Задраить люки что означает

Надраить палубу и задраить люки!

Задраить люки что означает. Смотреть фото Задраить люки что означает. Смотреть картинку Задраить люки что означает. Картинка про Задраить люки что означает. Фото Задраить люки что означаетПочему такие совершенно разные действия, как герметичное закупоривание и усердное мытьё или натирание до блеска чего-либо, в речи моряков описываются однокоренными глаголами? Что есть драение в его первоначальном смысле?

Как и многие другие морские термины в русском языке, глагол драить заимствован из голландского языка: draaien — «проворачивать, крутить, вертеть». Задраить — значит наглухо закрутить болты на люке, иллюминаторе и тому подобном. В основном же «драить» на корабле относится к натягиванию канатов и верёвок путём их закручивания. Надраить значило «натянуть снасть туго, вытягивать в струнку» — находим у Даля. Раздраить, напротив, значило растянуть врозь, отсюда разговорное слово «раздрай», означающее раздор, ссору.

Каким же образом надраивают палубу? Всем известно, что её ни крутят, ни натягивают, а скоблят и трут до блеска. Дело в том, что на первых российских кораблях (а иногда и на некоторых современных) палубы скоблили деревянными брусками (с мокрым песком вместо чистящего порошка). Такие же деревянные бруски использовались для закручивания снастей, и назывались драйками — отсюда и взялось переносное значение глагола «драить», ныне ставшее его основным — «чистить, натирать до блеска».

Источник

Зачем задраивать законодательные люки

Можно представить, что в языковой картине мира российского лидера власть и законы – это его броня, в которой есть «люки», подлежащие задраиванию. Внимательные слушатели напомнили, что базовый иностранный язык Путина немецкий, а потому он мог иметь в виду немецкое слово Lücke, которое, в частности, означает «пробел», «недостаток», «дыру в законодательстве». В этом случае президент просто заполняет законодательные лакуны – по своему усмотрению.

Кто останется за периметром политической зоны

Именно поэтому процесс контролируемых выборов так важен для российской политики. Это таинство отбора тех, кому разрешается держать в руках еще не принятые законопроекты. Если пассивное избирательное право не ограничивать (а именно право быть избранным ограничивается в России особенно сурово), то получить доступ к еще не принятым законопроектам сможет «кто угодно». Отбор в касту тех, кто может писать законы, еще более сложный.

В историческом смысле это совсем не новость. Выстроив систему власти, российские лидеры обычно задним числом пытались придать своему созданию черты легальности. Инициатором и кодификатором юридизации отношений в российском государстве – за редкими исключениями – была центральная власть. Конечно, в русской истории был период между Великими реформами и революцией 1917 г., когда защита гражданских прав в суде была возможной, но связь с той эпохой полностью утрачена. Преемственности с эпохой «социалистической законности» у сегодняшней России больше.

Российская власть рассматривала и рассматривает законы как инструмент государственной власти, и общество – с равнодушием или возмущением – это принимает. Принимает, но и относится к законам соответствующим образом. Если закон – орудие сильных, то поиск «люков» в них – орудие слабых.

Разговоры о задраивании всех дыр, конечно, лукавство. Законодательство, создаваемое сверху, руками, по сути, «правовых спецслужб» (и просто спецслужб), не может учесть всей сложности ведения бизнеса и разрешения разных конфликтов. Да и нет у него такой задачи. Задача – иметь писаный закон, чтобы в случае неповиновения его применить. А с регулированием контрактных и повседневных отношений отлично справляется российское неписаное право, изучать которое важно, чтобы знать, что делать, когда появится возможность для создания в России ныне не существующей законодательной власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *