Здорово дневали что значит
Приветствия донских казаков
У казаков жена всегда обращалась к мужу только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свекор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.
Казачка, обращаясь к незнакомому казаку, называла его «мужчина». «Мужик», считалось оскорбительным словом.
На приветствие мужчины казачки отвечали легким поклоном. Между собой у казачек принято было обниматься, с поцелуем и беседовать.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье — «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали — «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин…!».
При исполнении Гимна Войска Донского или России казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.
Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька». К пожилому казаку или казачке обращались «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка».
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Прости ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили, тоже поминая господа: «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
Приветствия донских казаков
У казаков жена всегда обращалась к мужу только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свекор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.
Казачка, обращаясь к незнакомому казаку, называла его «мужчина». «Мужик», считалось оскорбительным словом.
На приветствие мужчины казачки отвечали легким поклоном. Между собой у казачек принято было обниматься, с поцелуем и беседовать.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье — «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали — «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин…!».
При исполнении Гимна Войска Донского или России казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.
Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька». К пожилому казаку или казачке обращались «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка».
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Прости ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили, тоже поминая господа: «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
terskiykazak
Терский казак
Мне посчастливилось в недавнем времени побывать на пресс-конференции с представителем Смоленского казачьего Круга — настоящим казаком, и он помог мне ответить на заданные вопросы. Слово «казак» означает — вольный человек. Беглые крестьяне уходили на окраины России из-за непосильного труда на барских усадьбах. Люди бежали от побоев, каторги и несправедливости подальше от тюрем и хозяев. Многие из них, действительно, становились разбойниками. Но большинство сбивалось в общины, выбирало на сходах («кругах») начальника — атамана, а также его помощника — есаула.
Первая община вольных русских казаков зародилась на Дону. В настоящее время имеется множество поселений казаков — запорожские, кубанские, терские. Чем занимались казаки? Сельским хозяйством. Но! В 18 веке Московское правительство превратило казачество в замкнутое военное сословие. Казаки были обязаны вести воинскую службу — охранять границы России. Чтобы они были верными царю и отечеству, им были предоставлены льготы и привилегии. Казаки считают себя особым народом, можно сказать, что они гордятся своим положением. У казачьего народа сложились свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Сын верстанного казака тоже будет являться казаком и вся его семья в дальнейшем будет принадлежать названному роду. Казаки ведут праведную жизнь: почитают родителей и стариков. Они живут большими семьями и не приветствуются браки с «иногородними». Казаки — очень набожные люди. Самые большие ценности для них — это Вера и Родина — Россия. За святую Русь шли с крестным знаменем. Основная задача казака — военная: Охранять рубежи Родины.
Среди Смоленского казачества большинство составляют «приписные» казаки т.е. не являющиеся потомственными, но есть и «природные». Атаман Смоленского казачества — Александр Культяпкин. На военную службу казак является со своим конем (хотя уже, как шутит атаман, кони обычно те, что «под капотом машин»), с полным вооружением и обмундированием «справой». Казаки мастерски владеют шашкой, саблей, имеют кинжал и нагайку.
В казачьем полку найдется место и девушке, но обычно с девушек требует поменьше, чем с юношей. А также жены казаков становятся казачками.У казачьего народа общий досуг, соревнование в верховой езде, джигитовка.
«Здорово дневали!» — приветствуют казаки друг друга и отвечают: «Слава богу!». Приветствие изменяется в зависимости от времени суток (дневали/почивали/вечеряли), а ответ остается всегда неизменным. А казачье «Любо!» схоже с нашим «Ура!».
Многие русские и советские писатели посвящали свои произведения казачеству. Например, у Льва Николаевича Толстого есть замечательная повесть «Казаки», где граф Оленин живет среди казаков, учится их быту и обычаям. Настоящим гимном русскому казачеству является произведение Михаила Шолохова «Тихий Дон». Вот так всего лишь за одну встречу с атаманом можно узнать: как здороваться «показаковски», почему разбойники, и кто же такие казаки в нашей истории!
Как коммуницируют казаки
Всегда, оказываясь на казачьих сходах (их называют, как правило, «круг»), я удивлялась обычаю присутствующих кричать «Любо!» в знак одобрения чего-то, при голосовании, и «Нелюбо!», если казакам что-то не нравится и они с чем-то не согласны. Откуда пошел такой обычай?
Все ставропольские казаки, да и не только, наверняка знают этот возглас. «Любо!» – выражение любви и признательности к тому, что очень понравилось. Рассказывают, что зародилась эта традиция на Дону. А, к примеру, краснодарские казаки никогда так не кричали. В Забайкалье казаки на кругах и сходах тоже не кричали «любо», а голосовали снятыми с голов шапками.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.
Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька». К пожилому казаку или казачке обращались «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка».
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Прости ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили, тоже поминая господа: «Храни тебя Господь», «Спаси Христос».
Здорово дневали что значит
В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье – “Здорово, казаки!”, “Здорово дневали”, ”Здорово бывали, казаки!” или “Здоровенько булы казаки!”. Казаки отвечали – “Слава Богу”. В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: “Здравия желаю, господин…!”.
При исполнении Гимна России, края, войска согласно Уставу снимали головные уборы.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.
Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя “дядя”, “тетя”, “тетка”, “дядька” и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: “батя”, “батько”, “диду”, “баба”, “бабуня”, “бабушка”, добавляя, если знали, имя.
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: “Простите меня, пожалуйста”, “Прости, ради Бога”, “Прости Христа ради”. Благодарили за что-либо: “Спасибо!”, “Храни тебя Господь”, “Спаси Христос”. На благодарение отвечали: “На здоровье”, “Не за что”, “Пожалуйста”.