Закрытый запрос котировок что это
Закрытый запрос котировок что это
Статья 3.5. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом
(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном статьей 3.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
3. Информация о закрытой конкурентной закупке не подлежит размещению в единой информационной системе. При этом в сроки, установленные для размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, заказчик направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закрытой конкурентной закупки. Иная информация о закрытой конкурентной закупке и документы, составляемые в ходе осуществления закрытой конкурентной закупки, направляются участникам закрытой конкурентной закупки в порядке, установленном положением о закупке, в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. Участник закрытой конкурентной закупки представляет заявку на участие в закрытой конкурентной закупке в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание до вскрытия конверта.
4. Правительство Российской Федерации определяет особенности документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме, а также перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок и порядок аккредитации на таких электронных площадках.
Каков порядок проведения запроса цен по нормам 223-ФЗ и регламент данной процедуры от старта до окончания?
Запрос ценовых котировок по 223-ФЗ представляет собой процедуру отбора поставщика, победителем которой становится участник, предложивший самую низкую цену и отвечающий требованиям заказчика. Также данная процедура закупки именуется как запрос цен, запрос котировок, ценовой мониторинг. Запрос цен ввиду простоты организации и оперативности проведения пользуется широкой популярностью среди заказчиков.
Особенности проведения
Процедура проведения запроса цен предельно проста: заказчик размещает в ЕИС информационное предложение принять участие в определении поставщика для покупки необходимых товаров, работ и услуг. В сообщении максимально точно описывается текущая потребность заказчика в товарах, работах и услугах.
Если поставщика заинтересовал запрос заказчика, то он соглашается с условиями тендера и передает заявку на подписание контракта по 223-ФЗ. В результате заказчик получает целый ряд ценовых предложений, из которых он в дальнейшем выбирает наиболее оптимальный для себя вариант с позиции предложенной стоимости.
Первоначально запрос котировок мог проводиться в бумажной и электронной формах. Но, согласно изменениям в 223-ФЗ, которые были внесены через 505-ФЗ с июля 2018 года, запрос котировок теперь может иметь только две формы (по ч. 3.1 ст. 3 223-ФЗ):
Заказчик на основании указанной правовой нормы может прописать в Положении о закупке иные способы отбора поставщиков, кроме тех, которые перечислены в вышеуказанной статье: конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений. Но указание на то, что заказчик вправе прописать запрос цен в бумажной форме, здесь не прописано. Поэтому во избежание рисков с контролирующими инстанциями рекомендуется проводить запрос цен только в электронном формате.
Более детально запрос цен регламентирует Положение о закупках заказчика. Так, в нем может быть предусмотрено проведение запроса цен с переторжкой или без нее. При переторжке участник не должен постоянно снижать цену, он вправе лишь уменьшить сделанное им предложение на первом этапе и указать на свою окончательную цену. Также заказчик может проводит предквалификационный отбор участников закупки или отбирать по результатам запроса цен нескольких поставщиков. Предварительный отбор используется крайне редко, например, для оказания гуманитарной помощи. Запрос цен не проводится в многоэтапном формате и с правом на подачу альтернативного предложения.
Когда проводится процедура
В положении о закупках заказчик должен предусмотреть не только регламент проведения закупки, но и следующие условия:
Если заказчиком является самофинансируемая организация, муниципальное учреждение, которые проводят торги на внебюджетные средства, то также практикуется применение запроса цен.
Запрос цен не используется, если потребности в закупке вызваны:
В этих случаях закупка осуществляется в неконкурентном формате у единственного поставщика.
Пошаговый алгоритм проведения
Сроки проведения запроса цен законодательно не урегулированы. Обычно они составляют 5-10 дней. Именно поэтому заказчики предпочитают запрос цен, если они ограничены в сроках определения поставщика. Указанные временные рамки заказчику нужно прописать в Положении о закупках по 223-ФЗ.
В закупочной документации заказчику следует отобразить следующие сроки:
Требования к документам
В обязанности заказчика входит размещение извещения о проведении закупки и закупочной документации в ЕИС.
В ЕИС не размещаются сведения о закупках, которые составляют государственную тайну, а также о тех, по которым было принято решение Правительства. К последним относятся закупки, которые не содержат признаков государственной тайны, но Правительство может посчитать, что сведения о таких закупках не нужно размещать в ЕИС.
