откровении отшельника.
Алексей его выслушал и тут же согласился отдать икону на Кипр, если от этого зависит исцеление его дочери. Вскоре дочь императора действительно пошла на поправку. Однако императору очень не хотелось расставаться с иконой. Он послал за иконописцем, чтобы тот сделал список, собираясь отправить его на Кипр. Но ночью ему явилась Богоматерь и потребовала, чтобы на Кипр была послана оригинальная икона. Воле Девы Марии Алексей противиться не мог: он дал обет послать икону на остров.
Более того — дал денег на строительство на острове монастыря.
Что бывает, если нарушить запрет
ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название « Похвала Пресвятой Богородицы».
Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.
Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери
Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. букв. неседальный) песнь: « Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице». С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.
Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.
Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.
На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.
Икона Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская)
На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: « Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.
Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.
Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV век
В честь Похвалы Божией Матери построены «Похвальские церкви».
Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1912-1915гг.)
В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныне находится в Патриаршей ризнице.
Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?
Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.
Песнопения Субботы Акафиста
Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая»!
Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе радуйся (древнее приветствие, нынешнее «здравствуй»), Невеста, в брак не вступившая!