какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания

Статья «Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ .

Казалось бы, про объективность оценивания качества знаний обучающихся сказано очень много. Об этом говорят родители, педагоги. Есть учебная программа, в которой сформулировано, что и в каком объеме должен знать и уметь обучающийся по каждому предмету и на каждой ступени обучения.

Но, несмотря на это, стоит признать, что оценивание знаний обучающихся — это сложная педагогическая проблема. Поэтому повышение объективности оценивания – один из основных приоритетов нового стандарта и подпрограммы 3 Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

В чем заключается основная цель оценивания? Это повышение качества образования. От объективности оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, взаимоотношения между учениками. Правильное оценивание — залог успешной работы ученика и учителя. Оценивание — это постоянный процесс, оно осуществляется на каждом уроке (текущий контроль), а также в конце учебной четверти или учебного года (итоговый контроль).

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критериальное оценивание может быть двух видов:

Это текущее оценивание – определение уровня знаний в процессе повседневной работы в классе на каждом уроке, это оценивание дает обучающимся возможность поработать над своими ошибками. Накопленные в течение уроков оценки характеризуют динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.

Практическое значение применения системы критериального оценивания:

Оценивается только работа ученика, а не его личность.

Работа ученика сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.

Оценки ученику выставляются только за то, что он изучил.

Ученику известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей.

Повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.

Критериальное оценивание позволяет учителю самому разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения, иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности, улучшить качество преподавания, выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания ( задания в тестовой форме, расчетные задачи, упражнения, практические задания, творческие задания, проекты, презентации, работа на компьютере, устные ответы и т.д.).

Критериальное оценивание позволяет обучающимся знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха, участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников, использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Критериальное оценивание позволяет родителям получать доказательства уровня обученности ребенка, отслеживать прогресс в обучении, обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Критерии оценивания могут быть подготовлены заранее, их может подготовить учитель самостоятельно или совместно с учениками. Критерии должны быть доступны, изложены простым и четким языком. А задания разрабатываются для каждого уровня учебных достижений и включают действия учащихся, выделенные в соответствии с критериями оценивания.

Приведу несколько примеров:

Критерии для оценивания учебных достижений обучающихся.

Критерии оценки письменной работы (ответа):

1.Полнота и правильность содержания.

3. Речевое оформление.

Критерии оценки устного ответа (доклад, сообщение, ответ):

Убедительность (доказательность), наличие примеров.

Источник

Использование критериального оценивания как показатель объективных результатов учебных достижений учащихся

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Тренинг Критериальное оценивание.docx

Тема: «Использование критериального оценивания как показатель объективных результатов учебных достижений учащихся».

Цели: Оказать содействие учител ям в понимании таких понятии как самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание. Показать важность этих видов оценивания в учебном процессе.

2. Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников.

3. Научить разрабатывать критерии оценивания.

Задачи: в процессе проведения тренинга в практической форме дать продемонстрировать ставить к заданию критерии и привить участникам методы взаимооценивания в различной форме.

1. Деление на группы.

2. Психологический настрой. Видеоролик «Позитивный настрой на каждый день».

Ситуация: На августовской конференции выступали учителя. Всего докладчиков было 10, а грамота одна. Вы предложили к награждению Марию Ивановну. Почему именно ее? Обоснуйте свое мнение.

Стратегия «Мозговой штурм».

1. Что вы оценивали? \ Работу учителя\.

2. По каким критериям вы оценили работу?

1 Богатый теоретический материал.

2. Использовала различные ресурсы

1.Использовала инновационные технологий обучения.

2. Соответствует требованиям времени.

1.Использовала в своей практике.

2.Опыт работы обобщалась по школе

1.Последовательное, доступное изложение,

Итак, что же такое “ оценивание”?

В 1944 году было принято решение о замене словесной системы оценки успеваемости цифровой пятибалльной системой.Менялись социально-политические, исторические условия, менялась сама картина мира, а оценивание остаётся без изменений.

В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки достижений учащихся в школе. Главную роль приобретает развитие мотивации достижения успеха, то есть формирование ключевых компетенций учащихся.

Всех волнует вопрос, как сформировать в ученике такие способности, которые позволят выпускнику школы легко влиться в социум, а позднее быстро найти работу в нашем современном обществе и приносить пользу стране.

В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании, который пока идёт как эксперимент в отдельно взятых школах страны.

Майкл Скривен (1967) предложил два вида оценивания: формативное (формирующее) и суммативное.Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.Включает и обратную связь, и самомониторинг. Используется в основном, чтобы обернуться и «перезапустить» процесс преподавания и обучения.Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный прцесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным»(чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствиис критериями и предполагает обратную связь. «Если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)»

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

Критериальное оценивание в сферах обслуживания населения

Коммуникативные компетенции – способность общаться, устанавливать контакты, работать в команде, комфортность;

Информационная к. – навыки поиска, отбора, предъявления информации, решения профессиональных задач с помощью компьютера…

Предпринимательская – способность улавливать требования рынка, овладевать навыками экономическогои правового анализа профессионально – трудовых ситуаций, умением бизнес-планирования…

Способность к эффективному поведению на рынке труда – навыки проектирования профессиональной карьеры, трудоустройства, адаптации на рабочем месте

Способность к самоуправлению – умение ставить и реализовать жизненные цели, организационно –управленческий потенциал.