При подготовке документации по запросу цен заказчику необходимо прописать НМЦК, включая ее обоснование, и требования к размеру обеспечения исполнения заявки на участие и контракта.
Помимо закупочной документации, в открытом доступе размещается проект будущего контракта. Обычно заказчики прикладывают форму заявки на участие в запросе цен, которая имеет рекомендованный характер для участников. Дополнительно прилагается инструкция по заполнению формы на участие.
В процессе закупки заказчик размещает в ЕИС вносимые в документацию изменения и протоколы рассмотрения заявок на участие и определения победителя. В протоколах указываются результаты рассмотрения заявок и голосования по ним. Если в результате подачи заявок на участие подана только одна заявка, то в протокол вносят данные о признании закупки несостоявшейся.
Со стороны поставщика для участия в запросе цен нужно предъявить:
Сегодня заявки на запрос цен не передаются в бумажном конверте: только в виде электронного документа.
Для подтверждения своего соответствия установленным требованиям от поставщика могут потребовать:
Также участником представляется декларация о его соответствии установленным требованиям закупки. Это, в частности, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, ненахождение в стадии признания финансовой несостоятельности или ликвидации, отсутствие решений о приостановлении деятельности компании в административном порядке и пр.
Проведение пошагово
Процедура отбора поставщика через запрос цен предполагает прохождение следующих этапов:
Основания для отмены запроса цен
Заказчик по 223-ФЗ наделен правом отмены закупки в виде запроса цен вплоть до окончания приема заявок на участие в закупке. Такое решение заказчик обязан оформить в письменном формате и разместить его в ЕИС в день принятия.
Таким образом, запрос цен выступает достаточно популярной закупочной процедурой. Она позволяет заказчику оперативно определиться с исполнителем контракта на конкурентной основе. Запрос цен можно использовать, если при выборе поставщика заказчик может ориентироваться только на ценовые параметры. Сроки закупки составляют не более 10 дней. Еще одна особенность запроса цен состоит в том, что заказчик не обязан подписывать контракт по результатам проведения закупки. В рамках запроса цен заказчик приглашает всех заинтересованных лиц подавать заявки на участие в закупке, назначенная им комиссия рассматривает заявки на стадии отбора и отклоняет не соответствующие требованиям извещения, определяет победителя, который предложил самую низкую цену.
Электронный запрос котировок по 44-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Электронный запрос котировок — один из самых простых и популярных способов проведения электронных торгов. В 44-ФЗ содержится следующее определение этого процесса:
Запрос котировок — это процедура выбора поставщика путём размещения в ЕИС извещения для неограниченного круга лиц, в которой победителем признаётся поставщик, соответствующий заявленным требованиям и предложивший наименьшую цену.
То есть единственным критерием отбора выступает цена на товары, работы или услуги. При этом важно, чтобы документация поставщика соответствовала требованиям закона и заказчика.
Раньше запрос котировок могли проводить на бумаге и в электронном виде, но с 2019 года законодательство изменилось. Теперь эту процедуру можно проводить только в электронном виде.
Запрос котировок имеет следующие особенности:
Электронный запрос котировок отличается от бумажного тем, что срок его проведения зависит от НМЦК. Законом установлены единые сроки: публикация извещения в ЕИС должна состояться не менее, чем за 5 рабочих дней до его проведения. То есть у поставщиков должно быть как минимум 5 рабочих дней на подачу заявок.
Электронный запрос котировок
Документация в запросе котировок не предусмотрена, вместо этого используются извещения для неограниченного круга лиц. Такое извещение публикуют в ЕИС.
Победителем становится тот, кто предложит самую низкую цену, а также соответствует требованиям заказчика, указанным в извещении.
Требования к проведению электронного запроса котировок
Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях:
Запрос котировок не проводится в следующих случаях:
Это нужно учитывать при выборе такого способа определения поставщика, как электронный запрос котировок.
Инструкция по проведению запроса котировок в электронной форме
Шаг 1. Заказчик размещает извещение в единой информационной системе (ЕИС) и даёт участникам не менее 4 рабочих дней на подачу заявок. Этот срок отсчитывается со следующего дня после даты публикации извещения. Дата окончания подачи заявок, как и дата размещения извещения, не входит в эти четыре рабочих дня. При этом заказчик вправе установить больший срок подачи заявок.
Важно учесть, что заказчик не имеет права редактировать извещение после размещения в ЕИС. Запрос котировок можно только отменить — не позднее, чем за 1 час до срока окончания подачи заявок. То есть, если в извещении обнаружилась ошибка, его можно отменить, а затем разместить новое. Ответственность за ошибки в извещении возлагается на контрактного управляющего или на руководителя организации — эти полномочия должны быть утверждены внутренним приказом.
Шаг 2. Участники запроса котировок подают свои заявки и получают идентификационные номера в течение часа после подачи.
Шаг 3. Когда срок подачи заявок истекает, собирается комиссия и определяет победителя. На это отводится 1 рабочий день. Члены комиссии проводят заседание очно, но при этом работают на электронной площадке и каждый подписывает протокол своей электронной подписью. Затем уполномоченный сотрудник заказчика размещает протоколы на ЭТП, и в течение 3 часов после их размещения направляет победителю этой закупки проект контракта.
Шаг 4. В течение 1 рабочего дня после получения проекта контракта победитель должен его подписать.
Шаг 5. У заказчика есть 1 рабочий день на подписание контракта, но при этом контракт не может быть заключён ранее, чем через два рабочих дня после размещения протокола.
Какую информацию содержит извещение о проведении запроса котировок
В состав извещения о проведении запроса котировок входит следующая информация:
Обеспечение исполнение контракта устанавливается, если НМЦК указана в диапазоне от 500 тысяч до 3 млн рублей.
Требования к заказчику. Заказчик должен прикрепить к извещению проект контракта и обоснование НМЦК.
Законом ограничен допуск к участию в запросе котировок иностранных государств. Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму. Также важно помнить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.
Требования к участникам. С 1 апреля 2021 года заказчик может потребовать, чтобы участник прикрепил к заявке лицензию, подтверждающую право этого участника оказывать услуги, которые на территории Российской Федерации требуют лицензирования.
Содержание заявки поставщика при проведении электронных котировок
Для подачи заявок участнику закупки нужна регистрация в ЕИС и аккредитация на площадке. Заявку нужно подавать до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок.
В состав заявки участника входят следующие разделы:
Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает, что участник закупки согласен на поставку товара на условиях, указанным заказчиком в извещении.
Оператор ЭТП присваивает заявке идентификационный номер или возвращает её участнику, если обнаружит нарушения.
В каком случае могут не принять заявку:
Оператор проверяет наличие аккредитации на ЭТП, а также смотрит, нет ли поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если заказчик установил такое требование. Если срок аккредитации истекает меньше чем через 3 месяца, заявку отклонят.
В заявке поставщик указывает характеристики предлагаемого товара в соответствии с теми показателями, которые установил заказчик (товарный знак (при наличии) и страну происхождения по классификатору стран мира). Если предметом закупки являются работы, услуги, то никакие характеристики указывать не надо.
Указать эту информацию можно разными способами: в структурированной форме на площадке, воспользовавшись справочником и выпадающим списком стран, по классификатору стран мира, или прикрепить вложенный файл с описанием товара и указанием страны происхождения.
В дополнение к информации, которую участник указывает в заявке, оператор добавляет информацию с сайта zakupki.gov.ru — это документы, которые участник загружает при регистрации и получении аккредитации, и должен следить за их актуальностью.
Рассмотрение заявок при проведении котировок членами комиссии
Рассмотрение заявок проводится в течение одного рабочего дня после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.
Если заявку отклоняют, всегда указывают обоснование. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.
Почему заявку могут отклонить:
Подписание протокола комиссией
Заказчик назначает ответственного сотрудника, который размещает протокол на электронной площадке. Этот сотрудник может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи. Перед размещением протокола он проверяет, есть ли кворум.
Уполномоченный сотрудник добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Затем он оформляет протокол, где отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии. В своём личном кабинете он может отслеживать действия других членов комиссии — кто подписал протокол, а кто ещё нет.
Заключение контракта по итогам запроса котировок в электронной форме
После того как протокол размещают на площадке, заказчик в течение 3 часов вносит в проект контракта всю недостающую информацию и направляет победителю. Победитель должен подписать контракт в течение 1 рабочего дня. В момент подписания необходимо приложить обеспечение исполнения контракта (в виде банковской гарантии либо платежки), если это входило в требования заказчика.
Затем у заказчика есть также 1 рабочий день для подписания контракта со своей стороны. Контракт включается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней.