Что же такое “критериальное оценивание”?

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Необходимо разработать рубрикаторы, которые делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.

Лейбл / Label – характеристика уровня выполнения задания. Однако, к лейблам могут относиться такие качественные характеристики, как: «отличный», «продвинутый», «достаточный», «недополненный», «требующий улучшений».

Показать на примере конкретного урока как ставить критерии, дескриптор, лейбл

Дать учителям задание.

2 группа текст «Осенний лес». Выполнить задания к тексту.

Взаимопроверка работа. Задание: К данным критериям написать дескрипторы, поставить баллы, баллы перевести в оценку.

Рефлексия деятельности. \Подведение итогов\.

Практическая значимость критериального оценивания

Оценивается только работа учащегося.

Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.

Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание решает следующие задачи:

делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;

позволяет ученику точно оценить границы своего знания:

обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

Критериальное оценивание позволяет

Разработать критерии, способствующие получению

качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения совершенствованию содержания

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Источник

Критериальное оценивание учебных достижений.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Критериальное оценивание учебных достижений.

Заседание 2. Проворкова А.Е.

Выступление «Система критериев (мониторинг)»

Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся. «Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.»

В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.

Что такое система оценивания ? Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Появляется так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критериальное оценивание в начальной школе по стандартам второго поколения анализирует путь достижения планируемых образовательных результатов.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

Проблема выставления оценок школьникам – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках традиционной системы образования и поэтому не отражает результат полного усвоения знаний, что не соответствует в полной мере современным требованиям учебной программы.

Предназначение оценки по ФГОС

Критериальное оценивание достижений учащихся базируется на следующих принципах:

1. Принцип ясности и доступности: оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.

2. Принцип направленности на развитие, когда результаты оценивания определяют направление развития системы образования начальной школы, учителей и учащихся начальных классов.

3. Принцип взаимосвязи обучения и оценивания, так как оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.

4. Принцип объективности, достоверности и валидности. Оценивание должно предоставляет точную и надежную информацию, используемые критерии и инструменты должны всесторонне количественно и качественно оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.

5. Принцип непрерывности. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений учащихся начальных классов, для своевременного принятия решений по оптимизации учебного процесса.

Основными видами критериального оценивания учащихся начальных классов являются формативное и суммативное оценивание

Формативное оценивание Formative (формирующее / текущее) Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения(даёт обратную связь). Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе; позволяет определить возможности учащихся, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс. Рефлексивным этапом формативного оценивания является анализ итогов и результатов работ учащихся. Учитель начальных классов должен систематически проводить анализ результатов наблюдения на протяжении всего процесса обучения. Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции. Процесс, влияющий на рост и развитие достижений учащихся.

С.О – процесс измерения, но сами по себе эти измерения не влияют на процесс роста знаний учащихся.

В процессе фиксирования осуществляется сбор доказательств, демонстрирующих знания и навыки обучающихся согласно содержанию учебной программы.

Решение о баллах/уровнях/оценках по результатам суммативного оценивания принимается учителем в соответствии с критериями оценивания.

Для оказания помощи учителю в принятии объективного решения относительно каждого обучающегося к заданиям суммативного оценивания за раздел/сквозные темы разрабатываются дескрипторы, для суммативного оценивания за четверть используются схемы выставления баллов.

Критерии оценки достижений учащихся

Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.

Критерийпризнак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Мерило оценки.

Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

ЭТО ВАЖНО! Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся.

Правильно выбранные критерии оценивания позволяют

1)всесторонне измерить глубину понимания учебного материала

2)ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.

В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.

Вот только при такой прозрачной работе с учениками, при открытом диалоге между учениками и учителем можно объективно оценивать работу учеников, со стороны родителей тоже не будет возражений, такие объективные оценки результатов удовлетворяют всех

Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.

Критерии оценивания устного ответа:

Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;

Использование научной терминологии в контексте ответа;

Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;

Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Критерии оценивания доклада: Содержание раскрывает тему ;

Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;

Оформление реферата соответствует требованиям;

Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;

Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.)

Критерии оценивания выполнения таблицы:

Полное заполнение граф таблицы;

Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;

Эстетичность оформления работы.

Зачем нужны критерии оценки?

Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

Делают процесс оценивания объективным и последовательным

Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа «Я еще не все сделал?».

Создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

Отслеживают прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивают ребенку поддержку в процессе обучения;

Устанавливают обратную связь с учителями и администрацией школы;

Помогают быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:

мотивировать на достижение успеха;

помогать учиться на своих ошибках;

определять наличие тех или иных умений;

формировать действия самоконтроля и самооценки.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Здесь пожалуй наряду с достоинствами технологии критериального оценивания можно и необходимо наверное отметить и некоторые сложные моменты этой системы.