Когда запрос котировок признают несостоявшимся
Электронный запрос котировок может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
В последнем случае не имеет значения, один участник принял участие в котировках или их было несколько, но другие заявки отклонили. В этом случае заказчик обязан заключить контракт с победителем как с единственным поставщиком. Если не подано ни одной заявки или все были отклонены, то заказчик вправе провести новую закупку.
Заключение
Электронный запрос котировок — удобный способ выбора поставщика, подходящего по расценкам и качеству. Для поставщиков этот способ также удобен, но имеет один минус — участвовать в запросе котировок может любой поставщик, что существенно повышает конкуренцию.
Для успешного участия в торгах путём электронного запроса котировок или другими способами предлагаем воспользоваться услугой «Астрал.Тендер». Это комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам. Можно выбрать один из трёх вариантов работы: получить доступ к бесплатным онлайн-урокам и разобраться во всех тонкостях закупок самостоятельно, пройти платное обучение с обратной связью или воспользоваться услугой тендерного сопровождения — отдать процесс ведения тендеров и закупок на аутсорс и получать готовые сделки.
Все о запросах котировок
Мы как-то писали про аукцион и тонкости участия в нем. Продолжая тему закупочных процедур, остановимся подробнее на запросе котировок: как подготовить свое предложение и что делать, если заказчик отклонил заявку, процедура не состоялась или отменена.
Запрос котировок — одна из самых простых и популярных у заказчиков процедур. Верхний порог такой закупки — 500 000 рублей, ее можно провести быстро. Единственный критерий для определения победителя — цена. Для поставщиков тоже есть преимущества: заявку легко подготовить, заказчик не обязан требовать финансовое обеспечение заявки и исполнения контракта.
Подача заявок
1. Сроки подготовки заявки
Заказчик размещает закупку и проект контракта не меньше чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Этот срок можно сократить до 4 дней, если:
Срок подачи заявок в электронном запросе котировок составляет 5 рабочих дней независимо от НМЦ.
Заказчик может изменить извещение, но максимум за два дня до завершения приема заявок.
Заказчик? Составьте план из этапов и сроков проведения закупок автоматически с помощью Контур.Снаба.
2. Состав заявки на бумаге и в электронном виде
44-ФЗ не регламентирует образец бумажной заявки, но заказчик должен приложить форму, по которой поставщик готовит свое предложение. В документе нужно указать:
Требовать другие документы заказчик не имеет права (ст. 73 44-ФЗ).
Заявка в электронной форме должна содержать те же документы и информацию, что и бумажная заявка. Исключение в том, что декларации участника предоставляются средствами ЭТП:
3. Способ отправки
С 1 января 2019 провести обычный запрос котировок можно только электронном виде на ЭТП госзакупок. На бумаге остались котировки для ликвидаций ЧС, для закупок за границей, для оказания неотложной помощи.
В случае с бумажной котировкой есть риск не успеть подать заявку вовремя, из-за того что сроки ограничены. Поэтому держите наготове шаблон заявки, которую заказчики уже принимали. Анализируйте цены, с которыми побеждают ваши конкуренты, чтобы понимать, с каким предложением больше шансов победить.
Если заказчик находится в вашем городе, лучше привезти заявку лично. Передать ее комиссии можно прямо на процедуре вскрытия конвертов. Если такой возможности нет, отправляйте заказным письмом или надежной курьерской службой.
В электронной котировке все проще: нужно просто вовремя подать заявку на ЭТП.
Что делать, если заявку отклонили
Котировочная комиссия заказчика может отклонить только те заявки, которые не подходят под условия закупки:
Заказчик должен проинформировать поставщика о том, что его заявку отклонили. В извещении он указывает конкретную причину и ссылку на статью закона, по которой заявка не соответствует требованиям.
Нельзя отклонить заявку, если в ней нет документов, не предусмотренных ст.73 44-ФЗ. Например, заказчик не имеет права требовать от поставщика:
Если заказчик не прав, подавайте жалобу в ФАС. Если претензии заказчика обоснованы, подать новую заявку вы уже не сможете. По мнению ФАС и Минэк, отклоненные участники не могут подать новую заявку, если запрос котировок не состоялся из-за того, что все заявки отклонили, а процедуру продлили. Учтите ошибки и готовьтесь к следующим закупкам.
Определение победителя
Поставщик предлагает цену контракта в своей заявке. В отличие от электронного аукциона, уходить в минус и доплачивать заказчику за получение контракта нельзя. Про «переход через ноль» мы писали в этой статье.
В запросе котировок есть смысл участвовать, если доходы от заключения контракта превышают расходы, связанные с его заключением. Если вы установите слишком низкую цену на свои услуги и победите, придется исполнять контракт по этой цене, иначе попадете в РНП. Отозвать и скорректировать свою заявку можно, только если заказчик что-то поменял в извещении.
Если несколько участников предложили одну и ту же самую низкую цену, победителем признается тот, чья котировочная заявка поступила раньше. Это правило рождает дилемму в случае подачи заявки:
В объявленный день заказчик вскрывает все конверты одновременно. Все участники запроса котировок вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 2 ст. 78 44-ФЗ), делать аудио- и видеозапись.
Доступ к электронным заявкам ЭТП открывает одновременно в указанный в извещении срок. Электронные заявки рассматриваются на следующий рабочий день после окончания срока подачи заявок.
Объявление результатов и заключение контракта
Заказчик размещает в ЕИС протокол об итогах котировки, в котором прописывает информацию обо всех поданных заявках, включая отклоненные, с обоснованием отказа в участии. Отдельно экземпляр протокола высылается победителю.
Исполнитель, выбранный по итогам котировки, предоставляет выписку из ЕГРЮЛ и подписывает контракт. Законом этот срок ограничен: не раньше чем через 7 дней и не позже 20 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок. В этот же срок нужно предоставить обеспечение контракта, если заказчик выставил такое требование.
Если контракт не подписан в срок, исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек с победителя. Обязанность заключить контракт в этом случае переходит на участника, занявшего второе место.
Любой участник запроса котировок может обжаловать ее результаты в течение 5 дней после публикации протокола (ч. 3 ст. 105 44-ФЗ). По решению ФАС подписание контракта могут отложить или отменить.
Если запрос котировок по 44-ФЗ не состоялся
Если подана только одна заявка или среди всех только одна соответствует требованиям, закупку признают несостоявшейся и контракт подписывают с единственным претендентом. Если котировочная комиссия отклоняет все заявки, то срок приема продлевают еще на 4 рабочих дня. Об этом заказчик должен сообщить в ЕИС в течение 1 рабочего дня. Если даже после продления приема заявок нет, заказчик меняет свой план-график и вновь проводит закупку: этим или другим способом.
Определение поставщика может быть отменено, но не позже, чем за два дня до истечения срока подачи заявок. Если закупка отменяется, заказчик в течение суток вносит изменения в план-график: переносит закупку или исключает ее.
Информация, что запрос котировок не состоится, немедленно публикуется в ЕИС и отправляется каждому, кто подал заявку. С этого момента закупка считается отмененной.
Более подробно о правилах проведения запроса котировок можно прочитать в 11-й части цикла «44-ФЗ простым языком».
Ответим на вопросы
Инструкция по закрытым закупкам по 223-ФЗ
Закрытая закупка по 223-ФЗ — это тендер, участником которого вправе стать только приглашенная заказчиком организация. Информация о таком тендере не публикуется в ЕИС.
Скачать постановление правительства № 1663 от 25.12.2018 из КонсультантПлюс |
Что такое закрытые торги
Под закрытыми торгами понимаются закупки, проводимые по 223-ФЗ, поучаствовать в которых вправе не любой заинтересованный участник, а только специально приглашенное к участию лицо. Основные правила и порядок, в котором проводятся закрытые процедуры по 223-ФЗ, оговорены в ст. 3.5 этого Федерального закона.
В части 1 этой статьи указаны формы проведения таких тендеров:
Также в законе описаны следующие общие правила проведения таких тендеров:
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закрытые процедуры без ошибок.
Случаи проведения
В части 1 статьи 3.5 223-ФЗ перечислены следующие случаи, когда заказчик проводит тендеры, выбирая контрагента из числа специально приглашенных компаний:
Порядок проведения
Федеральный закон устанавливает общие правила, как проводить закрытые закупки по 223-ФЗ, особенность закупок по этому нормативному акту состоит в том, что большая доля регулирования отдана непосредственно заказчикам. Каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, издает собственное положение о закупке, в котором подробно описывает порядок проведения тендеров и даже вправе устанавливать уникальные их формы, не перечисленные в законе.