Самое главное ученикам и учительскому составу несомненно нужно переориентироваться на такую систему, изменять свои привычные традиционные взгляды при проведении занятий, при оценке знания учащихся, при подготовке определенных новых тестовых заданий школьникам. Одним словом нужно кардинально менять традиционные системы и перестроить систему учебного процесса для технологии критериального оценивания, все это естественно определенная трудоемкая работа.

Постепенное изменение системы проведения учебных занятий, системы оценивания подготовки школьников потребует определенного адаптационного периода. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки. Традиционная пятибальная система оценки образования естественно является обьективной, но она в современных условиях развития методики системы образования требует дальнейшей методической доработки. Это связано с тем, что учащийся должен дальше прогрессировать, развивать свои знания, подходить творчески к усвоению знания.

Критериальная система направлена не только на оценивание знания учащихся, но и на развитие индивидуальных качеств школьника.

Источник

«Критериальное оценивание учебных достижений как ресурс повышения компетентности учащихся начальных классов»

какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания. Смотреть фото какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания. Смотреть картинку какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания. Картинка про какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания. Фото какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания

Цель: Дать общее представление о новой системе критериального оценивания, и предоставить общие подходы к организации критериального оценивания в школе.

какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания. Смотреть фото какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания. Смотреть картинку какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания. Картинка про какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания. Фото какие возможности появляются у ученика при использовании критериального оценивания

Содержимое разработки

Тема доклада: «Критериальное оценивание учебных достижений как ресурс повышения компетентности учащихся начальных классов»

Цель: Дать общее представление о новой системе критериального оценивания, и предоставить общие подходы к организации критериального оценивания в школе.

«В педагогическом мастерстве учителей

сердцевину образует их способность точно

оценивать прогресс учеников»

Оценивание учащихся является одной самой обсуждаемой и актуальной темой. Часто трудно оценить ученика, когда он балансирует между двумя оценками. Уровень знаний одинаковый, а отношение к учебной деятельности разное. Возникают проблемы с оцениванием.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания (понятие, введенное Робертом Юджином Глейзером, 1963). Такое оценивание отличается от нормативного оценивания, при котором успеваемость ученика устанавливается относительно оцениваемой группы.

Что же такое «критериальное оценивание»?

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека. Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Зачем нужны критерии оценки?

Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

Делают процесс оценивания объективным и последовательным

Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт.

Создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО).

является неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения;

проводится регулярно в течение всей четверти;

обеспечивает обратную связь;

позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок;

применяется учителями для измерения обучения и для помощи в планировании урока.

Предоставляет информацию об успеваемости учащихся по завершении:

разделов/сквозных тем учебных программ,

определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования)

выставляются баллы и оценки;

даётся заключительное суждение;

даёт возможность ученикам показать, чему они смогли научиться.

Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса. Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.

Это интересно! Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Критерии оценки достижений учащихся

Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.

Критерийпризнак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Мерило оценки.

Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

ЭТО ВАЖНО! Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

Для того чтобы сделать процесс оценивания эффективным, учителю рекомендуется:

четко сформулировать критерии оценивания в соответствии с целями обучения;

составить задания в соответствии с целями обучения и критериями оценивания и разработать дескрипторы к ним;

обеспечить обучающихся эффективной обратной связью.

Дескриптор – характеристика, описывающая уровень или качество выполненной учащимся работы по заданию. Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и доступными, чтобы обучающийся понимал, что от него требуется для выполнения задания, а учитель мог предоставлять конструктивную обратную связь в контексте цели обучения.

Пример задания по предмету «Математика», 2 класс

2.4.1.8 Решать задачи двумя действиями и составлять обратные задачи.

Применяет навыки решения задач двумя действиями. Составляет обратные задачи.

1. Решите задачу. Расстояние между двумя лисятами 100 шагов. Какое расстояние будет между ними, если каждый лисенок сделает навстречу другому 35 шагов? 2. Составьте обратные задачи.

Применяет навыки решения задач двумя действиями.

— составляет условие задачи;

— составляет выражения в соответствии с условием задачи;

— соблюдает последовательность действий;

— выполняет действия: сложение и вычитание; вычитание и вычитание.

Составляет обратные задачи.

— составляет условие обратной задачи;

— формулирует вопрос задачи;

— составляет выражения, учитывая последовательность в действиях

Методы формативного оценивания

В повседневной практике формативного оценивания можно использовать следующие методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся в процессе обучения:

«Две звезды и одно пожелание»,

портфолио, журналы, рубрики, викторины, опросы, и многое другое.

Суммативное оценивание предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных работ необходимо учитывать то, что они должны включать в себя вопросы и задания, которые проверяют не только и не столько запоминание фактов или пройденного материала, а навыки более высокого уровня. При разработке таких заданий можно опираться на уровни учебных целей, предложенных в таксономии (классификации) Б. Блума (1956)

Применение формативного оценивания предполагает привлечение родителей. В процессе работы с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы по поводу изменений в системе оценивания, так как знания родителей основаны на предыдущем собственном школьном опыте, который не дает им информацию о формативном оценивании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *